Автор: Любченко Татьяна Олеговна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ ОК "Перспектива"
Населённый пункт: город Кумертау Республика Башкортостан
Наименование материала: рабочая программа
Тема: рабочая программа по обществознанию для 6 класса
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Образовательный комплекс «Перспектива»
городской округ город Кумертау
Республика Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ОК «Перспектива»
____________Т.Н. Юлусова
«______»____________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 6Б класса
Составитель учитель первой категории,
Любченко Татьяна Олеговна
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ____ от «_____»_____2021 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________ В.В. Фартунина
«______»____________2021 г.
1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
основного
общего образования;
2.
Основной
образовательной
программой
основного
общего
образования
образовательного учреждения.
3.
Авторской программой для образовательных учреждений «Обществознание»
6-9 классы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., М.: «Просвещение», 2011.
4.
Учебник
Обществознание.
под
редакцией
Л.Н.
Боголюбова,
Л.Ф.
Ивановой/[Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И.
Матвеева] М.: Просвещение, 2016;
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры,
экономического образа
мышления,
способности
к
самоопределению
и
самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде;
сферах
человеческой
деятельности;
способах
регулирования
общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности
в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий;
самостоятельной
познавательной
деятельности;
правоотношений;
семейно-бытовых отношений.
Исходя
из
концептуальных
подходов
к
современному
обществоведческому
образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван
решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта
практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном
уровне
идеалов
и
ценностей
демократического
общества
(патриотизма,
уважения
гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных
альтернатив);
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член
семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в
социальной информации;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях
и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и
перспектив допрофессиональной подготовки.
2
Общая характеристика учебного предмета
Курс
«Обществознание»
для
основной
школы
представляет
собой
один
из
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов
реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс
интегрирует современные социологические,
экономические,
политические,
правовые,
этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы,
положение
человека
в
обществе,
правовое
регулирование
общественных
отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.. Не менее
важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт
познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными
источниками социальной информации; решения познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной
деятельности в учебном процессе и социальной практике.
3
II. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
По итогам изучения курса обучающийся будет знать/уметь:
- иметь
понятия об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знать ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- выполнять основные ролей в пределах своей дееспособности;
- уметь находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать
в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
- разбираться в мотивах деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре
личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к
анализу
и
оценке
реальных
социальных
ситуаций;
установка
на
необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- иметь приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
- знать особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимать значение трудовой деятельности для личности и общества;
- понимать специфику познания мира средствами искусства в соответствии с другими
способами познания;
- понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
-
знать
новые возможности для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
-
понимать
язык массовой социально – политической коммуникации, позволяющее
осознанию
воспринимать
соответствующую
информацию,
умение
различать
факты,
аргументы, оценочные суждения;
- понимать значения коммуникации в межличностном общении;
- уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными
приемами и техниками преодоления конфликтов.
4
III. Содержание учебного предмета
Введение.
Человек
в
социальном
измерении.
Личность.
Социальные
параметры
личности.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности
человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условия
успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный
характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Духовный мир человека. Мысли чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и
взаимопомощи.
Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные
отношения. Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Роль чувств в
отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные
и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства
общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.
Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит,
хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.
Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм- уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается
в поддержке. Итоговое повторение.
5
IV.Тематическое планирование
№ раздела
Тема раздела
Количество
часов,
отведенное
на
изучение раздела
Введение
1
Глава 1.
Человек в социальном измерении.
4
Глава 2.
Человек среди людей.
19
Глава 3.
Нравственные основы жизни.
9
Итоговое повторение
1
Всего
34
6
V. Календарно-тематическое планирование
№
Планируема
я дата
проведения
урока
Фактическа
я дата
проведения
урока
Тема урока
Примечания
1
07/09/21
Вводный урок.-1ч
Глава
I.
Человек
в
социальном
измерении.-4ч
2
14/09/21
Человек – личность.
Человек познает мир
3
21/09/21
Человек – личность.
4
28/09/21
Потребности человека
5
05/10/21
На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей.-19ч
6
12/10/21
Межличностные отношения.
7
19/10/21
Человек в группе людей
8
26/10/21
Общение
9
09/11/21
Общение
10
16/11/21
Общение
11
23/11/21
ПОУ «Человек в социальном измерении».
12
30/11/21
Практикум по теме: «Человек в социальном
измерении».
13
07/12/21
Конфликты в межличностных отношениях
14
14/12/21
Конфликты в межличностных отношениях.
15
21/12/21
Конфликты в межличностных отношениях
16
28/12/21
ПОУ «Человек среди людей».
17
ПОУ «Человек среди людей».
18
ПОУ «Человек среди людей».
19
Учимся взаимодействовать с окружающими
20
Учимся взаимодействовать с окружающими
21
Учимся совместно всей группой делать
полезные дела
22
Учимся вести себя в ситуации конфликта
23
ПОУ «Человек среди людей».
24
Практикум
по
теме:
«Мир
социальных
отношений».
Глава III. Нравственные основы жизни.-
9ч
25
Человек славен добрыми делами.
26
Человек славен добрыми делами.
27
Будь смелым.
28
Будь смелым.
29
Человек и человечность.
30
Человек и человечность.
31
Нравственные основы жизни.
32
Нравственные основы жизни.
33
Практикум по теме: «Нравственные основы
жизни».
34
Итоговое повторение и обобщение.-1ч
7