Напоминание

Работа с семьей,воспитывающей ребенка с ОВЗ


Автор: Фахретдинова Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: Салават
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа с семьей,воспитывающей ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд»

(В.А. Сухомлинский)

Неизменно актуальной в работе ДОУ является проблема взаимодействия детского

сада и семьи. В законе «Об образовании Российской Федерации»

отмечено, что

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют

преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими

лицами.

Они

обязаны

заложить

основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального развития личности ребенка» (Статья 44. Права, обязанности и

ответственность

в

сфере

образования

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних обучающихся).

В связи с этим мы, педагоги понимаем, что без совместной работы с семьёй

педагогическое воздействие теряет всякую силу, так как участие родителей в жизни

ДОУ, группы, помогает им увидеть своих детей совсем в другой обстановке, в другом

общении, чем дома. Семья и детский сад дают ребенку первый социальный опыт и

только вместе они создают все необходимые условия для жизни ребенка в огромном и

пока еще непонятном для него мире.

Хочу остановиться на вопросах работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. В

законе «Об образовании в Российской Федерации» определено: «Обучающийся с

ограниченными возможностями здоровья это физическое лицо, имеющее недостатки в

физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания

специальных условий» (статья Статья 79: Организация получения образования

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Группу, где я работаю воспитателем, посещают дети с нарушением зрения.

Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс группы

является необходимым условием для осуществления сотрудничества.

Основная цель моего взаимодействия с семьями: установить доверительные

отношения с детьми, родителями, объединится в одну команду, добиться от родителей

проявления желания делиться друг с другом своими проблемами и совместно их

решать.

Я выделила три направления в работе с родителями: помочь родителям в

соблюдении рекомендаций врача офтальмолога (знание родителями диагноза ребёнка,

особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать

зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр дома в

зависимости от диагноза ребёнка); повышение уровня педагогических знаний

родителей; оказание педагогической и психологической помощи родителям в

вопросах воспитания детей, так как и дети, и родители, имеющие ребенка с ОВЗ,

требуют особого подхода.

В моей работе бывают и сложности в отношениях с родителями, которые могут

быть связаны со следующими причинами:

например, не сбываются взаимные

ожидания каких либо результатов; или проявляется с недоверие родителей в

отношении воспитателей, (бывают в нашей работе и такие нюансы). В результате

непонимание между семьёй и воспитателями всей тяжестью ложится на ребенка. Это

свидетельствует о том, что необходимо искать новые формы в сотрудничество с

семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Они могут быть и новыми, и традиционными, но

зная особенности индивидуального подхода к каждой семье, можно добиться больших

результатов в сотрудничестве.

Все эти аспекты я стараюсь учитывать при

сотрудничестве с семьей, наиболее полно использовать традиционные формы

взаимодействия и естественно ищу новые, интересные формы.

Много пишут о современных формах, которые используются педагогами: это и

устные

журналы,

экскурсии,

родительские

клубы,

акции,

оздоровительные

мероприятия,

игры,

круглый

стол"

по

любой

теме;

тематические

выставки;

диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; семейные

спортивные встречи; почта доверия (почтовый ящик); открытые занятия для

просмотра родителей; родительский клуб; конкурс семейных талантов; сайт ДОУ;

нетрадиционные родительские собрания; досуговые праздники; совместные досуги;

акции; участие родителей в конкурсах, выставках. Я стараюсь использовать их в своей

работе, так как они очень помогают в совместной работе с семьей. Но планируя ту или

иную форму работы, я всегда исхожу из анализа представлений о родителях своей

группы: готовы ли они к сотрудничеству в той или иной форме; есть ли у них желание

к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. А уже с учётом этого использую

наиболее понравившуюся им форму работы, естественно предъявляя следующие

требования

к

взаимодействию:

проявление

родителями

заинтересованности,

готовности к контакту, и ожидаемый результат.

Например, одна из форм почта доверия (почтовый ящик); в который родители

помещают записки со своими вопросами, идеями и предложениями к педагогам ДОУ.

А ответы освещаются на родительских собраниях, где в совместном обсуждении

находится решение. Такая форма работы эффективна: она позволяет родителям

находить ответы на многие свои вопросы.

Одной и форм работы с родителями это «Минутка доверия». В чем она

заключается? Родители, имеющие, детей с ОВЗ ранимы, иногда незащищены от

негативного отношения окружающего мира. Им хочется услышать доброе слово,

полезный совет, да иногда просто услышать слова поддержки. Для работы с такими

семьями существует психологическая служба. Но не каждый, по ряду известных

только им причин, обращается к специалистам. И иногда воспитатель выступает в

роли «исповедника». Это очень высокое доверие родителей и я его стараюсь

оправдать, потому что в такую минуту родители делятся самыми сокровенными

мыслями и ждут от меня нужного им совета, одобрения их воспитательного процесса с

детьми дома, а иногда просто слов поддержки.

Одной из самых традиционных познавательных форм работы с семьей остается

родительское собрание. Однако из опыта работы я знаю, что родители неохотно

откликаются на собрание, которое проводится в виде отчетов и поучающих бесед, что

вполне понятно. Поэтому решила изменить форму проведения собрания для того,

чтобы родители, активно участвовали в ходе всего собрания. Данный подход

потребовал более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал

ощутимее. Собрания провожу в форме чаепитий, деловых игр; дискуссий, особенно

родителям нравится такая форма проведения как собрание родителей вместе с детьми:

показываем с детьми фрагменты занятий, конкурсных выступлений, провожу

конкурсы «дети - родители», выставки рукоделий мам и мастерства бабушек.

Родители принимают активное участие в мастер - классах. Именно поэтому процент

посещения собраний высок и родители дают самые положительные отзывы о такой

форме сотрудничества. Самая популярная и любимая всеми форма работы досуговая,

поэтому

доброй

традицией

стало

проведение

оздоровительных

мероприятий,

спортивных состязаний и соревнований с участием родителей. Подобные мероприятия

сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке,

укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Я убеждена в том, что чем

лучше налажено общение между семьей и воспитателем, тем большую поддержку

получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна

впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет

успешным. У нас одна важная задача: воспитывать будущих созидателей жизни!

Подготовил воспитатель МАДОУ № 18 г. Салавата Фахретдинова М.И.



В раздел образования