Автор: Губарева Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля" Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Наименование материала: ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС Тема: "Основы журналистики и издательское дело" Раздел: среднее образование
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 31
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
«Основы журналистики и издательское дело»
(русский язык+литература+информатика)
Составители:
И.Н. Губарева, учитель русского языка и литературы,
Л.Р. Мохова, учитель информатики
г. Нижневартовск
2010 год
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»
Пояснительная записка
Одним из условий образовательной компетентности ученика современной школы является умение
представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми.
Хорошие
возможности
для
развития
творческих
способностей
школьников,
становления
их
читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся
ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «я».
Данный интегрированный курс поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить
свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами
делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты.
В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются
основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и
корректор.
Учащиеся
знакомятся
с
профессиями
и
спецификой
их
работы
и
получают
теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции.
Издательское дело – это проект совместной деятельности учителя информатики и
учителя-
филолога. Учитель – филолог раскрывает стилистические секреты при написании очерков и
статей, что позволяет учащимся выработать свой стиль написания; помогает
сформировать
определенные
навыки
вычленения
необходимой
информации
из
общего
потока.
Учитель
информатики знакомит ребят с основными программными продуктами, необходимыми для набора,
редактирование
и
форматирования
печатной
продукции;
Общими
усилиями
они
помогают
учащимся
применять
полученные
теоретические
знания
за
партой
в
профессиональной
деятельности, что позволяет сформировать интерес к издательской работе.
Цель курса: знакомство учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и
редактирования, а также с особенностями подготовки газет (макет, дизайн, афиша, содержание).
Основа курса личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей
обучения предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации
по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для
достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех информационных
технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную
продукцию. Такой продукцией в данном курсе являются сначала простейшие заметки, репортажи,
интервью, статьи, отчеты, рецензии, очерки, эссе, фельетоны, а затем и более сложные личные
творческие досье в виде брошюры с творческими и аналитическими работами, номер газеты.
Освоение знаний осуществляется в ходе разработки учениками работ на темы, которые они
определяют
для
себя
самостоятельно.
Такой
подход
гарантирует
повышенную
мотивацию
и
результативность обучения.
Необходимость создания данного элективного курса заключается в том, что количество часов,
предусмотренное в базовом курсе на овладение технологиями обработки, накопления и поиска
информации, предполагает первичное ознакомление с программами и принципами обработки
данных.
Поэтому
данный
курс
направлен
на
выработку
устойчивых
навыков
использования
компьютерных технологий в журналистской деятельности.
Темы
занятий,
вошедшие
в
данный
курс
(использование
сканера,
программ-переводчиков),
частично представлены в базовом курсе вскользь. Такие темы занятий, как «Основы издательской
деятельности», не представлены вовсе. Темы «Работа с текстовым документом Word», «Поиск
информации в Internet», «Электронная почта» представлены хорошо, но изученный материал в
данном
курсе
дополняется
и
используется
для
выполнения
индивидуальных
и
групповых
долгосрочных проектов.
Программа курса создана для интеграции с элективным курсом «Азбука журналистики» О. И.
Лепйлкиной, Е. Ю. Умновой, И. А. Горюновой, А. Е. Зимина. Предполагается, что все творческие
практикумы, а также учебные блоки по выбору, предусматривающие создание журналистской
продукции,
ученики
выполнят,
используя
компьютер.
Результатом
их
работы
будут
печатная
статья, брошюра, газета и др. Курс рассчитан на учащихся, желающих продолжить свою учебу в
классе с гуманитарным профилем.
Курс включает в себя теоретическую и практическую части, интегрированные друг в друга.
Учащимся начитывается теоретический материал по теме, проводится ряд практических занятий
по освоению инструментов, после чего выделяется время для самостоятельного выполнения
печатного или электронного издания.
В выполнении практической работы есть особенности, на которые необходимо обратить особое
внимание: предварительная подготовка и наличие социального заказчика.
Задачи обучения:
1. Восполнить пробелы предыдущей подготовки, способствовать изучению новых возможностей и
овладению практическими навыками работы в программных средствах:
по поиску интересующей информации в Internet;
по преобразованию информации, хранящейся на бумажных носителях, в цифровой вид;
по набору, редактированию, форматированию и верстке заметок, репортажей, интервью, статей и
подготовке их к печати.
2. Показать типичные для данной профессии виды деятельности.
3. Дать возможность проявить себя и добиться успеха.
4. Сформировать типичные для выбранного вуза способы учебной деятельности.
5. Предоставить сведения о художественном дизайне макета печатного издания.
6. Привить практические навыки создания макета печатного издания.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
этапы подготовки текстовых документов;
виды и структуры текстовых документов;
возможности MS Publisher по созданию, редактированию, форматированию, подготовке к печати
документов;
возможности
компьютерных
сетей,
телекоммуникаций,
электронной
почты
и
программ-
переводчиков;
возможности программного обеспечения для сканера при работе с текстом, основных программ
подготовки полиграфических изданий;
основные понятия издательского дела, технического и художественного дизайна: характеристики
шрифтов, абзацев, страниц, назначение графического редактора, стиля документа;
основные операции, правила верстки полиграфического издания.
Учащиеся должны уметь:
1.
использовать
персональный
компьютер,
периферийные
устройства
в
журналистской
деятельности;
2.
создавать, сканировать; редактировать, сохранять документы в MS Publisher, устанавливать
параметры
страницы,
задавать
функцию
автопереноса,
проверять
орфографию,
форматировать
абзац,
создавать
и
изменять
стиль,
работать
с
таблицами
(создать,
заполнить, редактировать), выполнять многоколоночную верстку, уметь оформлять прямую
речь, цитаты, списки литературы, заголовки, подзаголовки, сноски, закладки, нумерацию
страниц, пунктов, примечаний, приложений; сохранять и выводить документы на печать,
оформлять на компьютере документы в виде статей, брошюр, газет и др.;
3.
работать с электронной почтой, настольной издательской системой, со сканером;
4.
использовать графические средства для оформления макетов;
5.
подготовить простейший макет в настольной издательской системе;
6.
создавать, оформлять электронные документы, готовить публикацию документов.
Виды деятельности учащихся
Предполагается применение технологий личностноориентированного и деятельностного подходов.
При освоении новых знаний необходимо учитывать различные механизмы психики
такие, как
память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др. Возможности
компьютерных
технологий
позволяют
индивидуализировать
процесс
обучения,
когда
каждый
учащийся обучается, исходя из собственных возможностей, в выбранном им темпе.
Практическая работа:
1.
самостоятельная работа с источниками;
2.
проектная деятельность;
3.
групповая работа.
Для подтверждения своей успешности в будущем профессиональном обучении или выбранной
профессиональной сфере каждый учащийся в процессе обучения выполнит следующие работы:
компьютерные и печатные варианты собственных заметок, репортажей, интервью, статей, отчетов,
рецензий, очерков, эссе, фельетонов; личное творческое досье в виде брошюры с творческими и
аналитическими работами; групповая работа газетный номер.
Критерии оценки успешности в изучении данного курса: выполнение заданий обычной сложности
- 30-50 баллов, повышенной (например, верстка брошюры, газеты) - до 100 баллов. Набранные за
время обучения баллы должны дать одну из оценок: «зачтено», «хорошо», «отлично».
Формы
занятий:
деловые
игры,
практические
занятия,
семинары-дискуссии,
круглые
столы,
групповое проектирование, встречи, мастер-классы
Общие требования: создание творческого досье каждым учащимся, наполненным аналитическим
материалами, краткими лекциями, личными статьями и материалами, «золотыми правилами»
журналиста.
Учебно-тематический план курса
Тема занятия
(теория журналистики)
Кол-во
часов
Тема занятия
(компьютерный практикум)
Кол-во
часов
1.Журналистика как вид
деятельности
3
1. Социальная информатика
1
1.1 Что такое журналистика? Виды
средств массовой информации.
Социальные функции СМИ
1
1.1 Характеристика информационного
общества. Информационная культура
человека. Информационные ресурсы,
услуги и продукты. СМИ как товар.
Рынок СМИ Этико-правовые нормы
информационной деятельности
человека Информационная
безопасность. Защита информации
1
1.2 Создаем макет нашей газеты
1
2. Издательская система MS
Publisher
4
1. 3 Практическое занятие
1
2.1 Назначение издательских систем.
Объекты печатного издания. Среда MS
Publisher. Функции и возможности.
Практическая работа «Визитка»
1
2. Содержание и форма
журналистских произведений
2
2.2
Работа с текстом, графикой в
среде MS Publisher. Практическая
работа «Открытка»
1
2.1 Структура текста. Особенности
публицистического стиля
1
2.3 Технология верстки страниц.
1
2.2 Стилистические средства языка
Художественно-изобразительные
средства языка
1
2.4 Технология дизайна и
макетирования страниц. Практические
занятия. «Буклет»
1
3. Роды, виды и жанры
журналистики
3
3. Компьютерная графика
2
3.1 Оперативно-новостные (заметка).
Оперативно – исследовательские
(интервью, репортажи
1
3.1 Виды компьютерной графики.
Форматы и разрешения.
Графические редакторы и их
назначения. Среда PhotoShop.
Подготовка изображения к вставке в
документ.
1
3.2
Исследовательско-новостные
(рецензия, комментарий)
Исследовательские(статья, письмо,
обозрение)
1
3.2 Работа с техническим устройствами
(цифровой фотоаппарат, сканер,
принтер)
1
3.3 Исследовательско-образные
(очерки, эссе, фельетон, памфлет)
1
Практическая работа.