Автор: Баишева Нюргуяна Артемовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" Колледж инфраструктурных технологий г. Якутск
Населённый пункт: Республика Саха Якутия город Якутск, Республика Саха Якутия Вилюйский улус город Вилюйск
Наименование материала: Статья
Тема: Практико-ориентированное обучение студентов по дисциплине "Электротехника"
Раздел: среднее профессиональное
Практико-ориентированное обучение студентов по дисциплине «Электротехника»
Баишева Нюргуяна Артемовна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный
федеральный университет им. М.К.
Аммосова»
Колледж инфраструктурных технологий
г. Якутск
Корякина Азалия Валерьевна
ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский профессионально –
педагогический колледж им. Н. Г. Чернышевского»
Вилюйский улус, г. Вилюйск
В связи с модернизацией образовательных стандартов, развитием технологий,
технологических
процессов
поменялись
требования,
предъявляемые
к
качеству
профессионального образования.
Одно из значимых направлений среднего профессионального образования – это
практико – ориентированный подход.
Новые
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
среднего
профессионального образования (ФГОС СПО), основаны на компетентностном подходе.
Компетентностый подход позволяет построить учебную деятельность с уклоном на
практические задачи.
Обоснование данной проблемы можно увидеть в трудах Н. М. Галимуллиной
[1], Ю. Б. Луниной [2].
Актуальность:
- обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с
активностью преподавателя.
- повышение эффективности обучения;
- в процессе взаимодействия в системе «преподаватель-студент» постоянно
действуют каналы обратной связи;
Проблема: для реализации практико - ориентированного подхода применяются
дидактические, технические задания с практическим содержанием.
Цель
практико-ориентированного
подхода
– получение
общих
и
профессиональных компетенций в какой – либо области, увеличение эффективности
образовательного процесса, приобретение практических навыков.
Задача
– это обучение
студентов
правильно применять
умения,
знания,
практический
опыт,
общие
и
профессиональные
компетенции.
Компетенция
–
это познаваемая, поддающаяся оценке, совокупность взаимосвязанных знаний, умений и
навыков, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и
разрешений типовых проблемных ситуаций в указанной профессиональной области.
Обучение, основанное на компетенциях, заключается в определении, освоении и
демонстрации умений и знаний, типов поведения и отношений, необходимых для
конкретной трудовой деятельности. Основным принципом данного типа обучения
является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. [1].
Для
изучения
дисциплин
программы
составляются
так,
чтобы
теория
переплеталась с практическими навыками.
В процессе обучения системы «преподаватель-студент» постоянно действуют
1
каналы обратной связи. Следовательно, повышается роль преподавателя. Он дает знания,
умения и практические навыки по определенной специальности.
Педагог сам выбирает способы и средства обучения.
Педагогические технологии преподавания основываются на таких принципах, как:
- целостность – единство обучения, воспитания и развития;
- обученность – обучение должно сводиться не к простому начитыванию лекций;
- деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на
основных положениях связи теории с практикой. Приобретённые знания закрепляются
только в процессе трудовой деятельности, поэтому необходимо так организовать работу
обучающихся, чтобы они смогли применять полученные знания на практике [4].
Весь процесс изучения дисциплины можно разбить на 3 этапа по уровням
сложности.
- первый – преподаватель полностью контролирует процесс выполнения заданий.
- второй – студенты выполняют задания самостоятельно, с консультацией у
преподавателя.
- третий – студенты выполняют задания полностью самостоятельно.
Рассмотрим
применение
практико-ориентированного
подхода
на
примере
преподавания
дисциплины
«Электротехника».
При
изучении
дисциплины
«Электротехника» студенты изучают основные законы, назначение и характеристики
элементов электрических цепей, электроизмерительные приборы и их применение,
используемых, на практике и под руководством педагога выполняют самостоятельные
работы. Второй уровень сложности - овладение способами применения на практике
электроизмерительных приборов с консультациями у преподавателя. Третий уровень
сложности – это практическое применение полученных знаний и умений.
Следовательно,
для
становления
хорошего
специалиста
в
своей
области
необходимо систематическое включение в самостоятельную работу, которая наиболее
приближена к условиям в производстве. В работе со студентами нами применяются такие
формы
самостоятельной
работы,
как
решение
задач,
задания
по
составлению
электрических схем, составление презентаций, применение электрических измерительных
приборов и т.д. Результаты работы зависят от правильной постановки целей и задач.
Правильно поставленные цели и задачи, позволяют построить наиболее четкий
алгоритм выполнения самостоятельной работы. Это облегчает, как и выполнение работы
для обучающегося, так и проверку качества выполнения для преподавателя.
По окончанию дисциплины обучающийся должен иметь опыт практической
работы, должен знать правила безопасного выполнения работ и использования приборов,
должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим от действия электрического тока.
Также необходимо научить студента работать в команде. Эта компетенция
позволит эффективно общаться с коллегами, руководителем, клиентами.
В освоении общих и профессиональных компетенций очень важно применение
современных
технологий,
использование
разных
методик
обучения,
изучение
нововведений в профессиональной деятельности, использование междисциплинарных
связей, применение знаний и навыков для выполнения самостоятельной работы,
повышение личной ответственности студента за выполненную работу. Следовательно,
нам нужно выпустить специалиста с высоким уровнем подготовки, способного
качественно выполнять работу, умеющего быстро осваивать новые технологии.
Для
полного
освоения
дисциплины
«Электротехника»
кроме
общих
и
профессиональных компетенций, необходимы такие качества, как: техническое и
2
логическое мышление, точная координация движений, высокий уровень концентрации
внимания, хорошая реакция, внимательность, ответственность, развитый вестибулярный
аппарат уравновешенность, острое зрение и цветоразличение.
Высокие требования предъявляются не только к выпускнику, но и к
преподавателям. Педагог должен знать новые образовательные технологии, изучать
нововведения в профессиональной деятельности, уметь применять возможности
современных технологий.
Следовательно,
при
изучении
дисциплины
«Электротехника»
необходим
комплексный подход в обучении. Студент на каждом этапе обучения может оценить
результат своей работы, произвести сравнение с образцом. Пройдя все три уровня
сложности, студент способен самостоятельно выполнить работу и оценить конечный
результат.
Обучающиеся легче воспринимают информацию, если ее давать поэтапно. При
поэтапном освоении информации, есть возможность проследить за освоением каждой
общей и профессиональной компетенции. Оценить на каком уровне владения знаниями,
умениями и практическими навыками. Своевременно заметить ошибки и исправить их.
Практико - ориентированное обучение заключается в возможности применения
умений, знаний и навыков на производстве. Выпускник конкурентоспособен, умеет
принимать
верные
решения
при
осуществлении
профессиональной
деятельности,
способен быстро перестраиваться к современным технологиям.
Список литературы:
1. Галимуллина Н. М. Практико-ориентированное обучение как ключевой принцип
подготовки pr-специалистов в
вузе
/ Н.М.
Галимуллина
//
Интернет
–
журнал
Науковедение. – 2014. - №3 (22) - С.3-18.
2.
Лунева Ю. Б.
Практико – ориентированный подход в профессиональном
образовании / Ю.Б. Лунева//
Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования, №6 (32), 2018.
3. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном
образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. – 2007. – № 6(12). –
c.32 -34.
4.Еныгин Д. В. Ммидова В. О., Маслова Е. Г. /Понятие мультикультурной
образовательной среды// Современный ученый, 2017. - №7. - С. 136 - 139.
3