Напоминание

"Агрессия, ее причины и последствия"


Автор: Митрясова Элина Владимировна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа №22"
Населённый пункт: станица Незлобная Георгиевский район
Наименование материала: Выступление на родительском собрании
Тема: "Агрессия, ее причины и последствия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Родительское собрание

Тема: «Агрессия, ее причины и последствия».

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время

приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.

Микколо Макиавелли

Цели собрания:

1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на

взаимодействие подростка с окружающими людьми.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии,

возможных путей ее преодоления.

Форма проведения собрания: разговор по душам.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины проявления агрессии.

2. Родительская власть, ее виды и способы влияния наличность подростка.

3. Возможные способы преодоления агрессивности.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2. Анализ исследований психолога школы по проблеме детской

агрессивности (по классу).

3. Памятка для родителей.

Анкета для родителей № 1

1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?

2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?

3. Против кого он проявляет агрессию?

4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?

5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?

6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском

собрании?

Анкета для родителей № 2

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те

качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по

степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

Доброта; Безразличие;

Сочувствие; Упрямство;

Покладистость; Агрессивность;

Терпение; Нетерпимость;

Сопереживание; Эгоизм.

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены

наиболее ярко (родители перечисляют те качества характера своего ребенка,

вторые наиболее ярко выражены).

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда______________________________

Чаще всего я смеюсь, когда ________________________________

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда__________________.

Чаще всего я плачу, когда___________________

Чаще всего я злюсь, когда__________________

Чаще всего я обижаюсь, когда_______________

Мне хорошо, когда меня____________________

Мне плохо, когда меня____________________

Тест для учащихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпиши-

те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их дол-

го быть не менее пяти.

Я — добрый; Я — безразличный;

Я — злой; Я — хороший друг;

Я — терпеливый; Я —умный;

Я — нетерпеливый; Я — помощник;

Я — упрямый; Я — обидчивый.

На классном часу ребята обсуждают проблему собственного поведения

различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение. Ребята

работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые,

по их мнению, преобладают. Мини-анкета «Общение детей и родителей в

лицах» ( для родителей и учащихся)

Инструкция: Посмотрите на мимику изображенных лиц и ответьте на

следующие вопросы.

1) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2) С каким лицом чаще всего общается с вами ребенок?

3) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время

общения с вами.

Обсуждение полученных результатов и сравнение их с результатами

детей.

Полезная информация

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые

постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают. Это

агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них

самих. Ведь агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка,

которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С

такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам.

1. Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более

приемлемыми способами.

2. Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них спо-

собность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих

агрессию.

3. Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию,

учить их сопереживать.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме

агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом

агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и на-

силия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только

подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже

малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие

вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества

является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого,

подростки

усваивают

навыки социального

поведения близких

и ав-

торитетных им людей,

Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью

взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в

семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,

особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог

стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать

плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств

детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по от-

ношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и

ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это

— ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает

уроки мастерства.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей

является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению

к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель

никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не

заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен

анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом

складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не

тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть

разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана

именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и

бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и

поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но

и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут

поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки,

можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не

надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лег он сам

напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет

требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с

физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются

сильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое

справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в

деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе

самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет

выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто.

Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме,

объясняя целесообразность требований.

В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители

должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются

тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании

ребенка,

это

дает

возможность

ему

лавировать

между

родителями,

шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает

запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

Итог собрания: обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.

Памятка №1для родителей по предупреждению детской агрессивности.

1.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и

доверия.

2.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его

душу несбыточных надежд.

3.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку и в угоду

чему-либо.

7.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8.

Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от

его учебных успехов.

Памятка №2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и

вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не

касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед

ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

• ребенка бьют;

• над ребенком издеваются;

• над ребенком зло шутят;

• ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

• родители заведомо лгут;

• родители пьют и устраивают дебоши;

• родители воспитывают ребенка двойной моралью;

• родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

• родители не умеют любить одинаково своих детей;

• родители ребенку не доверяют;

• родители настраивают ребенка друг против друга;

• родители не общаются со своим ребенком;

• вход в дом закрыт для друзей ребенка;

• родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

• родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

• ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале ро-

дители должны иметь:

внимание, сочувствие, сопереживание, терпение,

требовательность,

честность,

откровенность,

открытость,

обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание,

чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться,

надежду и любовь.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким как ты. Или - как ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой; он - божий.

3. Не требуй от ребенка платы за всё, что ты для него делаешь. Ты дал ему

жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот

третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды чтобы в старости не есть горький

хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5.Не унижай своего ребенка!

6. Не относись к его требованиям и проблемам свысока: тяжесть жизни дала

каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя.

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка: мучь,

если можешь, но не даешь.

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не

хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.

10. Помни, что ребенок это праздник, который пока с тобой.



В раздел образования