Напоминание

Конспект познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений "Сказочное путешествие" Старшая группа


Автор: Шахова Ольга Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Вышний Волочек
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений "Сказочное путешествие" Старшая группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шахова Ольга Альбертовна

воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад № 29»

г.Вышний Волочек

Конспект познавательного занятия по формированию элементарных

математических представлений

«Сказочное путешествие»

Старшая группа

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить детей измерять длину предметов с помощью линейки.

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Закреплять представления об отношениях между числами.

Закреплять умение сравнивать два рядом стоящих числа, больше, меньше на один.

Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умения различать

геометрические фигуры (по цвету, форме).

Развивающие задачи:

Расширять представления о числе на основе измерения

Расширять временные представления о последовательности суток.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; понимать смысл

пространственных отношений.

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику,

зрительное восприятие и память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её

самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: мультимедиа - поезд, числовая лесенка, линейка

(измерение по линейке); портреты героев сказки, карточка с геометрическими

фигурами, аудиозапись: музыка для физминутки.

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с разным

количеством предметов, геометрическое лото, карточки с геометрическими фигурами

для измерения, линейки

Предварительная работа:

Чтение сказок; на занятиях математики упражняли в счетных навыках, знакомили с

образованием чисел в пределах 10, с цифрами от 0 до10, их последовательностью; с

временными представлениями; расширяли представления о форме и геометрических

фигурах и т.д; играли в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Считай, не

ошибись», «Найди столько же», «Наоборот», геометрическое лото и др.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы с вами

показывали вчера малышам?

(«Теремок»). Хотите отправиться в путешествие, к героям сказки и познакомиться с

ними поближе?

-Какое время суток сейчас? (утро)

-А потом? (день)

-Когда мы спим? (ночью)

-А перед сном? (вечер)

-Кто может назвать сутки по порядку? (утро, день, вечер, ночь)

-Как вы думаете, когда мы отправимся в путешествие?...

Решено, отправляемся… сейчас.

-А вот на чём мы отправимся в путешествие – вы попробуйте отгадать:

По стальным дорожкам

Мчит Сороконожка.

Тук-тук-перестук.

Круглый щёлкает каблук.

С развесёлой песенкой

По железной лесенке. (Поезд

)

(на экране)

-Нам

необходимо приобрести билеты. Для этого нам нужно взять карточку,

сосчитать предметы и найти нужную цифру.

-Расскажите, какая цифра и почему?

(У меня цифра 6, потому что 6 утят; у меня цифра 5, потому что 5 машин;…)

-Нам нужно в поезд подняться по лестнице. Кто хочет сосчитать ступени? (лестница

на экране) Прямой счет от одного до 10.

-Занимайте места согласно купленным билетам (садятся).

А контролер (воспитатель) проверит ваши билеты (карточки собрать).

Звучит музыка

-Мы приехали и нам надо спуститься по лестнице (на экране лестница)

Посчитаем ступени от 10 до 1 в обратную сторону. Кто сосчитает? (ребенок).

А теперь все вместе спускаемся (все вместе считают).

-Вот мы и приехали.

-Посмотрите, кто нас встречает? (звери) Сколько всего зверей?

-Каким по счету стоит заяц? А медведь? лиса? (медведь стоит шестым…)

-На каком месте мышка?...(мышка на четвертом месте)

-Кто стоит на девятом, шестом месте?...( на девятом месте…. лиса)

-Как вы помните, медведь сломал теремок и теперь им нужны доски, чтобы

построить новый теремок. Принесли доски, но не знают, как измерить их длину. А

вы знаете, чем можно измерить длину предметов? (шагами, условной меркой,

линейкой, рулеткой, метром)

-Хотите, я вас научу измерять длину предметов линейкой? (дети садятся).

-Посмотрите на линейку внимательно (показ на экране). Вся линейка расчерчена на

короткие и длинные линии. Расстояние между длинными линиями –один сантиметр и

обозначается цифрами: 0, 1, 2.. Линейку к дощечке прикладываем так, чтобы ноль

совпал с началом доски, а кончается доска на цифре …10. Значит длина доски 10 см.

Ставим цифру ….10.

Звери приготовили доски. Им нужна доска длиной 8см. А какая из них 8 см., желтая

или зеленая, не знают. Хотите им помочь измерить и найти дощечку 8 см. (предлагаю

детям сесть за столы)?

Возьмите линейку. Пальчиком покажите цифры 0, 1,2,… 10 сантиметров. Теперь

возьмите карточку, будем измерять желтую дощечку. Линейку прикладываем так,

чтобы ….ноль совпал с началом дощечки, а кончается дощечка на цифре…. Значит

дощечка …7 см. Ставим цифру- 7.

А вторую доску вы измерьте самостоятельно и поставьте цифру.

Желтая доска сколько сантиметров? А зеленая? Что можно сказать про их длину?

А какой длины доска нужна? (8 см.) Значит какие доски нужны для теремка?

(зеленые, длинные, длиной 8 см.)

Отдадим доски зверям, они все видели и теперь знают, что у них будут зеленый

теремок.

Физ. минутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево. Вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели - встали

И на месте побежали.

-Ребята, звери сомневаются, что мы знаем цифры. А мы ведь их знаем. Покажем как

мы выкладываем цифры по порядку от 1 до 9. Игра « Кто быстрее?» Но начнем

играть

по

сигналу

(дети

выполняют

задание,

проверяют

правильность

его

выполнения друг у друга).

-Вопросы вам задает хитрая лиса, а вы попытайтесь ответить на них, показывая

нужную цифру.

-соседи числа 6,

-число больше 2 на один,

-Кто хочет задать другу вопрос?

-очень тонкая как спица?..... 1,

-цифра похожа на кочергу…..7,

-эта цифра состоит из двух кружков….8,

-цифра – акробатка…..9,

-цифра – замочек…..6

Игра «Убираем цифры по заданию»

- На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?) (убирают цифру 2)

-Семь пушистеньких котят,

Что дают им, всё едят,

А один сметаны просит.

Сколько же котяток? (восемь)

- Сколько глаз у светофора? (убирают цифру 3)

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у четырех котов?

- Сколько пальцев на правой руке?

- Все верно, выполнили. Молодцы, на все вопросы лисички ответили правильно.

-Ребята, наше путешествие заканчивается. Нам нужно вернуться обратно в детский

сад. Предлагаю вам сделать пульт управления, который позволит нам доехать

быстрее. Мы его подарим зверятам. Он им точно пригодится для следующего

путешествия. Согласны? Тогда возьмите пульт (лист бумаги) и геометрические

фигуры. Положите:

желтый треугольник кладем в верхний правый угол,

прямоугольник в левый нижний угол,

красный квадрат в правый нижний угол,

красный треугольник в левый верхний угол,

посередине зеленый круг

Теперь проверяем. (образец)

Включаем пульт, нажимаем на красный треугольник . (экран- поезд) Занимаем места

Попрощаемся (звучит музыка).

Вот мы и в детском саду.

-Ребята, расскажите, где мы побывали? Вам понравилось путешествие ?

Мы познакомились с героями сказки поближе и узнали, что их...? (10)

Звери теперь знают, что мы умеем делать?…( считать, знаем прямой и обратный счет,

знаем цифры, геометрические фигуры, умеем задавать вопросы..)

Что нового узнали? Сегодня мы учились измерять длину с помощью линейки.

А что было трудно? Что не получилось?

Вывод: Вы молодцы, много знаете, сообразительные, самостоятельные, стараетесь,

желаете всё знать и у нас всё получается.



В раздел образования