Напоминание

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ


Автор: Божко Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления""
Населённый пункт: Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ

БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УЧАЩИХСЯ

Естество и знания о нем – две равновесные стороны многогранного

образования человека. Во всяком случае, такое понимание следует из

диалектической связи реального и идеального.

Но если посмотреть с этой позиции на курс биологии, то можно, заметить,

что

реальный

мир

природы

там

практически

подменен

готовыми

программными знаниями о нем. Учащимся, по сути предлагается не

достигать тайны естества, а усваивать так называемые основы наук. И даже

там, где ученики имеют дело с реальной природой. Смысл их деятельности

сводится к усвоению все тех же программных основ.

Я хочу лишь найти ответ на простые вопросы. В чем смысл естественного

образования, его суть? Поиски ответов побудили задуматься о сущности

естественного

образования.

Именно

на

основе

ее

постоянного

переосмысления рождается метод интегрированного подхода в изучении

естественных наук.

Осуществлять образовательную деятельность можно лишь имея целостный

ориентир – образ человека. Что касается естественнонаучных дисциплин,

биологии, то их вклад в создание целостного образа человека состоит в

рассмотрении и решении следующих узловых проблем.

1.

Кто есть человек и каково его предназначение в мире( приносить

пользу ) обществу, познавать законы природы или реализовывать свои

возможности;

2.

Каково соотношение человека и природы( человек есть часть природы

или он духовно соразмерен ей), человек высшее достижение венец

природы или ее завоевание и пользование его цель;

3.

Чем определяется взаимодействие человека и природы( знания о ней,

пониманием ее или еще о чем-то);

Целостность человека по отношению к природе задают, на мой взгляд, три

взаимосвязанных его компонента: тело, чувства и разум, комплексное

развитие которых и составляет суть образования человека.

Смысл образования может трактоваться по-разному. Одни понимают под

образованием ученика знания основ наук и навыки применения этих знаний.

Другие понимают образование буквально- как создание, становление

человека, причем имеют в виду образование и учителей и учеников в их

совместной деятельности и в соответствии с их личным пониманием образа

человека.

Первый тип педагогики можно назвать педагогикой формирования, второй

педагогикой взращивания.

В

первой

случае

основой

выступают

фундаментальные,

естественнонаучные знания, представленные в учебном материале и то, что

обеспечивает их усвоение. Во-втором – способы естественнонаучной

деятельности, посредством которых ученик-учитель реализуют себя, познают

реальную

природу

и

соответствующий

культурно-исторический

опыт

человечества.

Первый тип педагогики задает четкие результаты образования в виде

определенной совокупности знаний, соответствующий критериям и вкусам

составителей учебных программ и учебников.

Второй тип педагогики допускает получение непредсказуемых результатов

в области естественнонаучных и других знаний, например, ученик может

выйти на свое личное решение той или иной научной проблемы, но

обязательным определяется наличие у учеников внутренних механизмов

естественнонаучной деятельности, позволяющих им познать любую область

природы и уже имеющиеся знания о ней. Возможен, конечно и смешанный

вариант

образования,

сочетающий

в

себе

оба

типа

педагогической

деятельности. Моя позиция соответствует педагогике взращивания, как

наиболее прогрессивной и действенной.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО

ПОДХОДА

Мир един, хотя и многообразен. Целостность представлений человека об

окружающем мире – необходимый и закономерный результат его познания.

Древние

греки,

например,

мыслили

целостно

и

это

позволило

им

сформулировать общечеловеческие ценности, обозначить вечные проблемы

бытия, жить и действовать в соответствии со своим миропониманием.

Современная школа не обеспечивает достижение таких результатов.

Расчлененность знаний на отдельные предметы не уравновешивается их

интеграций. Анализ в обучении преобладает над синтезом. Знания учащихся

оказываются разрозненными, делятся на «физические», «химические»,

«биологические». Дело доходит до абсурда: например, атом в физике для

учеников совсем не то, что атом в химии, земля в географии и астрономии

тоже как-будто разная. Ученики практически не овладевают универсальными

способностями. У большинства выпускников школ нет осознания свой связи

с природой, понимания своего значения, места и роди в природе.

Компенсировать недостатки существующего предметного обучения и

одновременно выявить пути преобразования всего естественнонаучного

образования мог бы интегрированный подход

изучения биологии, уже

начиная с 5-х классов.

Такой поход на разных ступенях обучения может сочетать отдельные

дисциплины(ботанику, зоологию, анатомию, физику, химию и др.)

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Задачей интегрирования, начиная с 5 класса ( окружающий мир), является

взращивание самостоятельного человека, имеющего развитое восприятие

природы.

Заботой учителя является создание необходимой образовательной среды

т.е. организация таких естественнонаучных ситуаций, в которых каждый

ученик сможет наиболее полно раскрыть и реализовать себя.

Роль учителя здесь сходна с ролью садовника, который создавая нужные

условия, обеспечивает прорастание семян и развитие всходов.

Главные цели интегрированного подхода уже с 5-х классов, а возможно еще

с первых, третьих классов состоят в создании условий для выявления и

развития у учащихся следующих личностных качеств и свойств:

- естественнонаучного видения природы, включающего умение и желание

осмысленно познавать природные явления, фиксировать их особенности ,

ставить перед собой исследовательские цели;

- эмоционально-чувственного отношения к природе;

- умение добывать факты, выдвигать гипотезы, строить собственные

объяснения и проверять их, осознавать свою познавательную деятельность и

т.д.;

- отстаивать свою собственную точку зрения на проблему;

- осмысление целостности природы, взаимосвязи и развитии, осознании

смысла своей образовательной деятельности и жизни вообще;

- умение действовать в каждодневных многообразных ситуациях общения с

природой в соответствии со своим образом человека и миропониманием;

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННГО ПОДХОДА

Для применения интегрированного подхода необходимо определить

основу, которая закладываясь в 5 классе, уже постепенно совершенствуется

в последующих классах.

Возможно выделить следующие основы этого подхода:

1.

Естественнонаучная деятельность, которая достаточно универсальна во

всех природоведческих изысканиях;

2.

Реальные природные объекты( например, дерево является одним и тем

же для биолога, физика, химика);

3.

Фундаментальные естественнонаучные знания, т.е. понятия, идеи,

проблемы, теории, которых не так уж много и все они в сущности

являются основополагающими для любой естественной науки и

практики.

Соответственно

эти

основам

можно

выделить

три

направления,

обеспечивающих:

1. Познавательную деятельность;

2. Изучение природы;

3. Изучение знания о ней.

Причем данная последовательность этих направлений вовсе не означает,

что ученики «проходят» их одно за другим. Такое понимание было бы

глубоким заблуждением и противоречило бы сущности интегрированного

подхода.

Назначение

этих

направлений

по-своему

обеспечить

весь

образовательный процесс.

ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЯ

1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Человек и его деятельность предстают не в качестве предмета изучения, а в

качестве субъекта познания и саморазвития. Сам ученик и есть тот человек,

который

выполняет

виды

деятельности,

обозначенные

в

данном

направлении.

С

позиции

педагогики

взращивания-

это

ведущее

направление

естественнонаучного образования.

2. ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА.

Определяется круг тех реальных объектов, которые исследуются учащимися

в ходе естественнонаучной деятельности, т.е. содержанием образования

здесь выступает то самое естество природы, тайны которого предстоит

постигать самостоятельно.

3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ВЕХИ И ЗНАНИЯ.

На

основе

данного

направления

учащиеся

знакомятся

с

культурно-

историческими основами биологии, вникают в особенности борьбы умов

вокруг фундаментальных идей, имеют возможность сопоставить свои

результаты познания с учениями ученых. В этом направлении учащиеся

работают уже с 5 класса и проходят дальнейшее развитие 6.7,8,9,10,11

класса, но по мере накопления знаний.

Последовательность тем внутри каждого направления может не задаваться

строго. Может происходить условное чередования или скорее синтез

отдельных тем из разных направлений.

Например, у учащихся сначала формируются умения естественного

восприятия природы ( тема первого направления), затем в качестве объекта

познания

выбираются

«Вселенная

и

человек»

(

тема

второго

направления).После того, как учащиеся сконструируют результаты своего

познания им предлагается познакомиться с темой третьего направления и

сравнить свои собственные предоставления и гипотезы с идеями великих

ученых.

Назначение интегрированного подхода состоит в создании условий для

образования у учащихся и учителя своего собственного естественного

содержания, в которое входят добытые знания, личное понимание и развитое

чувствование природы.

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ

1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Обеспечивает пробуждение у учащихся естественного восприятия природы.

Наблюдение и изучение

природных объектов, явлений.

Устное и

письменное описание наблюдаемых явлений. Сравнение отдельных объектов

или явлений между собой(живое и неживое, растения и животные. Вода и

воздух и т.д.)

Сравнение , обобщение и классификация добываемых фактов. Сопоставление

способов познания минералов, растений и животных, человека, как объектов

различающихся наличием или отсутствием жизни, чувств, сознания.

Планирование собственной познавательной деятельности, чем хочу

заниматься, направление исследования , зачем оно нужно, что я буду делать,

чтобы достичь своей цели. Различное видение одних и тех же природных

объектов или экологических проблем с позиций различных наук. Устная

защита исследования. Письменные отчеты: рефераты, рисунки и т.д.,

самооценка. Коллективное обсуждение познавательной деятельности, а

также самих способов осмысления деятельности.

2. ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА.

Помочь учащимся вычленить природную реальность из имеющейся

информации о ней, обеспечить самостоятельное познание учащимися

природных

элементов

и

систем,

подготовить

их

к

сопоставлению

полученных ими результатов. Природные объекты и системы рекомендуется

исследовать по единому плану, например: 1.Строение объекта, структура,

форма, состав; 2. Внутренние и внешние взаимосвязи; 3. Изменение во

времени(рост, развитие, движение) .Изучаются объекты природы , проблемы

живого и неживого, растения, животные, человек, необходимость особых

способов познания живого.

Изучаются

явления

природы,

природные

процессы

и

взаимосвязи,

взаимодействия, биологические, световые, тепловые и т.д. природные среды:

вода, воздух, земля и др., ритмы в природе, конкретные явления: круговорот

веществ в природе, цепи питания, облака, вулканы, гроза и т.д.

Изучаются

природные

системы:

биосфера,

гидросфера,

литосфера,

атмосфера. Солнечная система и планеты, вселенная и человек.

3. ЕСТЕСТВЕНННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ.

Ознакомить учащихся с научными идеями, теориями, учениями,

открытиями, касающихся объектов природы. Обучение может строится так:

постановка проблемы - прояснение собственного видения этой проблемы

каждым учащимся, переосмысление проблемы – выход на новое качество

знаний, усвоение познавательного процесса. Изучаются работы Коперника

Н., Дж. Бруно ,Г.Галилея и др. Изучаются клеточная теория организмов,

биологическая теория развития, учения о развитии жизни и др. современные

проблемы биологии.

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения основывается не столько на преподавании, сколько на

реализации индивидуальных и коллективных способностей, возможностей

интересов учащихся, взращивания их природного потенциала.

Регулярно проводятся лабораторные работы исследовательского и

познавательного характера, экскурсии, наблюдения, практические работы и

т. п.

Обучение осуществляется с опорой на хорошо знакомую учащимся из

повседневной

жизни

практическую,

бытовую

деятельность

человека(обработка почвы, уход за растениями и животными, выяснится суть

и смысл этих действий. Но главное то, что учащиеся при всем при этом не

пассивные потребители готовых знаний, а активные участники обучения на

всех его стадиях. Учитель выполняет функцию координатора и консультанта

в их собственной самостоятельной деятельности.

Типы уроков могут быть разными: лекции, дискуссии, групповые формы

занятий.

Защита

индивидуальных

творческих

работ,

практические

и

лабораторные работы, зачеты, экскурсии.

Эффективность обучения оценивается по тем параметрам, которые

заложены в целях интегрирования, т.е. проверке подлежат не только знания ,

но и способность учеников мыслить, чувствовать, познавать. С позиций

педагогики взращивания оценивается личностный рост каждого учащегося,

те изменения, которые произошли с ним и в нем за период обучения.

Указанное направление является вполне возможным для пробуждения

невостребованных возможностей человека. Гении, экстрасенсы, изобретатели

и им подобные – не аномалии, а обыкновенные люди, реализованные

вопреки внешним условиям малую часть того, чем по всей видимости

располагает человек.



В раздел образования