Автор: Шахова Ольга Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Вышний Волочек
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений "Сказочное путешествие" Старшая группа
Раздел: дошкольное образование
Шахова Ольга Альбертовна
воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад № 29»
г.Вышний Волочек
Конспект познавательного занятия по формированию элементарных
математических представлений
«Сказочное путешествие»
Старшая группа
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Учить детей измерять длину предметов с помощью линейки.
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Закреплять представления об отношениях между числами.
Закреплять умение сравнивать два рядом стоящих числа, больше, меньше на один.
Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умения различать
геометрические фигуры (по цвету, форме).
Развивающие задачи:
Расширять представления о числе на основе измерения
Расширять временные представления о последовательности суток.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; понимать смысл
пространственных отношений.
Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику,
зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Демонстрационный материал: мультимедиа - поезд, числовая лесенка, линейка
(измерение по линейке); портреты героев сказки, карточка с геометрическими
фигурами, аудиозапись: музыка для физминутки.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с разным
количеством предметов, геометрическое лото, карточки с геометрическими фигурами
для измерения, линейки
Предварительная работа:
Чтение сказок; на занятиях математики упражняли в счетных навыках, знакомили с
образованием чисел в пределах 10, с цифрами от 0 до10, их последовательностью; с
временными представлениями; расширяли представления о форме и геометрических
фигурах и т.д; играли в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Считай, не
ошибись», «Найди столько же», «Наоборот», геометрическое лото и др.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какую сказку мы с вами
показывали вчера малышам?
(«Теремок»). Хотите отправиться в путешествие, к героям сказки и познакомиться с
ними поближе?
-Какое время суток сейчас? (утро)
-А потом? (день)
-Когда мы спим? (ночью)
-А перед сном? (вечер)
-Кто может назвать сутки по порядку? (утро, день, вечер, ночь)
-Как вы думаете, когда мы отправимся в путешествие?...
Решено, отправляемся… сейчас.
-А вот на чём мы отправимся в путешествие – вы попробуйте отгадать:
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке. (Поезд
)
(на экране)
-Нам
необходимо приобрести билеты. Для этого нам нужно взять карточку,
сосчитать предметы и найти нужную цифру.
-Расскажите, какая цифра и почему?
(У меня цифра 6, потому что 6 утят; у меня цифра 5, потому что 5 машин;…)
-Нам нужно в поезд подняться по лестнице. Кто хочет сосчитать ступени? (лестница
на экране) Прямой счет от одного до 10.
-Занимайте места согласно купленным билетам (садятся).
А контролер (воспитатель) проверит ваши билеты (карточки собрать).
Звучит музыка
-Мы приехали и нам надо спуститься по лестнице (на экране лестница)
Посчитаем ступени от 10 до 1 в обратную сторону. Кто сосчитает? (ребенок).
А теперь все вместе спускаемся (все вместе считают).
-Вот мы и приехали.
-Посмотрите, кто нас встречает? (звери) Сколько всего зверей?
-Каким по счету стоит заяц? А медведь? лиса? (медведь стоит шестым…)
-На каком месте мышка?...(мышка на четвертом месте)
-Кто стоит на девятом, шестом месте?...( на девятом месте…. лиса)
-Как вы помните, медведь сломал теремок и теперь им нужны доски, чтобы
построить новый теремок. Принесли доски, но не знают, как измерить их длину. А
вы знаете, чем можно измерить длину предметов? (шагами, условной меркой,
линейкой, рулеткой, метром)
-Хотите, я вас научу измерять длину предметов линейкой? (дети садятся).
-Посмотрите на линейку внимательно (показ на экране). Вся линейка расчерчена на
короткие и длинные линии. Расстояние между длинными линиями –один сантиметр и
обозначается цифрами: 0, 1, 2.. Линейку к дощечке прикладываем так, чтобы ноль
совпал с началом доски, а кончается доска на цифре …10. Значит длина доски 10 см.
Ставим цифру ….10.
Звери приготовили доски. Им нужна доска длиной 8см. А какая из них 8 см., желтая
или зеленая, не знают. Хотите им помочь измерить и найти дощечку 8 см. (предлагаю
детям сесть за столы)?
Возьмите линейку. Пальчиком покажите цифры 0, 1,2,… 10 сантиметров. Теперь
возьмите карточку, будем измерять желтую дощечку. Линейку прикладываем так,
чтобы ….ноль совпал с началом дощечки, а кончается дощечка на цифре…. Значит
дощечка …7 см. Ставим цифру- 7.
А вторую доску вы измерьте самостоятельно и поставьте цифру.
Желтая доска сколько сантиметров? А зеленая? Что можно сказать про их длину?
А какой длины доска нужна? (8 см.) Значит какие доски нужны для теремка?
(зеленые, длинные, длиной 8 см.)
Отдадим доски зверям, они все видели и теперь знают, что у них будут зеленый
теремок.
Физ. минутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево. Вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели- встали, сели - встали
И на месте побежали.
-Ребята, звери сомневаются, что мы знаем цифры. А мы ведь их знаем. Покажем как
мы выкладываем цифры по порядку от 1 до 9. Игра « Кто быстрее?» Но начнем
играть
по
сигналу
(дети
выполняют
задание,
проверяют
правильность
его
выполнения друг у друга).
-Вопросы вам задает хитрая лиса, а вы попытайтесь ответить на них, показывая
нужную цифру.
-соседи числа 6,
-число больше 2 на один,
-Кто хочет задать другу вопрос?
-очень тонкая как спица?..... 1,
-цифра похожа на кочергу…..7,
-эта цифра состоит из двух кружков….8,
-цифра – акробатка…..9,
-цифра – замочек…..6
Игра «Убираем цифры по заданию»
- На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?) (убирают цифру 2)
-Семь пушистеньких котят,
Что дают им, всё едят,
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (восемь)
- Сколько глаз у светофора? (убирают цифру 3)
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько пальцев на правой руке?
- Все верно, выполнили. Молодцы, на все вопросы лисички ответили правильно.
-Ребята, наше путешествие заканчивается. Нам нужно вернуться обратно в детский
сад. Предлагаю вам сделать пульт управления, который позволит нам доехать
быстрее. Мы его подарим зверятам. Он им точно пригодится для следующего
путешествия. Согласны? Тогда возьмите пульт (лист бумаги) и геометрические
фигуры. Положите:
желтый треугольник кладем в верхний правый угол,
прямоугольник в левый нижний угол,
красный квадрат в правый нижний угол,
красный треугольник в левый верхний угол,
посередине зеленый круг
Теперь проверяем. (образец)
Включаем пульт, нажимаем на красный треугольник . (экран- поезд) Занимаем места
Попрощаемся (звучит музыка).
Вот мы и в детском саду.
-Ребята, расскажите, где мы побывали? Вам понравилось путешествие ?
Мы познакомились с героями сказки поближе и узнали, что их...? (10)
Звери теперь знают, что мы умеем делать?…( считать, знаем прямой и обратный счет,
знаем цифры, геометрические фигуры, умеем задавать вопросы..)
Что нового узнали? Сегодня мы учились измерять длину с помощью линейки.
А что было трудно? Что не получилось?
Вывод: Вы молодцы, много знаете, сообразительные, самостоятельные, стараетесь,
желаете всё знать и у нас всё получается.