Автор: Валентина Евгеньевна Шагина
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №364 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры
Раздел: дошкольное образование
Развитие музыкальных способностей детей
дошкольного возраста посредством
музыкально-дидактической игры
Музыкальный руководитель:
Шагина Валентина Евгеньевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................................................................
1. Теоретические основы использования музыкально-дидактических
игр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного
возраста в пространстве детского сада....................................................................
1.1. Особенности развития музыкальных способностей у дошкольников
1.2. Понятие и виды музыкально-дидактических игр.................................
Глава 2. Организация работы по развитию музыкальных способностей
дошкольников посредством музыкально-дидактических игр..............................
2.1. Методики диагностики развития музыкальных способностей детей.
Заключение......................................................................................................
Список использованной литературы.............................................................
Введение
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико.
Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на
всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно эстетическим
переживаниям, к активному мышлению.
Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребенка к
миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры
нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных
способностей одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Актуальность темы моей работы заключается в том, что восприятие музыки
сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого
мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет.
Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки
как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах
музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные
произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют
музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребенка
комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную
активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей
детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных
педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова
И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость
формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей
без исключения. Проблема развития детей средствами музыкально-
дидактических игр рассматривается в работах Н.А. Ветлугиной, Л. Н.
Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г.
Кононовой, Э. П. Костиной.
Систематизация полученных знаний позволяет взглянуть на изучаемую
проблему по-новому. Музыкально-дидактические игры являются одним из
наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям,
особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового
опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи
развивающего обучения. А создание проблемных ситуаций в ходе
проведения музыкально-дидактических игр позволяет детям самостоятельно
получать знания. Следует отметить полифункциональный характер
музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой
метод обучения, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную
игровую деятельность, как средство музыкального общения и развитие
ребенка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1.
Особенности
развития
музыкальных
способностей
у
дошкольников
Изучение проблемы раннего выявления способностей личности,
создания условий для их полного раскрытия и проявления обусловлено
процессами социальных преобразований и признается на сегодняшний день
одной из приоритетных задач образовательной политики государства. Говоря
о разностороннем формировании личности ребенка, в качестве важного его
условия признается единство эмоциональной и интеллектуальной сфер
психики.
Музыкальное воспитание является уникальным средством формирования
данного единства, поскольку оказывает огромное влияние не только на
эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка.
Основные подходы, направленные на развитие музыкальных способностей
детей, раскрываются в работах Б.М. Теплова (1985 г.), Н.А. Ветлугиной, К.В.
Тарасовой (1988 г.), Е.В. Назайкинского, JI.B. Школяр (2003 г.), в
исследованиях Ш.А. Амонашвили, JI.A. Баренбойма, О.Т. Леонтьевой, В.Г.
Ражникова, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, В.А. Жилина, Т.А. Жилинской,
Т.Э. Тютюнниковой.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, предъявляет ряд
требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на
реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального
воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе
музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные
свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей
среды, воспитания и обучения.
Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого
существенно зависит практика музыкального воспитания, является
определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность,
музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания
этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических
воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.
Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности
музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога
И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы
человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут
формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда
лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов
отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что
врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е.
задатки, которые лежат в основе развития способностей.
Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические
особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения
какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию
навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их
приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного
осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие
«музыкальность». Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс
способностей, требующихся для занятий именно музыкальной
деятельностью в отличие от всякой другой, но, в то же время связанных с
любым видом музыкальной деятельности.
Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых на
основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для
успешного ее осуществления, выделяют три основные музыкальные
способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
1) Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые
функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную
выразительность звуко-высотного движения. Эту способность можно назвать
иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального
слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением
музыкальной высоты. Ладовое чувство непосредственно проявляется в
восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности
интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной
отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его
является любовь и интерес к слушанию музыки.
2) Музыкально-слуховые представления. Эту способность можно иначе
назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.
Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в
первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе
гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то,
что обычно называют «внутренним слухом». Она образует основное ядро
музыкальной памяти и музыкального воображения.
3) Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно)
переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность
музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте
музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки
совершенно непосредственно сопровождается теми или другими
двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм
музыки. Оно лежит в основе всех трех проявлений музыкальности, которые
связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального
движения. Наряду с ладовым чувством, оно образует основу эмоциональной
отзывчивости на музыку.
Этот комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной
деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной
деятельности и образует основное ядро музыкальности.
Музыкальные спoсoбнoсти детей развиваются в oрганизoванных фoрмах
oбразoвательнoй деятельнoсти при прослушивании музыки, пении,
испoлнении танца, песни, сoчинении и пoдбoре мелoдии при игре на
музыкальных инструментах. Исследователями отмечено что музыкальные
спoсoбнoсти успешно развиваются у детей дошкольного возраста с пoмoщью
музыкальнo-дидактических игр и пoсoбий.
Таким образом, развитие музыкальных способностей – одна из главных задач
музыкального воспитания детей.
1.2
Понятие и виды музыкально-дидактических игр
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на
формирование всех основных процессов: от самых элементарных, до самых
сложных».
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит
музыкально-дидактическим играм.
Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является
развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о
средствах музыкальной выразительности.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на
ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные
способности, углублять представления детей осредствах музыкальной
выразительности.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они
предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной
деятельности.
Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено
четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та
или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность
варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности.
Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений
позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее
более успешно.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических
игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры,
которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей.
Она разделяет их на 4 вида:
•
Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух
дошкольников. Это такие игры как «Качели», «Курицы», «Весёлые
гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
•
Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например:
«Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
•
Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты»,
«Угадай, на чём играю» и т.д.
•
Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый
внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на
настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на
различии игровых действий детей.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей
является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать
музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в
развитии каждой из трех основных музыкальных способностей:ладового
чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых
мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных
частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания
мелодии. Здесь могут применяться все виды игр(настольные, подвижные и
хороводные).Это настольные игры на узнавание произведения.
Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры
(сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения
(действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей
произведения.
Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности.
Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность
воспроизведения мелодии голосом.
Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к
деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.
Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание
различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и
практических действий).
Игры для развития музыкально-слуховых представлений связаны с
различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в
формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют
моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на
восприятие мелодии, для развития этой способности используются
музыкально-дидактические игры, моделирующие отношения звуков по
высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение
мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы
(наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с
другом.
Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков
способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом.
Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с
показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.
Осознание направления движения мелодии предполагает связь
интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в
опоре на восприятие мелодии.
Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений
требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или
на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается.
Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются
настольные и хороводные игры.
Игры для развития чувства ритма основаны на способности
активно(двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить(хлопками,
на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с
помощью движений.
Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу
эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера
музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные,
хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.
Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают
творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ
персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая
характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального
произведения.
Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства,
музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть
постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и
средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
2. Методика и проведение музыкально-дидактических игр
Организация музыкально-дидактических игр педагогом
осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению
игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению музыкально-дидактической игры входят:
•
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
•
углубление и обобщение знаний;
•
активизация психических процессов (память, внимание, мышление,
речь) и др.;
•
установление соответствия отобранной игры программным
требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
•
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,
индивидуально);
•
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной
игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
•
подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить
весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
•
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о
предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения
игровой задачи.
•
разучивание музыкального материала.
Проведение музыкально-дидактических игр включает:
•
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая
беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
•
объяснение хода и правил игры;
•
показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей
правильно выполнять действие;
•
определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра; непосредственное участие педагога в игре
определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью
дидактических задач, игровых правил.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой
сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса
развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все
время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это
движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Тоесть
музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка,
иначе она не достигает своей цели.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и
обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также
интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведенной игры.
Анализ направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие
приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не
сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и
сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того,
анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и
характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с
ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с
поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым
материалом в последующей работе.
Принципы работы:
•
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и
возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования
первичной диагностики музыкальных способностей дошкольников.
•
Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога
на оказание помощи ребенку, испытывающему те ли иные затруднения в
процессе музыкальной деятельности. Основной задачей для педагога
становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными,
доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным
критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность
дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной
напряженности и некомфортности.
•
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества,
означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального
руководителя и воспитателя в ходе всего процесса музыкального воспитания
и развития воспитанников ДОУ, а так же в процессе организации
самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
•
Принцип систематичности, последовательности в организации
детской музыкальной деятельности, предполагающий систематическую
работу по развитию музыкальных способностей дошкольников посредством
музыкально-дидактических игр, постепенное усложнение задач развития
музыкального содержания и приемов работы с детьми.
Глава 2. Организация работы по развитию музыкальных способностей
дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
2.1. Методики диагностики развития музыкальных способностей детей
Цель опыта: создание условий для развития музыкальных
способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-
дидактических игр.
•
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
•
Изучить психологическую, педагогическую и методическую
литературу по заявленной теме.
•
Выявить уровни развития музыкальных способностей у дошкольников
на первоначальном этапе работы.
•
Использовать в практической деятельности различные виды
музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных
способностей у детей.
•
Активизировать деятельность педагогов в вопросах развития
музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
•
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития
музыкальности дошкольников.
•
Определить результативность влияния музыкально-дидактических игр
на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Технология опыта
Работа проходила в три этапа:
•
Констатирующий этап.
•
Формирующий этап.
•
Контрольный этап.
Цель констатирующего этапа: определение уровней сформированности
музыкальных способностей дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
•
выявить уровень развития ладового чувства.
•
выявить уровень музыкально-слуховых представлений.
•
выявить уровень чувства ритма.
На констатирующем этапе проведено исследование уровня музыкальных
способностей детей с помощью методики К.В. Тарасовой.
На основе анализа полученных результатов сделан вывод об уровне
музыкальных способностей. Данные уровня музыкальных способностей
детей представлены в гистограмме (рис. 1).
На основе анализа полученных результатов нами сделан вывод о том, что у
воспитанников недостаточно развиты музыкальные способности, что
объясняется отсутствием системы работы в данном направлении.
Формирующий этап работы предполагал использование музыкально-
дидактических игр в разнообразных формах работы с дошкольниками,
активизации работы с педагогами ДОУ, родителями воспитанников в
вопросах развития музыкальных способностей.
Цель формирующего этапа: систематизация работы по развитию
музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи.
•
Оформить предметную развивающую среду.
•
Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально-
дидактических игр.
•
Активизировать деятельность педагогов по развитию музыкальных
способностей детей.
•
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития
музыкальности дошкольников.
Методы и приемы:
•
Словесный метод
•
заучивание попевок, песен;
•
отгадывание загадок;
•
объяснение;
•
указания;
•
беседа;
•
рассказ;
•
пояснения;
•
разъяснения;
•
художественное слово;
•
вопросы к детям.
Наглядный метод
Наглядно-слуховой:
•
Исполнение музыкальных произведений педагогом;
•
Использование ТСО (демонстрация видео, аудио записей,
демонстрация слайдов)
Наглядно-зрительный:
•
показ иллюстраций;
•
использование музыкально-дидактических пособий.
•
Практический метод:
•
показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-
ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах;
•
освоение определенных навыков и умений детьми.
•
Игровой метод:
•
сюрпризный момент;
•
применение сказочного сюжета (знакомого, незнакомого детям;
сочиненного самостоятельно);
•
использование кукол разных видов театра (куклы-марионетки; куклы с
«живой» рукой; настольный, пальчиковый, теневой, варежковый,
перчаточный, кукольный театры);
•
сюжетные игрушки.
Основные направления работы:
•
Совершенствование музыкальных способностей детей.
Работа с воспитанниками организуется через следующие формы работы:
•
НОД (музыкальные занятия);
•
самостоятельная музыкальная деятельность детей;
•
музыка в повседневной жизни и на праздниках.
НОД - основная форма организации, в которой решаются задачи
формирования музыкальных способностей детей. Все виды НОД
(индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические,
комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости
от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.
Содержание и структура НОД должна быть вариативна и интересна, с
использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать
музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной
грамоты. Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии
дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх
дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих
навыков и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки.
Игры, которые проводятся в НОД, выступают как отдельный вид
музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными,
вокальными произведениями разного характера, что способствует развитию
ладового чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное
произведение, мог сопоставить музыкальные образы, применяем
музыкально-дидактических игры, которые дают возможность детям
несколько раз прослушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
Такие игры, как «Три танца», « Песня. Танец. Марш», «Три марша»
способствуют расширению представлений у детей о жанрах музыки.
Помогают в развитии умения узнавать знакомые произведения следующие
музыкально-дидактические игры: «Наши песни», « Волшебный телевизор»,
« Назови композитора», «Волшебный волчок» и др. Для того, чтобы
совершенствовать навык различения характера музыки у воспитанников
используются игры «Солнышко и тучка», « Три цветка», « Зайцы», « Что
делают дети?» и др. С помощью таких игр, как «Море», «Нарисуй песню»,
«Цвет – настроение», « Какую линию выбрать?» дети могут выразить
характер музыки не только через цвет, но и даже посредством графических
линий.
Большое внимание в своей работе уделяем развитию у детей музыкально –
слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением
звуковысотного движения. Способствуют совершенствованию умения
различать направление мелодии следующие игры: «Лесенка», «Ступеньки»,
«Ученый кузнечик», « Матрешка шагает» и т. д. Помогают детям научиться
различать высоту двух и более звуков игры « Сколько нас поет?» «Три
поросенка», « Музыкальное лото», «Птица и птенчики», «Курица и
цыплята», « Курицы» и др. А с играми «Кого встретил колобок?», « Кто
поет?», «Три медведя» у детей быстрее развивается понятие о регистрах.
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного
слуха помогают в развитии и певческих навыков, помогают научить детей
петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для
чистого интонирования очень часто нами используются игры, основанные на
певческом материале Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь» («Качели»,
«Часы», «Труба», «Бубенчики», и т.д.).
В музыкально-дидактических играх используются игрушки, театральные
куклы, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания
движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок.
Разучивание танцев проходит более успешно, если обучение музыкально-
ритмическим движениям и танцевальным элементам осуществляется в
сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих
заданий. Процесс развития чувства ритма и умения точно его
воспроизводить предполагает использование музыкально-дидактических
игр, связанных с отображением ритмического рисунка мелодии в
хлопках, на музыкальных инструментах, с помощью наглядных средств,
например таких , как «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок»,
«Сложи песенку», «Волшебные дудочки», «Зимняя роща», «Прогулка», «Кто
как идет» и т.д. Для совершенствования способности активно переживать
музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и
навыка передачи смены характера музыки с помощью движений используем
следующие игры: «Труба и барабан», «Жмурка с мишкой», «Кот и мыши»,
«Солнышко и дождик» , «К нам гости пришли», «Веселый поезд» ,
«Карусель»и др.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в
вопросах развития музыкальных способностей.
Большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту
музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный
результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет
преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями
комплексного процесса музыкального развития детей.
Формы работы с педагогами:
•
педагогические советы;
•
семинары-практикумы;
•
консультации;
•
проведение открытых мероприятий;
•
мастер-классы.
Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей.
Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть,
достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников,
поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны
подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в
необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома.
Формы работы с родителями разнообразны.
Формы работы с родителями:
•
проведение открытых мероприятий;
•
беседы;
•
лекции, доклады на родительских собраниях;
•
консультации;
•
оформление буклетов, стендов;
•
мастер-классы.
Организация предметной развивающей среды.
Не последнюю роль играет оснащение данного вида музыкальной
деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным
сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными
инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.
Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
•
Игры для развития ладового чувства, способствующие узнаванию
знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в
отдельных частях произведения, различению жанра
•
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений,
связанные с различением и воспроизведением звуковысотного движения
•
Игры для развития чувства ритма, основанные на способности
активно(двигательно) переживать музыку, отображать соотношения звуков
по длительности с помощью наглядных средств
Цель контрольного этапа работы является выявление эффективности
системы работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного
возраста, проводимых с детьми, педагогами и родителями.
Задачи:
•
Провести повторное исследование уровней развития ладового чувства.
•
Провести повторное исследование уровней развития музыкально-
слуховых представлений.
•
Провести повторное исследование уровней развития чувства ритма.
Контрольная диагностика выявила значительное улучшение по всем
показателям. Данные приведены в гистограмме (рис. 2).
Заключение
В результате работы по данному направлению видна динамика развития
музыкальных способностей детей.
Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее
движения, исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое
исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от направления
движения мелодии. Благодаря систематическому использованию игровых
заданий на развитие чувства ритма, дети научились воспринимать на слух
ритмические рисунки и отображать в виде хлопков, притопов и различных
движений.У воспитанников сформирован навык выкладывания ритмических
линий попевок, и определение ритма знакомых попевок по схемам. Игровые
приемы обучения способствуют повышению интереса детей к восприятию
музыкальных произведений в ходе НОД, совместной и самостоятельной
деятельности, организованной воспитателями и в повседневной жизни семьи.
Таким образом, мероприятия, проводимые в ходе формирующего этапа
работы с пособствовали развитию музыкальных способностей детей.
Список используемой литературы
1.Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников / Г.И.
Анисимова – Ярославль: Академия развития, 2005.
2.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.:
Просвещение, 1989. - 75с.
3.Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных
руководителей детских садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.:
Просвещение, 1986. - 486с.
4.Кононова,Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст]:
из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.:
Просвещение, 1982. - 308с.
5.Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие
для практических работников дошкольных образовательных учреждений /
Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000. - 227с.
6.Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. -
М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА» », ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005.
- 277с.
7.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учебник
для студентов высших и средних педагогических заведений / О.П. Радынова,
А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 209с.
8.Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного
возраста [Текст]: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. - М.:
Айрис-Пресс, 2004. - 64с.: ил.
9.Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания [Текст] / К.В.
Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. - 2001. - №11. - С.63-69.
10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность[Текст] / Б.М. Теплов //
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.:
Просвещение, 1981. -304с.
11. Питенко С.В., Долгополова Т.Н. Развитие музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
дидактических игр и пособий // В сборнике: Педагогика и современное
образование: традиции, опыт и инновации // сборник статей Международной
научно-практической конференции. 2018. С. 201-204.