Напоминание

Краткосрочный проект по развитию диалогической речи "В игры мы играем-речь развиваем"


Автор: Бушкова Любовь Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ Шуйский детский дом
Населённый пункт: город Шуя Ивановской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Краткосрочный проект по развитию диалогической речи "В игры мы играем-речь развиваем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию

дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»

Проект разработала

учитель-логопед Бушкова Л.Н.

Тип проекта: информационно-творческий

Классификация: краткосрочный 09.01.2019 – 23.01.2019

Участники проекта: логопед, дети старшего возраста.

Актуальность

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности

дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область

«Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития

ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности

является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику

взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – это именно

взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно

для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных

навыков. Общение можно определить, как передачу информации и обмен ею. В настоящее

время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет,

что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое

занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше

общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое

общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их

ощущений.

Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития

дошкольников.

Диалогическая

речь

представляет

собой

яркое

проявление

коммуникативной функции языка. У дошкольников с речевыми нарушениями имеются

большие трудности в общении.

Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаётся одной из

актуальных, так как это, во-первых, развитие коммуникативной функции речи, что само

по себе является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых, диалог

можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения

языком.

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по развитию

диалогической речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых

навыков по ведению диалога.

Цель проекта

:

развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР в процессе логопедической работы.

Задачи проекта:

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.

Создать педагогические условия для реализации проекта.

Разработать технологию логопедической работы по развитию диалогической речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в условиях ДОУ.

Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по

развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Анализ результативности, перспективность проекта.

Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:

Образовательные:

1. Развивать связную диалогическую речь.

2. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка; звуковую и просодическую

сторону речи.

3. Обогащать словарный запас в различных видах работ (драматизация речевого

материала, лексические упражнения, сравнение, описание предметов, действий, состояний

человека, дидактические и сюжетно-ролевые игры).

4. Учить детей отвечать на вопросы кратко и полными предложениями.

5. Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в

жизненных ситуациях.

6. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих

впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к

совместной деятельности

7. Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и

взрослыми.

Развивающие:

1. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

2. Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваясь связных высказываний.

3. Развивать просодическую сторону речи.

4. Развивать логическое мышление, любознательность, воображение.

5. Развивать у детей познавательные, речевые, творческие способности, учитывая

индивидуальные и возрастные особенности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок,

пословиц, чистоговорок, считалок.

Предполагаемый результат.

1.Активизация интереса детей к образовательной деятельности.

2.Повышение уровня личной самооценки детей за достигнутый результат;

3.Совершенствование диалогической и монологической речи, лексико-грамматических

средств языка.

4. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и

выразительности

5. Повысить речевую активность детей в разных видах деятельности.

Поэтапное развитие проекта «В игры мы играем – речь развиваем»

Этапы

Содержание

1

Выбор темы

проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка

2

Подготовительный

Подбор методической литературы и дидактического

материала.

Подбор игр на развитие диалогической речи, игр на

развитие коммуникативных навыков.

Календарное планирование.

3

Основной

Проведение игр, направленных на развитие

диалогической речи.

Проведение НОД (фронтальная, индивидуальная).

Консультация для воспитателей

«

Разнообразие видов деятельности детей по

формирование диалогической речи

».

4

Заключительный

Презентация по итогам проекта.

Анализ, подведение итогов.

Методические приёмы обучения детей диалогической речи

1.

Беседа-организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный

одному какому-либо вопросу.

2.

Сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую

среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по

ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

3.

Дидактические игры, или игры с правилами, словесные игры, если при их

организации внимание обращается не только на усвоение познавательного

содержания, но и на формы взаимодействия друг с другом.

4.

Игры-драматизации используются при рассказывании сказки, при сочинении по

картине, при рассказывании потешки и при рисовании.

5.

Подвижные игры, которые строятся по готовому сюжету и включают в себя

разнообразные диалоги персонажей.

6.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения

детей со сверстниками.

7.

Театрализованные игры. Опыт участия в организованных театрализованных играх

дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по

мотивам сказок, используя куклы, костюмы.

Системная паутинка проекта

Сроки

Содержание работы

2 неделя января

1. НОД развитие речи.

2. Беседа «Зимние забавы детей».

3. Речевая игра «Закрытая картинка».

4. Игровая речедвигательная деятельность.

5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

6. Речевая игра «Я начну, а вы продолжайте».

3 неделя января

1. Беседа «Зимующие птицы».

2.

Дидактическая игра «Лото», «Разрезная картинка».

3. Игра-драматизация «Делаем кормушку».

4. Речевая игра «Отгадай птицу».

5. Речедвигательная деятельность «Где обедал воробей?»

4 неделя января

1. Беседа «Дикие животные зимой».

2. Театрализованная игра «Три медведя».

3. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Домино».

4. Речевая игра «Сказочный зверь», «Картинная галерея».

5. Игра-имитация действий животных.

6. Разучивание потешки «Заяц белый, куда бегал?»



В раздел образования