Напоминание

Использование проектной технологии


Автор: Сбусина Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Творческий проект по родному языку
Тема: Использование проектной технологии
Раздел: начальное образование





Назад




Творческий проект по родному языку «Осень – сказочная пора»

Руководитель проекта: учитель начальных классов

Сбусина Светлана Дмитриевна

Участники проекта: учащиеся 4 класса Б

Срок реализации: октябрь-ноябрь, 2021 г.

Вид проекта: творческий, внутришкольный, групповой, краткосрочный.

Продукт: сочинения учащихся

Этапы проекта

I.

Организационный этап

Знакомство

с

конкретной

деятельностью,

распределение

детей

на

инициативные группы.

II. Формулирование темы и целей деятельности

Тема проекта «Осень сказочная пора»

Проблема

Как отражена осень в творчестве русских поэтов, писателей,

художников, музыкантов?

Актуальность проблемы

Осень – сказочная пора. Тихие неторопливые рассветы, сереющая полоска

неба, шорох сухих разноцветных листьев, пахнущий прелью ветерок.

Золотятся верхушки деревьев, и только ели стоят в пышных

зеленых

платьях. Медленно кружась в вальсе, листья плавно опускаются на землю.

Слышна прощальная песня, спешащих в тёплые края, птиц.

Пройдёт

немного

времени.

Картина

изменится.

Лес

попрощается

с

солнышком. Завоют свежие ветры, остынет земля. Зачастят холодные

моросящие дожди пополам со снегом, ударят первые морозцы. Тишина.

Только нарядные стайки свиристелей появятся поздней осенью.

Какая она, осень?

Идея проекта – написать сочинения о разной осени, используя разные

средства выразительности.

Цель

проекта:

создать

условия

для

формирования

словесной

и

художественной культуры обучающихся, умения описывать разную осень по

характеру

и

красоте,

используя

выразительные

средства

языка

и

произведения русских поэтов, писателей, художников и композиторов.

Задачи проекта:

- актуализировать знания о жанрах искусства;

- проанализировать произведения русских поэтов, писателей, художников и

композиторов, описывающих осеннее время года;

- приобретение

опыта проектной деятельности (умения

обобщать и

систематизировать информацию, полученную на уроках литературного

чтения, окружающего мира, музыки, самостоятельно);

- развивать у детей коммуникативные способности;

- формировать умение работать самостоятельно и в группе (выслушивать

товарища, не перебивать; отстаивать своё мнение, доводить дело до конца);

- развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.

- развивать творческое воображение, внимание, мышление, память.

- воспитывать любовь к родной природе, бережное, ответственное отношение

к ней.

Ожидаемые результаты

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям и опыту

работы в совместной творческой, исследовательской и практической

деятельности;

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за

рамки учебников, воспитание заботливого, бережного отношения к

природе, формирование здорового образа жизни;

Обучение приёмам работы с разными источниками информации,

представления результата своей работы;

Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.

Развитие речи и обогащение словаря.

Развитие коммуникативных навыков.

III.

Подготовительный (вхождение в проект)

Содержание деятельности:

1.

Постановка цели и задач проекта.

2.

Составление плана реализации проекта.

IV.

Собственно проектная деятельность

(Сбор и обработка информации)

Содержание деятельности:

1.

Обсуждение плана работы над проектом.

2.

Подбор

литературы

(справочной,

энциклопедической,

художественной), репродукций картин, музыкальных произведений.

3.

Консультации учителя для обучающихся.

4.

Помощь родителей в реализации проекта.

5.

Образовательная деятельность учителя, беседы.

6.

Чтение научно-популярных статей,

художественных произведений

детских писателей о природе, заучивание стихов о красоте осени.

7.

Экскурсии в парк (октябрь-ноябрь).

8.

Работа с Интернет-ресурсами.

9.

Написание и презентация сочинений.

V. Практическое применение разработанного проекта

(Описание проекта)

Для реализации проекта класс разделился на четыре проектные группы.

Выступление проектных групп, индивидуальные выступления.

1-я группа

- Стихотворения (чтение наизусть), анализ рассказов про разную осень.

Н. Плавильщиков «Когда наступает осень», М. Гумилевская «Почему

осенью желтеют листья», И. Соколов-Микитов «В осеннем цветистом

лесу», Б. Тимофеев «Осеннее утро», Н. Сладков «Осенняя ёлочка», С.

Аксаков «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», И.

Бунин «Листопад», К. Бальмонт «Поспевает брусника».

- К истокам слова

Название месяцев, периодов осени (словарик).

- Пословицы, поговорки, приметы.

2-я группа

Осень в произведениях русских художников (анализ, сравнение).

а) И.И. Левитан «Осень», «В лесу осенью», «Осень. Октябрь», «Золотая

осень».

- И.И. Шишкин «Осень», «Осенний лес».

- В. Поленов «Осень в Абрамцево».

- Г.Г. Мясоедов «Осеннее утро».

- Л.В. Черная «Осень».

- Р.А. Смородинов «Осенний пейзаж».

б) Выставка рисунков учащихся.

3-я группа

Осень в произведениях русских композиторов (история появления

произведений, анализ)

- П.И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».

- Г.В. Свиридов «Осень».

- М.И. Глинка «Вальс».

Составление кроссворда.

4-я группа

Календарь природы (осенние православные праздники).

- Выполнение Икебано из природного материала.

Продукт: написание сочинения.

VI.

Самоанализ проектной деятельности

Анализ положительных и отрицательных сторон своей деятельности.

Основные виды деятельности в работе над проектом

Этапы, сроки

Деятельность

обучающихся

Деятельность

учителя

Деятельность

родителей

I этап:

Организационный

Знакомство

с

конкретной

деятельностью,

распределение детей

на

инициативные

группы.

Знакомит

родителей

и

учащихся

с

проектом.

Знакомятся

с

проектом

на

родительском

собрании

II этап:

Формулирование

темы

и

целей

деятельности

Изучают

соответствующие

темы

на

уроках

литературного

чтения,

окружающего мира

Определяет

цели и задачи

проекта.

Мотивирует

учащихся

и

родителей

на

участие

в

проектной

деятельности.

Определяют

цели

и

задачи

проекта,

обсуждают

этапы

его

реализации.

III этап:

Подготовительный

(вхождение

в

проект)

Формулируют

цели

и задачи проекта.

Составляют

план

реализации проекта.

Помогает

обучающимся

планировать

свою работу.

Знакомятся

с

планом

реализации

проекта

обучающихся.

IV этап:

Собственно

проектная

деятельность

1 группа:

Подготовка по теме

«Литература

об

осени».

Работа

с

энциклопедическим

и

материалами,

Создаёт

группы

учащихся

для

подготовки

и

работы

в

проекте.

Оказывают

помощь в отборе

материала

из

разных

источников,

помогают

художественными

книгами, журналами.

2 группа:

Подготовка по теме

«Осень

в

произведениях

русских

художников».

3 группа:

Подготовка по теме

«Осень

в

произведениях

русских

композиторов».

4 группа:

Подготовка по теме

«Календарь

природы»

сделать

презентации.

V этап:

Практическое

применение

разработанного

проекта

Выступления

групп

с

сообщениями

на

уроках и внеурочное

время.

Пишут сочинение.

Организует

выступление

детей

на

уроках

и

во

внеурочное

время.

Проверяет

и

анализирует

сочинения.

VI этап:

Самоанализ

проектной

деятельности

Анализируют

свою

деятельность.

Анализирует

свою работу.

Подводят итоги

работы

на

собрании.

VII этап:

Благодарят

Организует

Зачитывание

Подведение итогов

родителей

за

помощь.

выставку

сочинений

обучающихся.

лучших

сочинений.

VII этап: Подведение итогов

Продуктом

нашей

проектной

деятельности

стали

интересные

сочинения на тему «Осень – сказочная пора». В ходе реализации проекта мы

познакомились с новыми произведениями разных жанров искусства и их

авторами. Мы выучили стихи, составили толковый словарик старинных слов

на тему «Осень», подобрали пословицы, поговорки об осени и использовали

их в своих сочинениях, много узнали о народных осенних праздниках,

составили о них кроссворд, организовали осеннюю выставку из природного

материала. Спасибо всем за работу.



В раздел образования