Автор: Екатерина Григорьевна Антипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: город Кандалакша
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Раздел: дошкольное образование
Антипова Екатерина Григорьевна
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ЗАНЕСЕННЫЕ
В КРАСНУЮ КНИГУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Паспорт проекта:
•
Тип проекта: практико-ориентированный.
•
Вид проекта: исследовательский, творческий.
•
Продолжительность: краткосрочный.
•
Участники проекта: дети 5- 7лет, родители, воспитатель группы.
Цели проекта:
•
Образовательные: познакомить дошкольников с Красной книгой;
раскрыть основные причины сокращения численности видов животных;
изучить меры, необходимые для их сохранения.
•
Развивающие: привить чувства сопереживания к проблемам
окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы.
•
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным;
воспитывать умение работать с источниками информации; помочь осознать,
что главная общечеловеческая ценность – жизнь.
Задачи проекта:
•
Выяснить, какие животные находятся на грани исчезновения.
•
Освоить основы экологической грамотности.
•
Воспитание чувства доброты и сострадания ко всему живому.
•
Развитие навыков наблюдательности, совместной исследовательской
работы.
•
Закрепление имеющихся знаний и коммуникативных умений.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп,
родители воспитанников, воспитатели.
Ожидаемый результат: бережное отношение к животным, желание
детей, родителей и педагогов продолжать работу по экологическому
воспитанию.
Этапы реализации проекта:
Этапы
Задачи
Дети
Родители
Подготовите
льный
Определение
цели, задач
проекта, плана
действий
Беседа: « Наша страна, наша
Россия».
Чтение
художественной литературы:
В. Орлова «Дом под крышей
голубой»;
А. Бродского «Солнечные
зайчики»;
А. Прокофьева «Люблю березку
русскую»;
С. Воронина «Моя березка»;
Ю.Дмитриева «Что такое лес» и
т.д.
Чтение экологических сказок
Родительское
собрание
«Проектная
деятельность в
ДОУ»
Помощь в сборе
материала.
Исследовате
льский
Изучение
литературы,
создание
Красной книги
Мурманской
области.
Интегрированное НОД,
экологические игры:
«Капелька», «Выбери нужное»,
«Береги природу»,
«Угадай, что в руке?»,
«Кто где живет?», «Хитрая
лиса», «Бездомный заяц».
Совместные
творческие
работы на тему
«Лесные
жители».
Оформление
предметно-
развивающей
среды в
экологическом
уголке
Заключител
ьный
Подведение
итогов проекта,
презентация
проекта
Просматривания презентации
Планирование
работы на
будущее
Конспект занятия (НОД) в логопедической группе старшего возраста
по окружающему миру на тему: «Редкие животные, занесенные в Красную
книгу Мурманской области»
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с Красной книгой.
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к
родной природе.
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к
выводу о необходимости ее оберегать.
Упражнять в умении классифицировать животный мир.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Оборудование:
Картинки, изображающие животных, Красная Книга, карта России и
Мурманской области.
Ход занятия:
Педагог:
Ребята, природа нашей страны богата разными животными. Каких
животных вы знаете? Птиц, морских обитателей? (Ответы детей).
Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют
- редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).
Редкие животные в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются
законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто
бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не
жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за
красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что люди их
боятся. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Посмотрите
на эти картинки.
Вот это черепаха острова Пинта, золотая жаба, черный камерунский
носорог, каспийский тигр, квагга, тилацин ( сумчатый волк). Этих животных
мы можем увидеть только на фотографиях, потому что люди уничтожили их
всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.
Люди стали задумываться: как остановить это безобразие, не допустить
исчезновения ни одного живого существа. Ведь:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно
красную, а не какого- либо другого цвета? Потому что красный цвет - цвет
опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Вот так
выглядит Красная Книга России.
Есть Красная Книга Томской области, Красная Книга Нижегородской
области, Красная Книга Мурманской области.
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли
человек помогает природе? (Ответы детей).
А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными.
Уничтожим птиц - насекомые съедят всю зелень - люди не смогут есть
плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один - заболел другой
- погиб третий. Взгляните на эти картинки.
На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются
в защите. Их в Мурманской области осталось мало. Кого вы узнаете на этих
картинках? (Ответы детей). Интересные факты об этих животных, мы
сможем узнать из Красной книге для детей. В ней много иллюстраций и
информации про исчезающих животных, птиц.
Физминутка «Лоси»:
На полянку вышли лоси
скрестить руки и поднять их над
головой, пальцы прямые, раздвинуты
Дружная семья:
Папа лось идет с рогами,
шагают на месте, высоко поднимая
колени
А лосенок с рожками;
на месте переступают с носочка на
носочек, отрывая от пола только
пятки, указательные пальцы обеих рук
приставляют ко лбу «рожки»
Мама длинными ногами
переходят на высокий шаг с
«большими рогами»
А лосенок – ножками
повторяют шаги лосенка
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки
разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте
картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла...?
Птиц. В коробку с зайцем...? Зверей. В коробку с дельфином...? Морских
обитателей.
В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не
убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с
икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях
предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?
Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим
законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как
гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Посмотрите на карту Мурманской области. На разных островах и
побережьях Кольского залива находится Кандалакшский государственный
природный заповедник .
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?
(Ответы детей)
Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте
вспомним правила охраны природы, (сопровождается показом картинок с
правилами)
1.
На природе запоминать увиденное.
2.
Ходить по тропинкам.
3.
Не ломать ветки деревьев.
4.
Не топтать цветы, травы.
5.
Не кричать, не включать громко музыку.
6.
Не лезть в птичьи гнезда.
7.
Не ловить насекомых.
8.
Не разрушать грибницы.
9.
Не ловить мальков и лягушек.
10.
Не рвать паутинки.
11.
Не оставлять не затушенных костров.
12.
Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким животным? (Ответы детей).
Мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другом в обиду.
Ребята, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у
нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких животных, мы будем
пополнять ее картинками и подписями. Тогда каждый, и вы, и мы взрослые,
запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей,
для всех животных, для всех растений.
Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Леонид
Мартинович Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вы расскажете дома своим
родителям? Как называется место, где в безопасности живут звери, птицы,
насекомые и растения?