Напоминание

"Когда в семье появился второй ребёнок"


Авторы: Алиакберова Гульшат Гумаровна, Беляева Лейсан Раисовна
Должность: творческая группа воспитателей
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N 333"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Когда в семье появился второй ребёнок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Когда в семье появился второй ребенок

Йылмаз Лилия Габдельфартовна

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №333»

Г. Казань

Многие семьи, ожидая второго ребенка, задаются вопросом: «Как и

когда об этом сказать старшему?» И, вообще, как правильно себя вести,

чтобы первенец не чувствовал себя обделенным вниманием и любовью.

С появлением второго ребенка, у старшего находится больше поводов

для тревоги, чем для радости. Для первенца рушится привычная для него

картина семьи. За несколько лет он уже привык, что все внимание родителей,

бабушек и дедушек направлено только на него.

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа

любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание,

сознательно

и

бессознательно.

Последствия

могут

быть

совсем

нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных

болезней. Но все это можно предотвратить.

Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам. Когда

разница между детьми небольшая, это влияет на развитие обоих детей.

Младенцу до года мама нужна всегда. После года важен не только

эмоциональный контакт, но и общение с обоими родителями. Да, в этот

момент ребенок еще не может почувствовать ревность, но появление в семье

второго малыша может привести к тому, что он не получит должного

внимания от родителей, которое ему необходимо. К тому же, когда дети

немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе,

вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько

затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы

младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, однако уже в состоянии

болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам

ребенок уже может воспринимать себя отдельно от родителей, понимать

сколько он получает любви и даже скрывать свои переживания. С

появлением братика или сестрички, ребенок трех лет, ощутив перемену

отношения к себе, может винить в этом самого себя и реагировать на

ситуацию бессознательно. Например, он может чаще болеть, притягивая к

себе внимание родителей.

В четыре года ребенок уже способен понять, что мама его любит, даже

если не может находиться рядом все время. Он уже может обслужить себя

сам и даже помогать заботиться о маленьком братике. Когда младший

ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице в 6-8 лет и больше, у детей не будет общих игр и занятий.

Расти они будут по отдельности, родителям придется заниматься отдельно с

каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Сколько бы лет

не было старшему ребенку, нужно объяснять ему все происходящее в семье,

причем за долго до того, как в ней появится еще один ребенок. Часто

старшие дети, чувствуя изменения отношения к себе, уменьшение заботы и

внимания, винят в этом себя. Они, конечно, об этом не скажут, но будут

переживать. Поэтому лучше готовить ребенка к появлению братика или

сестрички.

Во время беременности маме полезно рассказать ребенку о том, что

скоро в их семье появится еще один малыш, при это не стоит акцентировать

внимание ребенка на том, что у него появится партнер для игр. При виде

беспомощного малыша, старший ребенок почувствует себя обманутым и

разочарованным, так как он рассчитывал совсем на другое. Чтобы первенец

лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или

видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том,

каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он еще не умел

говорить, ходить и играть, но он всему научился и сможет помочь родителям

научить этому и малыша. Старший ребенок должен понять, что он будет

играть с малышом, но не сразу, а через некоторое время.

Но как бы родители не подготавливали старшего ребенка к появлению

малыша, первое время будет для него не простым. Для ребенка разрушится

привычный мир, к которому он уже привык. При этом он будет продолжать

все делать как прежде, а ситуация изменится. Он больше не будет тем

маленьким малышом, когда все внимание было сконцентрировано вокруг

него.

Не получая привычного внимания, старший ребенок может начать

вести себя агрессивно, капризничать по любому поводу. Так ребенок требует

к себе внимание и получает его, пусть даже со скандалами.

С появлением второго ребенка, родители уже не смогут уделять

старшему ребенку столько же внимания, как раньше. И здесь важно не

количество времени, проведенного с ребенком, а его качество. Важно

регулярно выделить для старшего ребенка время, которое будет посвящено

только ему и никому больше. Пусть даже полчаса в день, но в это время

ничто не должно отвлечь маму от общения со старшим ребенком. Старший

ребенок должен четко знать, что каждый день есть «святое» время, когда

мама принадлежит только ему. Для такого общения хорошо подходит время

перед сном. В эти моменты можно поговорить с ребенком, почитать ему

книжку, или просто обсудить прошедший день, в частности и поведение

ребенка. Однако в такие моменты нельзя сравнивать ребенка с младшим или

другими детьми. Такие сравнения приведут к желанию причинить вред тому,

с кем сравнивают. Такие минуты должны быть уделены только знакам любви

и доверия.

Маме важно превратить старшего ребенка в того, кто будет опекать

младшего, кто сможет чему-то его научить. Даже если сам ребенок

высказывает желание помочь с братиком или сестрой, ни в коем случае

нельзя превращать его в няньку. Помощь по уходу за малышом не должна

стать для него обязанностью, иначе он не будет испытывать радости от

общения с малышом и будет стремиться избегать его. Если же ребенок

помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его

хвалить и поддерживать.

Бывают и обратные случаи, когда мама с появлением второго ребенка,

слишком балует старшего. Такое происходит, если у мамы возникает чувство

вины перед старшим ребенком. Например, в детстве она страдала от

появления сестренки, из-за которой не получала должного внимания и ласки.

Теперь, балуя своего ребенка, она пытается уберечь его от этого.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же

вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка

изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не

замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к

специалисту.

Профессиональные

психологи

знают

все

алгоритмы

возникновения тех или иных сложностей и смогут помочь решить

возникшую проблему.

Список литературы

1.

Желдак

И.М.

Искусство

быть

семьей.

Практическое

руководство / И.М. Желдак. М.: МП Лерокс, 2012. 160 c.

2.

Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип

преемственности / Ж. Ледлофф. М.: Генезис, 2014. 208 c.

3.

Михайлова С.И. Семьеведение / С.И. Михайлова, О.В. Нагибина.

Вологда: ВоГУ, 2016. 123 с.

4.

Образцова

Л.Н.

Энциклопедия

семейного

счастья

/

Л.Н.

Образцова. М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. 576 c.

5.

Семьеведение. Теория и практика / под ред. О.Г. Прохоровой,

Е.И. Холостовой. М.: Юрайт, 2017. 379 с.



В раздел образования