Автор: Фахретдинова Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: Салават
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа с семьей,воспитывающей ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд»
(В.А. Сухомлинский)
Неизменно актуальной в работе ДОУ является проблема взаимодействия детского
сада и семьи. В законе «Об образовании Российской Федерации»
отмечено, что
«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими
лицами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального развития личности ребенка» (Статья 44. Права, обязанности и
ответственность
в
сфере
образования
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся).
В связи с этим мы, педагоги понимаем, что без совместной работы с семьёй
педагогическое воздействие теряет всякую силу, так как участие родителей в жизни
ДОУ, группы, помогает им увидеть своих детей совсем в другой обстановке, в другом
общении, чем дома. Семья и детский сад дают ребенку первый социальный опыт и
только вместе они создают все необходимые условия для жизни ребенка в огромном и
пока еще непонятном для него мире.
Хочу остановиться на вопросах работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. В
законе «Об образовании в Российской Федерации» определено: «Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья это физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-
педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий» (статья Статья 79: Организация получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).
Группу, где я работаю воспитателем, посещают дети с нарушением зрения.
Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс группы
является необходимым условием для осуществления сотрудничества.
Основная цель моего взаимодействия с семьями: установить доверительные
отношения с детьми, родителями, объединится в одну команду, добиться от родителей
проявления желания делиться друг с другом своими проблемами и совместно их
решать.
Я выделила три направления в работе с родителями: помочь родителям в
соблюдении рекомендаций врача офтальмолога (знание родителями диагноза ребёнка,
особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать
зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр дома в
зависимости от диагноза ребёнка); повышение уровня педагогических знаний
родителей; оказание педагогической и психологической помощи родителям в
вопросах воспитания детей, так как и дети, и родители, имеющие ребенка с ОВЗ,
требуют особого подхода.
В моей работе бывают и сложности в отношениях с родителями, которые могут
быть связаны со следующими причинами:
например, не сбываются взаимные
ожидания каких либо результатов; или проявляется с недоверие родителей в
отношении воспитателей, (бывают в нашей работе и такие нюансы). В результате
непонимание между семьёй и воспитателями всей тяжестью ложится на ребенка. Это
свидетельствует о том, что необходимо искать новые формы в сотрудничество с
семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Они могут быть и новыми, и традиционными, но
зная особенности индивидуального подхода к каждой семье, можно добиться больших
результатов в сотрудничестве.
Все эти аспекты я стараюсь учитывать при
сотрудничестве с семьей, наиболее полно использовать традиционные формы
взаимодействия и естественно ищу новые, интересные формы.
Много пишут о современных формах, которые используются педагогами: это и
устные
журналы,
экскурсии,
родительские
клубы,
акции,
оздоровительные
мероприятия,
игры,
круглый
стол"
по
любой
теме;
тематические
выставки;
диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; семейные
спортивные встречи; почта доверия (почтовый ящик); открытые занятия для
просмотра родителей; родительский клуб; конкурс семейных талантов; сайт ДОУ;
нетрадиционные родительские собрания; досуговые праздники; совместные досуги;
акции; участие родителей в конкурсах, выставках. Я стараюсь использовать их в своей
работе, так как они очень помогают в совместной работе с семьей. Но планируя ту или
иную форму работы, я всегда исхожу из анализа представлений о родителях своей
группы: готовы ли они к сотрудничеству в той или иной форме; есть ли у них желание
к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. А уже с учётом этого использую
наиболее понравившуюся им форму работы, естественно предъявляя следующие
требования
к
взаимодействию:
проявление
родителями
заинтересованности,
готовности к контакту, и ожидаемый результат.
Например, одна из форм почта доверия (почтовый ящик); в который родители
помещают записки со своими вопросами, идеями и предложениями к педагогам ДОУ.
А ответы освещаются на родительских собраниях, где в совместном обсуждении
находится решение. Такая форма работы эффективна: она позволяет родителям
находить ответы на многие свои вопросы.
Одной и форм работы с родителями это «Минутка доверия». В чем она
заключается? Родители, имеющие, детей с ОВЗ ранимы, иногда незащищены от
негативного отношения окружающего мира. Им хочется услышать доброе слово,
полезный совет, да иногда просто услышать слова поддержки. Для работы с такими
семьями существует психологическая служба. Но не каждый, по ряду известных
только им причин, обращается к специалистам. И иногда воспитатель выступает в
роли «исповедника». Это очень высокое доверие родителей и я его стараюсь
оправдать, потому что в такую минуту родители делятся самыми сокровенными
мыслями и ждут от меня нужного им совета, одобрения их воспитательного процесса с
детьми дома, а иногда просто слов поддержки.
Одной из самых традиционных познавательных форм работы с семьей остается
родительское собрание. Однако из опыта работы я знаю, что родители неохотно
откликаются на собрание, которое проводится в виде отчетов и поучающих бесед, что
вполне понятно. Поэтому решила изменить форму проведения собрания для того,
чтобы родители, активно участвовали в ходе всего собрания. Данный подход
потребовал более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал
ощутимее. Собрания провожу в форме чаепитий, деловых игр; дискуссий, особенно
родителям нравится такая форма проведения как собрание родителей вместе с детьми:
показываем с детьми фрагменты занятий, конкурсных выступлений, провожу
конкурсы «дети - родители», выставки рукоделий мам и мастерства бабушек.
Родители принимают активное участие в мастер - классах. Именно поэтому процент
посещения собраний высок и родители дают самые положительные отзывы о такой
форме сотрудничества. Самая популярная и любимая всеми форма работы досуговая,
поэтому
доброй
традицией
стало
проведение
оздоровительных
мероприятий,
спортивных состязаний и соревнований с участием родителей. Подобные мероприятия
сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке,
укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Я убеждена в том, что чем
лучше налажено общение между семьей и воспитателем, тем большую поддержку
получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна
впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет
успешным. У нас одна важная задача: воспитывать будущих созидателей жизни!
Подготовил воспитатель МАДОУ № 18 г. Салавата Фахретдинова М.И.