Автор: Бородулина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
УДК 376.3
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Бородулина Галина Николаевна
воспитатель, КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Аннотация.
На основании теоретических изысканий в рамках
изучения портрета детей с нарушениями слуха в статье изложены
особенности развития разговорной речи слабослышащих детей старшего
дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, слабослыщащие,
нарушение слуха.
Проблема речевого развития слабослышащих детей всегда занимала
центральное место в образовании. Поиск путей совершенствования
обучения слабослышащих детей связан с разработкой вопросов:
1) вербально-коммуникативного обучения в рамках практической
работы;
2)
обучения
слабослышащих
детей
речи
с
формированием
практических навыков.
Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия
речи и обуславливает некоторые особенности формирования речи. Знание
закономерностей становления речи у детей с нарушенным слухом
позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения речи
на научной основе (Е.И. Андреева, Р.М. Боскис) [1].
Уровень развития речи зависит главным образом от степени
нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий
воспитания с учётом слухового дефекта, индивидуальных особенностей
ребёнка. Приняв на раннем этапе меры по исправлению речи и развитию
чтения по губам (по лицу), можно добиться хорошего владения речью к
моменту поступления в школу, даже если нарушение слуха четко
выражено и проявляется на ранней стадии. Если нарушение слуха не
распознается или не принимается во внимание, речь ребенка может быть
недоразвита даже при относительно незначительной потере слуха.
У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование
слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск и
употребление лишних предлогов [3].
При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у
детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них
приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами.
Формирование речи является одной из наиболее специфических и
трудно
решаемых
задач
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
нарушенным
слухом.
Оно
предполагает
овладение
ребенком
как
восприятием речи, так и ее воспроизведением.
Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с
учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого
языкового материала: его частотности (употребительности), сочетаемости
и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических
структур необходимо исходить не только из того, как они представлены в
речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе
языка. Например, в речи слабослышащих детей относительно мало
названий действий, служебных слов. В то же время названия действий
составляют предикативную основу предложений, а служебные слова –
важнейшие элементы сцепления слов.
Изучение
психофизиологической
и
психолого-педагогической
литературы
дает
возможность
выявить
общие
закономерности
формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным
слухом. К ним относятся:
- единый механизм формирования динамических стереотипов
речевых движений, которые образуются в результате формирования и
закрепления условно-рефлекторных связей;
- последовательность формирования речевых умений и навыков,
которые в своем становлении проходят этапы восприятия, имитации,
репродуцирования, самостоятельного произношения;
-значимость для формирования устной речи способности детей к
подражанию и потребности в речевом общении (Л.С. Выгодский, Н.И.
Жинкин, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин
и др.) [2].
Проведя
анализ
психолого-педагогической
литературы,
можно
заключить, что развитие разговорной речи является одной из наиболее
специфических и трудно решаемых задач воспитания и обучения
дошкольников с нарушенным слухом. Оно предполагает овладение
ребенком, как восприятием речи, так и ее воспроизведением. Нарушение
слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и
обуславливает некоторые особенности формирования устной речи [4].
Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только
восприятие
речи,
но
и
неизбежно
приводит
к
нарушению
или
недоразвитию
разговорной
речи.
При
этом
степень
нарушения
разговорной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени
снижения слуха, времени наступления тугоухости, условий развития
ребенка.
Знание
особенностей
речевого
обучения
слабослышащих
дошкольников
с
нарушением
слуха
позволит
разработать
теорию
обучения и выстроить учебный процесс.
Список литературы
1.
Алексеева
Е.
Е.
Психологические
проблемы
детей
дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. —
219 с.
3.
Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного
возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для
академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
4.
Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2
ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для
СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с