Автор: Дубчак Марина Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование игры, как метода активного социально-психологического обучения с участниками воспитательно-образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование
Использование игры, как метода активного социально-
психологического обучения с участниками воспитательно-
образовательного процесса
Педагог-психолог
Дубчак М.В.
Сегодня игровой метод является одним из самых популярных и
востребованных методов
групповой работы практических психологов
и
широко применяется в работе, как с детьми, так и с взрослыми людьми для
решения широкого круга задач.
Существует множество определений игры.
У Л.С. Выготского игра – ведущий вид деятельности дошкольника,
является источником развития и создает зону ближайшего развития,
направлена на будущую (социальную) деятельность, овладение социальными
отношениями и подчинение правилам.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра есть деятельность, в которой
ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю
систему человеческих отношений.
По мнению С.Л. Рубинштейна, игра – осмысленная деятельность,
выражение
определенного
отношения
личности
к
окружающей
действительности; в игре возможно замещение предметов и реальной
ситуации, но нет ухода от реальности в особый мир.
В.Т. Кудрявцев считает, что игра вводит человека в новый мир
социальных
отношений,
их
общих
смыслов;
в
ней
закладываются
способность ориентироваться на позицию другого, оценивать свои действия
со
стороны,
формировать
произвольность,
экспериментировать
с
воображаемыми позициями.
Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова определяют игру, как уникальный
механизм
аккумуляции
и
передачи
социального
опыта,
овдадения
определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.
А.К. Быков считает, что характерной особенностью игры является ее
двухплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальную
деятельность, которая требует действий, связанных с решением вполне
конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой
деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной
ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами.
Двухплановость обусловливает развивающий характер игры.
Игра
–
это
метод
обучения,
вовлекающий
обучаемых
в
непосредственное взаимодействие друг с другом и с учебным материалом.
Игра
–
вид
деятельности,
осуществляющейся
в
моделируемых
ситуациях,
мотивом
которой
является
получение
психологического
результата в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков,
решений, развития личностных качеств и отношений с окружающими и др.
Функции игры, как метода АСПО
Игра как метод социально-психологического обучения, выполняет
следующие функции:
Диагностическую. В ходе наблюдения за процессом игры психолог
может осуществляться входной и итоговый контроль усвоения знаний и
овладения отрабатываемыми умениями и навыками.
Коррекционную.
Нередко
применяются
для
решения
проблем,
связанных с нарушениями коммуникативной деятельности, когнитивной,
мотивационной, личностной сферы (нарушение целостности Я - образа,
неадекватная
самооценка,
тревожность,
неудовлетворенность
собой,
неуверенность в своих силах) и др.
Развивающую.
Применяются для развития познавательной сферы,
коммуникативных
навыков,
личностных
особенностей
(эмпатии,
толерантности и т.п.), развития навыков самоконтроля и др.
Обучающую.
Это
эффективный
метод
обучения,
тренировки
и
отработки определенных технологических навыков и умений, поведенческих
реакций.
Принципы игры, как метода АСПО
В основе игры, как метода АСПО
лежат следующие принципы
активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых:
Принцип
активности
участников
-
участники
постоянно
вовлекаются в различные действия – выполнение
упражнений,
обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций и т.д.
Принцип исследовательской позиции - руководителем создаются
такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение
проблемы.
Принцип проблемности - трудность задачи, которая ставится перед
обучаемыми, должна превышать наличный уровень их знаний (готовые
средства решения отсутствуют).
Принцип обеспечения адекватности содержания
адекватность
содержания
учебно-познавательной
деятельности
характеру
практических (должностных) задач.
Принцип взаимообучения - в ходе совместного решения проблемы
обучаемые активно обмениваются имеющимся опытом и знаниями,
учатся соотносить различные точки зрения на общий объект анализа.
Принцип приоритетности понимания над знанием, в конечном
счете, целью применения игровых методов должно быть формирование
знаний и понимание проблемы и способов ее решения.
Отличительные особенности игры, как метода АСПО
М.Р. Битянова раскрыла сущность игры, ее возможности, как метода
социально-психологического обучения через описание ее отличительных
особенностей:
•
Необычная,
привлекательная,
добровольная
и
внутренне
мотивированная, самоценная для человека деятельность;
•
Источник развитие и саморазвития;
•
Задает
участнику
правила
поведения,
границы
дозволенного,
предоставляет
значительные
возможности
для
формирования
саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
•
Является
«экспериментальной
площадкой»
личности,
позволяет
чувствовать себя свободным от всех ограничений: стереотипов;
шаблонов мышления; привычных вариантов решения проблемы;
•
Позволяет: разыгрывать ситуацию в игре несколько раз, до тех пор,
пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той
или иной роли или необходимых навыков и умений; осмыслить и
понять себя, увидеть перспективы изменения, построить новые модели
поведения, научиться по - другому относиться к миру и к себе;
•
Развивает:
субъектную
позицию
обучающихся,
возможность
выражения точки зрения, чувств, убеждений и желаний; умения
ориентироваться в реальных жизненных ситуациях за счет их
моделирования в игре; важнейшие социальные навыки и умения
(способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем
сотрудничества и др.), учит человека видеть ситуацию глазами
другого;
профессиональные,
интеллектуальные
и
поведенческих
навыков и умений в сжатые сроки.
Игровые методы применяются для решения определенных целей и
задач, которые раскрывают различные стороны приобретаемых участниками
группы умений и навыков.
В качестве ключевых выделяют:
цели, связанные с совершенствованием учебно – познавательных,
профессиональных и коммуникативных умений;
цели, связанные с развитием личности.
Критерии классификации игр
Существует большое количество классификаций игр по различным
основаниям. Рассмотрим некоторые из них:
По составу участников выделяют:
игра с партнером;
игра с соперником;
По характеру игрового процесса игры бывают:
игра-сотрудничество;
игра-соперничество;
игра-соревнование.
По степени жесткости:
игра со сценарием и без сценария;
игра с правилами и без правил;
игра с ведущим и без ведущего;
целевая игра и игра с открытым концом.
По динамике их течения выделяют игры:
с ограниченным числом ходов;
с неограниченным числом ходов;
саморазвивающиеся игры с регламентированным времени;
саморазвивающиеся игры без учета времени.
По критерию выполнения тех или иных ролей участниками группы
следующие имитационные игры, в которых:
участники играют самих себя в тех или иных ситуациях типичных для
их жизни;
человек может играть самого себя, но в ситуации не встречающейся в
жизни;
роли участников не соответствуют их реальной деятельности.
По целям и задачам:
игра-обучение – участники получают новые знания;
игра-треннинг – обработка и коррекция знаний и умений.
По содержанию, предмету:
ролевые
–
предмет
-
актуальные
личностные
проблемы
и
межличностные отношения;
деловые – предмет – деловые и профессиональные отношения и
проблемы.
Выбор
вида
игры,
сюжета,
сценария
и
правил
зависит
от
поставленных целей, особенностей участников, имеющихся ресурсов и
сферы деятельности.
В психологической практике игра используется как самостоятельное
тщательно организованное действо, и в качестве элемента тренинга,
психологической консультации и коррекции.
В соответствии с этим, психологи часто обращаются к классификации
игр М.Р. Битяновой, разделяющей
большие и малые психологические
игры.
Малые и большие психологические игры
Малые психологические игры
- это психотехнический прием
(упражнение,
психогимнастика),
направленный
на
решение
узкой
конкретной задачи и непродолжительный по времени (несколько минут).
В психологической практике малые психологические игры обычно
используются как базовый материал для создания тренинга, как небольшая
часть консультации или занятия по психологической коррекции.
Большая психологическая игра
- это целостная, законченная,
совершенно самостоятельная деятельность, имеющая свою внутреннюю
систему целей и правил, достаточно продолжительная по времени (от одного
часа до нескольких дней).
Игра является безопасным пространством построения отношений с
окружающими
людьми,
предоставляет
психологическую
возможность
понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития,
прожить модели поведения и отношений, которые до этого казались
недоступными или невозможными.
Существует большое количество видов малых психологических игр
разграничиваемых, в основном, по принципу решаемых с их помощью задач.
Виды малых психологических игр
По В.Ю. Большакову
По Н.В. Самоукиной
игры-приветствия;
игры на сплоченность;
социометрические игры;
игры-релаксации;
игры
на
развитие
внимания
и
других
психических процессов;
игры на снятие агрессии;
игры с музыкой.
игры-релаксации;
игры-адаптации;
игры-формулы;
игры-освобождения;
игры-коммуникации;
игры-защиты от манипуляции;
интуитивно-развивающие
игры.
Малые психологические игры используются в начале дня (занятия) -
для
психологической
настройки
участников,
создания
настроения
и
работоспособности;
в
конце
чаще
выполняют
функцию
ритуала,
способствующего выходу из определенного состояния, из роли участника
тренинга (занятия) и осознаванию завершения работы.
Рассмотрим классификацию больших психологических игр.
А.К.
Быков
к
игровым
методам
АСПО
относит
ролевые
и
оперциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь делятся на
деловые и организационно – деятельностные.
И.В. Вачков и Ю.Н. Емельянова делят их по критерию цели (смысла)
игр на диспозиционные, операциональные и имитационные игры.
К диспозиционным относят разные виды ролевых игр.
К операциональным относят широкий спектр деловых игр.
Имитационные игры представляют собой промежуточный вариант
ролевой и деловой игры.
Рассмотрим определения данных игр.
Диспозиционные (ролевые) игры – это метод, направленный на из-
менение неэффективных установок и моделей поведения участников, через
организацию всевозможных ситуаций взаимодействия.
В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые бывают в
его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, к принятию
решений в ситуации неопределенности, в незнакомой обстановке и ставят
перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели
поведения. Предметное содержание - актуальные личностные проблемы и
межличностные отношения
Операциональные (деловые) игры
-
это
метод формирования
технологических, управленческих и др. умений и навыков, через воссоздание
предметного и социального содержания профессиональной деятельности,
моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики.
В
деловой
игре
моделируется
поведение,
направленное
на
операциональные и инструментальные изменения с тем, чтобы в дальнейшем
перенести
лучшие
из
найденных
вариантов
в
свою
реальную
профессиональную
жизнь.
Предметное
содержание
–
деловые
и
профессиональные отношения и проблемы.
Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов
обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.)
Имитационные игры - это моделирование, воссоздание деятельности,
событий, условий деятельности какой-либо организации, предприятия, с
целью отработки технологических или профессиональных умений и навыков,
и реализуется данная модель благодаря ролевым действиям участников игры.
Предметное содержание
– деловые и профессиональные отношения и
проблемы.
Организация игры
Организация и проведение игры требует серьезной подготовки.
Процесс игры включает три этапа: водный; основной; заключительный.
Этапы игры
Ролевые игры
Деловые игры
Имитационные игры
Вводный этап
Ознакомление игроков
с
темой
игры,
сюжетом,
правилами
инструкцией
о
ходе
игры;
распределение
ролей,
организация
пространства.
Ознакомление участников с
темой,
задачами,
моделируемой системой и
отношениями,
ролевым
функционалом, правилами,
требованиями
к
ожидаемым результатам.
Ознакомление
участников
с
темой,
задачами
моделируемой
системой,
процессами,
функционалом
ролей,
тренируемыми навыками,
ожидаемым результатом
Основной этап
Реализация сценария,
при
этом
ведущий
обычно остается вне
игры
в
роли
наблюдателя.
Совместная
работа
участников
по
решению
задач
и
подготовке
презентации
(часто
в
командах) с последующим
коллективным
обсуждением результатов.
Имитация
деятельности;
отработка
необходимых
технологических навыков
и умений участниками в
парах
или
тройках;
тиражирование ролей.
Заключительный
Ведущий проводит
ритуал выхода из
ролей;
подводит итоги игры;
проводит рефлексию
относительно:
Ведущий подводит итоги
игры, проводит рефлексию
относительно:
- эффективности принятых
решений;
- проявления
Подведение итогов игры,
рефлексия
успешности
освоения и закрепления
навыков.
Если
навыки
слабо
закрепились,
проводится
анализ
- личностного и
эмоционального
состояния;
- особенностей
взаимодействия
участников.
профессионально значимых
качеств игроками;
-особенностей
взаимодействия
участников.
ошибок
и
проблем,
с
группой вырабатываются
пути
их
решения;
проводится еще один этап
отработки навыков.
.
Несмотря на большое количество достоинств, использование игры как
метода социально-психологического обучения может иметь ряд трудностей.
При выборе игры в качестве метода решения имеющихся задач
психолог должен предвидеть эти трудности, быть к ним готовым и, по
возможности, заранее предусмотреть возможные способы их решения или
минимизации.
Лучший
способ
избежать
проблем
–
понимание
целесообразности выбранного метода, максимальная подготовка игры и
профессионализм организатора (ведущего).
Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова выделяют трудности в зависимости от
этапа игры.
Трудности при организации игры
Этап
игры
Трудности
Способы предотвращения
Вводный
этап
1. разный уровень подготовки и
информированности
участников
по
поводу
предстоящей
игры
и
возникающее в связи с этим
состояние
тревожности,
неопределенности,
защитной
агрессии.
1. провести диагностику и до
игровую
подготовку
участников;
2.
предварительно
проинформировать игроков о
целях,
задачах,
сюжете
и
правилах игры.
Основно
й этап
1. недостаточная активность и
включенность
участников
в
игровой
процесс,
низкая
проблемная
и
целевая
фокусировка игроков;
2. эмоциональное напряжение
и конфликты среди участников,
неразвитость
навыков
совместной деятельности;
3.
нарушение
правил
игры,
проблема с самоорганизацией и
эффективным
использованием
игровых ресурсов;
4.
низкая
соревновательная
мотивация участников;
5.
неумение
презентовать
информацию
и
результаты
1. предварительно обсудить и
подробного
описать
моделируемую
ситуацию
и
задачи;
2. провести точный и полный
инструктаж игроков по поводу
предстоящей игры;
3. эффективно распределить
роли, создать группы
наблюдателей
и
психологической поддержки;
4. использовать разнообразные
приемы и материалы;
5.
внедрить
систему
поощрений и наказаний; 6.
выделить
достаточное
количество
времени
на
групповой работы.
подготовку.
Заключи
тельный
этап
1. нежелание участников выйти
из игры;
2. слабая рефлексия участников
и затруднения с подведением
итогов;
3.
эмоциональная
подавленность
и
неудовлетворенность
игроков
(если игра прошла не очень
удачно,
или
участники
не
согласны с итогами).
1.
использовать
ритуалы
выхода из игры;
2.
заранее
подготовить
вопросы,
стимулирующие
рефлексивную
деятельность
игроков;
3.
при
подведении
итогов
делать акцент на позитивных
моментах
и
достижениях
игроков;
4. проанализировать причины
возникших
проблем
и
возможные
способы
их
избежания в будущем.
Существует ряд рекомендаций по эффективному использованию и
организации игры как метода социально-психологического обучения.
Выбор именно игровых методов для решения имеющихся задач
целесообразен, если:
1. участники впоследствии будут иметь дело с моделируемыми
процессами и навыками;
2. требуется повысить познавательную мотивацию и активность
участников интересным не директивным способом;
3. учебный курс носит пролонгированный характер, и использование
игровых методов вносит разнообразие;
4. есть необходимость:
в соединении индивидуальных фрагментарных решений задачи в
комплексное совместное решение;
в завуалированной диагностике, когда в силу определенных причин
другая диагностика невозможна;
сплотить
и
организовать
группу,
улучшить
социально-
психологический климат в коллективе;
5. участники слишком напряжены и зажаты, и игровая форма работы,
особенно в группе, позволит им раскрыться и раскрепоститься.
Итак,
сферы
применения
игры,
как
метода
социально
-
психологического обучения чрезвычайно разнообразны:
1. В психологической практике игра применяется в психологическом
консультировании,
психологической
коррекции
и
психологических
тренингах.
2.
В
педагогической
практике
используются
с
обучающей,
воспитательной или развивающей целью, во время занятий и учебных и
внеклассных мероприятий.
Литература
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:
учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб.:
СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
2.
Бастракова
Н.
С.
Методы
активного
социально-психологического
обучения: учебное
пособие / Н. С. Бастракова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,
2014. - 265 с.
3.Быков А.К.
Методы активного социально-психологического обучения:
Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
4.
Вачков
И.В.
Психология
тренинговой
работы:
Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /
И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
5. Корнеева Е.Н. Активные методы социально – психологического обучения:
Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. – 326 с.
6. Кутбиддинова Р. А.
Методы активного социально-психологического
обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Саха-
линск: из-во СахГУ, 2014. – 136 с.
7. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В.Матяш, Т. А.Павлова. -
2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.
8. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения:
тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.