Автор: Евграфова Айгуль Фаритовна
Должность: преподаватель по классу аккордеона, баяна
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа № 10"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Личностно-ориентированный подход к учащемуся в процессе обучения в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Личностно-ориентированный подход к учащемуся
в процессе обучения в ДМШ
МБУДО г. Казани «ДМШ № 10», Евграфова А.Ф.
«Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего
различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое
прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную
вершину. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход,
иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».
Абул-Баха
В настоящее время личностно-ориентированный
подход считается
одной
из
современных
педагогических
стратегий.
Личностно
–
ориентированное
обучение
понимается,
как
обучение,
выявляющее
особенности ученика – субъекта, признающего самобытность и самоценность
субъективного опыта ребёнка, выстраивающее педагогические воздействия
на
основе
субъектного
опыта
учащегося.
Модель
личностно-
ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий
(социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-
личностных черт ребенка.
Такая популярность обусловлена рядом объективных обстоятельств:
во-первых,
современное
развитие
российского
общества
требует
формирования в человеке нетипичных черт личности, позволяющих ребенку
проявлять индивидуальность в быстро изменяющемся социуме; во-вторых,
нынешним школьникам свойственны прагматичность, стремление к свободе
мыслей и действий, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения
новых подходов и методов взаимодействия с учащимися; в-третьих,
современная школа остро нуждается в гуманизации и демократизации ее
педагогического процесса.
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности
учащегося, который становиться действенным субъектом своего развития.
Современная школа уважает личное достоинство каждого ученика, его
индивидуальные, жизненные цели, интересы, создает благоприятные условия
для его самоопределения, самореализации в развитии, видит в ученике
человека,
имеющего
свой
сложный
мир
отношений,
стремление
к
полноправной жизни уже в школьном возрасте.
Между педагогом и учеником должна быть совместная деятельность,
по реализации вместе выработанных задач и целей. Только в тесном
сотрудничестве с педагогом ученик обеспечен необходимым педагогическим
руководством, он не отторгает, а принимает его как условие успешного
достижения своих целей, решение своих проблем.
Продуктивность сотворчества заключается в умении педагога сблизить
разные
личностные
позиции.
От
того,
насколько
педагогу
удается
убедительно выразить свое мнение, не навязывая его при этом, часто зависит
проявление заинтересованной ответной реакции ребенка. Успех такого
общения в значительной мере зависит от развитости умений контактировать
как педагога, так и учащихся.
Чтобы действовать в данном направлении, надо хорошо знать своих
учеников, их интересы, отношения с семьёй и товарищами. Это знание
помогает нам понять причину трудностей, которые возникают при работе с
учащимися. Особую роль в личностно-ориентированном подходе играет
знание психолого-педагогических особенностей учащихся. Педагог не
сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного
подхода, не зная особенностей психики ученика.
Отношение к ученику как к личности предусматривает умение педагога
ставить себя в положение ребенка, проникаться его состоянием, чувствами.
Важно понять его внутренний мир, уважать переживания. Необходимо
помнить, что негативные эмоции могут иметь пагубные последствия для
развития ребенка. Личностный подход предполагает создание на уроке
благоприятной атмосферы. Недопустимо, если во время занятий ученик
испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброжелательного
отношения учителя к ученику, без ободрения не родится «духовная
общность» ученика и учителя, как считает Ш.А. Амонашвили. А вот что
писал об этом В.А. Сухомлинский: «Самое главное, дорогие друзья, - это
видеть в своем ученике живого ученика. Умственный труд ребенка, его
успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир,
игнорирование которого может привести к печальным результатам».
Таким образом, в центре внимания педагога находится внутренний мир
его ученика, однако, чтобы воспитать личность, самому педагогу необходимо
быть личностью, быть эмоционально чутким, отзывчивым, высокодуховным.
Открытый, доброжелательный, искренний учитель оказывает благоприятное
воздействие на ученика.
Ученик верит учителю. Если педагог, показывая даже самое простое
музыкальное
произведение,
сам
поддается
его
обаянию,
и
умеет
воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и
воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – важная
точка соприкосновения учителя и ученика, объединяющая их устремления, и
зачастую являющаяся решающей для достижения успехов. Этот момент
контакта учителя и ученика способствует мотивации у последнего, то есть
появления желания сыграть самостоятельно, попытаться, пусть неумело, по-
своему, донести настроение и смысл музыки.
Занятия с учеником – это творческий процесс. Все чему мы хотим
научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново открывать,
включая ученика в активную работу. Ученик не просто слушает педагога, а
постоянно сотрудничает с ним в диалоге, высказывает свои мысли, делится
своим
содержанием.
Ребенок
должен
почувствовать,
что
учитель
разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает
его рассуждения. В этом случае ученик будет испытывать доверие к педагогу
и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это
доверие.
Начало во многом определяет дальнейший ход урока. Например, начав
свои замечания с положительного момента, примерно так: «Мне очень
понравилось как у тебя прозвучала эта фраза, но необходимо исполнить это
место еще раз», педагог создает условия для более плодотворной работы, чем
если это будет звучать как упрек. Конечно, констатировать отрицательные
моменты зачастую легче, чем найти положительные. «Доброе слово, что
дождь в засуху», побуждает веру в собственные силы даже у самых слабых
учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение педагога к
маленьким победам учеников значит очень многое. Похвала окрыляет
учеников, вселяет в него новые силы, но в тот же время может явиться
формированием завышенной самооценки у ученика. Но все же, ошибки и
промахи, увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Поэтому
найти
индивидуальный
подход к ребенку,
создать
соответствующую
атмосферу – это значит обеспечить успешное проведение урока.
Личностно-ориентированное обучение в классе инструментального
исполнительства
ДМШ
реализуется
на
основе
продуманного
индивидуального
плана,
составляемого
на
каждого
ученика.
Индивидуальный план – это не просто список произведений, намеченных к
изучению, это главный документ, характеризующий процесс развития
ученика. Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно
связаны. При составлении плана педагог обязательно учитывает принцип
педагогической
целесообразности,
учитывающий
индивидуальные
особенности развития каждого ученика.
Личностно-ориентированный подход означает – идти к ребенку не от
личности учителя, а от личности ученика и его потребностей.
В заключении хочется отметить то, что современная школа остро
нуждается
в
гуманизации,
демократизации
педагогического
процесса,
поэтому
очевидна
необходимость
использования
личностно-
ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать
процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его
индивидуальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Якиманская
И.С.
Личностно-ориентированное
обучение
в
современной школе, М., 1996, выпуск 2.
2.
Научно-методический журнал «Воспитание школьника», М.,
2003, №2.
3.
Научно-практический журнал «Завуч», М., 2006, №2.
4.
Научно-методический журнал «Дополнительное образование»,
М., 2008, №8.
5.
Петрушин В.С.. «Музыкальная психология», М., 1995.
6.
Бурминская Г.В. «Хрестоматия по детской психологии», М.,
1996.