Автор: Гуляева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №29
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивной доски в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе
Знание — это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо
познавать. Непознаваемого — не существует, мы можем говорить лишь о том, что
существует непознанное.
М. Горький
В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в
образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и учителей.
Вместе с тем, возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования
в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным
образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования
характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Для повышения
качества
образования
предполагается
также
интенсивно
использовать
новые
образовательные технологии.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность
повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и
снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени,
отведенного
на
выполнение
домашнего
задания.
Современные
образовательные
технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность
образовательного процесса, независимо от возраста и уровня образования. В школе
представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые
применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС НОО
наиболее актуальными становятся технологии.
В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство
традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с
приобретением передвижной интерактивной доски и мультимедийного проектора.
Интерактивная доска проста в использовании. Работая учителем начальных классов,
провожу уроки русского, родного (якутского) языка, математики, литературного чтения,
окружающего мира и другие с применением интерактивного комплекса.
Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять
демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать
собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль
работы.
Использование интерактивной доски учителем на уроке имеет целый ряд преимуществ,
так как помогает усилить заинтересованность учащихся в изучении предмета, повышает
наглядность в подаче учебного материала, облегчает усвоение материала, подготовку к
урокам - всё легко редактируется в режиме реального времени, подстраиваясь под
конкретные задача или аудиторию. Используя доску, можно открывать файлы, работать с
Интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с
помощью специальных маркеров.
С помощью интерактивной доски я демонстрирую презентации, активно вовлекаю
учащихся в процесс освоения материала, улучшаю темп и течение урока. Электронная
доска помогает моим ученикам преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в
учебный процесс. Ученики с охотой работают у доски. Практически на каждом уроке
использую
доску,
вношу
что-то
новое,
познавательное,
интересное,
составляем,
придумываем вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрируя учебный
материал. Делают письменные комментарии поверх изображения на экране, записывают,
добавляют, исправляют, показывают, и таким образом создаваем вместе с ребятами
общий конспект с учебным материалом.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на
уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда
начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка
письма букв и цифр. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый
сразу узнает, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на
доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. У ученика нет
страха перед ошибкой. Всегда можно с помощью маркера стереть неправильную часть
или отменить действие, поэтому ребята чувствуют себя уверенно. Более того, им это
просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе
урока. Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а также с отдельными
предложениями помогает на уроках русского, родного (якутского) языка. Меняя порядок
слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться
максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или
текстов, организовать работу со словарными словами и т.д. Во время работы на
интерактивной доске, улучшается концентрация внимания. Также очень удобна доска при
использовании
графических органайзеров,
при составлении
кластера,
построении
диаграммы Венна, всевозможных таблиц, чертежей.
Эта доска подобна традиционной - её поверхность твердая. Она управляется
специальной
электромагнитной
ручкой
-
маркером,
работающей
на
батареях.
Интерактивная доска данной марки сопровождается программным обеспечением, в состав
которого входят средства для подготовки материалов к уроку.
Её можно использовать:
o
как обычную доску для работы в классе, только мел заменить электронной ручкой;
o
как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для
визуализации учебной информации изучаемого;
o
как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного
программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Работать на доске просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается
мотивация в процессе урока; доска реализует один из важнейших принципов обучения в
начальной школе – наглядность, на ней можно размещать различную информацию:
схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты; всю проведенную в
ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно
сохранить в компьютере для следующего просмотра.
Преимущества для учащихся:
• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития
личных и социальных навыков;
• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более
ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• Позволяет использовать различные стили обучения, я могу обращаться к
всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
• Временные затраты на подготовку урока очень велики.
• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке
из-за
необходимости
соблюдать
санитарные
нормы.
И в заключении, хотела бы сказать, что новые технологии открывают мне более
широкие
возможности
для
творчества.
Цветные
записи
и
чертежи,
анимация,
мультимедийные средства, современные наглядные материалы, которые предлагает
интерактивная доска, делают урок более увлекательным и динамичным, облегчают
восприятие и ускоряют усвоение новой информации. Использование интерактивных
технологий мотивирует детей к активной работе на уроке, а учителей – к творческому
труду.