Напоминание

"Коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном учреждении: особенности создания предметно-развивающей среды"


Авторы: Выханская Ирина Владимировна, Куприенко Надежда Александровна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Родничок" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном учреждении: особенности создания предметно-развивающей среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном

учреждении: особенности создания предметно-развивающей среды»

(из опыта работы)

учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» Выханская И.В.

педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» Куприенко Н.А.

Что такое детский сад? Многие, наверное, скажут, что детский сад – это образовательное

учреждение для детей дошкольного возраста, в котором дети пребывают, пока родители

находятся на работе. Детский сад – это не просто присмотр, а ещё и очень интересный мир,

созданный для маленьких человечков-наших детей.

Детский сад – это дом радости, здоровья, творчества, любви; это пространство

возможностей для каждого ребёнка! Именно детский сад и педагоги стремятся к тому, чтоб

каждый воспитанник смог открыть для себя этот многогранный мир, создать ту территорию

счастья, психологического благополучия для всех детей, в том числе и для детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов.

Получение

дошкольного

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является

одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их

полноценного участия в жизни общества.

Категория детей с ограниченными результатами здоровья в дошкольном образовательном

учреждении крайне неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с

разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного

аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с

задержкой развития, дети,

сложную структуру дефекта и дети с множественными

нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми

является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в

дошкольной организации

предусматривает создание для них специальной коррекционно-

развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми

возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов,

воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Специальные

условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ включают в себя реабилитационных услуги

приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства,

обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми

возможностями

здоровья

актуальной

является

проблема

разработки

и

использования

инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей.

Учитывая данный фактор, специалисты коррекционного профиля (педагог-психолог,

учитель-логопед, учитель-дефектолог) в своей профессиональной деятельности с данными

категориями

воспитанников

помимо

традиционных

методов,

активно

внедряют

инновационные методики, новаторские идеи, которые оказывают положительный эффект на

динамику развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

К одной из инновационных технологий работы педагога-психолога с детьми

можно отнести комплект психолога: «Pertra». Данный комплект разработан известным

педагогом-практиком Марианной Фростиг и позволяет в увлекательной игровой форме

развивать все психические процессы. Кроме того, эта методика хорошо зарекомендовала

себя в специальной развивающей и коррекционной работе с детьми с нарушениями

развития, обучения, детьми ОВЗ.

По компактности, многофункциональности, удобству хранения и эффективности

использования на сегодняшний день комплект «Pertra» аналогов не имеет.

Данный комплект предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями-

манипулятивами

под

руководством

педагога-психолога,

воспитателя,

учителя-

дефектолога, учителя-логопеда.

Название комплекта происходит от совмещения начальных букв слов – perception

(восприятие) – PER и – training (упражнение) – TRA.Дословно означает – тренировка

восприятия.

Основная идея концепции Марианны Фростиг – движение и восприятие являются

основными механизмами в развитии ребенка.

Комплект «Pertra» состоит из: наборов игровых средств 1-7(в чемоданах); досок-

основ; мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами.

Все детали комплекта выполнены из экологически чистых материалов и окрашены

гипоаллергенными красителями.

Система коррекционно- развивающих занятий с использованием игрового комплекта

«Пертра» построена на основе своеобразия возрастных и индивидуальных особенностей

детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью развития познавательных

процессов и предпосылок учебной деятельности. Занятия проводятся в индивидуальной и

подгрупповой форме.

Учитель-дефектолог активно внедряет в коррекционный процесс нейропсихологические

методики,

направленные

на

развитие

мозжечковой

стимуляции,

среди

которых

эффективно зарекомендовала себя балансировочная доска Ф.Бильгоу. Систематические

упражнения да доске позволяют значительно улучшить умственные и коммуникационные

способности ребенка, укрепить здоровье, развить память и логическое мышление, речь.

Данный метод наиболее продуктивен при работе с детьми, страдающими синдромом

гиперактивности, аутизмом, нарушениями моторики и координации движений, а также

имеющими проблемы с обучением, коммуникацией и выражениями эмоции.

С каждым годом в образовательный процесс дошкольной организации внедряется

все больше компютерных технологий. Особое место занимают специализированные

программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные

технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы учителя-

логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. В работе учителя-логопеда по данному

направлению эффективно зарекомендовали себя Бос-логопедический и Логомер.

Бос-логопедический применяется при заикании, алалии, афазии, дисграфии и

дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и

параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой

речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения. Данная

технология используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется

для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших

психических функций.

Програмно-дидактический комплекс для учителя-логопеда и учителя-дефектолога

«Логомер-Мерсибо» являетяс дополнительным инструментом в коррекционной работе с

детьми с ОВЗ, а также с его помощью можно провести диагностическое обследование,

элементы развивающих и коррекционных занятий.

Неотъемлемой

частью

коррекционного

воздействия

специалистов

на

психо-

эмоциональное состояние ребёнка являются занятия в комнате сенсорной интеграции.

Так, систематические занятия и упражнения с применением гамаков, центрифуг, качелей,

сенсорных коконов, тонеллей, эластичных чулков для тела оказывают положительное

воздействие на установление контакта ребёнка со взрослым, снимают напряжение и

тревогу у детей, позволяют детям более уверенно и комфорно чувствовать себя в

незнакомой среде, а самое главное – через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм

познания мира. Наибольшую эффективность перечисленные средства оказывают на детей

с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Особенно эффективно занятия по сенсорной

интеграции

зарекомендовали себя в работе детьми, имеющими

расстройство

аутистического спектра. Дети, страдающие аутизмом, часто бывают

слишком или

недостаточно чувствительными, а также не умеют интегрировать свои чувства. Терапия

сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребёнка и оказании

ему помощи в реорганизации чувственной информации.

Таким образом, следует отметить, что грамотно подобранная

предметно-

развивающая среда является доминирующем фактором

успешной коррекционно-

развивающей работы и залогом положительной динамики в актуальном развитии детей с

ОВЗ различных категорий.



В раздел образования