Автор: Бабкина Анна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ "Петролеум+"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Использование приложения OneNote на онлайн-уроках литературы.
Раздел: среднее образование
Использование приложения One
N
ote на онлайн-уроках литературы
.
В связи с переходом на дистанционное обучение педагоги школ столкнулись с рядом
проблем, связанных с организацией образовательного процесса в новом формате. Учителя
научились выходить на связь с детьми посредством различных информационных
ресурсов. Однако
онлайн-урок зачастую сводится к лекции учителя, главной целью
которого становится передача большого объёма информации ученикам. Роль ребёнка в
этом случае настолько пассивная, что он не понимает цели нахождения на уроке и теряет
интерес к предмету. Учитель не знает, как в условиях дистанционного обучения
организовать работу учащихся в соответствии с системно-деятельностным подходом, а
ведь именно такой подход является необходимым в современном образовании.
Активность обучающегося - это основа достижения развивающих целей образования.
Решать эту проблему помогают многие цифровые инструменты. Их выбор зависит от
самого учителя, от того предмета, который он преподаёт, и от особенностей и
возможностей самих учащихся.
На мой взгляд, одним из самых простых и доступных инструментов является
приложение ОneNote. Оно включено в платформу Microsoft Teams, используемую нашей
школой в качестве основного информационного ресурса во время дистанционного
обучения. Поэтому учащиеся и сам учитель с лёгкостью осваивают ОneNote. Польза
«Записной книжки» на уроках литературы очевидна, она помогает учителю не только
выстроить систему обратной связи с учениками, но и развивает универсальные учебные
действия учащихся
В Teams доступны следующие основные компоненты записной книжки OneNote для
занятий:
1)
Записные книжки учащихся — личные записные книжки, совместно используемые
преподавателем и учениками. Преподаватели могут получать доступ к записным
книжкам всех учащихся.
2)
Библиотека содержимого — доступная только для чтения область, в которую
преподаватели добавляют раздаточные материалы для учащихся.
3)
Пространство для совместной работы — область, в которой все участники могут
делиться файлами, упорядочивать данные и совместно работать.
Итак, как и на каких этапах онлайн-урока литературы использовать данный ресурс?
При знакомстве с записной книжкой можно применять её как открытую доску для
совместной деятельности учителя и ребят. В этом случае на этапе объяснения нового
материала
(знакомство
с
биографией,
творчеством
писателя,
поэта,
с
героями
произведений)
или закрепления полученных знаний
учитель и ученики вместе
оформляют записи в разделе для совместной деятельности, составляют кластеры и
таблицы, заполняют их (рисунок 1). Такой приём полезен в средних классах, так как в
этом возрасте ИКТ- компетенции детей только формируются. Когда данный вид работы
становится понятен и привычен, ученик понимает, как использовать информационные
и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации,
обработки, а также для продуцирования, он уже способен выполнять самостоятельно
задания в записной книжке. Небольшие задания по составлению таблиц или кластеров
можно давать на уроке или в домашнем задании. Результат такой работы: развитие
познавательных универсальных учебных действий учащихся. Дети учатся работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию,
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать учебный
материал.
Рисунок 1. Продукт совместной деятельности
Работа над характеристикой литературных героев, раскрытием художественных образов
на уроке в совместной деятельности учащихся или в самостоятельной работе может быть
оформлена на странице записной книжки. Ребятам могут визуализировать данный
материал в различном виде (в сжатой словесной форме и в наглядно-символической).
OneNote даёт возможность учащимся подбирать в Интернете и вставлять иллюстрации к
произведениям, портреты героев (рис.2)
Рисунок 2. Продукт деятельности учащегося
Платформа Microsoft Teams предоставляет учителю условия даже во время онлайн-
уроков развивать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. Педагог
может использовать OneNote не только в качестве ресурса для выполнения домашнего
задания, но и для организации групповой работы ребят с целью создания некоего
продукта совместной деятельности.
Выходя в каналы и обсуждая задание, данное
учителям, учащиеся получают опыт при решении различных коммуникативных задач в
дистанционных условиях. Конечно, задания по литературе в старшей школе должны
усложняться. Ребята в этом возрасте уже хорошо работают с различным и источниками
информации, могут создавать на страницах OneNote
и предоставлять продукты с
использованием не только картинок, но и ауди- и видео- файлов, различных ссылок,
интеллект-карт.
С помощью «Записной книжки» на онлайн-уроках литературы ребята выполняют
различные виды творческих заданий: интерпретация стихотворения в виде интеллект –
карты или средствами других видов искусств (рис.3); представление жизни, творчества
писателя в образах-ассоцияциях (рис.4). Такая работа создаёт учебную мотивацию детей,
пробуждает
в
них
познавательный
интерес,
способствует
развитию
творческих,
креативных способностей школьников.
Рисунок 3
Рисунок 4
Помимо описанных возможностей приложения OneNote в Microsoft Teams можно
назвать
и
некоторые
важные
особенности
данного
инструмента,
упрощающие
организацию образовательного процесса в дистанционном режиме. Во-первых, задания,
выполненные учащимися, сохраняются в личной записной книжке или разделах для
совместной деятельности, поэтому учитель никогда не потеряет работу ребёнка, а ученик
в любой момент может вернуться к ней, чтобы дополнить или переделать. Во-вторых, в
задании с использованием ресурса OneNote учитель может устанавливать критерии
оценивания, на которые ориентируется учащийся при выполнении работы.
Разумеется, возможности инструмента OneNote на онлайн-уроках литературы намного
обширнее. Дистанционное обучение помогает осваивать новое и придумывать различные
способы для результативной организации учебного процесса в новых условиях.