Автор: Бушкова Любовь Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ Шуйский детский дом
Населённый пункт: город Шуя Ивановской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Краткосрочный проект по развитию диалогической речи "В игры мы играем-речь развиваем"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию
дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»
Проект разработала
учитель-логопед Бушкова Л.Н.
Тип проекта: информационно-творческий
Классификация: краткосрочный 09.01.2019 – 23.01.2019
Участники проекта: логопед, дети старшего возраста.
Актуальность
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности
дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область
«Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития
ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности
является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику
взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – это именно
взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно
для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных
навыков. Общение можно определить, как передачу информации и обмен ею. В настоящее
время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет,
что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое
занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше
общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое
общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их
ощущений.
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития
дошкольников.
Диалогическая
речь
представляет
собой
яркое
проявление
коммуникативной функции языка. У дошкольников с речевыми нарушениями имеются
большие трудности в общении.
Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаётся одной из
актуальных, так как это, во-первых, развитие коммуникативной функции речи, что само
по себе является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых, диалог
можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения
языком.
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по развитию
диалогической речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых
навыков по ведению диалога.
Цель проекта
:
развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР в процессе логопедической работы.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
Создать педагогические условия для реализации проекта.
Разработать технологию логопедической работы по развитию диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в условиях ДОУ.
Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по
развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ результативности, перспективность проекта.
Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:
Образовательные:
1. Развивать связную диалогическую речь.
2. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка; звуковую и просодическую
сторону речи.
3. Обогащать словарный запас в различных видах работ (драматизация речевого
материала, лексические упражнения, сравнение, описание предметов, действий, состояний
человека, дидактические и сюжетно-ролевые игры).
4. Учить детей отвечать на вопросы кратко и полными предложениями.
5. Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в
жизненных ситуациях.
6. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих
впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к
совместной деятельности
7. Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и
взрослыми.
Развивающие:
1. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
2. Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваясь связных высказываний.
3. Развивать просодическую сторону речи.
4. Развивать логическое мышление, любознательность, воображение.
5. Развивать у детей познавательные, речевые, творческие способности, учитывая
индивидуальные и возрастные особенности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок,
пословиц, чистоговорок, считалок.
Предполагаемый результат.
1.Активизация интереса детей к образовательной деятельности.
2.Повышение уровня личной самооценки детей за достигнутый результат;
3.Совершенствование диалогической и монологической речи, лексико-грамматических
средств языка.
4. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и
выразительности
5. Повысить речевую активность детей в разных видах деятельности.
Поэтапное развитие проекта «В игры мы играем – речь развиваем»
№
Этапы
Содержание
1
Выбор темы
проекта
Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка
2
Подготовительный
Подбор методической литературы и дидактического
материала.
Подбор игр на развитие диалогической речи, игр на
развитие коммуникативных навыков.
Календарное планирование.
3
Основной
Проведение игр, направленных на развитие
диалогической речи.
Проведение НОД (фронтальная, индивидуальная).
Консультация для воспитателей
«
Разнообразие видов деятельности детей по
формирование диалогической речи
».
4
Заключительный
Презентация по итогам проекта.
Анализ, подведение итогов.
Методические приёмы обучения детей диалогической речи
1.
Беседа-организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный
одному какому-либо вопросу.
2.
Сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую
среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по
ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
3.
Дидактические игры, или игры с правилами, словесные игры, если при их
организации внимание обращается не только на усвоение познавательного
содержания, но и на формы взаимодействия друг с другом.
4.
Игры-драматизации используются при рассказывании сказки, при сочинении по
картине, при рассказывании потешки и при рисовании.
5.
Подвижные игры, которые строятся по готовому сюжету и включают в себя
разнообразные диалоги персонажей.
6.
Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения
детей со сверстниками.
7.
Театрализованные игры. Опыт участия в организованных театрализованных играх
дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по
мотивам сказок, используя куклы, костюмы.
Системная паутинка проекта
Сроки
Содержание работы
2 неделя января
1. НОД развитие речи.
2. Беседа «Зимние забавы детей».
3. Речевая игра «Закрытая картинка».
4. Игровая речедвигательная деятельность.
5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
6. Речевая игра «Я начну, а вы продолжайте».
3 неделя января
1. Беседа «Зимующие птицы».
2.
Дидактическая игра «Лото», «Разрезная картинка».
3. Игра-драматизация «Делаем кормушку».
4. Речевая игра «Отгадай птицу».
5. Речедвигательная деятельность «Где обедал воробей?»
4 неделя января
1. Беседа «Дикие животные зимой».
2. Театрализованная игра «Три медведя».
3. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Домино».
4. Речевая игра «Сказочный зверь», «Картинная галерея».
5. Игра-имитация действий животных.
6. Разучивание потешки «Заяц белый, куда бегал?»