Авторы: Выханская Ирина Владимировна, Куприенко Надежда Александровна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Родничок" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном учреждении: особенности создания предметно-развивающей среды"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном
учреждении: особенности создания предметно-развивающей среды»
(из опыта работы)
учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» Выханская И.В.
педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» Куприенко Н.А.
Что такое детский сад? Многие, наверное, скажут, что детский сад – это образовательное
учреждение для детей дошкольного возраста, в котором дети пребывают, пока родители
находятся на работе. Детский сад – это не просто присмотр, а ещё и очень интересный мир,
созданный для маленьких человечков-наших детей.
Детский сад – это дом радости, здоровья, творчества, любви; это пространство
возможностей для каждого ребёнка! Именно детский сад и педагоги стремятся к тому, чтоб
каждый воспитанник смог открыть для себя этот многогранный мир, создать ту территорию
счастья, психологического благополучия для всех детей, в том числе и для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов.
Получение
дошкольного
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является
одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества.
Категория детей с ограниченными результатами здоровья в дошкольном образовательном
учреждении крайне неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с
разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой развития, дети,
сложную структуру дефекта и дети с множественными
нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми
является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в
дошкольной организации
предусматривает создание для них специальной коррекционно-
развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми
возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов,
воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Специальные
условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ включают в себя реабилитационных услуги
приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства,
обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми
возможностями
здоровья
актуальной
является
проблема
разработки
и
использования
инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей.
Учитывая данный фактор, специалисты коррекционного профиля (педагог-психолог,
учитель-логопед, учитель-дефектолог) в своей профессиональной деятельности с данными
категориями
воспитанников
помимо
традиционных
методов,
активно
внедряют
инновационные методики, новаторские идеи, которые оказывают положительный эффект на
динамику развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
К одной из инновационных технологий работы педагога-психолога с детьми
можно отнести комплект психолога: «Pertra». Данный комплект разработан известным
педагогом-практиком Марианной Фростиг и позволяет в увлекательной игровой форме
развивать все психические процессы. Кроме того, эта методика хорошо зарекомендовала
себя в специальной развивающей и коррекционной работе с детьми с нарушениями
развития, обучения, детьми ОВЗ.
По компактности, многофункциональности, удобству хранения и эффективности
использования на сегодняшний день комплект «Pertra» аналогов не имеет.
Данный комплект предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями-
манипулятивами
под
руководством
педагога-психолога,
воспитателя,
учителя-
дефектолога, учителя-логопеда.
Название комплекта происходит от совмещения начальных букв слов – perception
(восприятие) – PER и – training (упражнение) – TRA.Дословно означает – тренировка
восприятия.
Основная идея концепции Марианны Фростиг – движение и восприятие являются
основными механизмами в развитии ребенка.
Комплект «Pertra» состоит из: наборов игровых средств 1-7(в чемоданах); досок-
основ; мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами.
Все детали комплекта выполнены из экологически чистых материалов и окрашены
гипоаллергенными красителями.
Система коррекционно- развивающих занятий с использованием игрового комплекта
«Пертра» построена на основе своеобразия возрастных и индивидуальных особенностей
детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью развития познавательных
процессов и предпосылок учебной деятельности. Занятия проводятся в индивидуальной и
подгрупповой форме.
Учитель-дефектолог активно внедряет в коррекционный процесс нейропсихологические
методики,
направленные
на
развитие
мозжечковой
стимуляции,
среди
которых
эффективно зарекомендовала себя балансировочная доска Ф.Бильгоу. Систематические
упражнения да доске позволяют значительно улучшить умственные и коммуникационные
способности ребенка, укрепить здоровье, развить память и логическое мышление, речь.
Данный метод наиболее продуктивен при работе с детьми, страдающими синдромом
гиперактивности, аутизмом, нарушениями моторики и координации движений, а также
имеющими проблемы с обучением, коммуникацией и выражениями эмоции.
С каждым годом в образовательный процесс дошкольной организации внедряется
все больше компютерных технологий. Особое место занимают специализированные
программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные
технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы учителя-
логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. В работе учителя-логопеда по данному
направлению эффективно зарекомендовали себя Бос-логопедический и Логомер.
Бос-логопедический применяется при заикании, алалии, афазии, дисграфии и
дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и
параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой
речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения. Данная
технология используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется
для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших
психических функций.
Програмно-дидактический комплекс для учителя-логопеда и учителя-дефектолога
«Логомер-Мерсибо» являетяс дополнительным инструментом в коррекционной работе с
детьми с ОВЗ, а также с его помощью можно провести диагностическое обследование,
элементы развивающих и коррекционных занятий.
Неотъемлемой
частью
коррекционного
воздействия
специалистов
на
психо-
эмоциональное состояние ребёнка являются занятия в комнате сенсорной интеграции.
Так, систематические занятия и упражнения с применением гамаков, центрифуг, качелей,
сенсорных коконов, тонеллей, эластичных чулков для тела оказывают положительное
воздействие на установление контакта ребёнка со взрослым, снимают напряжение и
тревогу у детей, позволяют детям более уверенно и комфорно чувствовать себя в
незнакомой среде, а самое главное – через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм
познания мира. Наибольшую эффективность перечисленные средства оказывают на детей
с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Особенно эффективно занятия по сенсорной
интеграции
зарекомендовали себя в работе детьми, имеющими
расстройство
аутистического спектра. Дети, страдающие аутизмом, часто бывают
слишком или
недостаточно чувствительными, а также не умеют интегрировать свои чувства. Терапия
сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребёнка и оказании
ему помощи в реорганизации чувственной информации.
Таким образом, следует отметить, что грамотно подобранная
предметно-
развивающая среда является доминирующем фактором
успешной коррекционно-
развивающей работы и залогом положительной динамики в актуальном развитии детей с
ОВЗ различных категорий.