Напоминание

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Авторы: Провоторова Ирина Николаевна, Гулая Лариса Валентиновна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Белгородская область, Ракитянский р-н, п.Пролетарский
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Провоторова И.Н.

Гулая Л.В.

Аннотация. В статье дается характеристика средств педагогического

общения, с помощью которых учитель работает на уроках русского языка над

такой группой личностных универсальных учебных действий как морально-

нравственная ориентация, обеспечивающая усвоение учащимися норм и

ценностей человеческого общения.

Главной целью современного школьного образования, вместо простой

передачи знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, становится раз-

витие способности младшего школьника самостоятельно работать с учебным

материалом, ставить перед собой учебные цели, продумывать пути их реа-

лизации, контролировать и оценивать свои учебные достижения, иначе гово-

ря – формирование умения учиться. Младший школьник сам должен стать

«архитектором и строителем» учебного процесса. Достижение этой цели ста-

новится возможным благодаря формированию на уроках системы универ-

сальных учебных действий.

В

составе

основных

видов

универсальных

учебных

действий,

соответствующих ключевым целям современного образования,

можно

выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный;

4) коммуникативный.

По определению Федерального государственного образовательного

стандарта, личностные универсальные учебные действия – это ценностно-

смысловая установка учащихся, отражающая их индивидуально-личностную

позицию, социальные компетенции, личностные качества.

Овладение универсальными учебными действиями дает младшим

школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых зна-

ний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Проблеме

формирования

личностных

универсальных

учебных

действий младших школьников в процессе обучения уделяли внимание

многие отечественные педагоги и психологи: А.Г. Асмолов, Т.А. Беляева,

Т.С. Жидкина, Н.М. Конышева, А.Н. Леонтьев, А.В. Миронов, И.А.

Неткасова и др.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают возмож-

ность каждому школьнику самостоятельно осуществлять учение, ставить

перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и

способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную дея-

тельность, ее результаты. Они создают условия для правильного развития

личности и ее самореализации [1, c.54].

Каждый учебный предмет в зависимости от своего содержания и

способов

организации

учебной

деятельности

младших

школьников

раскрывает определённые возможности для формирования

у учащихся

личностных универсальных учебных действий.

Особую коммуникативную систему, дополняющую речь учителя,

составляет набор средств речевой выразительности: тембр голоса, диапазон

тона, логическое ударение, резонанс, темп речи, смех, вздохи, речевые паузы.

Их роль в речи очень важна для каждого учителя. Однако на качество

общения влияет и то, стоите вы или сидите, как изменяете физическую

дистанцию при общении с учащимися. Важно учитывать и направление

взгляда. Нельзя вести урок, смотря на пол, а при объяснении материала

рассеянно перелистывать книгу. Не следует также забывать, что на ученика,

который начинает отключаться от совместной деятельности на уроке, взгляд

действует часто гораздо сильнее, чем слово. Взгляд может быть равносилен

порицанию, но он сможет быть и поощрением, если сопровождается

улыбкой. Жесты в соединении с речью усиливают заданную интонацию,

подчеркивают недоумение, огорчение, восторг, радость, выражая отношение

говорящего

или

слушающего

к

содержанию

сообщения.

Повысить

эффективность урока можно с помощью использования жестов, мимики в

качестве средств педагогического общения, создавая, тем самым, свой

условный микроязык. Неречевые способы общения освобождают учителя от

многословия и привлекают внимание к самой сути высказывания [5, c.87].

Любой урок, в том числе и урок русского языка – это совместная

творческая деятельность, взаимодействие равных партнеров общения –

учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. Каждый ученик

должен быть уверенным в том, что его слушают, стараются понять и

правильно оценить то, что он говорит или делает. Учитель должен всем

своим видом показать заинтересованность в ответе ученика, стимулировать

его речемыслительную деятельность. Общение на любом уроке будет

доставлять радость каждому

ученику, если они будут чувствовать

необходимость своего присутствия. Такое коллективное сотрудничество,

координируемое учителем, вполне достижимо [3, c.105].

Педагогическое общение с учениками происходит и при обсуждении

прочитанного текста в упражнении. Важно ставить учащихся с помощью

побудительных

реплик

в

ситуации,

когда

они

должны

проявить

коммуникативную активность: не только высказывать свое отношение к

услышанному или прочитанному, но и проявлять собственную инициативу в

диалоге, стремиться обосновывать свое мнение. Учитель должен помочь

учащимся научиться вежливо прерывать

собеседника,

если

возникла

необходимость выяснить непонятное. Нужно объяснить учащимся, что с

помощью наводящих вопросов создаются такие условия, которые помогут

дать объяснения, высказать мнение, согласиться и задать встречные вопросы.

Взаимоотношения «на равных» помогают воспитать у учеников одно очень

ценное качество: умение за счет собственной активности и инициативы вести

беседу так, чтобы быть понятным и правильно понимать друзей [2, c.54].

Одна из задач учителя в стремлении сформировать личностные универ-

сальные учебные действия у младших школьников состоит в том, чтобы пра-

вильно организовать деятельность общения с учащимися. В такой деятельно-

сти формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут

влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влия-

ет на усвоение нравственных норм и ценностей.

Развитие морального сознания младшего школьника происходит через

восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от

родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих

воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и

ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие

приобретает

индивидуальное

значение,

таким

образом,

формирует

субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы

поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных

поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки

детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы

достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и

внутренней готовности к этому [4, c.31].

Таким

образом,

для

формирования

у

младших

школьников

личностных универсальных учебных действий, связанных с ориентацией в

поведении на принятые в обществе моральные нормы, важно организовать

их учение как коллективную совместную деятельность, пронизанную

высоконравственными отношениями. Для этого необходимы знания об

основах

моральных

норм

и

приобретение

опыта

положительного

взаимодействия со сверстниками и взрослыми, владение средствами устного

общения. Для этого можно организовать обсуждение на уроках русского

языка текстов упражнений нравственного характера; обсуждение правил

речевого поведения. Участвуя в таких видах деятельности, школьники

овладевают такими личностными универсальными учебными действиями,

как овладение нравственно-этической ориентацией, в основе которой лежит

выстраивание правильной линии поведения в природе и социуме в

соответствии

с

установленными

нравственными

нормами

и

общечеловеческими ценностями.

Литература

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные действия в

начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов.

– М.: Просвещение, 2010. – 54с.

2. Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у

младших школьников /И.И.Бондарева. – М.: Просвещение, 2010. – № 1. – 54

с.

3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для

учителя / С.Ю. Курганов. – М.: Новая школа, 2000. – 105 с.

4. Петрова В.И. Нравственное образование младших школьников / В.И.

Петрова.– М.: Центр, 2007. – № 2. – 31 с.

5. Рогов Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов . –М. : ВЛАДОС, 2011.

– 87 с.



В раздел образования