Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Бородулина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК 376.3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Бородулина Галина Николаевна

воспитатель, КОУ ВО "Бобровская ШИ"

Аннотация.

На основании теоретических изысканий в рамках

изучения портрета детей с нарушениями слуха в статье изложены

особенности развития разговорной речи слабослышащих детей старшего

дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, слабослыщащие,

нарушение слуха.

Проблема речевого развития слабослышащих детей всегда занимала

центральное место в образовании. Поиск путей совершенствования

обучения слабослышащих детей связан с разработкой вопросов:

1) вербально-коммуникативного обучения в рамках практической

работы;

2)

обучения

слабослышащих

детей

речи

с

формированием

практических навыков.

Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия

речи и обуславливает некоторые особенности формирования речи. Знание

закономерностей становления речи у детей с нарушенным слухом

позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения речи

на научной основе (Е.И. Андреева, Р.М. Боскис) [1].

Уровень развития речи зависит главным образом от степени

нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий

воспитания с учётом слухового дефекта, индивидуальных особенностей

ребёнка. Приняв на раннем этапе меры по исправлению речи и развитию

чтения по губам (по лицу), можно добиться хорошего владения речью к

моменту поступления в школу, даже если нарушение слуха четко

выражено и проявляется на ранней стадии. Если нарушение слуха не

распознается или не принимается во внимание, речь ребенка может быть

недоразвита даже при относительно незначительной потере слуха.

У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование

слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск и

употребление лишних предлогов [3].

При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у

детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них

приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами.

Формирование речи является одной из наиболее специфических и

трудно

решаемых

задач

воспитания

и

обучения

дошкольников

с

нарушенным

слухом.

Оно

предполагает

овладение

ребенком

как

восприятием речи, так и ее воспроизведением.

Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с

учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого

языкового материала: его частотности (употребительности), сочетаемости

и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических

структур необходимо исходить не только из того, как они представлены в

речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе

языка. Например, в речи слабослышащих детей относительно мало

названий действий, служебных слов. В то же время названия действий

составляют предикативную основу предложений, а служебные слова –

важнейшие элементы сцепления слов.

Изучение

психофизиологической

и

психолого-педагогической

литературы

дает

возможность

выявить

общие

закономерности

формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным

слухом. К ним относятся:

- единый механизм формирования динамических стереотипов

речевых движений, которые образуются в результате формирования и

закрепления условно-рефлекторных связей;

- последовательность формирования речевых умений и навыков,

которые в своем становлении проходят этапы восприятия, имитации,

репродуцирования, самостоятельного произношения;

-значимость для формирования устной речи способности детей к

подражанию и потребности в речевом общении (Л.С. Выгодский, Н.И.

Жинкин, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин

и др.) [2].

Проведя

анализ

психолого-педагогической

литературы,

можно

заключить, что развитие разговорной речи является одной из наиболее

специфических и трудно решаемых задач воспитания и обучения

дошкольников с нарушенным слухом. Оно предполагает овладение

ребенком, как восприятием речи, так и ее воспроизведением. Нарушение

слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и

обуславливает некоторые особенности формирования устной речи [4].

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только

восприятие

речи,

но

и

неизбежно

приводит

к

нарушению

или

недоразвитию

разговорной

речи.

При

этом

степень

нарушения

разговорной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени

снижения слуха, времени наступления тугоухости, условий развития

ребенка.

Знание

особенностей

речевого

обучения

слабослышащих

дошкольников

с

нарушением

слуха

позволит

разработать

теорию

обучения и выстроить учебный процесс.

Список литературы

1.

Алексеева

Е.

Е.

Психологические

проблемы

детей

дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.

2.

Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. —

219 с.

3.

Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного

возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для

академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и

доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.

4.

Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2

ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для

СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с



В раздел образования