Авторы: Армянинова Ольга Анатольевна, Алексеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад №5
Населённый пункт: город Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В.В.ВОСКОБОВИЧА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Армянинова Ольга Анатольевна, воспитатель,
Алексеева Светлана Леонидовна, воспитатель.
МДОАУ детский сад 5, г. Нефтекамск
Республика Башкортостан
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В.В.ВОСКОБОВИЧА В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ, КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно
внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная
задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Инновационные (современные) технологии – это система методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на
достижение позитивного результата за счет динамических изменений в
личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и
обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают
прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою
эффективность в процессе педагогической деятельности.
Существует несколько видов технологий:
1. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода.
2. Игровые педагогические технологии.
3.Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста авторы: В.В. Воскобович.
Просмотрев все эти технологии, мы свой выбор остановили на
игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного
развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
“Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.
Нас привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и
становится максимально действенной, так как игра обращается
непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным
языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к
приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается
почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон
участников игры от 2-3 лет до средней школы.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и
доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители
дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера
между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное
развитие малыша.
Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас
разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих
игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их
многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и
трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому
манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся
развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач.
Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и
запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в
пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь,
мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано
большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений,
направленных на решение одной образовательной задачи. Такая
вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из
которых она сделана
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать
задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание
вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение
длительного периода времени, превращая игровой процесс в
«долгоиграющий восторг»
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и
потребности узнать новое.
Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к
явлениям и объектам окружающей действительности.
Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко,
оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом
зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-
образного и логического начала.
Формирование базисных представлений (об окружающем мире,
математических), речевых умений.
Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Обогащение образовательной среды младшей группы детского сада
играми Воскобовича приводит к решению нескольких задач в организации
деятельности педагога:
Обогащается предметное пространство группового помещения,
при этом оно становится развивающим;
Оптимизируется
процесс
мотивирования
воспитанников
в
процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей,
как самостоятельной, так и совместно с педагогом;
Систематическое, поэтапное использование игровой технологии
неизменно дает устойчивый положительный результат в развитии
дошкольников.
Трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет
желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым.
К концу года, дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не
путают с зеленым или фиолетовым, голубой цвет отличают от синего и
серого цветов. У детей, почти нет проблем со счетом, знанием
геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.
Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер
ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. На
занятиях игры В.В.Воскобовича сначала выполняют роль дидактического
материала и являются частью занятия.
Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием
для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес
к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в
реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога –
создание условий для полноценного развития воспитанника.
Технологию В.В.Воскобовича можно применять, начиная с младшего
возраста. Эти игры включаются различные формы организации детской
деятельности: непосредственно-образовательную и самостоятельную.
И мы уделяем большое внимание организации и проведению
совместной игровой познавательной деятельности. При организации
совместной деятельности создаем условия для интеграции различных игр:
например, театрализованных и математических. Такой вариант проведения
совместной деятельности наиболее эффективный, так как он позволяет
ставить развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто
продолжают играть.
Для систематизации используемого материала был создан
каталог игр Воскобовича, в который включено описание игры,
развивающая суть игр, методические рекомендации, подбор игр и
упражнений.
Мы стараемся научить воспитанников усваивать знания с радостью,
получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим умению
задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное –
не утратить детскую любознательность и способность творить,
фантазировать. Учим воспитанников быть уверенными в себе, в своей
талантливости.
Работу с детьми по ознакомлению с играми В.В.Воскобовича надо
осуществлять поэтапно. А следующий этап – это путешествие в сказочный
«Фиолетовый Лес» и знакомство с его персонажами (Малыш Гео, Ворон
Метр, Паук Юк, Магнолик и т.д.).