Напоминание

Конспект по познавательному развитию детей в средней группе


Автор: Кищенко Екатерина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №52 группа "Чудесники"
Населённый пункт: Ленинградская обл, г.Гатчина
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект по познавательному развитию детей в средней группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет дошкольного и начального школьного образования

Кафедра дошкольного образования

Конспект по познавательному развитию детей в (средней группе

общеразвивающей направленности) ДОУ

в контексте ФГОС ДО»

Выполнила:

воспитатель

Кищенко Екатерина Федоровна

Новый свет

2017 г.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении в средней

группе общеразвивающей направленности

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;

появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной

деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия;

развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи;

появлением познавательной мотивации. К этому возрасту ребенок:

правильно дифференцирует цвета и оттенки,

знает названия шести основных цветов,

различает и называет основные геометрические фигуры, включая

прямоугольник и овал,

различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед;

умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте;

узнает бытовые предметы на ощупь;

улучшается слуховое внимание и восприятие.

Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком,

ротиком, ушками, ножками и ручками.

В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного

мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с

эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать

название). Занятия дополняются активными совместными играми, динамическими

паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться

предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона

изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические

фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется

конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения

мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они

могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется

ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться

произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят

поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное

мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.

Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и

произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может

сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становиться предметом

активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание

общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив.

Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и

трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется

потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной

оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая

выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры

по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Предполагаемые результаты развития по областям на сентябрь месяц.

Образо

вательн

ая

область

Виды

деятельно

сти

Планируемые результаты

Познав

ательно

е

развити

е

ФЭМП

1.различает, из каких частей составлена группа

предметов, называет их характерные особенности

(цвет, размер, назначение)

2.сравнивает количество предметов в группах па

основе счета (до 3) путем штучного соотнесения

предметов, определяет, каких предметов больше,

меньше, равное количество 3.умеет

сравнивать два предмета по величине (больше -

меньше, выше - ниже...,на основе приложения или

наложения.

4.различает и называет круг, квадрат, треугольник,

знает их характерные отличия

5.определяет положение предметов в пространстве

по отношению к себе (вверху - внизу, впереди -

сзади), умеет двигаться в нужном направлении по

сигналу

2.Ознако

мление с

миром

природы

1.имеет представление о фруктах, овощах, грибах.

2. замечает и называет сезонные изменения в

природе 3.устанавливает простейшие связи между

явлениями живой и неживой природы(похолодало-

исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.)

3.Познава

тельно-

исследов

ательская

деятельно

сть

1.имеет представление о некоторых способах

исследования разных объектов

2.умеет выполнять ряд последовательных действий в

соответствии с предполагаемым алгоритмом

действий

4.Констр

уировани

е

1.знает, называет и правильно использует детали

строительного материала,

2.умеет

использовать

природный

материал

(сосновые шишки),с учетом его конструктивных

свойств

Образовательная область «Познавательное развитие»

1).ФЭМП№1 Знакомство детей с порядковым значением числа.2)ФЭМП№2.

Закрепление умения детей считать в пределах 3;.3).ФЭМП№3. Закрепление знаний

детей о времени суток4) ФЭМП№4 Совершенствование умения различать и называть

плоские геом. Фигуры.

5)ФЦКМ «Во саду ли, в огороде!»Систематизация знания детей о труде взрослых

осенью6) ФКЦМ «Осень в гости к нам пришла» Уточнение и расширение знаний

детей об осени.

ГЛАВА 2 УМК образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития

детей

Задачи:

сенсорное развитие;

развитие

познавательно-исследовательской

и

продуктивной

(конструктивной)

деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Комплексная программа и её методическое обеспечение:Примерная основная

образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО

ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, -М,

МОЗАИКА-СИНТЕЗ2015г

Дополнительная программа и её методическое обеспечение

Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб,

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002

Технологии и методические пособия:

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических

представлений в детском саду.-М, Мозаика-Синтез, 2006

2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа-М., «Москва-

Синтез»,2014г.

3.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию для детей 4 - 5лет: наглядно-

дидактическое побие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

4.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным

миром. –М. Педагогическое сообщество России, 2007

5.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников.-М; СФЕРА, 2008

6.Помораева И.А., Позина В.А. . Формирование элементарных математических

представлений .Средняя группа.-М, Мозаика-Синтез 7.Теплюк С.Н.

Занятия на прогулке с малышами -М., Мозаика-Синтез, 2010

Конспект НОД по формированию элементарных математических

представлений.

Задачи:

1. Познакомить детей с порядковым значением числа, учить правильно,

отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?»;

2. Упражнять детей в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте

предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный,

длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий,

выше, ниже.

3. Познакомить детей с прямоугольником на основе сравнения его с

квадратом.

Дидактический наглядный материал: презентация к занятию, квадрат,

прямоугольник.

Раздаточный материал: плоскостные изображения бантиков такого же цвета,

как на слайдепрезентации (по 3 шт. на каждого ребенка): красный, синий,

зеленый.

Ход НОД:

Воспитатель представляет сказочного героя

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам сходить в гости к одному сказочному

герою. А чтобы угадать к кому мы пойдем, послушайте внимательно мою

загадку: Косолапый озорник .Конечно же, это Медвежонок Винни-ПУХ!.

ВИННИ-ПУХ:. Если вы выполните все мои задания, то узнаете, кто мой

лучший друг! За каждое правильно выполненное задание, вы будете

получать часть фотографии с изображением моего лучшего друга. Вы

сможете собрать целую фотографию, только если выполните все мои

задания!

1.Счёт игрушек (опросить 3-4 ребенка).

2. Счёт предметов по порядку.

3.Дид.игра «Бантики»

4.Физминутка «Медвежонок»

5.Сравнение квадрата и прямоугольника

В.-П.:А как вы думаете, какая фигура длиннее? Прямоугольник или квадрат?

Каким способом можно это проверить?

Давайте наложим квадрат на прямоугольник. Что вы можете сказать?

.6.Сравнение по величине: «. Посмотрите, здесь есть разные предметы,

разные по длине, ширине и высоте.(2 пирамидки, 2 лестницы, 2 ленты). Я

хочу, чтобы вы назвали мне пары предметов, сравнили их и обозначили

признаки предметов словами: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий,

низкий. Например, узкая лестница – широкая лестница.»

Дети выполняют задание.

В,П.: Какие же вы, ребята молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! И

за это вы получаете последнюю часть фотографии. Кто же это?

Правильно! Пятачок – мой самый лучший друг! Ребята, вам понравилось у

меня в гостях?

Конспект НОД по формированию элементарных математических

представлений.

Задачи:

1.Закрепить умение детей считать в пределах 3;

2.Формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп

предметов на основе счета;

3.Закрепить знания о геометрических фигурах(круг, треугольник,

прямоугольник, квадрат)

3.Закрепить умение различать левую и правую руку, определять

пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо,

вперед, назад.

Наглядный материал: игрушки (3 шт.), чашки кукольные (3 шт.), 3 стула,.

Раздаточный материал: фигуры ( квадрат,круг, треугольник, прямоугольник)

по количеству детей.

Ход НОД

1. Игровая ситуация «К нам пришли гости».

Воспитатель сообщает детям, что к ним пришли в гости игрушки (сажает 5

кукол). Выясняет у детей, что нужно сделать, чтобы узнать сколько пришло

гостей? Ответы детей: «Нужно посчитать».

Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет

у детей: «Сколько пришло гостей?»

Дети: «3».

Воспитатель предлагает угостить гостей чаем и поставить каждому чашку.

Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько

он поставил чашек (2).

Воспитатель уточняет: «3 куклы и 2чашки – сравните, что больше? (3 куклы

больше, чем 2чашки). Как сделать так, чтобы и кукол и чашек стало

поровну?»

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или

убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним

из способов.

«По сколько стало кукол и чашек?» - выясняет воспитатель.

Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить

равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 3.

2 . Игровое упражнение «Найди свое место».

Воспитатель ставит 4 стула и на них кладётгеометрические фигуры (квадрат,

круг, треугольник, прямоугольник).

Перед игрой воспитатель показывает фигуры, предлагает назвать форму и

показать какие действия можно выполнять с ними.

Воспитатель вызывает 4 группы детей и раздает им фигуры и объясняет:

- Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только

бубен замолчит вам надо найти свое место.

Игра повторяется несколько раз.

3.Физкультминутка

4. Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»

Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разные места группы.

Затем воспитатель загадывает загадки: : «Медведь».

Воспитатель:

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится медведь справа или

слева от вас?

Ответы детей.

Воспитатель: : «Божья коровка».

Воспитатель:

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится божья коровка слева

или справа от вас?

Ответы детей.

Воспитатель: «Лейка».

Воспитатель:

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится лейка впереди или

сзади от вас?

Ответы детей.

5.Воспитатель подводит итоги занятия.

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Цель: уточнять и расширять знания детей об осени.

Задачи:

-продолжать формировать знания детей об изменениях в природе осенью;

-закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; расширять знания об

осеннем урожае овощей и фруктов;

-прививать любовь к родному краю;

Материал и оборудование: Костюм Осени, большая корзина с муляжами

осенних овощей и фруктов, две маленькие корзинки, муляжи грибов, лоточки

с пшеном, изготовленные кленовые листья, картинки с грибами, игрушка еж,

аудиозапись музыки Глазунова, песни «Золотая осень» в исполнении О. Ков

Предварительная работа: беседа с детьми об изменениях в природе осенью, о

грибах; рассматривание плаката «Грибы»; разучивание хороводной игры

«Что нам осень принесла»; разучивание танца с листочками; разучивание

стихотворения «Осень»; проведение дидактических игр «Назови овощ»,

«Назови фрукт», «Третий лишний».

. Ход НОД:

1.Воспитатель: – Ребята, вы заметили, когда шли в садик, какая сегодня

погода? (Ответы детей.)

Дети читают наизусть стихотворение «Осень» В. Авдиенко:

1.Входит Осень (под музыку «Preludepourpiano» Глазунова):

– Здравствуйте, ребята. Я услышала стихи и пришла. Смотрите, какая у меня

тяжелая корзина. В ней овощи и фрукты, которые люди собирают осенью:

яблоки, груши, виноград, картошка, морковь, свекла. Вставайте в хоровод.

Мы с вами поиграем.

2.Исполняют хоровод – игру «Что нам Осень принесла»

Воспитатель: – Ребята, вы чувствуете, что подул легкий ветерок? Покажите,

как качаются веточки деревьев. А вот ветер подул сильнее. Веточки

наклоняются ниже.

3.Осень: Ветер раскидал разноцветные листья. (Раскидывает листочки на

ковре). Давайте их соберем.

Дети собирают листья под музыку. У каждого ребенка по 2 листочка.

Исполняют танец с листьями под песню «Золотая осень» в исполнении О.

Ковальской.

4.Воспитатель: – Ребята, а вы хотите попасть в осенний лес? Осень, покажи,

пожалуйста, детям осенний лес.

Осень: – Хорошо, давайте отправимся в лес.

-Раз, два, три, покружись и в лесу окажись.

-Ребята, а вот ежик. Он хочет собрать грибы, но забыл, какие грибы можно

собирать, а какие нельзя. Он просит вас рассказать ему про съедобные и

несъедобные грибы.

Дети подходят к мольберту, показывают на картинках и называют съедобные

и несъедобные грибы. Садятся на «пенечки».

Воспитатель: – Ребята, помогите ежику собрать грибы.

Проводится игра «Кто больше наберет грибов» под музыку

« Prelude pour piano» Глазунова. (На полу раскладываются грибы: белые,

лисички, мухоморы.) Осень проверяет, какие грибы собрали дети.

Воспитатель: – Ребята, вы такие молодцы! Ежик говорит вам спасибо. Вы

рассказали ему про грибы и помогли их собрать.

5.Осень:- Ребята, мне пора идти. Надо помочь лесным животным

приготовиться к зиме. До свидания. (Уходит, забирает ежика и корзинку с

грибами)

Воспитатель: – А нам пора возвращаться из леса в садик.



В раздел образования