Напоминание

"Строение рояля"


Автор: Егерь Марина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Строение рояля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Строение рояля

Все мы очень любознательные люди и нам всегда интересно, как же

работает то или иное устройство. Я задалась этим вопросом, будучи

музыкантом-пианистом. Итак, каково же строение пианино?

Надеюсь, ни для кого не станет открытием, что пианино является

струнно-клавишным инструментом. Да, у пианино и гитары куда больше

общего, чем может показаться на первый взгляд, хотя логика игры на них и

принципиально разная. Бывает забавно услышать на вопрос «Сколько у

пианино струн?» ответ вроде «Ты с ума сошёл, какие струны на пианино?! А

вот клавиш много». Итак, количество струн на нём колеблется от 220 до 240,

а клавиш 85 или 88.

Корпус пианино состоит из различных пород древесины, склеенных в

несколько слоёв,

наружный слой полируется. Струны натягиваются на

чугунную раму, расположенную над деревянной резонансной декой. С одной

стороны они держатся на металлических штифтах (это крепежное изделие,

сделанное в виде стержня, которое фиксируется в строго определенном

положении), а с другой прикрепляются к металлическим колкам, на которые

наматываются струны и с помощью которых осуществляется настройка

инструмента.

Современные рояли имеют диапазон 7 с четвертью октав. Каждой

клавише соответствует по 3 струны в среднем и верхних регистрах, 2 струны

в басовом и одна в самом низком регистре. Музыкант, нажимая на клавишу,

приводит

в

движение

молоточек,

который

связан

с

ней

сложной

механической системой. Головка молоточка обтянута особым войлоком –

фильцем; одновременно с нажатием клавиши и ударом молоточка по струне

от нее отделяется демпфер — устройство для гашения колебаний или их

предотвращения. Звук возникает при ударе молоточка по хору струн, каждый

хор струн в свою очередь настроен в унисон. При нажатии на правую педаль

от струн отделяются все демпферы – это даёт возможность продлевать и

связывать звуки, усиливать и обогащать звучание в целом. Нажатие левой

педали сдвигает все молоточки вправо (у рояля) или приближает молоточки к

струнам (пианино), что ослабляет звучание инструмента и изменяет его

тембр.

Теперь вы имеете общее представление о строении пианино и о том,

как происходит процесс звукоизвлечения. Как минимум у вас более не

должно вызывать удивление, почему при слабом нажатии на клавишу звук

тише, чем если ударите по ней со всей силы. И, главное, теперь вы

понимаете, зачем нужно настраивать свой инструмент.

Струны на пианино, хотя и натянуты куда прочнее, чем на уже

упомянутой гитаре (на которой строй вообще нужно восстанавливать после

каждой плотной на ней игры) тоже имеют свойство расстраиваться, все-таки

молоточки, хотя и не настолько сильно, но все же вносят свою роль в процесс

ослабления струн, так что если вы будете пренебрегать настройкой, то не

удивляйтесь, если через год ноты будут звучать не так чисто, а через пять

при нажатии на клавишу «ре» услышите «до».

Теперь вы видите, что клавишные инструменты характеризуются

тонкостью и сложностью, а человек, который его изобрел — настоящий

гений. Прогресс, правда, не стоит на месте, хотя современные синтезаторы и

midi-клавиатуры, как это ни парадоксально, куда проще в создании. Но вот

способны ли они заменить классическое пианино — вопрос крайне спорный.



В раздел образования