Напоминание

"Основы журналистики и издательское дело"


Автор: Губарева Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наименование материала: ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
Тема: "Основы журналистики и издательское дело"
Раздел: среднее образование





Назад





РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО

Зам директора по УР

Директор МСОШ №31

__________И.Е.Дмитриева

________О.В. Жабина

_________Е.В.Туренко

«____»_____________2010 г.

«____»___________2010г.

«____»_________2010г.

___________________

____________________

___________________

Руководитель МО

__________Ш.В. Шавхалова

«_____»__________ 2010

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 31

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС

«Основы журналистики и издательское дело»

(русский язык+литература+информатика)

Составители:

И.Н. Губарева, учитель русского языка и литературы,

Л.Р. Мохова, учитель информатики

г. Нижневартовск

2010 год


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС

«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»

Пояснительная записка
Одним из условий образовательной компетентности ученика современной школы является умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми. Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «я». Данный интегрированный курс поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты. В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся знакомятся с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции. Издательское дело – это проект совместной деятельности учителя информатики и учителя- филолога. Учитель – филолог раскрывает стилистические секреты при написании очерков и статей, что позволяет учащимся выработать свой стиль написания; помогает сформировать определенные навыки вычленения необходимой информации из общего потока. Учитель информатики знакомит ребят с основными программными продуктами, необходимыми для набора, редактирование и форматирования печатной продукции; Общими усилиями они помогают учащимся применять полученные теоретические знания за партой в профессиональной деятельности, что позволяет сформировать интерес к издательской работе.
Цель курса:
знакомство учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет (макет, дизайн, афиша, содержание). Основа курса личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех информационных технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе являются сначала простейшие заметки, репортажи, интервью, статьи, отчеты, рецензии, очерки, эссе, фельетоны, а затем и более сложные личные творческие досье в виде брошюры с творческими и аналитическими работами, номер газеты. Освоение знаний осуществляется в ходе разработки учениками работ на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения. Необходимость создания данного элективного курса заключается в том, что количество часов, предусмотренное в базовом курсе на овладение технологиями обработки, накопления и поиска информации, предполагает первичное ознакомление с программами и принципами обработки данных. Поэтому данный курс направлен на выработку устойчивых навыков использования компьютерных технологий в журналистской деятельности. Темы занятий, вошедшие в данный курс (использование сканера, программ-переводчиков), частично представлены в базовом курсе вскользь. Такие темы занятий, как «Основы издательской деятельности», не представлены вовсе. Темы «Работа с текстовым документом Word», «Поиск информации в Internet», «Электронная почта» представлены хорошо, но изученный материал в данном курсе дополняется и используется для выполнения индивидуальных и групповых долгосрочных проектов.
Программа курса создана для интеграции с элективным курсом «Азбука журналистики» О. И. Лепйлкиной, Е. Ю. Умновой, И. А. Горюновой, А. Е. Зимина. Предполагается, что все творческие практикумы, а также учебные блоки по выбору, предусматривающие создание журналистской продукции, ученики выполнят, используя компьютер. Результатом их работы будут печатная статья, брошюра, газета и др. Курс рассчитан на учащихся, желающих продолжить свою учебу в классе с гуманитарным профилем. Курс включает в себя теоретическую и практическую части, интегрированные друг в друга. Учащимся начитывается теоретический материал по теме, проводится ряд практических занятий по освоению инструментов, после чего выделяется время для самостоятельного выполнения печатного или электронного издания. В выполнении практической работы есть особенности, на которые необходимо обратить особое внимание: предварительная подготовка и наличие социального заказчика.
Задачи обучения:
1. Восполнить пробелы предыдущей подготовки, способствовать изучению новых возможностей и овладению практическими навыками работы в программных средствах: по поиску интересующей информации в Internet; по преобразованию информации, хранящейся на бумажных носителях, в цифровой вид; по набору, редактированию, форматированию и верстке заметок, репортажей, интервью, статей и подготовке их к печати. 2. Показать типичные для данной профессии виды деятельности. 3. Дать возможность проявить себя и добиться успеха. 4. Сформировать типичные для выбранного вуза способы учебной деятельности. 5. Предоставить сведения о художественном дизайне макета печатного издания. 6. Привить практические навыки создания макета печатного издания. Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
этапы подготовки текстовых документов; виды и структуры текстовых документов; возможности MS Publisher по созданию, редактированию, форматированию, подготовке к печати документов; возможности компьютерных сетей, телекоммуникаций, электронной почты и программ- переводчиков; возможности программного обеспечения для сканера при работе с текстом, основных программ подготовки полиграфических изданий; основные понятия издательского дела, технического и художественного дизайна: характеристики шрифтов, абзацев, страниц, назначение графического редактора, стиля документа; основные операции, правила верстки полиграфического издания.
Учащиеся должны уметь:
1. использовать персональный компьютер, периферийные устройства в журналистской деятельности; 2. создавать, сканировать; редактировать, сохранять документы в MS Publisher, устанавливать параметры страницы, задавать функцию автопереноса, проверять орфографию, форматировать абзац, создавать и изменять стиль, работать с таблицами (создать, заполнить, редактировать), выполнять многоколоночную верстку, уметь оформлять прямую речь, цитаты, списки литературы, заголовки, подзаголовки, сноски, закладки, нумерацию страниц, пунктов, примечаний, приложений; сохранять и выводить документы на печать, оформлять на компьютере документы в виде статей, брошюр, газет и др.; 3. работать с электронной почтой, настольной издательской системой, со сканером; 4. использовать графические средства для оформления макетов; 5. подготовить простейший макет в настольной издательской системе;
6. создавать, оформлять электронные документы, готовить публикацию документов.
Виды деятельности учащихся
Предполагается применение технологий личностноориентированного и деятельностного подходов. При освоении новых знаний необходимо учитывать различные механизмы психики такие, как память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др. Возможности компьютерных технологий позволяют индивидуализировать процесс обучения, когда каждый учащийся обучается, исходя из собственных возможностей, в выбранном им темпе. Практическая работа: 1. самостоятельная работа с источниками; 2. проектная деятельность; 3. групповая работа. Для подтверждения своей успешности в будущем профессиональном обучении или выбранной профессиональной сфере каждый учащийся в процессе обучения выполнит следующие работы: компьютерные и печатные варианты собственных заметок, репортажей, интервью, статей, отчетов, рецензий, очерков, эссе, фельетонов; личное творческое досье в виде брошюры с творческими и аналитическими работами; групповая работа газетный номер. Критерии оценки успешности в изучении данного курса: выполнение заданий обычной сложности - 30-50 баллов, повышенной (например, верстка брошюры, газеты) - до 100 баллов. Набранные за время обучения баллы должны дать одну из оценок: «зачтено», «хорошо», «отлично». Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, мастер-классы Общие требования: создание творческого досье каждым учащимся, наполненным аналитическим материалами, краткими лекциями, личными статьями и материалами, «золотыми правилами» журналиста.
Учебно-тематический план курса Тема занятия (теория журналистики) Кол-во часов Тема занятия (компьютерный практикум) Кол-во часов
1.Журналистика как вид

деятельности

3

1. Социальная информатика

1
1.1 Что такое журналистика? Виды средств массовой информации. Социальные функции СМИ 1 1.1 Характеристика информационного общества. Информационная культура человека. Информационные ресурсы, услуги и продукты. СМИ как товар. Рынок СМИ Этико-правовые нормы информационной деятельности человека Информационная безопасность. Защита информации 1 1.2 Создаем макет нашей газеты 1
2. Издательская система MS

Publisher

4
1. 3 Практическое занятие 1 2.1 Назначение издательских систем. Объекты печатного издания. Среда MS Publisher. Функции и возможности. Практическая работа «Визитка» 1
2. Содержание и форма

журналистских произведений

2
2.2 Работа с текстом, графикой в среде MS Publisher. Практическая работа «Открытка» 1 2.1 Структура текста. Особенности публицистического стиля 1 2.3 Технология верстки страниц. 1 2.2 Стилистические средства языка Художественно-изобразительные средства языка 1 2.4 Технология дизайна и макетирования страниц. Практические занятия. «Буклет» 1
3. Роды, виды и жанры

журналистики

3

3. Компьютерная графика

2
3.1 Оперативно-новостные (заметка). Оперативно – исследовательские (интервью, репортажи 1 3.1 Виды компьютерной графики. Форматы и разрешения. Графические редакторы и их назначения. Среда PhotoShop. Подготовка изображения к вставке в документ. 1 3.2 Исследовательско-новостные (рецензия, комментарий) Исследовательские(статья, письмо, обозрение) 1 3.2 Работа с техническим устройствами (цифровой фотоаппарат, сканер, принтер) 1 3.3 Исследовательско-образные (очерки, эссе, фельетон, памфлет) 1
Практическая работа.

2

4. Речевая культура журналиста

1

Всего

9
9


В раздел образования