Напоминание

Практико-ориентированное обучение студентов по дисциплине "Электротехника"


Автор: Баишева Нюргуяна Артемовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" Колледж инфраструктурных технологий г. Якутск
Населённый пункт: Республика Саха Якутия город Якутск, Республика Саха Якутия Вилюйский улус город Вилюйск
Наименование материала: Статья
Тема: Практико-ориентированное обучение студентов по дисциплине "Электротехника"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практико-ориентированное обучение студентов по дисциплине «Электротехника»

Баишева Нюргуяна Артемовна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К.

Аммосова»

Колледж инфраструктурных технологий

г. Якутск

Корякина Азалия Валерьевна

ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский профессионально –

педагогический колледж им. Н. Г. Чернышевского»

Вилюйский улус, г. Вилюйск

В связи с модернизацией образовательных стандартов, развитием технологий,

технологических

процессов

поменялись

требования,

предъявляемые

к

качеству

профессионального образования.

Одно из значимых направлений среднего профессионального образования – это

практико – ориентированный подход.

Новые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

среднего

профессионального образования (ФГОС СПО), основаны на компетентностном подходе.

Компетентностый подход позволяет построить учебную деятельность с уклоном на

практические задачи.

Обоснование данной проблемы можно увидеть в трудах Н. М. Галимуллиной

[1], Ю. Б. Луниной [2].

Актуальность:

- обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с

активностью преподавателя.

- повышение эффективности обучения;

- в процессе взаимодействия в системе «преподаватель-студент» постоянно

действуют каналы обратной связи;

Проблема: для реализации практико - ориентированного подхода применяются

дидактические, технические задания с практическим содержанием.

Цель

практико-ориентированного

подхода

– получение

общих

и

профессиональных компетенций в какой – либо области, увеличение эффективности

образовательного процесса, приобретение практических навыков.

Задача

– это обучение

студентов

правильно применять

умения,

знания,

практический

опыт,

общие

и

профессиональные

компетенции.

Компетенция

это познаваемая, поддающаяся оценке, совокупность взаимосвязанных знаний, умений и

навыков, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и

разрешений типовых проблемных ситуаций в указанной профессиональной области.

Обучение, основанное на компетенциях, заключается в определении, освоении и

демонстрации умений и знаний, типов поведения и отношений, необходимых для

конкретной трудовой деятельности. Основным принципом данного типа обучения

является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. [1].

Для

изучения

дисциплин

программы

составляются

так,

чтобы

теория

переплеталась с практическими навыками.

В процессе обучения системы «преподаватель-студент» постоянно действуют

1

каналы обратной связи. Следовательно, повышается роль преподавателя. Он дает знания,

умения и практические навыки по определенной специальности.

Педагог сам выбирает способы и средства обучения.

Педагогические технологии преподавания основываются на таких принципах, как:

- целостность – единство обучения, воспитания и развития;

- обученность – обучение должно сводиться не к простому начитыванию лекций;

- деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на

основных положениях связи теории с практикой. Приобретённые знания закрепляются

только в процессе трудовой деятельности, поэтому необходимо так организовать работу

обучающихся, чтобы они смогли применять полученные знания на практике [4].

Весь процесс изучения дисциплины можно разбить на 3 этапа по уровням

сложности.

- первый – преподаватель полностью контролирует процесс выполнения заданий.

- второй – студенты выполняют задания самостоятельно, с консультацией у

преподавателя.

- третий – студенты выполняют задания полностью самостоятельно.

Рассмотрим

применение

практико-ориентированного

подхода

на

примере

преподавания

дисциплины

«Электротехника».

При

изучении

дисциплины

«Электротехника» студенты изучают основные законы, назначение и характеристики

элементов электрических цепей, электроизмерительные приборы и их применение,

используемых, на практике и под руководством педагога выполняют самостоятельные

работы. Второй уровень сложности - овладение способами применения на практике

электроизмерительных приборов с консультациями у преподавателя. Третий уровень

сложности – это практическое применение полученных знаний и умений.

Следовательно,

для

становления

хорошего

специалиста

в

своей

области

необходимо систематическое включение в самостоятельную работу, которая наиболее

приближена к условиям в производстве. В работе со студентами нами применяются такие

формы

самостоятельной

работы,

как

решение

задач,

задания

по

составлению

электрических схем, составление презентаций, применение электрических измерительных

приборов и т.д. Результаты работы зависят от правильной постановки целей и задач.

Правильно поставленные цели и задачи, позволяют построить наиболее четкий

алгоритм выполнения самостоятельной работы. Это облегчает, как и выполнение работы

для обучающегося, так и проверку качества выполнения для преподавателя.

По окончанию дисциплины обучающийся должен иметь опыт практической

работы, должен знать правила безопасного выполнения работ и использования приборов,

должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим от действия электрического тока.

Также необходимо научить студента работать в команде. Эта компетенция

позволит эффективно общаться с коллегами, руководителем, клиентами.

В освоении общих и профессиональных компетенций очень важно применение

современных

технологий,

использование

разных

методик

обучения,

изучение

нововведений в профессиональной деятельности, использование междисциплинарных

связей, применение знаний и навыков для выполнения самостоятельной работы,

повышение личной ответственности студента за выполненную работу. Следовательно,

нам нужно выпустить специалиста с высоким уровнем подготовки, способного

качественно выполнять работу, умеющего быстро осваивать новые технологии.

Для

полного

освоения

дисциплины

«Электротехника»

кроме

общих

и

профессиональных компетенций, необходимы такие качества, как: техническое и

2

логическое мышление, точная координация движений, высокий уровень концентрации

внимания, хорошая реакция, внимательность, ответственность, развитый вестибулярный

аппарат уравновешенность, острое зрение и цветоразличение.

Высокие требования предъявляются не только к выпускнику, но и к

преподавателям. Педагог должен знать новые образовательные технологии, изучать

нововведения в профессиональной деятельности, уметь применять возможности

современных технологий.

Следовательно,

при

изучении

дисциплины

«Электротехника»

необходим

комплексный подход в обучении. Студент на каждом этапе обучения может оценить

результат своей работы, произвести сравнение с образцом. Пройдя все три уровня

сложности, студент способен самостоятельно выполнить работу и оценить конечный

результат.

Обучающиеся легче воспринимают информацию, если ее давать поэтапно. При

поэтапном освоении информации, есть возможность проследить за освоением каждой

общей и профессиональной компетенции. Оценить на каком уровне владения знаниями,

умениями и практическими навыками. Своевременно заметить ошибки и исправить их.

Практико - ориентированное обучение заключается в возможности применения

умений, знаний и навыков на производстве. Выпускник конкурентоспособен, умеет

принимать

верные

решения

при

осуществлении

профессиональной

деятельности,

способен быстро перестраиваться к современным технологиям.

Список литературы:

1. Галимуллина Н. М. Практико-ориентированное обучение как ключевой принцип

подготовки pr-специалистов в

вузе

/ Н.М.

Галимуллина

//

Интернет

журнал

Науковедение. – 2014. - №3 (22) - С.3-18.

2.

Лунева Ю. Б.

Практико – ориентированный подход в профессиональном

образовании / Ю.Б. Лунева//

Инновационная экономика: перспективы развития и

совершенствования, №6 (32), 2018.

3. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном

образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. – 2007. – № 6(12). –

c.32 -34.

4.Еныгин Д. В. Ммидова В. О., Маслова Е. Г. /Понятие мультикультурной

образовательной среды// Современный ученый, 2017. - №7. - С. 136 - 139.

3



В раздел образования