Автор: Сбусина Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Творческий проект по родному языку
Тема: Использование проектной технологии
Раздел: начальное образование
Творческий проект по родному языку «Осень – сказочная пора»
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Сбусина Светлана Дмитриевна
Участники проекта: учащиеся 4 класса Б
Срок реализации: октябрь-ноябрь, 2021 г.
Вид проекта: творческий, внутришкольный, групповой, краткосрочный.
Продукт: сочинения учащихся
Этапы проекта
I.
Организационный этап
Знакомство
с
конкретной
деятельностью,
распределение
детей
на
инициативные группы.
II. Формулирование темы и целей деятельности
Тема проекта «Осень сказочная пора»
Проблема
Как отражена осень в творчестве русских поэтов, писателей,
художников, музыкантов?
Актуальность проблемы
Осень – сказочная пора. Тихие неторопливые рассветы, сереющая полоска
неба, шорох сухих разноцветных листьев, пахнущий прелью ветерок.
Золотятся верхушки деревьев, и только ели стоят в пышных
зеленых
платьях. Медленно кружась в вальсе, листья плавно опускаются на землю.
Слышна прощальная песня, спешащих в тёплые края, птиц.
Пройдёт
немного
времени.
Картина
изменится.
Лес
попрощается
с
солнышком. Завоют свежие ветры, остынет земля. Зачастят холодные
моросящие дожди пополам со снегом, ударят первые морозцы. Тишина.
Только нарядные стайки свиристелей появятся поздней осенью.
Какая она, осень?
Идея проекта – написать сочинения о разной осени, используя разные
средства выразительности.
Цель
проекта:
создать
условия
для
формирования
словесной
и
художественной культуры обучающихся, умения описывать разную осень по
характеру
и
красоте,
используя
выразительные
средства
языка
и
произведения русских поэтов, писателей, художников и композиторов.
Задачи проекта:
- актуализировать знания о жанрах искусства;
- проанализировать произведения русских поэтов, писателей, художников и
композиторов, описывающих осеннее время года;
- приобретение
опыта проектной деятельности (умения
обобщать и
систематизировать информацию, полученную на уроках литературного
чтения, окружающего мира, музыки, самостоятельно);
- развивать у детей коммуникативные способности;
- формировать умение работать самостоятельно и в группе (выслушивать
товарища, не перебивать; отстаивать своё мнение, доводить дело до конца);
- развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.
- развивать творческое воображение, внимание, мышление, память.
- воспитывать любовь к родной природе, бережное, ответственное отношение
к ней.
Ожидаемые результаты
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям и опыту
работы в совместной творческой, исследовательской и практической
деятельности;
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за
рамки учебников, воспитание заботливого, бережного отношения к
природе, формирование здорового образа жизни;
Обучение приёмам работы с разными источниками информации,
представления результата своей работы;
Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
Развитие речи и обогащение словаря.
Развитие коммуникативных навыков.
III.
Подготовительный (вхождение в проект)
Содержание деятельности:
1.
Постановка цели и задач проекта.
2.
Составление плана реализации проекта.
IV.
Собственно проектная деятельность
(Сбор и обработка информации)
Содержание деятельности:
1.
Обсуждение плана работы над проектом.
2.
Подбор
литературы
(справочной,
энциклопедической,
художественной), репродукций картин, музыкальных произведений.
3.
Консультации учителя для обучающихся.
4.
Помощь родителей в реализации проекта.
5.
Образовательная деятельность учителя, беседы.
6.
Чтение научно-популярных статей,
художественных произведений
детских писателей о природе, заучивание стихов о красоте осени.
7.
Экскурсии в парк (октябрь-ноябрь).
8.
Работа с Интернет-ресурсами.
9.
Написание и презентация сочинений.
V. Практическое применение разработанного проекта
(Описание проекта)
Для реализации проекта класс разделился на четыре проектные группы.
Выступление проектных групп, индивидуальные выступления.
1-я группа
- Стихотворения (чтение наизусть), анализ рассказов про разную осень.
Н. Плавильщиков «Когда наступает осень», М. Гумилевская «Почему
осенью желтеют листья», И. Соколов-Микитов «В осеннем цветистом
лесу», Б. Тимофеев «Осеннее утро», Н. Сладков «Осенняя ёлочка», С.
Аксаков «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», И.
Бунин «Листопад», К. Бальмонт «Поспевает брусника».
- К истокам слова
Название месяцев, периодов осени (словарик).
- Пословицы, поговорки, приметы.
2-я группа
Осень в произведениях русских художников (анализ, сравнение).
а) И.И. Левитан «Осень», «В лесу осенью», «Осень. Октябрь», «Золотая
осень».
- И.И. Шишкин «Осень», «Осенний лес».
- В. Поленов «Осень в Абрамцево».
- Г.Г. Мясоедов «Осеннее утро».
- Л.В. Черная «Осень».
- Р.А. Смородинов «Осенний пейзаж».
б) Выставка рисунков учащихся.
3-я группа
Осень в произведениях русских композиторов (история появления
произведений, анализ)
- П.И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».
- Г.В. Свиридов «Осень».
- М.И. Глинка «Вальс».
Составление кроссворда.
4-я группа
Календарь природы (осенние православные праздники).
- Выполнение Икебано из природного материала.
Продукт: написание сочинения.
VI.
Самоанализ проектной деятельности
Анализ положительных и отрицательных сторон своей деятельности.
Основные виды деятельности в работе над проектом
Этапы, сроки
Деятельность
обучающихся
Деятельность
учителя
Деятельность
родителей
I этап:
Организационный
Знакомство
с
конкретной
деятельностью,
распределение детей
на
инициативные
группы.
Знакомит
родителей
и
учащихся
с
проектом.
Знакомятся
с
проектом
на
родительском
собрании
II этап:
Формулирование
темы
и
целей
деятельности
Изучают
соответствующие
темы
на
уроках
литературного
чтения,
окружающего мира
Определяет
цели и задачи
проекта.
Мотивирует
учащихся
и
родителей
на
участие
в
проектной
деятельности.
Определяют
цели
и
задачи
проекта,
обсуждают
этапы
его
реализации.
III этап:
Подготовительный
(вхождение
в
проект)
Формулируют
цели
и задачи проекта.
Составляют
план
реализации проекта.
Помогает
обучающимся
планировать
свою работу.
Знакомятся
с
планом
реализации
проекта
обучающихся.
IV этап:
Собственно
проектная
деятельность
1 группа:
Подготовка по теме
«Литература
об
осени».
Работа
с
энциклопедическим
и
материалами,
Создаёт
группы
учащихся
для
подготовки
и
работы
в
проекте.
Оказывают
помощь в отборе
материала
из
разных
источников,
помогают
художественными
книгами, журналами.
2 группа:
Подготовка по теме
«Осень
в
произведениях
русских
художников».
3 группа:
Подготовка по теме
«Осень
в
произведениях
русских
композиторов».
4 группа:
Подготовка по теме
«Календарь
природы»
сделать
презентации.
V этап:
Практическое
применение
разработанного
проекта
Выступления
групп
с
сообщениями
на
уроках и внеурочное
время.
Пишут сочинение.
Организует
выступление
детей
на
уроках
и
во
внеурочное
время.
Проверяет
и
анализирует
сочинения.
VI этап:
Самоанализ
проектной
деятельности
Анализируют
свою
деятельность.
Анализирует
свою работу.
Подводят итоги
работы
на
собрании.
VII этап:
Благодарят
Организует
Зачитывание
Подведение итогов
родителей
за
помощь.
выставку
сочинений
обучающихся.
лучших
сочинений.
VII этап: Подведение итогов
Продуктом
нашей
проектной
деятельности
стали
интересные
сочинения на тему «Осень – сказочная пора». В ходе реализации проекта мы
познакомились с новыми произведениями разных жанров искусства и их
авторами. Мы выучили стихи, составили толковый словарик старинных слов
на тему «Осень», подобрали пословицы, поговорки об осени и использовали
их в своих сочинениях, много узнали о народных осенних праздниках,
составили о них кроссворд, организовали осеннюю выставку из природного
материала. Спасибо всем за работу.