Напоминание

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ


Автор: Потапова Мария Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Табалахская СОШ"
Населённый пункт: с. Улахан-Кюель Верхоянский район Республика Саха Я
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

Кабинет - помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым

для этих занятий оборудованием. Учебный кабинет- это помещение школы, оснащенное

наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами

обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися

и методическая работа по предмету.

Учитель - полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием

в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы,

педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся средства

обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса. Большинство

кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет создается постепенно, дооборудуется и

совершенствуется в течение нескольких лет.

Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание

предмета- при всем разнообразии вкусов учителей- должно отвечать определенным

требованиям.

ОСОБЕННОСТИ

О Б О Р У Д О В А Н И Я У Ч Е Б Н О Г О К А Б И Н Е Т А

Требования к кабинету технологии

В общеобразовательной школе создаются комбинированные учебные мастерские:

• по обработке металла и древесины для мальчиков, учащихся 5-9-х классов;

• по обработке тканей и для работ с пищевыми продуктами для девочек.

Учебные

мастерские

оснащаются

станочным

и

другим

оборудованием,

инструментами,

приспособлениями,

учебно-наглядными

пособиями,

техническими средствами

обучения

в

соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного обо-

рудования, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное,

устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда и оформляется

соответствующими актами.

В

учебных

мастерских

оборудуются

рабочие

места

учащихся

индивидуального

и

коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест

должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными

программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования

эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских и

размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность

контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования -верстак или специальный стол с

откидным приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать

его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног.

Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями,

которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.

Рабочее место учителя в мастерской должно располагаться на возвышении-подиуме.

Оно оборудуется:

столом;

классной доской с комплект классных инструментов;

устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно

оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения

учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание

напряжением не свыше 42 В.

Каждая учебная мастерская должна оснащаться умывальниками с щетками и мылом в

количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами

(допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).

В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора,

обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная

аптечка первой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного

учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в

том числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В

мастерских организуются постоянно действующие выставки изде

лий, изготовленных учащимися,

с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. №

387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский

осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об учащихся, не

допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала,

закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат,

берет, передник, косынка). Пользование спецодеждой должно быть строго индивидуальным.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения

инструктажа по безопасности труда.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией

по приему школы к учебному году и

оформляется актом.

Учителя трудового обучения обязаны один раз в пять лет пройти курсовую переподготовку

по охране труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок

напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением ква-

лификационной группы не ниже 3-й.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии Мастерские по обработке тканей и

кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пище-

выми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими

местами

индивидуального

пользования

данных

мастерских являются

универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными

ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкций и укладками с инструмен-

тами.

Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными

столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них

швейными машинами.

Рабочими местами коллективного пользования являются оверлоки, гладильные доски,

примерочная, электрические (газовые) плиты,

разделочные и обеденные столы, а также

дополнительное оборудование. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по

обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя ткани.

Места для влажно-тепловой обработки следует располагать в непосредственной близости от

рабочего места учителя.

К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется

манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Оборудование блока «Обработка тканей».

Образцы тканей разной фактуры и цвета:

хлопок;

лен;

шелк;

шерсть;

смесовые ткани.

Инструменты, приборы, приспособления:

ножницы - 10-15 шт.;

зигзагообразные ножницы - 2 шт.;

длинномерные линейки (75-100 см) - 5-10 шт.;

гибкий сантиметр-5-10 шт.;

лекало - 5-10 шт.;

утюги - 3 шт.;

гладильные доски - 2 шт.:

булавки для скалывания ткани -1 коробка;

масштабная

бумага

-

1

рулон.

Блок «Домашняя экономика» должен иметь:

инструкцию по технике безопасности и охране труда;

2 электрические плиты;

холодильник;

бак для отходов с педалью и крышкой;

ведро эмалированное;

таз эмалированный - 3 шт.;

сушилка для посуды-2 шт.;

3-4 чайника;

сито-2 шт.;

скалка — 6 шт.;

скатерть матерчатая с салфетками - 2 шт.;

щетка для мытья раковины - 2 шт.;

набор кастрюль;

набор сковород;

3 чайных сервиза;

3 столовых сервиза;

комплект кондитерских форм - 4 шт.;

разделочные доски;

столовые приборы.

ТРЕБОВАНИЯ

ПО ТЕХНИКЕ Б Е З О П А С Н О С Т И И О Х Р А Н Е ТРУДА

Требования ТБ и ОТ к кабинету технологии

1.

Оборудование и механизмы учебных мастерских должны иметь только индивидуальные

приводы.

2.

Оборудование надлежит окрашивать в светлые тона одного цвета (зеленый), места,

подлежащие ограждению, - в красный цвет, резко выделяющийся при снятии ограждений.

3.

Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверяться до начала

работы учителем труда. Работа на неисправном оборудовании запрещается.

4.

Пусковые приспособления должны обеспечивать быстроту и плавность включения с

рабочего места и должны быть лишены возможности самопроизвольного включения.

5.

Наличие нескольких мест пуска запрещается.

6.

Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник (кнопка «СТОП»)

отключения всего оборудования учебной мастерской.

7.

Кнопки включения любого оборудования должны быть углублены на 3-5 мм, а кнопки

выключения выступать над панелью не менее чем на 3 мм и иметь хорошо видимую

надпись «СТОП». Цвет кнопок выключения - красный.

8.

Пусковое педальное устройство, где оно есть, должно иметь ограждение, исключающее

возможность случайного включения (от падения предмета на педаль, неожиданного нажатия и т.

п.).

9.

Уборка стружек, обрезков, пыли и грязи с оборудования производится только с помощью

крючков, щеток-сметок и т. п.

при выключенном оборудовании. Без применения

указанных приспособлений уборка запрещается.

10. Применение сжатого воздуха для сдувания опилок и стружек не допускается.

Требования безопасности к оборудованию:

надежность закрепления;

ограждение ременных, цепных, фрикционных, зубчатых и других передач;

ограждение вращающихся и движущихся деталей оборудования и изделий;

наличие защиты работающих от отлетающей стружки при обработке хрупких металлов на

станке;

окраска мест ограждения сигнальными цветами;

наличие аспирационных отсосов для оборудования, во время работы которого выделяется

пыль и вредные газы.

Рабочее место

Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую

возможность несчастного случая.

Каждое

рабочее

место

должно

быть

оборудовано

сиденьями

(приставными,

выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и

производства отдельных операций при выполнении основной работы.

Рабочие

места

должны

быть

оборудованы

специальными

приспособлениями:

тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами

для хранения инструмента, •защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах

заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

Требования безопасности к рабочему месту:

соблюдение установленных промежутков между верстаками и рядами верстаков;

наличие щитов для защиты от отлетающих осколков (высота не менее 1 м, размер ячейки не

более 3 x 3 мм) или съемных защитных устройств на одноместных верстаках, кроме

резиновых;

надежность крепления тисков;

исправность ручного инструмента (отсутствие заусениц, выбоин, трещин на ручках, наличие

металлических стяжных колец на рукоятках напильников, стамесок, долот и т.п.);

наличие и использование спецодежды и средств защиты лица и глаз.

Соблюдение норм переноски тяжестей (недопустимо привлечение к работам по переноске

тяжестей учащихся моложе 15-ти лет).

При выполнении работ, связанных с переносом и передвижением тяжестей, должны

соблюдаться следующие нормы:

Возраст

Максимальный вес груза

юноши

девушки

14 лет

не более 6 кг

не более 6 кг

15 лет

не более 8,2 кг

не более 6,8 кг

16 лет

не более 12 кг

не более 8,0 кг

17 лет

не более 16,4 кг

не более 9,0 кг

При этом длительность такой работы не должна превышать 1/3 рабочего времени

подростка.

Женщины допускаются к работе по переноске тяжестей не более 10кг.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

НА ОТКРЫТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предмету

после выбора классной комнаты издается приказ по школе об открытии учебного кабинета и

режиме его функционирования. В этом же приказе назначается зав. кабинетом и лаборант,

определяются функциональные обязанности (по профилю кабинета).

Зав. кабинетом совместно с администрацией школы производят учет всего имеющегося

учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания данного

предмета, а также мебели и приспособлений, выделяемых администрацией школы для

оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт

кабинета. Неисправное учебное оборудование и технические средства списываются и

уничтожаются, о чем составляется акт на списание.

После этого зав. кабинетом разрабатывает перспективный план оснащения кабинета

недостающими учебными и вспомогательными средствами.

Рекомендуются следующие этапы оснащения кабинета:

классная доска;

приспособления для демонстрации таблиц и другого наглядного материала на уроке

(рейки, стенды, решетки и т.п.);

хранилище для приборов, раздаточного материала и другого оборудования (стеллажи,

шкафы, ящики);

оснащение для демонстрации учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов

(затемнение, экран, подставка под диапроектор, электрооборудование и т.д.);

оснащение

рабочего

места

учителя

(дистанционное

управление аппаратурой,

затемнением, освещением);

магнитофон и аудиозаписи;

видеомагнитофон и телевизор;

оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети,

программное обеспечение).

Заведующий кабинетом организует работу учащихся по изготовлению самодельных

пособий, осуществлению профилактики и ремонта учебного оборудования.

В ведении зав, кабинетом находится книга учета материальных ценностей, которым при

записи присваиваются инвентарные номера..

Ежегодно проводится инвентаризация всего имеющегося в кабинете оборудования. Во

время инвентаризации определяется фактическое наличие имущества, устанавливается перечень

годного к использованию учебного оборудования и составляются документы на списание тех

или иных предметов с учетом срока их годности, степени износа. Списанию с книг учета подлежит

то, что невозможно отремонтировать. С учетом списанного фонда вносятся коррективы в картотеку

учета учебного оборудования и в инвентарную книгу, составляется смета на приобретение

необходимых приборов, расходных материалов и реактивов к новому учебному году.

Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план

оборудования кабинета на год.

В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно-

наглядных пособий в соответствии с «Перечнями аппаратуры», необходимой для их

использования. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по

созданию условий для хранения пособий, приспособлений для демонстрации накопленного

фонда СО.

В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое

пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг,

тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения.

План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным.

Для

своевременной

оценки

работы

заведующего

кабинетом

и

качества

функционирования кабинета проводится его паспортизация.

Цель паспортизации учебного кабинета:

проанализировать состояние

кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить

основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям

учебно-методического обеспечения образовательного процесса.



В раздел образования