Автор: Новикова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" городского округа город Фролово
Населённый пункт: Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся"
Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С
РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Новикова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
муниципального казённого учреждения
дополнительного образования «Центр
детского творчества» городского
округа город Фролово
Ключевые слова: взаимодействие, дополнительное образование детей,
семья.
В современных условиях без социально-педагогического партнерства
субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения
этой
общенациональной
задачи
необходимо
выстраивать
педагогически
целесообразные
партнерские
отношения
с
другими
субъектами
социализации:
семьей,
общественными
организациями
и
традиционными
российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта, СМИ.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат
воспитания может быть успешным, когда они станут союзниками. В основе
союза
–
единство стремлений, взглядов
на
воспитательный
процесс. По
классификации Л.В. Байбородовой формы взаимодействия педагогов и семьи
бывают:
Коллективные:
родительские
собрания,
вечера
вопросов
и
ответов, конференции для обмена опытом, дни открытых дверей;
Групповые:
групповые
консультации,
мастер-классы
для
родителей;
Индивидуальные:
беседы,
посещения
на
дому,
выполнение
индивидуальных
поручений,
анкетирования,
телефонные
разговоры,
переписки.
В современном мире родители принимают самое активное участие в
образовании
детей,
хотят
держать
процесс
под
контролем.
Родителям
необходима
постоянная
обратная
связь.
Цифровая
реальность
позволяет
родителям
получать
обратную
связь
в
электронном
виде.
Владение
технологической грамотностью позволяет использовать в работе группы в
мессенджерах, социальные сети и электронную рассылку индивидуальных
отчетов по каждому учащемуся. Родители получают фотографии творческих
работ и описание индивидуальных достижений своих детей.
Традиционно педагог является для родителей носителем информации о
достижениях ребёнка. Родители хотят знать, какие сложности испытывает
ребёнок, и как педагог помогает ему справляться. Они хотят видеть динамику
достижений, хотят получать индивидуальную обратную связь.
Конкретные
достижения
наглядно
показывают
родителям,
чем
занимается ребёнок на занятиях. Однако такая обратная связь не работает,
например,
при
развитии
навыков
будущего:
коммуникации,
кооперации,
критического
мышления
и
креативности.
Эти
навыки
прививаются
достаточно
долго,
а
проявляются
по-разному.
Кто-то
сразу
начинает
фонтанировать новыми идеями и заводить друзей. А кому-то нужно время,
чтобы начать использовать новые умения в повседневной жизни.
Дистанционное
обучение
способно
чётко
показывать
достижения
каждого учащегося. Это удобно и позволяет следить за процессом.
Однако не все родители готовы работать совместно с педагогом для
достижения
целей.
Перечислим
наиболее
распространенные
проблемы
в
отношениях семьи и образовательной организации:
Нехватка
у
родителей
времени
на
общение
с
детьми
ввиду
чрезмерной занятости;
Увеличение числа неполноценных семей;
Отстраненность родителей от учебной жизни ребёнка;
Низкий уровень духовной культуры родителей.
Используя тонкий психологический и этически выверенный подход,
каждый педагог должен найти точки соприкосновения с родителями, что не
просто осуществить, поскольку родители, как правило, стоят в защитно-
оберегающей позиции, но педагог может сделать это, опираясь на правила
эффективного взаимодействия с
родителями. К
ним относятся: забота о
развитии ребёнка; уважительное отношение к родителям; соблюдение такта с
указание конкретных направлений развития личности учащегося; открытость
взаимодействия и его оптимистическая направленность.
Посещение
кружков
дает
ребёнку
возможность
развить
навыки
и
получить знания, которых нет в школьной программе. И родители могут
помочь
своему
сыну
или
дочери
достигнуть
успеха
в
обучении,
ведь
отношение родителей к занятиям детей влияет на их мотивацию. Поэтому
одна из первостепенных педагогических задач — наладить обратную связь с
родителями, сделать их союзниками, разделяющими педагогическое видение
образовательного процесса.
Постоянное общение с
родителями помогает
педагогу не только рассказать им о динамике достижений ребёнка, но и
узнать о том, как изменились его привычки, поведение, предпочтения. Эта
информация
позволяет
педагогу
более
эффективно
взаимодействовать
с
учащимся на занятии.
Целесообразно
использовать
традиционные
варианты
и
новые,
разработанные для современных родителей. Когда учащийся поступает на
программу,
существует
опасность,
что
родители
не
совсем
правильно
понимают
цели
и
задачи
его
обучения.
Поэтому
желательно
проводить
входное
собеседование
для
родителей,
чтобы
подробно
рассказать
о
программе.
Многие
родители
спешат
отдать
своего
ребёнка
в
модный
кружок, не учитывая его возраст, особенности поведения и т. д. Но если он
не готов заниматься по выбранной программе, то, во-первых, не сможет
показать ожидаемые родителями результаты. Во-вторых, он, скорее всего,
разочаруется в обучении. Цель входного собеседования — понять, какая
программа
обучения
подошла
бы
ребёнку
в
соответствии
с
его
возможностями.
В
заключение
подчеркнем,
что
формирование,
развитие
педагогической
культуры
населения,
улучшение
качества
семейного
воспитания
-
это
базисная
цель
системы
психолого
–
педагогического
сопровождения семьи.
Список литературы
1.
Данилюк
А.
Я.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
в
сфере
общего
образования:
проект/
А.
Я.
Данилюк,
А.
М.
Кондаков,
В.
А.
Тишков.
Рос.
акад.
образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго
поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
2. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного
творчества // Омский научный вестник. 2012. №2.
3. Методические рекомендации по организации и реализации учебной
работы
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
с
использованием
электронного
обучения
и
дистанционных
технологий
/
Конкина Л.Е., Заяц М.В., Богачинская Ю.С., Смоляр В.В., Шипаев И.Д.,
Сапункова М.С., Кувшинова О.С., Крылова О.В. – Волгоград: Изд-во ГАУ
ДПО «ВГАПО», 2020 – 31 с.
4.
Нохрина
О.Ю.
Нетрадиционные
формы
взаимодействия
с
родителями // Начальная школа. 2015. №7.
5. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».