Автор: Митрясова Элина Владимировна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа №22"
Населённый пункт: станица Незлобная Георгиевский район
Наименование материала: Выступление на родительском собрании
Тема: "Агрессия, ее причины и последствия"
Раздел: дополнительное образование
Родительское собрание
Тема: «Агрессия, ее причины и последствия».
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время
приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Микколо Макиавелли
Цели собрания:
1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на
взаимодействие подростка с окружающими людьми.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии,
возможных путей ее преодоления.
Форма проведения собрания: разговор по душам.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины проявления агрессии.
2. Родительская власть, ее виды и способы влияния наличность подростка.
3. Возможные способы преодоления агрессивности.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Анализ исследований психолога школы по проблеме детской
агрессивности (по классу).
3. Памятка для родителей.
Анкета для родителей № 1
1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?
6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском
собрании?
Анкета для родителей № 2
Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те
качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по
степени выраженности в поведении ребенка.
По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:
Доброта; Безразличие;
Сочувствие; Упрямство;
Покладистость; Агрессивность;
Терпение; Нетерпимость;
Сопереживание; Эгоизм.
Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены
наиболее ярко (родители перечисляют те качества характера своего ребенка,
вторые наиболее ярко выражены).
Анкета для учащихся
Чаще всего я радуюсь, когда______________________________
Чаще всего я смеюсь, когда ________________________________
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда__________________.
Чаще всего я плачу, когда___________________
Чаще всего я злюсь, когда__________________
Чаще всего я обижаюсь, когда_______________
Мне хорошо, когда меня____________________
Мне плохо, когда меня____________________
Тест для учащихся
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпиши-
те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их дол-
го быть не менее пяти.
Я — добрый; Я — безразличный;
Я — злой; Я — хороший друг;
Я — терпеливый; Я —умный;
Я — нетерпеливый; Я — помощник;
Я — упрямый; Я — обидчивый.
На классном часу ребята обсуждают проблему собственного поведения
различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение. Ребята
работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые,
по их мнению, преобладают. Мини-анкета «Общение детей и родителей в
лицах» ( для родителей и учащихся)
Инструкция: Посмотрите на мимику изображенных лиц и ответьте на
следующие вопросы.
1) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
2) С каким лицом чаще всего общается с вами ребенок?
3) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время
общения с вами.
Обсуждение полученных результатов и сравнение их с результатами
детей.
Полезная информация
Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые
постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают. Это
агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них
самих. Ведь агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка,
которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С
такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам.
1. Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более
приемлемыми способами.
2. Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них спо-
собность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих
агрессию.
3. Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию,
учить их сопереживать.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме
агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом
агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и на-
силия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только
подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже
малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие
вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Обсуждение анкет учащихся
Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества
является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого,
подростки
усваивают
навыки социального
поведения близких
и ав-
торитетных им людей,
Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью
взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в
семье, то ребенок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,
особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог
стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать
плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств
детей, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по от-
ношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и
ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это
— ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает
уроки мастерства.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей
является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению
к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель
никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не
заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен
анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом
складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность — это не
тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть
разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана
именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и
бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и
поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но
и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут
поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки,
можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не
надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лег он сам
напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет
требовать от родителей повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.
Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с
физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются
сильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое
справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в
деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе
самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет
выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто.
Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме,
объясняя целесообразность требований.
В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители
должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются
тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании
ребенка,
это
дает
возможность
ему
лавировать
между
родителями,
шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает
запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
Итог собрания: обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.
Памятка №1для родителей по предупреждению детской агрессивности.
1.
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и
доверия.
2.
Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его
душу несбыточных надежд.
3.
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5.
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку и в угоду
чему-либо.
7.
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8.
Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9.
Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от
его учебных успехов.
Памятка №2
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и
вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не
касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед
ним и перед собой!
После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
• ребенка бьют;
• над ребенком издеваются;
• над ребенком зло шутят;
• ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
• родители заведомо лгут;
• родители пьют и устраивают дебоши;
• родители воспитывают ребенка двойной моралью;
• родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
• родители не умеют любить одинаково своих детей;
• родители ребенку не доверяют;
• родители настраивают ребенка друг против друга;
• родители не общаются со своим ребенком;
• вход в дом закрыт для друзей ребенка;
• родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
• родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
• ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале ро-
дители должны иметь:
внимание, сочувствие, сопереживание, терпение,
требовательность,
честность,
откровенность,
открытость,
обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание,
чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться,
надежду и любовь.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким как ты. Или - как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой; он - божий.
3. Не требуй от ребенка платы за всё, что ты для него делаешь. Ты дал ему
жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот
третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды чтобы в старости не есть горький
хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5.Не унижай своего ребенка!
6. Не относись к его требованиям и проблемам свысока: тяжесть жизни дала
каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя.
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка: мучь,
если можешь, но не даешь.
8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не
хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
10. Помни, что ребенок это праздник, который пока с тобой.