Напоминание

"Мир деятельности"


Автор: Хиневич Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШ "Прогимназия"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Мир деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка к курсу

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования, разработана на основе планируемых результатов начального общего

образования, разработана на основе базовой программы и по авторской программе

Л.Г.Петерсон «Мир деятельности (МИД).

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в

рамках социального направления.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед

каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств

созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие

безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и

развития общества в целом.

Именно поэтому новый ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского

образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным

предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной

деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной

школы предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения

учиться в целом.

Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для учащихся

начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Данная программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных

действий учащихся.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В учебном плане МБОУ НШ «Прогимназия» на изучение курса «Мир деятельности» в 1

классе отводится 33 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ОУ.

Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекта.

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том

числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский)

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что

данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания

основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней

представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на

изучение основных разделов курса..

Цель данного курса: теоретическое осмысление каждым учеником общих законов

организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Основные задачи курса:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных

учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма)

выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в

практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать

самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с

имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры,

пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот

же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые

алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер:

нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных

действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное

действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных

учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма)

выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной

деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в

практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать

самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД. Для организации

этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого

является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих

общеучебных

умений,

а

в

последующем

для

адекватного

самоопределения,

саморазвития,

самовоспитания,

здоровьесбережения

и

успешной

самореализации

личности каждого ученика.

Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических

линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в

своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное

действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять

план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать

проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль

и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм

общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации,

методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов,

организация своего рабочего места и т.д.

IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров,

норм самовоспитания, здоровьесбережения.

Принципы и подходы:

деятельностный подход, принцип системности,

преемственности.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ

обеспечивается системой дидактических принципов, построенных также теоретическим

способом, а именно:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом

виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной

деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их

совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и

деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения

на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических

особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного

системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире

и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику

возможность освоения содержания образования (в том

числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне

социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).

5)

Принцип

психологической

комфортности

предполагает

снятие

всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках

доброжелательной

атмосферы,

ориентированной

на

реализацию

идей

педагогики

сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к

систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях

выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в

образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой

деятельности.

При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип

психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может

быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.

Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация

к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное

значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает

формирование умения учиться.

Планируемые результаты освоения курса

«Мир деятельности»

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу

первого года обучения:

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по

результатам выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные

проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя

из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать

изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого;

итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к

обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового

способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания),

приобрести опыт их прохождения.

Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.

Знать правила

поведения

«автора»

и

«понимающего»

в

совместной

работе,

приобрести опыт их применения.

Знать правила

культурного

выражения

своих

эмоций

в

совместной

работе,

приобрести опыт их применения.

Знать и принять на

личностном

уровне

ценностную

диаграмму

(1

класс),

приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

определять основную цель и результат учебной деятельности,

ее два основных шага, основные функции ученика и учителя на уроке;

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно

фиксировать

свои

индивидуальные

затруднения

по

результатам

выполнения «пробного» действия;

применению последовательности из 10 шагов учебной деятельности (повторение

необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего

затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка

цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль

усвоения нового знания), приобретёт опыт их прохождения;

формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания

выявленных проблем.

Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

правилам поведения на уроке и умению их применять;

самостоятельно проверять свою работу по образцу;

составлять алгоритм исправления ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

правилам выполнения домашней работы, умению их применять;

осознанно осуществлять пробное учебное действие; грамотно фиксировать свои

индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;

применять алгоритм исправления ошибок;

формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (

поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретёт опыт их

применения.

отсутствие у меня определенных знаний, умений);

на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания

для выдвижения собственных гипотез.

Личностные результаты: (социальный опыт):

Выпускник получит возможность научиться:

правилам работы в паре и в группе, умению их применять;

научится применять основные правила общения;

правилам культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобретёт

опыт их применения;

получит возможность приобрести опыт определения истинных и ложных

ценностей.

Результат внеурочной деятельности: выпускник приобретёт надпредметные умения к

самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, к

готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию;

получит возможность фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его

причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств

достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению

знаний,

проводить

самоконтроль

и

самооценку

собственных

учебных

действий,

коррекцию ошибок;

познакомится и получит опыт применения норм коммуникативного взаимодействия в

процессе учебной деятельности;

приобретёт опыт самостоятельного действия для формирования нравственно-этических

качеств личности, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.

Формы организации работы: составление

алгоритмов, инструкции, классификация,

групповая работа, работа в парах, организация поиска информации в разных источниках,

работа с портфолио ученика.

Способ оценивания планируемых результатов:

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому

учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что

основной

целью

оценки

является

формирование

положительной

познавательной

мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения

должны быть следующие требования:

1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.

2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего,

затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его

результатов относительно себя.

3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества

личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует

отмечать качественно.

Будет предложена следующая система оценивания:

отметки:

 «отлично» − наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно

собственных предыдущих результатов;

 «хорошо» − наблюдаются определенные положительные изменения;

 «зачет» − программа курса выполнена;

качественные оценки:

«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения

обычных уроков, а итоговый − на уроках по курсу МИД.

Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для

каждого ученика.

Содержание программы (33ч)

Основные содержательные блоки курса:

Название содержательного блока

1 класс

Процент учебного времени

Организационно-рефлексивная

линия

(15 часов)

46%

Коммуникативная линия (6 часов)

18%

Познавательная линия (2 часа)

6%

Ценностная линия (9 часов)

28%

Организационно-рефлексивная линия (15 часов)

Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Затруднение как необходимый этап учения. Правильное отношение к нему со стороны

ученика.

Структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение

необходимого для открытия нового знания, итог повторения; пробное учебное действие –

необходимый этап учения, фиксирование своего затруднения, обдумывание, поиск

причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимого этапа учения.

Шаг учебной деятельности «остановлюсь, чтобы подумать» - необходимый этап

преодоления затруднения. Причина затруднения в учебной деятельности при открытии

нового правила – незнание нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Учебная деятельность вне уроков. Значимость выполнения домашнего задания для

ученика. Основные общие цели выполнения домашнего задания. Алгоритм его

выполнения.

Образец и его роль при самопроверке своей работы. Алгоритм самопроверки своей

работы по образцу.

Учимся планировать. Узнай. Как ты будешь узнавать? Выбери и отметь способ поиска.

Коммуникативная линия (6 часов)

Основные правила работы ученика на уроке, исходя из функции учителя.

Простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.

Простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.

Аргументация, обоснование своей позиции.

Познавательная линия (2 часа) \

Внимательность в учебной деятельности. Простейшие приемы развития устойчивости

внимания.

Деление предметов на группы. Определение признака, по которому можно разделить

предметы на несколько групп.

Работа с информацией: со словами, с текстом, со словарями, с таблицами, со схемами и

рисунками.

Ценностная линия (9 часов)

Ценности в жизни каждого человека. Приоритет ценности здоровья. Ответственность

каждого человека за свое здоровье.

Как правильно обратиться за помощью к семье в процессе учебной деятельности. Как в

этом случае построить взаимодействие в семье. Учебная деятельность – ценность,

составная часть успешной жизни своей семьи, её истории.

Значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества

необходимого ученику в процессе обучения.

Значимость терпение в учебной деятельности как личностного качества необходимого

ученику в процессе обучения.

Понятие честности в учебной деятельности. Значимость честности в учебной

деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.

Понятие доброжелательность в учебной деятельности. Значимость доброжелательности в

учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе

обучения.

Значимость соблюдения правил поведения за столом, правил дружбы, привил гигиены,

правил этикета и т.д.

Информационно-методическое обеспечение

1 «Мир деятельности», 1 класс: учебное пособие с разрезным материалом и

наклейками / под ред.Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2013

2. Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО,

УМЦ «Школа 2000...», 2007.

«Мир деятельности», 2 класс: Методические

рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012

3. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности»,

1класс.- М.: Национальное образование, 2012

4. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку

надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс.- М.: Национальное образование,

2012

Календарно-тематическое планирование

ур.

Название раздела,

темы урока

кол-

во

часов

учебная неделя

Характеристика

основных

видов

деятельности ученика (на уровне

универсальных учебных действий)

план

факт

1

«Учиться… А что это

значит?»

1

Сформировать

представление

об

учебной деятельности (два шага).

2

«Учитель и ученик»

1

Формулировать самому простые

правила поведения, общие для всех

людей, всех граждан России (основы

общечеловеческих и российских

ценностей).

3

«Правила

поведения

на уроке»

1

Слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым

изменить

свою

точку

зрения.

Выбирать

поступок в однозначно

оцениваемых ситуациях на основе:

известных и простых общепринятых

правил

«доброго»,

«безопасного»,

«красивого»,

«правильного»

поведения;

4

«Учимся

работать

вместе»

1

Договариваться с людьми, согласуя с

ними свои интересы и взгляды, для

того чтобы сделать что-то сообща

5

«Цель и результат

Учитель и ученик.»

1

Определять цель учебной

деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, искать средства её

осуществления.

6

«Как проверить свою

работу»

Цель и результат.

1

Работая

по

плану,

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости, исправлять ошибки с

помощью учителя.

7

«Как исправить свою

ошибку»

1

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки с

помощью учителя.

8

«Домашнее

задание

делаю

самостоятельно»

1

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки .

9

«Как выяснить, что я

не знаю?» (Структура

I шага УД.)

1

В

диалоге

с

учителем

учиться

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень

успешности

выполнения своей работы.

10

«Пробное

учебное

действие.

Затруднение…С

чего

начать?».

1

Учиться

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему

совместно с учителем

11

«Не могу? − Подумаю

почему».

1

Учиться

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему

совместно с учителем

12

«Как найти причину

затруднения»

1

Учиться обнаруживать и

формулировать учебную проблему

совместно с учителем, выбирать тему

проекта с помощью учителя.

13

«Как выяснить, что я

не знаю» (Рефлексия I

шага УД.)

1

14

«Ценности

нашей

жизни».

1

Объяснять положительные и

отрицательные оценки, в том числе

неоднозначных поступков, с позиции

общечеловеческих и российских

гражданских ценностей.

15

«Истинные и ложные

ценности»

1

Объяснять положительные и

отрицательные оценки, в том числе

неоднозначных поступков, с позиции

общечеловеческих и российских

гражданских ценностей.

16

«Как построить новый

способ?» (Структура

II шага

УД.)

1

Самостоятельно

предполагать, какая

информация

нужна

для

решения

предметной

учебной

задачи,

состоящей из нескольких шагов.

17

«Ставлю цель!»

1

Учиться

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему

совместно с учителем.

18

«Путь к цели: узнаю

новое»

1

Составлять план выполнения задач

19

«От знаю к умею»

1

Работая

по

плану,

сверять

свои

действия с целью

20

«Как построить новый

способ» (Структура II

шага УД.)

1

составлять алгоритм к выполнению

задания

21

«Духовные

и

материальные

ценности»

1

Самоопределяться

в

жизненных

ценностях (на словах) и поступать в

соответствии с ними, отвечая за свои

поступки

22

«Жизнь и здоровье»

1

Объяснять

положительные

и

отрицательные оценки,

с позиции

общечеловеческих

и

российских

гражданских ценностей.

23

«Семья»

1

Объяснять

положительные

и

отрицательные оценки,

с позиции

общечеловеческих

и

российских

гражданских ценностей.

24

«Знание»

1

Объяснять

положительные

и

отрицательные оценки,

с позиции

общечеловеческих

и

российских

гражданских ценностей.

25

«Что значит учиться»

(Праздник:

«Невероятные

приключения

первоклассников

в

тридевятом царстве,

или история о том, что

значить учиться»)

1

Понимать причины своего неуспеха и

находить способы выхода из этой

ситуации.

26

«Учимся

работать

дружно. Я − автор».

1

Организовывать учебное

взаимодействие в группе

(распределять роли, договариваться

друг с другом и т.д.).

27

«Учимся

работать

дружно.

Я

понимающий»

1

Понимать другие позиции (взгляды,

интересы)

28

«Как понимать друг

друга без слов»

1

Организовывать учебное

взаимодействие в группе

29

Диагностика уровня

сформированности

организационно-

рефлексивных

умений.

1

В

диалоге

с

учителем

учиться

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень

успешности

выполнения своей работы и работы

всех, исходя из имеющихся критериев

30

«Родина»

1

Осознавать себя гражданином

России, в том числе:

объяснять, что связывает меня с

историей, культурой, судьбой твоего

народа и всей России,

испытывать чувство гордости за

свой народ, свою Родину,

сопереживать им в радостях и бедах

и проявлять эти чувства в добрых

поступках.

31

«Природа, Земля»

1

Осознавать себя ценной частью

многоликого изменяющегося мира, в

том числе:

- объяснять, что связывает тебя с

природой

32

«Что для нас ценно:

творческая гостиная

для детей и

родителей»

1

Оценивать, в том числе

неоднозначные, поступки как

«хорошие» или «плохие», разрешая

моральные противоречия на основе:

- важности бережного отношения к

здоровью человека и к природе,

- общечеловеческих ценностей и

российских ценностей, в том числе

человеколюбия, уважения к труду,

культуре,

- важности образования, здорового

образа жизни, красоты природы и

творчества.

33

Подведение итогов.

Чему я научился в 1

классе

Резерв



В раздел образования