Напоминание

Научно-исследовательская деятельность студентов СПО – важная составляющая будущего специалиста


Автор: Давыденко Любовь Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ИТТриС
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Научно-исследовательская деятельность студентов СПО – важная составляющая будущего специалиста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л. Н. Давыденко,

ГБПОУ ИО ИТТриС, гор. Иркутск,

преподаватель

Научно-исследовательская деятельность студентов СПО – важная

составляющая будущего специалиста

Аннотация: В статье предложена тема о роли научно-исследовательской

деятельности

для

будущего

специалиста,

важной

формирования

профессиональных компетенций.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, профессиональные

компетенции, иноязычное общение.

В

современном

российском

образовании

четко

определена

цель

профессионального

образования

-

подготовка

квалифицированного,

компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному

самосовершенствованию,

способного

к

эффективной

работе,

конкурентоспособного на рынке труда. Специалист сегодня должен обладать

такими

качествами

как

творческое

мышление

и

высокий

уровень

познавательного интереса, которые являются частью профессионального

мастерства.

Для развития этих качеств необходим комплекс мероприятий учебного,

научного, управленческого и организационно-методического характера.

Другими

словами,

научно-исследовательская

работа

студентов

организованная как в учебное, так и во внеурочное время может стать

решением этой задачи.

Учебно-исследовательская работа студентов начинается с первого курса и

ведется на протяжении всего периода обучения. В учебное время учебно-

исследовательская работа проводится, как правило, в виде выполнения

курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других

видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Сначала

студентов знакомят с основами и элементами научных исследований,

развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению

фундаментальных наук, стимулируя интерес к избранной специальности. На

этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты. Затем студенты

включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются

конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило,

эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных,

курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной

практики.

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять

теоретические знания на практике, работать с научной литературой,

составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи,

самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться

оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других

авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их

актуальностью и глубиной исследований.

Во

внеурочное

время

научно-исследовательская

работа

организуется

индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров,

конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции.

Лучшие

работы

студентов

рекомендуются

на

студенческие

научно-

практические конференции, конкурсы, выставки.

Выступление со своей

работой перед широкой аудиторией позволяет оттачивать ораторские

способности. Каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о

развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался.

Включается

своеобразный

механизм

анализа

и

оценки

собственной

деятельности.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов удачно

сочетает обучение и практику. Пример одного из проектов «Наш техникум и

железная дорога в судьбах и лицах». Работу выполняли группа студентов. У

каждого были свои задачи, решение которых было объединено в одном

проекте и представление результатов на наусчно-практической конференции.

Введение

Актуальность проекта – В мире много профессий, их перечень постоянно

обновляется. Есть профессии будущего, есть такие, которые привлекают

внимание своими достоинствами. Разные.

Выбрать профессию сложно,

человек всегда на пороге выбора и это актуально всегда.

Актуально, потому что ничего актуальней человеческой жизни нет,

профессиональная деятельность напрямую связана как с благополучием

отдельно взятого человека, так и с благополучием и процветанием целой

страны.

Как выбрать свой путь и не ошибиться? Как сделать так, чтобы работа

доставляла удовольствие? Кто или что может повлиять на профессиональный

выбор? Вопросов много, но на один из них мы нашли ответ.

Профессия железнодорожника – это не только перечень выполняемых работ.

Это, прежде всего, личность – ответственная, творческая, созидательная.

Именно такая личность может повлиять на выбор профессионального

будущего человека, оказать помощь в практической и познавательной

деятельности студента, посодействовать в трудоустройстве выпускнику.

Идея

нашего

проекта

состоит

в

том,

чтобы

написать

книгу

о

железнодорожниках, судьбы которых так или иначе соприкасаются с

историей нашего техникума: будь то выпускник, работающий на ж/д,

родители студентов, почетные работники железной дороги. Другими

словами,

люди,

которые

своим

примером

могут

повлиять

на

профессиональное самоопределение молодого человека, которому предстоит

жить в мире и творить историю новой России. Одним словом, страна должна

знать своих героев в лицо!

Эту преемственность и историю мы хотим отразить в книге, на данном этапе

в буклете.

Объект исследования – профессия железнодорожника

Предмет исследования — железнодорожники, жизнь которых связана с

техникумом

Цель проекта – Повышение устойчивой мотивации к ж/д профессии через

создание

презентационного

материала

о

выпускниках

техникума

и

работниках ж/д, имеющих к нему отношение.

Задачи исследования –

Собрать информацию о работниках ж/д, окончивших наш техникум и

готовых сотрудничать.

Создать банк данных (отдел кадров, пед работники)

Оформить презентационный материал

Создать макет буклета

Методы исследования – опрос, анализ литературы.

Теоретическая и практическая значимость проекта – использовать материал

для классных часов техникума, для проориентационной работы, для

совместных мероприятий с работодателями (профпраздники, юбилеи)

Гипотеза:

Создание электронной книги, как процесс, в основу которого

заложено

творческое

начало,

будет

мотивировать

обучающихся

к

дальнейшему профессиональному росту и способствовать формированию

таких важных для будущих железнодорожников качеств как умение работать

в команде, ответственность, активная жизненная позиция.

Мне посчастливилось выбрать профессию осознанно. Ни друзья, ни

родители, ни за компанию, ни рядом с домом.

Просто я шла к этому….

Железнодорожник это трудности, это экстренные ситуации, бессонные ночи

и сменные графики… Но это еще и романтика, гарантированное социальное

обеспечение,

забота

компании

о

своих

работниках,

возможность

профессионального роста…

Проанализировав

литературу

и

интернет

источники,

я

поняла,

что

невозможно

представить

жизнь

современного

общества

без

сети

железнодорожных путей, покрывших весь мир. С их помощью связаны

разные государства, по ним доставляются грузы или пассажиры в любые

уголки мира. В настоящее время, этот транспорт играет важную роль в

экономике практически всех стран мира.

Немного из истории.

Впервые железная дорога появилась в России в начале 19 века. В России

первая железная дорога, соединившая Царское Село и Петербург, была

проложена в 1837 году. Длина её рельсового пути составляла всего 27 км. В

наши дни по данным статистики перевозку 40 % пассажиров и около 80%

грузов по России осуществляет железнодорожный транспорт. Территория

нашей страна огромная и есть такие районы, в которых передвижение из

одной точки в другую возможно чуть ли не единственным способом — по

железной дороге. Важность российских дорог трудно переоценить.

Иркутский техникум транспорта и строительства занимает одно из ведущих

мест

в

системе

профессионального

образования,

официально

зарегистрирован в 2011 году. Тесно сотрудничает с локомотивным депо

Иркутск-Сортировочный.

Локомотивное

депо

Иркутск-Сортировочный

существует

с

1894

году.

В

2009

году

стало

подразделяться

на

эксплуатационное и ремонтное депо. Мы благодарны базовому предприятию

нашего техникума. Наши студенты проходят производственную практику

здесь, и как показала статистика, 70% трудоустроены именно здесь.

Выпускники работают по специальностям ТЭПС и ОПУТ и профессии

Машинист локомотива.

Хорошая производственная база, современные

учебные кабинеты, талантливые педагоги и наставники железнодорожного

предприятия позволяют в полной мере овладевать профессиональными

навыками, общими компетенциями и поднимать престиж нашего техникума.

Исследования:

Сколько выпускников работает на ж/д?

70% выпускников работают на РЖД

Что влияет на выбор профессии? Такую дискуссию мы провели с

обучающимися 1 курса школьниками, приглашенными на день открытых

дверей в апреле 2018 года.

Мы преследовали цель – проанализировать уровень готовности аудитории к

работе на железной дороге, каковы мотивы их выбора? Всего в дискуссии

приняли участие 46 человек.

Проанализировав мероприятие, мы увидели следующую картину. «От

правильности

нашего

выбора

зависит

наше

будущее»,

отвечали обучающиеся во время обсуждения. Кто-то считает, что главное

при выборе профессии – это совет родителей, другие, что главное – личный

интерес, кто-то выбирает наобум, кто-то подражает героям кино, другие

вообще «за компанию», некоторые выбирают учебное заведение поближе к

дому,

у

кого-то

материальная

сторона

вопроса

или

внешняя

привлекательность и престижность выше всего другого.

Сложное это дело – выбрать профессию! Будущая профессия должна

приносить удовольствие, поэтому ее выбор должен быть основан на

индивидуальных особенностях и способностях каждого. Все хорошо знают

слова Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус». Однако только

на первый взгляд, кажется, что профессию выбирает человек, на деле

профессия тоже выбирает человека, так как каждая профессия предъявляет

особые требования к качествам личности работника и его состоянию

здоровья.

Участники дискуссии: педагоги и обучающиеся ИТТриС, обучающиеся и

педагоги школ г. Иркутска пришли к выводу, что при выборе профессии

следует руководствоваться тремя

базовыми (основными) факторами: «Я-

хочу, Я-могу, Я-надо», где: • «Хочу» — это желания, интересы. • «Могу» —

это человеческие возможности (состояние здоровья, уровень знаний, т.е.

ваши образовательные ресурсы). • «Надо» — это потребности рынка труда,

обязанности человека перед обществом, людьми, в том числе перед семьёй:

советы родителей, династия профессии и т. д.

Следование этим установкам позволит избежать ошибок, с которыми

сталкиваются выпускники.

Опрос студентов нашего техникума (охвачены группы 1и 2 курса, 40

человек)

на

вопрос

какими

качествами

должен

обладать

человек,

работающий на ж/д, показал следующие результаты.

Таким образом, железнодорожник – это не только профессия, а название

рабочего или служащего железной дороги. Работа здесь является сложной и

разнообразной,

поэтому

под

этим

названием

скрываются

множество

различных

профессий.

Высокий

уровень

технического

состояния

железнодорожного полотна и подвижного состава обеспечивают специалисты

и рабочие высокой квалификации. Выбирая эту профессию, молодые люди

должны быть готовы, не смотря ни на какие трудности, выполнять её

качественно.

Ведь

безопасность

пассажиров

напрямую

зависит

от

технического

состояния

подвижного

состава

и

железнодорожных

магистралей. Главными чертами работника железной дороги должны стать

ответственность,

внимательность,

бдительность,

профессионализм

и

обладать отличным здоровьем, что подтверждается медицинской справкой.

Содержание книги:

Нам посчастливилось встретить именно таких людей, о которых мы хотим

написать в книге! Немного о содержании. В книге будут представлены

разные тексты, жанры: эссе, сочинение, интервью, репортажи, авторские

работы… Она рассчитана на широкий круг читателей, может послужить

подарком к юбилею, стать частью профориентационной работы. Во время

таких мероприятий ее можно презентовать, рассказывая о тех людях, что на

ее страницах.

Книга будет в электронном варианте выставлена на сайте техникума и будет

обновляться. Принять участие в ее наполнении смогут все желающие,

готовые рассказать о железнодорожниках, значимых взрослых, способных

своим жизненным примером положительно влиять на профессиональный

выбор и профессиональное становление личности.

Предлагаем Вашему вниманию буклет, в котором отражены несколько

историй из многообразия собранной информации.

Начало книги «Наш

техникум в судьбах и лицах». Если вы хотите попасть в нашу книгу, пишите,

мы будем очень рады сотрудничеству с нами. (email).

Заключение

Выбор профессии – важная вещь. Ж/д профессия считается одной из

востребованных и высокооплачиваемых профессий на рынке труда. Формула

профессионального роста и успеха железнодорожника - это любовь к

технике, здоровый образ жизни, высокий уровень моральной и материальной

ответственности. Желающим встать в ряды этих «романтиков» с технической

специальностью ждет наш Иркутский техникум транспорта и строительства.

Возможно, уже в ближайшее время кто-то из приглашенных участников

конференции школьников скажет: «Я люблю железную дорогу. Она ждет

меня, я сделаю все возможное, чтобы посвятить себя этому нелегкому делу!»

Благодарим за внимание.



В раздел образования