Авторы: Йылмаз Лилия Габдельфартовна, Кашапова Миляуша Мударисовна
Должность: творческая группа воспитателей
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N 333"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Праздники и развлечения, как форма организации экологического воспитания старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛО-
ГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Экологические праздники дают большие воспитательные воз-
можности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников.
Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социально-
му и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказыва-
ют о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что
очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Эко-
логические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о приро-
де, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональ-
ной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического
опыта и детей, и взрослых.
Значение праздников и развлечений в системе экологического воспитания
детей трудно переоценить.
Экологический досуг – эта форма организации деятельности дошкольников.
Экологический досуг включает в себя: организацию театрализованной деятельно-
сти, в ходе нее дети инсценируют уже известные им литературные произведения
природоведческого характера, а также разрабатывают собственные сценарии эко-
логических сказок, литературно-музыкальные развлечения, посвященные време-
нам года.
Экологические праздники – это расширенный вариант экологического досу-
га. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях
поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников -
пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости
природы.
Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный
вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у де-
тей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброже-
лательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают вос-
приятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживани-
ям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развле-
чений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях,
а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора,
совместных действиях и переживаниях.
В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе
праздников и развлечений, является деятельность ребенка в коллективе сверстни-
ков. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждение, совершает по-
ступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо по-
ступать в том, или ином случае.
Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы
вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержа-
ние. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в це-
лом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон
или какой-либо содержательный блок.
Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообраз-
ной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие де-
тей. Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответ-
ственная работа.
Этапы работы по организации праздников:
1 этап – предварительное планирование.
2этап – работа над сценарием.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.
4 этап – репетиции.
5 этап – проведение праздника.
6 этап – подведение итогов.
7 этап – последействие праздника.
Одним из важнейших требований к организации праздников является про-
ведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнооб-
разных природных условиях местности (участок детского сада, парк). От конкрет-
ного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура,
специфика, подготовительные работы и оформление.
Эффективному проведению праздника способствуют: объединение всех его
составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор
эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное под-
ведение итогов и оценка проделанной работы.
Экологические праздники предполагают использование в сценарии знако-
мый детям материал:
стихи разных авторов в исполнении детей или взрослых о природе;
песни в исполнении детей или взрослых по теме праздника;
танцы в исполнении детей, например, «Весёлые бабочки», «Танец с
зонтиками» и другие;
небольшие по длительности кукольные спектакли и сценки, например,
«Как Зайчик ни в кого не превратился» и другие.
В экологическом празднике, как и в любом другом, много времени отводит-
ся играм. Это будут экологические игры.
С детьми старшего возраста на осеннем празднике можно провести игру
«Съедобный грибок положи в кузовок», в которой дети собирают в корзинку толь-
ко съедобные грибы. На празднике, посвящённом приходу весны, интересной бу-
дет командная игра «Растопи льдинку». Льдинку передают из рук в руки. Побе-
ждает команда, которая быстрее растопит льдинку.
Очень любимы детьми подвижные игры. В старшем возрасте это будут игры
с правилами: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».
В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкаль-
ный зал, либо другое помещение.
К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего
возраста. В зале можно организовать выставку. Например: выставки рисунков
«Береги лес от огня», поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,
кормушек «Птичий городок», веночков «Красивый веночек для мамы».
Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.
Экологические праздники, как и любые другие, хорошо бы закончить вруче-
нием символических подарков, которым будут очень рады дети. В осенний празд-
ник это могут быть фрукты, работники кухни могут испечь печенье в виде ко-
лосков или грибочков. Весной к празднику «Проводы зимы» детей угощают бли-
нами. Можно подарить каждому ребёнку наклейку с изображением животных,
птиц, цветов и другое.
Итак, экологические праздники значимы для всестороннего развития и вос-
питания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в
разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах, и т.д. Участие в праздни-
ках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовле-
творение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, на-
долго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятель-
ность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки,
влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество.
Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи
экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской лично-
сти.
Список литературы:
1.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:
Просвещение, 2013. 270 с.
2.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознаком-
ления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение,
2013. 256 с.
3.
Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания со-
циальной действительности. Самара: СамГПУ, 2017. 135 с.
4.
Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопро-
сы. М.: Перемена, 2016. 123 с.
5.
Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для
воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2013. 137 с.