Автор: Филичева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №110"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экскурсия в городскую библиотеку для детей с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Конспект экскурсии в Центральную городскую библиотеку им. И.З. Черемных для
детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Цель:
создание условий для формирования у детей предпосылок к позитивной
социализации через общение в социуме.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей представление о библиотеке;
- познакомить детей с профессией «библиотекарь»;
- формировать у детей интерес к книгам.
Коррекционно-развивающие:
- побуждать детей к звукоподражанию и высказыванию коротких слов;
- формировать у детей и родителей чувства единения и хорошего настроения.
Воспитательные:
- воспитывать умение слышать библиотекаря;
- приучать бережно, относиться к книгам;
- воспитывать потребность в общении с окружающими людьми через коммуникативные
навыки.
Задачи для родителей:
- стимулировать родителей к общению с детьми через впечатление от увиденного на
экскурсии;
- способствовать развитию творческого взаимодействия детей и родителей через
отражение впечатлений от театрализации сказки в изобразительной деятельности;
- способствовать формированию у родителей потребности читать своим детям.
Оборудование и материалы: флажки красного цвета для безопасного передвижения
через дорогу; любимая книга каждого ребенка; атрибуты к русской народной сказке
«Колобок»; цветовая песочница; сухом бассейне – в контейнере с фасолью и шариками;
рисунки к любимым сказкам, выполненные в группе, смайлы с изображением разных
эмоций.
Предварительная работа: настольно-печатные и дидактические игры: «Профессии»;
«Красный, желтый, зеленый», «ПДД для самых маленьких»; музыкально-дидактическая игра
«Колесики»; отгадывание загадок о книге, знакомство с пословицами и поговорками о книге;
правилами поведения в библиотеке. Принести из дома любимую детскую книгу для
демонстрации в библиотеке. Подготовка атрибутов к постановке сказке «Колобок».
Ход экскурсии:
1. Организационный момент
Педагог решает с детьми проблемную ситуацию:
П: - Здравствуйте, ребята и взрослые! Я очень рада видеть вас. Сегодня нас ждет с вами
очень интересная встреча. Посмотрите, я натолкнулась на необычный старенький сундучок.
Интересно, что же в нем лежит, посмотрим вместе? (ответы детей).
Педагог вместе с детьми заглядывают внутрь и находят в нем детские книги и письмо.
П: - Ребята, как вы думаете, почему эти книги лежат в сундучке, а не стоят на книжных
полках? (предположения детей). А здесь еще и письмо от мальчика Вани:
«Дорогие ребята! Я очень люблю слушать интересные сказки, стихи и рассказы. Мама и
папа покупают мне много разных книг. Их стало так много, что места на книжных полках
уже нет. И я сложил эти книги в сундучок. Помогите мне, пожалуйста, найти дом для книг».
П: - Ребята, вы знаете, где живут книги? (ответы детей).
По ходу ответов, педагог побуждает детей к речи и хвалит их по возможности,
выделяя каждого.
1
- Правильно, в библиотеке. Мы с вами узнали об этом из презентации. Но мы с вами
никогда там не были. А ведь в нашем городе, недалеко от детского сада, тоже есть настоящая
детская библиотека. И я предлагаю отправиться в интересное путешествие на экскурсию
вместе с нашими мамами. На чем же мы доберемся? (предположения детей). Молодцы,
ребята! Вы знаете разные виды транспорта, но мы пойдем туда пешком, потому что это не
далеко. Но будем переходить дорогу и нам нужно быть очень внимательными! Давайте все
вместе разомнемся и поиграем в музыкальную игру «Колесики». Здорово! Молодцы!
Дети одеваются, строятся парами и вместе с родителями и педагогами отправляются
на экскурсию. По дороге знакомятся с социальными объектами города: школой, банком,
магазином, парикмахерской; и профессиями: учитель, банкир, продавец, парикмахер.
2. Основная часть
П: -Вот мы с вами, ребята, и добрались!
Дети и взрослые проходят в холл, здороваются, раздеваются. Гостей встречает
библиотекарь – Валентина Лукьяновна.
Б: - Здравствуйте, наши маленькие и взрослые читатели! Добро пожаловать к нам в
гости! Вы попали в огромный книжный дом – библиотеку. Это место бережного хранения
книг. Я вам сейчас покажу, как много книг здесь живет и у каждой свое место.
Библиотекарь читает стихотворение про библиотеку и показывает стеллажи с
разными книгами.
- В нашей библиотеке есть большой зал – читальный. Здесь можно остаться с мамой,
присесть и почитать понравившуюся книгу. В этом зале нужно соблюдать тишину, чтобы не
мешать другим. Книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек,
который пришел в библиотеку за книгой называется читатель. Если вы захотите взять книгу
домой, вы можете записать ее на абонемент, а когда прочитаете, принесете с мамой ее
обратно и возьмете новую. А поможет вам в этом библиотекарь. Профессия человека,
который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу, называется -
библиотекарь. Я здесь работаю не одна – у меня есть мои помощники-библиотекари. Вместе
мы готовим и показываем интересные спектакли для вас, ребятишки, по произведениям
детских писателей. Давайте с вами дружить и встречаться чаще. Мы вас приглашаем на
постановку спектакля «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой.
Взрослые благодарят библиотекарей за приглашение.
П: - Валентина Лукьяновна, наши ребятишки принесли и хотят вам показать свои
любимые книжечки, которые они читают дома с родителями. А эту книгу мы часто
рассматриваем и читаем в детском саду.
Детско-взрослый взаимообмен впечатлениями с привлечением родителей.
- А еще мы приготовили рисунки к любимым сказкам и тоже хотим вам их показать!
Б: - Ну, что же, ребята, я вижу, вы большие молодцы и книголюбы! Мы вас приглашаем
на спектакль знакомой и любимой вами сказки «Колобок». А помогли подготовить ее ваши
любимые мамы и воспитатели.
Родители и педагоги перевоплощаются в сказочных героев с помощью атрибутов,
предварительно
выполненных
в
группе
совместно
с
родителями.
Дети
удобно
располагаются в креслах и смотрят постановку. Затем вместе делятся впечатлениями от
просмотра).
Б: - Ребята, в нашей библиотеке есть еще один зал, очень интересный и необычный, там
можно поиграть. Хотите в нем побывать?! (ответы детей).
Дети и взрослые проходят в сенсорную комнату, и погружаются в игровое действие.
Экскурсия продолжается.
П: - Ребята, смотрите, какая «песочница» здесь есть, как в нашей группе. Хотите
порисовать пальчиками? Предлагаю нарисовать Колобка. Какой он по форме? (ответы
детей). А какого цвета? (ответы детей). Правильно, молодцы! Смотрите, в этом домике
живут маленькие мячики, они похожи на Колобка, такие же круглые! А еще они похожи
на… (ответы детей) ежика, потому что колючие, но бояться их не нужно, они очень добрые.
2
Я предлагаю с ними поиграть и размять наши маленькие пальчики, чтобы наш Колобок
получился очень красивым и круглым!
Дети с родителями присаживаются в мягкие пуфы и выполняют пальчиковую разминку:
повторяют слова и выполняют действия с шариком Су-джок в соответствии с текстом,
сначала одной рукой, затем другой):
Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Педагог проговаривает слова, показывает движения и контролирует правильность их
выполнения. Побуждает детей на звукоподражание.
П: - Какие все молодцы! Ну, а сейчас, предлагаю всем вместе порисовать пальчиками на
песке.
Совместное творчество: родители и дети.
- А что еще бывает круглой формы? (ответы детей и родителей).
- Здорово! Давайте нарисуем солнышко, одуванчик, колесо, блин, колечко, круглую
веселую рожицу! У всех веселое настроение?
Б: - Ребята, мы подготовили для вас подарки, но их нужно найти! Вы умеете искать
клад?
Детям предлагается с помощью рук поиграть в сухом бассейне – в контейнере с
фасолью и шариками, и отыскать киндер-сюрприз.
Игра на развитие мелкой моторики «Найди героя сказки».
- У всех получилось? Покажите свою игрушку (дети показывают свои «подарки). А еще мы
приготовили для вас раскраски «Сказки».
В: - Большое спасибо! (дети и родители благодарят библиотекаря). Наши ребята
обязательно раскрасят их дома с родителями. А в следующий раз мы вам покажем, что у нас
получилось!
Релаксационный момент «Ручеёк»
Б: - Ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного. Вместе путешествовали и
играли. Я предлагаю всем вместе немного отдохнуть и послушать, как поет ручеек.
Усаживайтесь
поудобнее
и
закрывайте
свои
глазки.
Кто
желает,
возьмите
себе
понравившуюся книгу и тихонько рассмотрите с мамой картинки.
Дети с родителями удобно располагаются в мягких пуфах, действуют по настроению.
3. Рефлексия
- Дорогие друзья, взрослые и дети! Понравилась ли вам наша экскурсия? Если
понравилось наше путешествие, то выберите смайлик колобка с улыбкой, если нет, то
грустный колобок.
Дети и взрослые выбирают определённый смайл, благодарят за интересную экскурсию
и прощаются с работниками библиотеки.
3