Напоминание

"Особенности памяти младших школьников:приемы запоминания, упражнения, игры и рекомендации."


Автор: Шувалова Оксана Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 52"
Населённый пункт: Город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности памяти младших школьников:приемы запоминания, упражнения, игры и рекомендации."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №52»

Приволжского района г. Казани

Методическая разработка

«Особенности памяти младших школьников: приемы

запоминания, упражнения, игры и рекомендации»

Автор: Шувалова Оксана Васильевна

учитель музыки

Казань 2021 г.

2

Особенности памяти младших школьников: приемы запоминания,

упражнения, игры и рекомендации

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2

Глава I. Что такое память. Виды памяти .……………………………………. 3

1.1. Как наш мозг воспринимает информацию? …………………………….. 4

1.2. Влияние эмоций на обучение………………………………………… ….. 5

1.3. Игры на развитие эмоционального интеллекта школьников……………...7

Глава II. Роль наглядно-образного мышления в запоминании ………………. 9

2.1. Запоминание стихов методом пиктограмм…………………………….. 11

Заключение……………………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………………. 14

Введение

Актуальность данной работы в том, что на сегодняшний день

существует необходимость обучения детей младшего школьного возраста

приемам и эффективным способам осмысленного запоминания учебного

материала. Это будет способствовать не только развитию познавательной

сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.

Цель

методических

рекомендаций:

подбор

методов

и

игровых

упражнений, направленных на развитие слуховой, зрительной, образной,

эмоциональной памяти детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- Рассмотреть особенности памяти младших школьников.

- Выявить

особенности

запоминания

с

помощью

чувств,

эмоций,

движения и образного мышления детей.

- Подбор комплекса игровых упражнений, методов, направленных на

развитие памяти.

Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего

школьного возраста.

3

Предмет исследования – методы развития памяти у детей младшего

школьного возраста.

Школа,

домашние

задания,

тесты...

Современный

мир

повышает

требования к человеку. Вопрос развития памяти у младших школьников

становится всё актуальнее.

Глава I. Что такое память. Виды памяти.

Память младших школьников, как и их внимание и восприятие, имеет

свои возрастные особенности. В школе ученику необходимо запоминать и

то, что не всегда вызывает интерес. Каковы особенности памяти младших

школьников? Как научить ребёнка приёмам запоминания? Об этом пойдёт

речь в данном методическом пособии.

Память младших школьников, как и их внимание и восприятие, имеет

свои возрастные особенности. Дошкольник запоминает без всякого труда то,

что ему интересно. В школе ученику необходимо запоминать и то, что не

всегда вызывает интерес. Каковы особенности памяти младших школьников?

Как научить ребёнка приёмам запоминания?

Мы можем заставить нашу память работать более продуктивно,

используя те или иные рациональные приёмы. Они повышают скорость,

объём, точность запоминания и воспроизведения, прочность сохранения

информации.

Виды памяти:

1. Двигательная память (моторная). Она позволяет запоминать различные

движения, помогает выработать навыки.

2. Эмоциональная память. Сильная память, которая запоминает эмоции

чувства, переживания.

3. Словесно-логическая

память. Запоминает

материал,

устанавливает

смысловые связи. Благодаря этому виду запоминания мы можем рассуждать

и делать умозаключения.

4. Образная память. Позволяет запоминать образы,

возникающие в

сознании.

Откуда же берутся проблемы с памятью? Самые частые варианты-

отсутствие интереса и желания запоминать, то, что нужно. Или недостаток

4

внимания. Но встречаются дети, которым в принципе сложно даётся

запоминание новой информации. Человеческая память - как мышцы, которые

нужно тренировать.

Память у детей младшего возраста преимущественно механическая, то

есть заучивание. Это максимально удобный и привычный для них способ

запоминания. Однако, не самый эффективный. К тому же, с возрастом этот

способ всё больше уступает место другим видам памяти. Научить ребенка

усваивать информацию разными способами -значит помочь ему избежать

проблем в будущем. Это – важная задача, которая заслуживает внимания. Без

специальных упражнений не обойтись. Без обучения сама собой память не

развивается.

1.1. Как наш мозг воспринимает информацию?

Считается, что существует 4 вида интеллекта.

- Ментальный;

- Физический;

- Эмоциональный;

- Духовный.

Их всех нужно развивать гармонично. В школе развивают, в основном

только УМ - ментальный интеллект. А когда мы используем логику, забывая

об образном мышлении, то не даем мозгу получать значительную часть

информации.

Мы

привыкли,

что

логическое

мышление-это

основной

способ

понимания мира, а образное мышление-это что -то второстепенное. И так мы

теряем возможность использовать свой мозг полноценно.

Наш мозг получает информацию с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ:

1. Зрение

2. Слух

3. Обоняние

4. Осязание

5. Вкус

То есть, для того, чтобы понять какой-либо предмет, мы можем:

5

1. Увидеть

2. Услышать

3. Почувствовать запах

4. Потрогать

5. Попробовать на вкус

Человеком все воспринимается не только через органы чувств, но и

нашими ЭМОЦИЯМИ, и через ДВИЖЕНИЯ.

В итоге, мы можем использовать семь каналов восприятия информации:

1. Зрение

2. Слух

3. Обоняние

4. Осязание

5. Вкус

6. Эмоции

7. Движения

Если в тексте мы видим слово «Яблоко», мы читаем слово, а яблоко не

представляем. При этом у нас не активизируются наши органы чувств, мы не

воспринимаем СЛОВО как ОБРАЗ. И вся информация проходит мимо.

Если мы подключаем несколько каналов восприятия, мы получаем более

целостное представление о предмете. Наша задача – специально включать в

работу, в обучение, как можно больше чувств, эмоций и действий.

Когда информация проходит через все тело ребенка, через разные отделы

МОЗГА, мозг становится более активным. Получается, в этом случае учение

будет Успешным.

1.2. Влияние эмоций на обучение.

Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что

эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в

обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие,

внимание, память, а также на осознание и усвоение информации.

Ученые доказали, что люди с позитивным эмоциональным настроем

открыты к получению знаний, дают более подходящую обратную связь, чем

люди с негативным настроем.

6

Кроме того, исследования показывают, что эмоции человека влияют на

познавательные

процессы.

Например,

дети,

которые

испытывают

положительные эмоции, готовы предпринимать большие умственные усилия для

решения поставленных задач, чем те, которые испытывают отрицательные

эмоции. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и

творческого подхода, которые могут быть движущими факторами в процессе

обучения.

Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития

эмоционального интеллекта.

Когда в обучении соединяются ЭМОЦИИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА, СЛОВА

и ДЕЙСТВИЯ, ребенок разнопланово запоминает то, что остается у него в

памяти надолго.

Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Эмоциональное развитие

ребенка – это основное условие обеспечивающее эффективность процесса

обучения

и

воспитания.

Эмоциональная

сфера

является

важной

составляющей в развитии школьников.

Ребенок учится управлять и

понимать своими эмоции. Понимание своих эмоций и чувств также является

важным моментом в обучении.

Эмоциональная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение

имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций -

достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и

определенного уровня развития.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей,

никакое

общение,

взаимодействие

не

будет

эффективным,

если

его

участники не способны понимать эмоции другого и управлять своими

эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным

моментом в становлении личности растущего человека.

В своей практике на уроках музыки я использую много игр, развивающих

эмоциональность детей, их чувства. На уроках применяю и подвижные игры,

которые помогают лучше, полнее усвоить учебный материал.

7

1.3. Игры на развитие эмоционального интеллекта школьников

Игры на развитие эмоциональной сферы школьников - «Подбери и

назови», «Найди эмоцию», «Свободный танец».

В ходе этих игр дети закрепляют знания различных эмоциональных

состояний,

учатся

называть

свои

эмоции

и

другого

человека,

что

способствует развитию эмоционального интеллекта.

На уроках в начальной школе происходит знакомство с характером,

настроением в музыке. Игры детям помогают найти нужное слово для

обозначения чувств и эмоций.

Игра «Подбери и назови»

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями,

чувствами. Задание - узнать то или иное состояние, дать ему название, а

затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна.

Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев

известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций

будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки

помогут этим рассказам стать более совершенными.

Те эмоции, которые мы переживаем, становятся Осознанными. Дети

знают мало слов, которые обозначают чувства и эмоции. Их этому надо

учить. В этой игре мы расширяем словарный запас и учим детей чувствовать

одновременно.

8

ИГРА «НАЙДИ ЭМОЦИЮ» В СТИХАХ

Предложить детям прочитать и найти в подобранных стихах слова,

обозначающие чувства.

Стихи:

- А. Барто «Мячик», «Грузовик», «Зайка».

- Е. Благинина «Мама спит, она устала».

- Р. Сеф «Сквозняк».

- И. Пивоварова «Бабушка».

- Ю. Мориц «Кто сильнее».

- А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет».

- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

- А. Фет «Это утро».

ИГРА «СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ»

Музыка, с испокон веков, считается не только средством развлечения, но

она обладает исцеляющим воздействием на организм человека.

Предложить детям послушать музыку и подвигаться вместе с ней, так,

как захочет ваше тело. Пусть руки, ноги сами делают то, что захотят. Пусть

ум освободится от переживаний и тревог и расслабиться. Тело подвигается в

такт музыки. Музыка сама подскажет движения. А ребенок пусть сам

представит себя в любом образе. (Принцесса, Бабочка, Бармалей, Человек-

паук и т. д.).

Музыкальные примеры:

- Ж. Оффенбах «Кан - кан»

-В.А.Моцарт « Турецкий марш»

Л.В. Бетховен « К Элизе»

- Ф. Лист «Венгерская рапсодия»

- П.И. Чайковский «Танец феи Драже»

- Э. Григ «В пещере горного короля»

- Э. Григ «Утро»

- А. Хачатурян «Танец с саблями»

- П.И. Чайковский «Баба яга» и др.

9

Глава II. Роль наглядно-образного мышления в запоминании

В психологии даётся следующее определение образного мышления:

наглядно -образное мышление -это зрительное представление ситуации в

уме и умение производить с ней необходимые операции для решения

определённой задачи.

Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и

упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах

возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные

возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в

жизни.

Многочисленные исследования выяснили, что чем больше задействовано

каналов восприятия у ребенка при обучении, тем успешнее запоминается и

воспринимается

учебная

информация.

При

обучении

детей

нужно

специально включать работу пять органов чувств, эмоции, движения.

Если учителю удастся создать у ребенка полноценный образ, он сам

сохранится в памяти.

без образного мышления невозможно дальнейшее формирование

наглядного и словесно-логического мышления;

оно служит базой для формирования мыслительных операций: синтеза,

анализа, сравнения и обобщения;

чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются

проблемные ситуации;

способствует развитию творческого начала.

ИГРА «Войди в картинку»

Наши дети учатся по учебникам, у них перед глазами есть только текст

или

картинка.

Игра

учит

ребенка

представлять,

что

мы

являемся

участниками. рисовать Образ. И мы будем погружаться в текст и картинки,

как будто бы мы реально там находимся. Показать детям какой-либо

природный пейзаж и предложить детям ощутить реально то, что изображено

на картине. Вдохнуть чистый воздух природы, опустить руку в лесное озеро

10

или даже искупаться в прохладной воде... Услышать пение птиц, увидеть

восход солнца, цвет листвы на деревьях, потрогать мягкую траву на

полянке...

Когда ребенок становится активным участником того или иного текста

или картины, то учебная информация легко усваивается и запоминается

надолго.

Игра «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»

Игра

активизирует

навык

целостного

восприятия

информации

и

формирует Образное Мышление ребенка.

Нужно описать предмет или явление, с помощью 7 каналов восприятия.

Зрение, Слух, Обоняние, Осязание, Вкус, Движение, Чувства- «главные

герои» этой игры.

Учитель дает карточки со словами и предлагает детям ответить на

вопросы:

1. Что я вижу?

2. Что я слышу?

3. Пахнет ли, и какой я чувствую запах?

4. Можно ли потрогать, какие у меня ощущения?

5. Можно ли лизнуть, какой вкус?

6. Что я при этом делаю?

7. Какие у меня это вызывает эмоции (что я чувствую)?

Пример:

Яблоко

1. Яблоко красное наливное

2. Яблоко аппетитно хрустит при откусывании

3. Твердое

4. Очень ароматное

5. Кисло-сладкое и сочное

6. Я его сорвала только что с ветки и откусила кусочек.

7. Я очень радуюсь своему чудесному урожаю яблок.

Карточки со словами: сосиска, зима, море, радуга, салют, облако, елка,

таракан и т. д.

11

2.1. Запоминание стихов методом пиктограмм

Каждому

ребенку

приходится

учить

много стихов.

Сначала

это

небольшие четверостишия к празднику в детском саду, а потом в школе уже

переходим на стихи классиков. И, если потешки и четверостишия учатся

достаточно легко, то длинные стихи, а особенно стихи о природе, запомнить

бывает очень трудно.

Как помочь ребенку запомнить стихи быстро и легко?

Есть много

разных

способов

запоминания

стихов.

Один

из

них-

запоминание с помощью картинок-пиктограмм.

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание

и

увеличивающих

объем

памяти

путем образования дополнительных

ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Пиктограмма

небольшая

картинка,

символ,

который

передает

информацию

об

объекте

или мысли.

И

нам

не

надо

старательно

прорисовывать картинку, чтобы передать важную информацию. Достаточно

иногда набросать несколько линий, схематично нарисовать предмет или что-

то, что ассоциируется с нужным словом или мыслью.

Например, нарисуйте елочку со звездой вверху, и что у вас сразу

возникнет

в

памяти?

Конечно,

Новый

год,

поскольку

елка у

нас

ассоциируется с этим праздником.

И такие простые схематичные картинки являются отличным помощником

при запоминании стихов. Причем, запоминать стихи может ребенок-

школьник, сам прорисовывая пиктограммы к стихотворению.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения

и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление,

зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое

воображение.

4 шага для запоминания стихотворения методом пиктограмм:

1. Понимание

Нужно, что б ребенок понимал все слова и смысл стихотворения.

2. Пиктограммы

12

Нарисовать пиктограмму для каждого слова или строки стихотворения.

3. Пантомима

Нужно изобразить каждое слово стихотворения движением. Здесь мы

используем

мышечную

память.

Наши

мышцы

запоминают

последовательность движений и слова

будут вспоминаться

по мере

воспоминания движений.

4.Создание образа стихотворения

Нужно представить себя участником событий. Ярко представить свои

чувства и ощущения. Слиться с образом героев событий.

Пример стихотворения:

«ГУСЕНИЦА»

Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон,

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна...

Просыпайся, сонюшка,

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна

Стала бабочкой она!

Этот метод очень наглядный и легкий. В данном случае рисуется

рисунок-это тоже символ, а значит пиктограмма.

13

Если в тексте встречается сложное слово, значение которого неизвестно,

можно написать его прямо словом. Или сделайте механическое движение.

Например, изобразить щелчок сложно, а вот щелкнуть пальцами - легко. Но

Ваша память запомнит и то, и другое.

Заключение

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением

ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания,

на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих

для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут

сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермолаев – Томин. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина,

Т.А. Мешкова – М.: Знание, 2007. – 79 с.

2. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для

учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В.

Дубровиной – М: Просвещение, 2003. – 208 с.

14

3. Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи / Е.А. Алябьева – М.,

2010.

4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова — М., 1985.

5. Гамезо М.В, Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология –

М.: Просвещение, 1984.

6. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000.

7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников – М.,1977.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей

ребёнка. Младшие школьники – М., 2000.

9. Смирнов А.А. Психология запоминания – М., 1948.

10. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. М.:

РИПОЛ классик, 2010.

11. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1996.

12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития

ребенка. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004.



В раздел образования