Напоминание

Использование игры, как метода активного социально-психологического обучения с участниками воспитательно-образовательного процесса


Автор: Дубчак Марина Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование игры, как метода активного социально-психологического обучения с участниками воспитательно-образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игры, как метода активного социально-

психологического обучения с участниками воспитательно-

образовательного процесса

Педагог-психолог

Дубчак М.В.

Сегодня игровой метод является одним из самых популярных и

востребованных методов

групповой работы практических психологов

и

широко применяется в работе, как с детьми, так и с взрослыми людьми для

решения широкого круга задач.

Существует множество определений игры.

У Л.С. Выготского игра – ведущий вид деятельности дошкольника,

является источником развития и создает зону ближайшего развития,

направлена на будущую (социальную) деятельность, овладение социальными

отношениями и подчинение правилам.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра есть деятельность, в которой

ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю

систему человеческих отношений.

По мнению С.Л. Рубинштейна, игра – осмысленная деятельность,

выражение

определенного

отношения

личности

к

окружающей

действительности; в игре возможно замещение предметов и реальной

ситуации, но нет ухода от реальности в особый мир.

В.Т. Кудрявцев считает, что игра вводит человека в новый мир

социальных

отношений,

их

общих

смыслов;

в

ней

закладываются

способность ориентироваться на позицию другого, оценивать свои действия

со

стороны,

формировать

произвольность,

экспериментировать

с

воображаемыми позициями.

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова определяют игру, как уникальный

механизм

аккумуляции

и

передачи

социального

опыта,

овдадения

определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.

А.К. Быков считает, что характерной особенностью игры является ее

двухплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальную

деятельность, которая требует действий, связанных с решением вполне

конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой

деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной

ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами.

Двухплановость обусловливает развивающий характер игры.

Игра

это

метод

обучения,

вовлекающий

обучаемых

в

непосредственное взаимодействие друг с другом и с учебным материалом.

Игра

вид

деятельности,

осуществляющейся

в

моделируемых

ситуациях,

мотивом

которой

является

получение

психологического

результата в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков,

решений, развития личностных качеств и отношений с окружающими и др.

Функции игры, как метода АСПО

Игра как метод социально-психологического обучения, выполняет

следующие функции:

Диагностическую. В ходе наблюдения за процессом игры психолог

может осуществляться входной и итоговый контроль усвоения знаний и

овладения отрабатываемыми умениями и навыками.

Коррекционную.

Нередко

применяются

для

решения

проблем,

связанных с нарушениями коммуникативной деятельности, когнитивной,

мотивационной, личностной сферы (нарушение целостности Я - образа,

неадекватная

самооценка,

тревожность,

неудовлетворенность

собой,

неуверенность в своих силах) и др.

Развивающую.

Применяются для развития познавательной сферы,

коммуникативных

навыков,

личностных

особенностей

(эмпатии,

толерантности и т.п.), развития навыков самоконтроля и др.

Обучающую.

Это

эффективный

метод

обучения,

тренировки

и

отработки определенных технологических навыков и умений, поведенческих

реакций.

Принципы игры, как метода АСПО

В основе игры, как метода АСПО

лежат следующие принципы

активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых:

Принцип

активности

участников

-

участники

постоянно

вовлекаются в различные действия – выполнение

упражнений,

обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций и т.д.

Принцип исследовательской позиции - руководителем создаются

такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение

проблемы.

Принцип проблемности - трудность задачи, которая ставится перед

обучаемыми, должна превышать наличный уровень их знаний (готовые

средства решения отсутствуют).

Принцип обеспечения адекватности содержания

адекватность

содержания

учебно-познавательной

деятельности

характеру

практических (должностных) задач.

Принцип взаимообучения - в ходе совместного решения проблемы

обучаемые активно обмениваются имеющимся опытом и знаниями,

учатся соотносить различные точки зрения на общий объект анализа.

Принцип приоритетности понимания над знанием, в конечном

счете, целью применения игровых методов должно быть формирование

знаний и понимание проблемы и способов ее решения.

Отличительные особенности игры, как метода АСПО

М.Р. Битянова раскрыла сущность игры, ее возможности, как метода

социально-психологического обучения через описание ее отличительных

особенностей:

Необычная,

привлекательная,

добровольная

и

внутренне

мотивированная, самоценная для человека деятельность;

Источник развитие и саморазвития;

Задает

участнику

правила

поведения,

границы

дозволенного,

предоставляет

значительные

возможности

для

формирования

саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;

Является

«экспериментальной

площадкой»

личности,

позволяет

чувствовать себя свободным от всех ограничений: стереотипов;

шаблонов мышления; привычных вариантов решения проблемы;

Позволяет: разыгрывать ситуацию в игре несколько раз, до тех пор,

пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той

или иной роли или необходимых навыков и умений; осмыслить и

понять себя, увидеть перспективы изменения, построить новые модели

поведения, научиться по - другому относиться к миру и к себе;

Развивает:

субъектную

позицию

обучающихся,

возможность

выражения точки зрения, чувств, убеждений и желаний; умения

ориентироваться в реальных жизненных ситуациях за счет их

моделирования в игре; важнейшие социальные навыки и умения

(способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем

сотрудничества и др.), учит человека видеть ситуацию глазами

другого;

профессиональные,

интеллектуальные

и

поведенческих

навыков и умений в сжатые сроки.

Игровые методы применяются для решения определенных целей и

задач, которые раскрывают различные стороны приобретаемых участниками

группы умений и навыков.

В качестве ключевых выделяют:

цели, связанные с совершенствованием учебно – познавательных,

профессиональных и коммуникативных умений;

цели, связанные с развитием личности.

Критерии классификации игр

Существует большое количество классификаций игр по различным

основаниям. Рассмотрим некоторые из них:

По составу участников выделяют:

игра с партнером;

игра с соперником;

По характеру игрового процесса игры бывают:

игра-сотрудничество;

игра-соперничество;

игра-соревнование.

По степени жесткости:

игра со сценарием и без сценария;

игра с правилами и без правил;

игра с ведущим и без ведущего;

целевая игра и игра с открытым концом.

По динамике их течения выделяют игры:

с ограниченным числом ходов;

с неограниченным числом ходов;

саморазвивающиеся игры с регламентированным времени;

саморазвивающиеся игры без учета времени.

По критерию выполнения тех или иных ролей участниками группы

следующие имитационные игры, в которых:

участники играют самих себя в тех или иных ситуациях типичных для

их жизни;

человек может играть самого себя, но в ситуации не встречающейся в

жизни;

роли участников не соответствуют их реальной деятельности.

По целям и задачам:

игра-обучение – участники получают новые знания;

игра-треннинг – обработка и коррекция знаний и умений.

По содержанию, предмету:

ролевые

предмет

-

актуальные

личностные

проблемы

и

межличностные отношения;

деловые – предмет – деловые и профессиональные отношения и

проблемы.

Выбор

вида

игры,

сюжета,

сценария

и

правил

зависит

от

поставленных целей, особенностей участников, имеющихся ресурсов и

сферы деятельности.

В психологической практике игра используется как самостоятельное

тщательно организованное действо, и в качестве элемента тренинга,

психологической консультации и коррекции.

В соответствии с этим, психологи часто обращаются к классификации

игр М.Р. Битяновой, разделяющей

большие и малые психологические

игры.

Малые и большие психологические игры

Малые психологические игры

- это психотехнический прием

(упражнение,

психогимнастика),

направленный

на

решение

узкой

конкретной задачи и непродолжительный по времени (несколько минут).

В психологической практике малые психологические игры обычно

используются как базовый материал для создания тренинга, как небольшая

часть консультации или занятия по психологической коррекции.

Большая психологическая игра

- это целостная, законченная,

совершенно самостоятельная деятельность, имеющая свою внутреннюю

систему целей и правил, достаточно продолжительная по времени (от одного

часа до нескольких дней).

Игра является безопасным пространством построения отношений с

окружающими

людьми,

предоставляет

психологическую

возможность

понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития,

прожить модели поведения и отношений, которые до этого казались

недоступными или невозможными.

Существует большое количество видов малых психологических игр

разграничиваемых, в основном, по принципу решаемых с их помощью задач.

Виды малых психологических игр

По В.Ю. Большакову

По Н.В. Самоукиной

игры-приветствия;

игры на сплоченность;

социометрические игры;

игры-релаксации;

игры

на

развитие

внимания

и

других

психических процессов;

игры на снятие агрессии;

игры с музыкой.

игры-релаксации;

игры-адаптации;

игры-формулы;

игры-освобождения;

игры-коммуникации;

игры-защиты от манипуляции;

интуитивно-развивающие

игры.

Малые психологические игры используются в начале дня (занятия) -

для

психологической

настройки

участников,

создания

настроения

и

работоспособности;

в

конце

чаще

выполняют

функцию

ритуала,

способствующего выходу из определенного состояния, из роли участника

тренинга (занятия) и осознаванию завершения работы.

Рассмотрим классификацию больших психологических игр.

А.К.

Быков

к

игровым

методам

АСПО

относит

ролевые

и

оперциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь делятся на

деловые и организационно – деятельностные.

И.В. Вачков и Ю.Н. Емельянова делят их по критерию цели (смысла)

игр на диспозиционные, операциональные и имитационные игры.

К диспозиционным относят разные виды ролевых игр.

К операциональным относят широкий спектр деловых игр.

Имитационные игры представляют собой промежуточный вариант

ролевой и деловой игры.

Рассмотрим определения данных игр.

Диспозиционные (ролевые) игры – это метод, направленный на из-

менение неэффективных установок и моделей поведения участников, через

организацию всевозможных ситуаций взаимодействия.

В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые бывают в

его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, к принятию

решений в ситуации неопределенности, в незнакомой обстановке и ставят

перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели

поведения. Предметное содержание - актуальные личностные проблемы и

межличностные отношения

Операциональные (деловые) игры

-

это

метод формирования

технологических, управленческих и др. умений и навыков, через воссоздание

предметного и социального содержания профессиональной деятельности,

моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики.

В

деловой

игре

моделируется

поведение,

направленное

на

операциональные и инструментальные изменения с тем, чтобы в дальнейшем

перенести

лучшие

из

найденных

вариантов

в

свою

реальную

профессиональную

жизнь.

Предметное

содержание

деловые

и

профессиональные отношения и проблемы.

Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов

обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.)

Имитационные игры - это моделирование, воссоздание деятельности,

событий, условий деятельности какой-либо организации, предприятия, с

целью отработки технологических или профессиональных умений и навыков,

и реализуется данная модель благодаря ролевым действиям участников игры.

Предметное содержание

– деловые и профессиональные отношения и

проблемы.

Организация игры

Организация и проведение игры требует серьезной подготовки.

Процесс игры включает три этапа: водный; основной; заключительный.

Этапы игры

Ролевые игры

Деловые игры

Имитационные игры

Вводный этап

Ознакомление игроков

с

темой

игры,

сюжетом,

правилами

инструкцией

о

ходе

игры;

распределение

ролей,

организация

пространства.

Ознакомление участников с

темой,

задачами,

моделируемой системой и

отношениями,

ролевым

функционалом, правилами,

требованиями

к

ожидаемым результатам.

Ознакомление

участников

с

темой,

задачами

моделируемой

системой,

процессами,

функционалом

ролей,

тренируемыми навыками,

ожидаемым результатом

Основной этап

Реализация сценария,

при

этом

ведущий

обычно остается вне

игры

в

роли

наблюдателя.

Совместная

работа

участников

по

решению

задач

и

подготовке

презентации

(часто

в

командах) с последующим

коллективным

обсуждением результатов.

Имитация

деятельности;

отработка

необходимых

технологических навыков

и умений участниками в

парах

или

тройках;

тиражирование ролей.

Заключительный

Ведущий проводит

ритуал выхода из

ролей;

подводит итоги игры;

проводит рефлексию

относительно:

Ведущий подводит итоги

игры, проводит рефлексию

относительно:

- эффективности принятых

решений;

- проявления

Подведение итогов игры,

рефлексия

успешности

освоения и закрепления

навыков.

Если

навыки

слабо

закрепились,

проводится

анализ

- личностного и

эмоционального

состояния;

- особенностей

взаимодействия

участников.

профессионально значимых

качеств игроками;

-особенностей

взаимодействия

участников.

ошибок

и

проблем,

с

группой вырабатываются

пути

их

решения;

проводится еще один этап

отработки навыков.

.

Несмотря на большое количество достоинств, использование игры как

метода социально-психологического обучения может иметь ряд трудностей.

При выборе игры в качестве метода решения имеющихся задач

психолог должен предвидеть эти трудности, быть к ним готовым и, по

возможности, заранее предусмотреть возможные способы их решения или

минимизации.

Лучший

способ

избежать

проблем

понимание

целесообразности выбранного метода, максимальная подготовка игры и

профессионализм организатора (ведущего).

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова выделяют трудности в зависимости от

этапа игры.

Трудности при организации игры

Этап

игры

Трудности

Способы предотвращения

Вводный

этап

1. разный уровень подготовки и

информированности

участников

по

поводу

предстоящей

игры

и

возникающее в связи с этим

состояние

тревожности,

неопределенности,

защитной

агрессии.

1. провести диагностику и до

игровую

подготовку

участников;

2.

предварительно

проинформировать игроков о

целях,

задачах,

сюжете

и

правилах игры.

Основно

й этап

1. недостаточная активность и

включенность

участников

в

игровой

процесс,

низкая

проблемная

и

целевая

фокусировка игроков;

2. эмоциональное напряжение

и конфликты среди участников,

неразвитость

навыков

совместной деятельности;

3.

нарушение

правил

игры,

проблема с самоорганизацией и

эффективным

использованием

игровых ресурсов;

4.

низкая

соревновательная

мотивация участников;

5.

неумение

презентовать

информацию

и

результаты

1. предварительно обсудить и

подробного

описать

моделируемую

ситуацию

и

задачи;

2. провести точный и полный

инструктаж игроков по поводу

предстоящей игры;

3. эффективно распределить

роли, создать группы

наблюдателей

и

психологической поддержки;

4. использовать разнообразные

приемы и материалы;

5.

внедрить

систему

поощрений и наказаний; 6.

выделить

достаточное

количество

времени

на

групповой работы.

подготовку.

Заключи

тельный

этап

1. нежелание участников выйти

из игры;

2. слабая рефлексия участников

и затруднения с подведением

итогов;

3.

эмоциональная

подавленность

и

неудовлетворенность

игроков

(если игра прошла не очень

удачно,

или

участники

не

согласны с итогами).

1.

использовать

ритуалы

выхода из игры;

2.

заранее

подготовить

вопросы,

стимулирующие

рефлексивную

деятельность

игроков;

3.

при

подведении

итогов

делать акцент на позитивных

моментах

и

достижениях

игроков;

4. проанализировать причины

возникших

проблем

и

возможные

способы

их

избежания в будущем.

Существует ряд рекомендаций по эффективному использованию и

организации игры как метода социально-психологического обучения.

Выбор именно игровых методов для решения имеющихся задач

целесообразен, если:

1. участники впоследствии будут иметь дело с моделируемыми

процессами и навыками;

2. требуется повысить познавательную мотивацию и активность

участников интересным не директивным способом;

3. учебный курс носит пролонгированный характер, и использование

игровых методов вносит разнообразие;

4. есть необходимость:

в соединении индивидуальных фрагментарных решений задачи в

комплексное совместное решение;

в завуалированной диагностике, когда в силу определенных причин

другая диагностика невозможна;

сплотить

и

организовать

группу,

улучшить

социально-

психологический климат в коллективе;

5. участники слишком напряжены и зажаты, и игровая форма работы,

особенно в группе, позволит им раскрыться и раскрепоститься.

Итак,

сферы

применения

игры,

как

метода

социально

-

психологического обучения чрезвычайно разнообразны:

1. В психологической практике игра применяется в психологическом

консультировании,

психологической

коррекции

и

психологических

тренингах.

2.

В

педагогической

практике

используются

с

обучающей,

воспитательной или развивающей целью, во время занятий и учебных и

внеклассных мероприятий.

Литература

1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:

учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб.:

СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

2.

Бастракова

Н.

С.

Методы

активного

социально-психологического

обучения: учебное

пособие / Н. С. Бастракова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,

2014. - 265 с.

3.Быков А.К.

Методы активного социально-психологического обучения:

Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

4.

Вачков

И.В.

Психология

тренинговой

работы:

Содержательные,

организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /

И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

5. Корнеева Е.Н. Активные методы социально – психологического обучения:

Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. – 326 с.

6. Кутбиддинова Р. А.

Методы активного социально-психологического

обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Саха-

линск: из-во СахГУ, 2014. – 136 с.

7. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения:

учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В.Матяш, Т. А.Павлова. -

2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.

8. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения:

тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.



В раздел образования