Автор: Кищенко Екатерина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №52 группа "Чудесники"
Населённый пункт: Ленинградская обл, г.Гатчина
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект по познавательному развитию детей в средней группе
Раздел: дошкольное образование
ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет дошкольного и начального школьного образования
Кафедра дошкольного образования
Конспект по познавательному развитию детей в (средней группе
общеразвивающей направленности) ДОУ
в контексте ФГОС ДО»
Выполнила:
воспитатель
Кищенко Екатерина Федоровна
Новый свет
2017 г.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении в средней
группе общеразвивающей направленности
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;
появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной
деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия;
развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи;
появлением познавательной мотивации. К этому возрасту ребенок:
правильно дифференцирует цвета и оттенки,
знает названия шести основных цветов,
различает и называет основные геометрические фигуры, включая
прямоугольник и овал,
различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед;
умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте;
узнает бытовые предметы на ощупь;
улучшается слуховое внимание и восприятие.
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком,
ротиком, ушками, ножками и ручками.
В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного
мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с
эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать
название). Занятия дополняются активными совместными играми, динамическими
паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться
предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические
фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется
конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Усложняются игры с мячом.
К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они
могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется
ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться
произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят
поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное
мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.
Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и
произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может
сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становиться предметом
активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание
общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив.
Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и
трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется
потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной
оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры
по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Предполагаемые результаты развития по областям на сентябрь месяц.
Образо
вательн
ая
область
Виды
деятельно
сти
Планируемые результаты
Познав
ательно
е
развити
е
ФЭМП
1.различает, из каких частей составлена группа
предметов, называет их характерные особенности
(цвет, размер, назначение)
2.сравнивает количество предметов в группах па
основе счета (до 3) путем штучного соотнесения
предметов, определяет, каких предметов больше,
меньше, равное количество 3.умеет
сравнивать два предмета по величине (больше -
меньше, выше - ниже...,на основе приложения или
наложения.
4.различает и называет круг, квадрат, треугольник,
знает их характерные отличия
5.определяет положение предметов в пространстве
по отношению к себе (вверху - внизу, впереди -
сзади), умеет двигаться в нужном направлении по
сигналу
2.Ознако
мление с
миром
природы
1.имеет представление о фруктах, овощах, грибах.
2. замечает и называет сезонные изменения в
природе 3.устанавливает простейшие связи между
явлениями живой и неживой природы(похолодало-
исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.)
3.Познава
тельно-
исследов
ательская
деятельно
сть
1.имеет представление о некоторых способах
исследования разных объектов
2.умеет выполнять ряд последовательных действий в
соответствии с предполагаемым алгоритмом
действий
4.Констр
уировани
е
1.знает, называет и правильно использует детали
строительного материала,
2.умеет
использовать
природный
материал
(сосновые шишки),с учетом его конструктивных
свойств
Образовательная область «Познавательное развитие»
1).ФЭМП№1 Знакомство детей с порядковым значением числа.2)ФЭМП№2.
Закрепление умения детей считать в пределах 3;.3).ФЭМП№3. Закрепление знаний
детей о времени суток4) ФЭМП№4 Совершенствование умения различать и называть
плоские геом. Фигуры.
5)ФЦКМ «Во саду ли, в огороде!»Систематизация знания детей о труде взрослых
осенью6) ФКЦМ «Осень в гости к нам пришла» Уточнение и расширение знаний
детей об осени.
ГЛАВА 2 УМК образовательной области «Познавательное развитие»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития
детей
Задачи:
сенсорное развитие;
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной)
деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Комплексная программа и её методическое обеспечение:Примерная основная
образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, -М,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ2015г
Дополнительная программа и её методическое обеспечение
Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб,
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002
Технологии и методические пособия:
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду.-М, Мозаика-Синтез, 2006
2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа-М., «Москва-
Синтез»,2014г.
3.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию для детей 4 - 5лет: наглядно-
дидактическое побие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
4.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным
миром. –М. Педагогическое сообщество России, 2007
5.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников.-М; СФЕРА, 2008
6.Помораева И.А., Позина В.А. . Формирование элементарных математических
представлений .Средняя группа.-М, Мозаика-Синтез 7.Теплюк С.Н.
Занятия на прогулке с малышами -М., Мозаика-Синтез, 2010
Конспект НОД по формированию элементарных математических
представлений.
Задачи:
1. Познакомить детей с порядковым значением числа, учить правильно,
отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?»;
2. Упражнять детей в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте
предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный,
длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий,
выше, ниже.
3. Познакомить детей с прямоугольником на основе сравнения его с
квадратом.
Дидактический наглядный материал: презентация к занятию, квадрат,
прямоугольник.
Раздаточный материал: плоскостные изображения бантиков такого же цвета,
как на слайдепрезентации (по 3 шт. на каждого ребенка): красный, синий,
зеленый.
Ход НОД:
Воспитатель представляет сказочного героя
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам сходить в гости к одному сказочному
герою. А чтобы угадать к кому мы пойдем, послушайте внимательно мою
загадку: Косолапый озорник .Конечно же, это Медвежонок Винни-ПУХ!.
ВИННИ-ПУХ:. Если вы выполните все мои задания, то узнаете, кто мой
лучший друг! За каждое правильно выполненное задание, вы будете
получать часть фотографии с изображением моего лучшего друга. Вы
сможете собрать целую фотографию, только если выполните все мои
задания!
1.Счёт игрушек (опросить 3-4 ребенка).
2. Счёт предметов по порядку.
3.Дид.игра «Бантики»
4.Физминутка «Медвежонок»
5.Сравнение квадрата и прямоугольника
В.-П.:А как вы думаете, какая фигура длиннее? Прямоугольник или квадрат?
Каким способом можно это проверить?
Давайте наложим квадрат на прямоугольник. Что вы можете сказать?
.6.Сравнение по величине: «. Посмотрите, здесь есть разные предметы,
разные по длине, ширине и высоте.(2 пирамидки, 2 лестницы, 2 ленты). Я
хочу, чтобы вы назвали мне пары предметов, сравнили их и обозначили
признаки предметов словами: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий,
низкий. Например, узкая лестница – широкая лестница.»
Дети выполняют задание.
В,П.: Какие же вы, ребята молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! И
за это вы получаете последнюю часть фотографии. Кто же это?
Правильно! Пятачок – мой самый лучший друг! Ребята, вам понравилось у
меня в гостях?
Конспект НОД по формированию элементарных математических
представлений.
Задачи:
1.Закрепить умение детей считать в пределах 3;
2.Формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп
предметов на основе счета;
3.Закрепить знания о геометрических фигурах(круг, треугольник,
прямоугольник, квадрат)
3.Закрепить умение различать левую и правую руку, определять
пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо,
вперед, назад.
Наглядный материал: игрушки (3 шт.), чашки кукольные (3 шт.), 3 стула,.
Раздаточный материал: фигуры ( квадрат,круг, треугольник, прямоугольник)
по количеству детей.
Ход НОД
1. Игровая ситуация «К нам пришли гости».
Воспитатель сообщает детям, что к ним пришли в гости игрушки (сажает 5
кукол). Выясняет у детей, что нужно сделать, чтобы узнать сколько пришло
гостей? Ответы детей: «Нужно посчитать».
Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет
у детей: «Сколько пришло гостей?»
Дети: «3».
Воспитатель предлагает угостить гостей чаем и поставить каждому чашку.
Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько
он поставил чашек (2).
Воспитатель уточняет: «3 куклы и 2чашки – сравните, что больше? (3 куклы
больше, чем 2чашки). Как сделать так, чтобы и кукол и чашек стало
поровну?»
Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или
убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним
из способов.
«По сколько стало кукол и чашек?» - выясняет воспитатель.
Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить
равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 3.
2 . Игровое упражнение «Найди свое место».
Воспитатель ставит 4 стула и на них кладётгеометрические фигуры (квадрат,
круг, треугольник, прямоугольник).
Перед игрой воспитатель показывает фигуры, предлагает назвать форму и
показать какие действия можно выполнять с ними.
Воспитатель вызывает 4 группы детей и раздает им фигуры и объясняет:
- Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только
бубен замолчит вам надо найти свое место.
Игра повторяется несколько раз.
3.Физкультминутка
4. Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»
Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разные места группы.
Затем воспитатель загадывает загадки: : «Медведь».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится медведь справа или
слева от вас?
Ответы детей.
Воспитатель: : «Божья коровка».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится божья коровка слева
или справа от вас?
Ответы детей.
Воспитатель: «Лейка».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится лейка впереди или
сзади от вас?
Ответы детей.
5.Воспитатель подводит итоги занятия.
Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Цель: уточнять и расширять знания детей об осени.
Задачи:
-продолжать формировать знания детей об изменениях в природе осенью;
-закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; расширять знания об
осеннем урожае овощей и фруктов;
-прививать любовь к родному краю;
Материал и оборудование: Костюм Осени, большая корзина с муляжами
осенних овощей и фруктов, две маленькие корзинки, муляжи грибов, лоточки
с пшеном, изготовленные кленовые листья, картинки с грибами, игрушка еж,
аудиозапись музыки Глазунова, песни «Золотая осень» в исполнении О. Ков
Предварительная работа: беседа с детьми об изменениях в природе осенью, о
грибах; рассматривание плаката «Грибы»; разучивание хороводной игры
«Что нам осень принесла»; разучивание танца с листочками; разучивание
стихотворения «Осень»; проведение дидактических игр «Назови овощ»,
«Назови фрукт», «Третий лишний».
. Ход НОД:
1.Воспитатель: – Ребята, вы заметили, когда шли в садик, какая сегодня
погода? (Ответы детей.)
Дети читают наизусть стихотворение «Осень» В. Авдиенко:
1.Входит Осень (под музыку «Preludepourpiano» Глазунова):
– Здравствуйте, ребята. Я услышала стихи и пришла. Смотрите, какая у меня
тяжелая корзина. В ней овощи и фрукты, которые люди собирают осенью:
яблоки, груши, виноград, картошка, морковь, свекла. Вставайте в хоровод.
Мы с вами поиграем.
2.Исполняют хоровод – игру «Что нам Осень принесла»
Воспитатель: – Ребята, вы чувствуете, что подул легкий ветерок? Покажите,
как качаются веточки деревьев. А вот ветер подул сильнее. Веточки
наклоняются ниже.
3.Осень: Ветер раскидал разноцветные листья. (Раскидывает листочки на
ковре). Давайте их соберем.
Дети собирают листья под музыку. У каждого ребенка по 2 листочка.
Исполняют танец с листьями под песню «Золотая осень» в исполнении О.
Ковальской.
4.Воспитатель: – Ребята, а вы хотите попасть в осенний лес? Осень, покажи,
пожалуйста, детям осенний лес.
Осень: – Хорошо, давайте отправимся в лес.
-Раз, два, три, покружись и в лесу окажись.
-Ребята, а вот ежик. Он хочет собрать грибы, но забыл, какие грибы можно
собирать, а какие нельзя. Он просит вас рассказать ему про съедобные и
несъедобные грибы.
Дети подходят к мольберту, показывают на картинках и называют съедобные
и несъедобные грибы. Садятся на «пенечки».
Воспитатель: – Ребята, помогите ежику собрать грибы.
Проводится игра «Кто больше наберет грибов» под музыку
« Prelude pour piano» Глазунова. (На полу раскладываются грибы: белые,
лисички, мухоморы.) Осень проверяет, какие грибы собрали дети.
Воспитатель: – Ребята, вы такие молодцы! Ежик говорит вам спасибо. Вы
рассказали ему про грибы и помогли их собрать.
5.Осень:- Ребята, мне пора идти. Надо помочь лесным животным
приготовиться к зиме. До свидания. (Уходит, забирает ежика и корзинку с
грибами)
Воспитатель: – А нам пора возвращаться из леса в садик.