Напоминание

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык и литературное чтение"


Автор: Васильева Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 75
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык и литературное чтение"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №75

города Уфа Республики Башкортостан
Рабочая программа I уровня на 2015-2016 учебный год Предмет родной (русский) язык и литературное чтение для 1 класса Уфа 2015 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО начальных классов Протокол №___________ «______»_____________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школа №75 ___________Гусев Е.Б. «_____»_____________2015 г. Приказ № ____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________Дусалимова З.Р. «_____»_____________2015 г. Составитель: учитель высшей категории МБОУ Школа № 75 г. Уфа Васильева Светлана Васильевна

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Русский язык» и «Литературное чтение» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, М.И. Кузнецова. М.: Вентана-Граф, 2008 ), примерной программой начального общего образования по русскому языку и литературному чтению, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы и учебным планом МБОУ СОШ № 75, в который включен региональный компонент в виде изучения родных языков. Данная программа разработана для обучающихся, выбравших для изучения родной язык – русский.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса Родной (русский) язык и литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Совместно они формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка, а также сохранению языковой культуры народа. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; - развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественно текста; формирований о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Курс «Родной (русский) язык и литературное чтение» влияет на решение следующих задач: 1.Освоение общекультурных навыков чтения и письма. Понимание текста, воспитание интереса к чтению и книге. 2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой своего народа в частности, и языка народов РФ в целом. 3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. 4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение»
«Родной (русский) язык и литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся учатся не только писать и читать на своем родном языке, но и знакомятся с художественными произведениями своего народа, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. «Родной (русский) язык и литературное чтение» как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока «Родной (русский) язык и литературное чтение», формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место учебного предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение» в учебном плане
Согласно базисному (общеобразовательному) плану общеобразовательных учреждений РБ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 371 час.
Результаты изучения предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение»
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий и интерпретации художественных произведений, умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Планируемые результаты обучения
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях. Также выпускники начальной школы получать возможность научиться самостоятельно писать небольшие сочинения, излагать свои мысли и впечатления на бумаге. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, устного и письменного речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно и письменно передавать содержание текста по плану; составлять и записывать небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: •осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; •читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; •различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; •читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; •использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; •ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и
устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде); •использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию; •использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); •ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; •передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного); •участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт. Выпускник получит возможность научиться: •воспринимать художественную литературу как вид искусства; •предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; •выделять не только главную, но и избыточную информацию; •осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; •определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; •отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; •оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; •высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; •делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования. Круг детского чтения Выпускник научится: •ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; •самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; •составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; •пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться: •ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; •определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; •писать отзыв о прочитанной книге; •работать с тематическим каталогом; •работать с детской периодикой. Литературоведческая пропедевтика Выпускник научится: •сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться: •сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); •создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). Творческая деятельность Выпускник научится: •читать по ролям литературное произведение; •создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; •реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи. Выпускник получит возможность научиться: •творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; •создавать иллюстрации по содержанию произведения; •работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; •создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя); *самостоятельно придумывать небольшие тексты описательного и повествовательного характера; сочинять сказки; пробовать свои силы в написании стихотворений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностными
результатами изучения родного (русского) языка и литературного чтения в начальной школе являются:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 11.Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными
результатами изучения родного (русского) языка и литературного чтения в начальной школе являются: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметными
результатами изучения родного (русского) языка и литературного чтения в начальной школе являются: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. 10. Овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Программа обеспечена следующим
учебно-методическим комплектом:
Программа 1 класса рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю).  Кузнецова М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2011.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011. Программа 2 класса рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю).  Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
 Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.- сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 к учебнику «Литературное чтение» с разделами «Дополнительное чтение» к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011. Программа 3 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).  Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.- сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 к учебнику «Литературное чтение» с разделами «Дополнительное чтение» к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011. Программа 4 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).  Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.- сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 к учебнику «Литературное чтение» с разделами «Дополнительное чтение» к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учениками 4 класса с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Виды контрольных работ, их проведение и оценивание
Контрольные работы разделены на три большие группы: 1. Текущие контрольные работы; 2. Итоговые контрольные работы; 3. Комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Цель проведения итоговых контрольных работ — проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (после каждой четверти), за исключением тех случаев, когда предусмотрена комплексная итоговая контрольная работа. Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи» - и проводятся в конце каждого полугодия 4 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы — оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий. Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» (текущие и итоговые) Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач. Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика. Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку. За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки: «5» — за безошибочное выполнение всех заданий; «4» — если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» — если ученик выполнил не менее 1/2 заданий; «2» — если ученик не справился с большинством заданий. Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ. Констатирующие контрольные работы Цель констатирующей контрольной работы — установить степень сформированной у учащихся мотивации к изучению русского языка. При проведении работ этого вида учитель получает возможность определить перспективы дальнейшей работы, скорректировать свои подходы к обучению каждого ученика, подобрать дополнительный материал, вернуться к изученной теме, привлекая те формы работ (парную, групповую, индивидуальную, фронтальную), которые будут наиболее оптимальными для каждого конкретного ученика.
Для проведения констатирующей контрольной работы отводится отдельный урок или часть урока. Возможность и целесообразность проведения работы определяет учитель. Контрольные работы этого вида предлагаются всему классу, но выполняются только по желанию ученика. Таким образом, младшие школьники могут попробовать свои силы в решении учебных задач более высокого уровня. Констатирующие контрольные работы оцениваются в терминах «выполнил / не выполнил». Отметки в журнал за выполнение констатирующих работ не выставляются, однако сами работы рекомендуется разместить в портфеле индивидуальных достижений учащегося (портфолио). Тестирование Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»). На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках-карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Отметки за выполнение теста: «5» — если ученик набрал 13-14 баллов; «4» — если ученик набрал 10-12 баллов; «3» — если ученик набрал 7-9 баллов; «2» — если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов. Контрольные работы к урокам блока «Правописание» Диктант Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах. После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант. Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка: Оценивание диктанта «5» — если в диктанте нет ошибок; «4» — если допущено не более двух ошибок; «3» — если допущено не более четырёх ошибок; «2» — если допущено пять и более ошибок. Ошибкой считается: 1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т. е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса; 3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и). Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка). Оценивание орфографического задания «5» — за полностью выполненное задание без ошибок; «4» — за полностью выполненное задание при одной ошибке; «3» — за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках; «2» — за невыполненное задание. За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой — за общее впечатление от работы. Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса. Оценивание списывания: «5» — за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; «4» — за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка; «3» — за работу, в которой две-три ошибки; «2» — за работу, в которой четыре ошибки и более. Словарный диктант В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников. Количество слов в словарном диктанте в 4 классе не превышает 15 слов. Оценивание словарного диктанта: «5» — за работу без ошибок; «4» — за работу, в которой одна ошибка; «3» — за работу, в которой две ошибки; «2» — за работу, в которой три-пять ошибок. Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»
Изложение Изложения в четвертом классе проводятся только в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение. Изложение оценивается одной отметкой — только за содержание. В изложении оцениваются: полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части); построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев); построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении). Оценивание изложения Отметка «5»: • правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; • нет фактических ошибок; • правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности). Отметка «4»: • содержание передано правильно и достаточно точно; • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста). Отметка «3»: • допущено существенное отклонение от авторского текста; • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; • есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста). Отметка «2»: • допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть); • много фактических неточностей; • нарушена последовательность изложения мыслей; • имеет место употребление слов в несвойственном им значении; • допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста. Самостоятельная работа В четвертом классе дети выполняют творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.
Комплексная итоговая работа В комплексных итоговых работах используются три типа заданий: 1. Задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными; 2. Задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов; 3. Задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст. На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям. За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы. Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий: «5» — если ученик набрал 15-16 баллов; «4» — если ученик набрал 12-14 баллов; «3» — если ученик набрал 8-11 баллов; «2» — если ученик набрал менее 8 баллов. Итоговые контрольные работы в 4 классе В четвертом классе проводятся четыре итоговые работы: контрольная работа к блоку «Правописание»; тестовая контрольная работа (по выбору учителя), изложение (по выбору учащихся) и итоговая проверочная работа, оценивающая уровень достижения планируемых результатов по русскому языку выпускников начальной школы. В ходе проверки тестовых контрольных работ учитель подсчитывает количество баллов за выполнение учащимися заданий базового уровня и за выполнение заданий повышенного уровня, и на основании этой информации определяет: 1) справился ли учащийся с работой на базовом уровне (не менее 60% заданий базового уровня); 2) справился ли учащийся с заданиями повышенного уровня (не менее 50 % заданий повышенного уровня). За тестовую работу выставляется две отметки: первая - за базовую часть работы, вторая - за вторую часть работы, включающую задания повышенного уровня, при этом выставляются только отметки 4 и 5 или только 5. За выполнение учащимися итоговых диктантов выставляются словесные оценки «не справился», «справился на базовом уровне» (допустил не более шести ошибок с учетом повторяющейся ошибки на одно и то же правило), «справился на повышенном уровне» (допустил не более двух ошибок, включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило). Качество почерка ученика и аккуратность оформления не влияют на оценку. Исправления ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы. При проверке изложения в 4 классе оценивается только «речевая» составляющая задания: орфографические и пунктуационные ошибки, даже на изученные правила, не учитываются и не влияют на оценку. Задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу». Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной): «5» — ученик набрал 9-10 баллов; «4» — ученик набрал 7-8 баллов;
«3» — ученик набрал 5-6 баллов; «2» — ученик набрал менее 5 баллов. Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки. Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов: «5» — если все задания выполнены, верно; «4» — если выполнено не менее 1/4 всех заданий; «3» — если выполнено не менее 1/2 всех заданий; «2» — если выполнено менее 1/2 всех заданий. Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов: Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках. Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия. Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений. 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Кол-во слов - 5-10 10-12 12-15 Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки: «5» — если в работе нет ошибок; «4» — если в работе одна ошибка; «3» — если в работе две ошибки; «2» — если в работе более двух ошибок. Оценка навыков чтения и понимания прочитанного. Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеют свои особенности. Если в 1 классе чтение является предметом обучения, то во 2-4 классах оно постепенно становится средством обучения и формируется как общеучебное умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за овладением навыком чтения. Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контроля. В 1 классе проверяются овладение слого-аналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, темп чтения текста (в конце года темп чтения не менее 30 слов в минуту). Во 2 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту). В 3 классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворений (темп чтения не менее 60 слов вслух и не менее 80 слов молча). В 4 классе проверяются овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла,
умение правильно и выразительно пересказывать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть – стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений. О замере времени учащимся не сообщается. 2 кл 3 кл 4кл Отметка «5» ученик чит ает целыми с л о в а м и , отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает п о л н ы е о т в е т ы н а в о п р о с ы п о содержанию прочитанного текста ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов молча, с прав иль ной интонацией; у м е е т п од р о б н о и к р ат ко п е р е д а в а т ь с о д е р ж а н и е п р о ч и т а н н о г о и высказывать о нем с о б с тве н н о е обоснованное суждение ученик читает целыми словами, со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет ф о рм ул и р о ват ь гл а в н у ю м ы с л ь прочитанного, сопоставлять факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста. Отметка «4» ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную информацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 с л о в в м и н у т у, и н т о н а ц и о н н о правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не менее 70 слов в минуту ученик читает текст целыми словами, со скоростью не меньше 70 слов в минуту и больше 90 слов молча; при ф ормулиров ке о снов ной м ы с л и произведения прибегает к помощи учителя, может составить рассказ о герое; умеет высказать свое мнение Отметка «3» ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более 5 ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не менее 60 слов в минуту ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; о п р е д е л я е т о с н о в н у ю м ы с л ь произведения и с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочит анного; рассказ о г е р о е составляет по плану, предложенному учителем; понимает содерж ание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя). Отметка «2» ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3». «Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения. Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста). Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания. Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каж дым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов). Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений. Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст. Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали. Четвероклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В четвертом классе - 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы (из них 15 произведений - контрольное чтение наизусть). Навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
Контроль за уровнем обученности учащихся в 1 классе Контроль за уровнем обученности учащихся во 2 классе



Контроль за уровнем обученности учащихся в 3 классе Контроль за уровнем обученности учащихся в 4 классе

Описание материально- технического обеспечение учебного предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение».

Форма проверки

Кол-во

Проверочная работа

3

Диагностика техники чтения

3

Форма проверки

Кол-во

Проверочная работа

3

Наизусть

10

Диагностика техники чтения

5

Работа с детскими книгами

4

Форма проверки

Кол-во

Проверочная работа

3

Тест

5

Диагностика техники чтения

5

Наизусть

11

Форма проверки

Кол-во

Проверочная работа

3

Тест

5

Диагностика техники чтения

5

Наизусть

26 (20стих. +6

проза)


Наименование объектов и средств материально- технического

обеспечения

количеств

о

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов ( программа, учебники, рабочие тетради) Примерная программа начального общего образования по русскому языку
К



Д
Библиотечный фонд формируется с учётом типа школы с русским (родным ) языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных ) Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) Касса букв и сочетаний Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку ( в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный) Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях
Д



Ф

Д



Д



Ф\Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия
Д
При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер. Принтер,
Д

1-Д

Д

Д/П

Д
По возможности
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса
Д

русский язык
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К

1

2

2

3

Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам. Настольные развивающие игры.
П

Ф


В раздел образования