Авторы: Цымбаленко Светлана Игоревна, Назарова Наталья Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: Орловская обасть. Город Ливны
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно–коммуникационных технологий в работе с родителями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
Использование информационно–коммуникационных технологий в
работе с родителями воспитанников
Подготовили:
Цымбаленко С.И
Назарова Н.А
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться
индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к
семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля
зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем
благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
В Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители
являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное
учреждение создается им в помощь. В Концепции дошкольного
воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в
хронологическом ряду связаны формой преемственности, что
облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако
дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов.
Здесь важен не принцип параллельности, а принцип
взаимопроникновения двух социальных институтов...».
Цель моего доклада продемонстрировать опыт работы по
привлечению родителей воспитанников к совместной деятельности
с детским садом посредством использования информационно –
коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ).
С каждым годом работы в ДОУ, я приходила к пониманию того,
что одной из самых больших проблем стало взаимодействие
педагогов с родителями.
Поэтому я поставила перед собой цель: поиск и внедрение новой
модели взаимодействия с родителями воспитанников, действующей
в интересах детей и соответствующей запросам современного
общества.
Я выбрала следующие способы решения проблем:
изучить возможности ИКТ;
использовать в своей работе средства ИКТ, которые позволят
повысить качество взаимодействия с семьями воспитанников.
ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в
состав которых входят цифровые технологии, с помощью которых
можно создать, сохранить, распространить, передать определенную
информацию или оказать услуги.
Изучив возможности ИКТ, я пришла к выводу, что использование
данных средств поможет решить задачи по повышению
взаимодействия и сотрудничества между воспитателями и семьями
дошкольников и как следствие может удовлетворить запросы обеих
сторон.
Самым главным для меня было привлечь внимание и
заинтересовать родителей в участии воспитательно-
образовательного процесса ДОУ.
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями
является наглядная информация. Как правило, это родительские
уголки, размещенные в приемном помещении группы. Но
современные родители не всегда обращают внимание на них, редко
читают объявления, пока мы, воспитатели, не обратим на это их
внимание. В связи с этим, я решила, что необходимо поменять
форму подачи текстового информирования. Поэтому при
оформлении родительских уголков я стала применять
приобретенные знания пользования программами MicrosoftOffice,
таких, как: WordиPowerPoint. С помощью данных программ и
использования интернет – ресурсов возможно не только изготовить
необходимый материал в печатном виде, но и самостоятельно
подобрать подобающее оформление к нему. Из технических
средств мне понадобились компьютер и цветной принтер.
Согласитесь сухой текст в черно – белом варианте не будет
восприниматься так, как вы того желаете,но стоит разбавить
формализм ярким сопровождением, эффект не заставит себя долго
ждать.
Умение пользоваться программами MicrosoftOffice дают большие
возможности визуализировать и разнообразить информационный
диапазон. Креативный дизайн и яркое оформление родительских
уголков дало возможность не только обратить внимание, но и стало
последствием наибольшего уважения и признания меня, как
молодого специалиста, со стороны родителей.
Очень часто в своей работе с целью сбора информации по той или
иной теме, педагоги используют такую форму работы как
анкетирование. Такая форма сбора информации занимает немало
времени и ей нашлась альтернатива. Сейчас все тоже самое можно
сделать посредством смс - опроса или с помощью использования
электронной почты(E-mail), чем я активно стала пользоваться.
Преимущество в использовании сотового телефона ни для кого не
секрет — это осуществление живого диалога с родителями и
оперативность информации, что немало важно в нашей работе.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для
общения с семьями воспитанников. С помощью электронной почты
мы имеем возможность разослать текущую информацию: срочные
новости группы, приглашения на мероприятия ДОУ, рекомендации
по воспитанию и обучению дошкольников и др. Преимущества
использования электронной почты в том, что до сведения
родителей можно доносить огромный объем информации, а также
осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
Для более эффективного, партнерского взаимодействия родителей
между собой, педагогами и специалистами ДОУ в неформальной
обстановке мною была создана группа в социальных сетях.
На страничке группы родители получают информацию и новости
ДОУ. Все тоже самое, что и с электронной почтой, скажите Вы, но
разница заключается в том, чтовозможности созданной группы
позволяют не рассылать общую информацию каждой семье, а
достаточно лишь выставить ее на «страничку», где все участники
группы могут познакомиться с ней, обсудить между собой и
оставить свои комментарии.
Вместе с тем такой режим информационного взаимодействия не
отрицает возможности получения индивидуальной или
конфиденциальной информации. На страничке своей группы
родителям дается возможность обсудить интересующие темы, не
только между собой, но также с педагогами и специалистами ДОУ.
Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает
возможность узнать мнение родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь,
которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания
либо несогласие по тем или иным вопросам.
Таким образом, можно выделить ряд преимуществ использования
ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы,
фотоматериалы;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и
групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы в любое
время.
Говоря об использовании ИКТ я, конечно, не призываю
отказываться от таких форм взаимодействия ДОУ с родителями,
которые требуют их непосредственного участия. Однако, все
перечисленные инновации в области взаимодействия с родителями,
использование информационных и телекоммуникационных связей
позволяет повысить эффективность взаимодействия педагогов и
родителей при обучении и воспитании дошкольников, дают
возможность сформировать у родителей интерес к вопросам
воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся
педагогические знания, развивать креативные способности.
Благодарю за внимание!
Список используемой литературы:
1.
Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с
родителями: пособие для работников дошкольных
образовательных учреждений. – М, 2010
2.
Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития
личности дошкольника. Ярославский педагогический
вестник.- 2.- 2009.
3.
Микляева Н.В. Социальное партнерство детского сада с
родителями. –М.: ТЦ Сфера, 2013
4.
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей.-
М.: Детство-Пресс, 2013