Напоминание

Использование приложения OneNote на онлайн-уроках литературы.


Автор: Бабкина Анна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ "Петролеум+"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Использование приложения OneNote на онлайн-уроках литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование приложения One

N

ote на онлайн-уроках литературы

.

В связи с переходом на дистанционное обучение педагоги школ столкнулись с рядом

проблем, связанных с организацией образовательного процесса в новом формате. Учителя

научились выходить на связь с детьми посредством различных информационных

ресурсов. Однако

онлайн-урок зачастую сводится к лекции учителя, главной целью

которого становится передача большого объёма информации ученикам. Роль ребёнка в

этом случае настолько пассивная, что он не понимает цели нахождения на уроке и теряет

интерес к предмету. Учитель не знает, как в условиях дистанционного обучения

организовать работу учащихся в соответствии с системно-деятельностным подходом, а

ведь именно такой подход является необходимым в современном образовании.

Активность обучающегося - это основа достижения развивающих целей образования.

Решать эту проблему помогают многие цифровые инструменты. Их выбор зависит от

самого учителя, от того предмета, который он преподаёт, и от особенностей и

возможностей самих учащихся.

На мой взгляд, одним из самых простых и доступных инструментов является

приложение ОneNote. Оно включено в платформу Microsoft Teams, используемую нашей

школой в качестве основного информационного ресурса во время дистанционного

обучения. Поэтому учащиеся и сам учитель с лёгкостью осваивают ОneNote. Польза

«Записной книжки» на уроках литературы очевидна, она помогает учителю не только

выстроить систему обратной связи с учениками, но и развивает универсальные учебные

действия учащихся

В Teams доступны следующие основные компоненты записной книжки OneNote для

занятий:

1)

Записные книжки учащихся — личные записные книжки, совместно используемые

преподавателем и учениками. Преподаватели могут получать доступ к записным

книжкам всех учащихся.

2)

Библиотека содержимого — доступная только для чтения область, в которую

преподаватели добавляют раздаточные материалы для учащихся.

3)

Пространство для совместной работы — область, в которой все участники могут

делиться файлами, упорядочивать данные и совместно работать.

Итак, как и на каких этапах онлайн-урока литературы использовать данный ресурс?

При знакомстве с записной книжкой можно применять её как открытую доску для

совместной деятельности учителя и ребят. В этом случае на этапе объяснения нового

материала

(знакомство

с

биографией,

творчеством

писателя,

поэта,

с

героями

произведений)

или закрепления полученных знаний

учитель и ученики вместе

оформляют записи в разделе для совместной деятельности, составляют кластеры и

таблицы, заполняют их (рисунок 1). Такой приём полезен в средних классах, так как в

этом возрасте ИКТ- компетенции детей только формируются. Когда данный вид работы

становится понятен и привычен, ученик понимает, как использовать информационные

и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации,

обработки, а также для продуцирования, он уже способен выполнять самостоятельно

задания в записной книжке. Небольшие задания по составлению таблиц или кластеров

можно давать на уроке или в домашнем задании. Результат такой работы: развитие

познавательных универсальных учебных действий учащихся. Дети учатся работать с

текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию,

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать учебный

материал.

Рисунок 1. Продукт совместной деятельности

Работа над характеристикой литературных героев, раскрытием художественных образов

на уроке в совместной деятельности учащихся или в самостоятельной работе может быть

оформлена на странице записной книжки. Ребятам могут визуализировать данный

материал в различном виде (в сжатой словесной форме и в наглядно-символической).

OneNote даёт возможность учащимся подбирать в Интернете и вставлять иллюстрации к

произведениям, портреты героев (рис.2)

Рисунок 2. Продукт деятельности учащегося

Платформа Microsoft Teams предоставляет учителю условия даже во время онлайн-

уроков развивать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. Педагог

может использовать OneNote не только в качестве ресурса для выполнения домашнего

задания, но и для организации групповой работы ребят с целью создания некоего

продукта совместной деятельности.

Выходя в каналы и обсуждая задание, данное

учителям, учащиеся получают опыт при решении различных коммуникативных задач в

дистанционных условиях. Конечно, задания по литературе в старшей школе должны

усложняться. Ребята в этом возрасте уже хорошо работают с различным и источниками

информации, могут создавать на страницах OneNote

и предоставлять продукты с

использованием не только картинок, но и ауди- и видео- файлов, различных ссылок,

интеллект-карт.

С помощью «Записной книжки» на онлайн-уроках литературы ребята выполняют

различные виды творческих заданий: интерпретация стихотворения в виде интеллект –

карты или средствами других видов искусств (рис.3); представление жизни, творчества

писателя в образах-ассоцияциях (рис.4). Такая работа создаёт учебную мотивацию детей,

пробуждает

в

них

познавательный

интерес,

способствует

развитию

творческих,

креативных способностей школьников.

Рисунок 3

Рисунок 4

Помимо описанных возможностей приложения OneNote в Microsoft Teams можно

назвать

и

некоторые

важные

особенности

данного

инструмента,

упрощающие

организацию образовательного процесса в дистанционном режиме. Во-первых, задания,

выполненные учащимися, сохраняются в личной записной книжке или разделах для

совместной деятельности, поэтому учитель никогда не потеряет работу ребёнка, а ученик

в любой момент может вернуться к ней, чтобы дополнить или переделать. Во-вторых, в

задании с использованием ресурса OneNote учитель может устанавливать критерии

оценивания, на которые ориентируется учащийся при выполнении работы.

Разумеется, возможности инструмента OneNote на онлайн-уроках литературы намного

обширнее. Дистанционное обучение помогает осваивать новое и придумывать различные

способы для результативной организации учебного процесса в новых условиях.



В раздел образования