Автор: Рыжова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26"
Населённый пункт: п.Назия Кировский р-н,ленинградская обл.
Наименование материала: Проект
Тема: "Хлеб- всему голова!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Информационно-творческий
проект
«Хлеб -всему голова!»
для детей старшей логопедической группы №1
Выполнили: педагоги
старшей логопедической
группы №1
гп. Назия
Актуальность
Хлеб во все времена считался самым главным богатством, его всегда ценили
больше золота ведь хлеб — это жизнь. В наше время отношение к хлебу
изменилось, не редко можно увидеть выброшенный хлеб. Современное
поколение не понимает цену хлеба ведь его можно просто купить в магазине.
В процессе реализации комплексно-тематического планирования по
программе воспитания в ходе проведения тематического дня «Хлеба» с
воспитанниками группы были подготовлены и проведены мероприятия про
хлеб. Эта тема оказалась интересной детям, очень много вопросов возникло у
них про то из чего делают хлеб, как он попадает к нам на стол. Так
тематический день «Хлеба» дал старт информационно-творческому проекту
«Хлеб –всему голова!»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
«Хлеб -всему голова!»
Тема проекта
«Хлеб»
Тип проекта
Информационно-творческий (краткосрочный)
18.10.-22.10.2021г.
Участники
проекта
Педагоги и воспитанники старшей логопедической
группы №1
Цель проекта
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к
хлебу и людям, вырастившим его .
Задачи проекта
Коррекционно-образовательные:
углубить знания детей о хлебе, значении хлеба в
жизни человека, расширить представления о
многообразии хлебных продуктов
знакомить с русскими народными традициями и
фольклором, обогатить и активизировать словарь
по
теме
«Хлеб»;
продолжать
учить
детей
отвечать на вопросы полным предложением;
продолжать учить детей пересказывать текст;
Коррекционно-Развивающие:
способствовать
развитию
памяти,
внимания
детей, пополнению и обогащению словарного
состава;
способствовать развитию познавательной
активности;
способствовать развитию навыка пересказа;
способствовать развитию эстетического вкуса;
способствовать развитию общей и мелкой
моторики.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу;
содействовать освоению социальных навыков и
норм поведения, налаживанию коммуникаций с
взрослыми и сверстниками на основе совместной
деятельности и взаимной помощи;
воспитывать духовно-нравственные качества,
чувство уважения к труженикам села через
знакомство с произведениями литературы и
искусства;
Ожидаемые
По результатам реализации проекта:
результаты
У детей будут расширены знания о хлебе.
Сформировано уважение к людям труда вырастившим
хлеб и самому хлебу.
Пополнится и обогатится словарный запас.
Разовьются навыки работы в коллективе.
Формируемые
предпосылки
УУД
Регулятивные: умение работать по инструкции
взрослого; умение осуществлять действие по образцу и
заданному правилу; умение сохранять заданную цель.
Познавательные: умение применять правила и
пользоваться инструкциями; умение работать по
иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными
задачами)
Коммуникативные: умение строить диалоговую речь;
умение строить монологическую речь; умение слушать
собеседника.
Личностные: формирование познавательной
мотивации .
Используемые
технологии,
методики
здоровьесберегающие (физкультминутки ,пальчиковая
гимнастика, игротерапия); технология на основе
деятельностного подхода. информационно-
коммуникативные технологии;
Методы
Наглядные:
Рассматривание иллюстраций, просматривание
мультфильмов, презентаций.
Словесные:
Чтение произведений, разгадывание загадок, беседы на
тему проекта.
Практические:
Игровые упражнения, изобразительная деятельность,
опыты и эксперименты.
Игровые:
Дидактические методы, воображаемые ситуации с
ролями.
Этапы проекта
Подготовительный этап
Мероприятие
дата
Цель и задачи
Формы и методы
работы
Выставка книг и
иллюстраций по
теме «Хлеб»
18.10. 21г.
Развитие
познавательных и
творческих
способностей детей
средствами
детской
художественной
литературы;
Чтение
стихотворений.
Беседа .
Беседа «Что вам
интересно
узнать?»
18.10. 21г.
Обсуждение тем и
направлений
работы в рамках
проекта.
Обсуждение,
беседа.
Подбор и
систематизация
материала по
теме проекта .
18.10.21г.
Обсудить с
родителями тему
проекта.
Систематизировать
имеющийся
материал.
Беседа. Мозговой
штурм.
Основной этап
Мероприятие
дата
Цель и задачи
Формы и
методы работы
Беседы на темы:
«Как зернышко
хлебом стало?»;
«Как выращивали
хлеб в старину?»;
«Техника приходит
на помощь»
19.10.-
22.10.21г.
Уточнить и расширить
знания детей о способе
выращивания хлеба.
Рассказ о том, как
выращивали хлеб в
старину. Воспитывать
познавательный
интерес.
Рассматривание
иллюстраций и
презентации
«Выращиваем
хлеб»
Рассматривание
иллюстраций и
демонстрационног
о материала на
тему «Хлеб».
19.10. -
22.10. 21г.
Развитие
познавательного
интереса, стремление
узнавать ,что то новое
и обобщать
полученные знания.
Рассматривание,
постановка
вопроса ,обсужд
ение,
рассуждение.
Продуктивно-
экспериментальная
деятельность.
19.10.-
22.10.21г.
Побуждать к
творчеству,
стимулировать
Показ,
обсуждение,
объяснение,
1.Рисование на
тему «Колосок»
2. Коллективная
«Каравай».
3.Лепка «Я пеку,
пеку, пеку.»
4.Эксперементы с
мукой «Делаем
тесто»
инициативу
самостоятельность и
активность при
выборе технике и
материала во время
выполнения работы.
Просмотр
мультфильмов о
хлебе .
19.10-
22.10.21г.
Способствовать
формированию
внимания ,умения
выделять главную
мысль, обобщать и
делать вывод.
Беседа,
обсуждение,
наводящие
вопросы.
Чтение
произведений о
хлебе.
Разгадывание
загадок по теме
проекта.
Подбор поговорок
о хлебе.
19.10-
22.10.21г.
Способствовать
развитию
внимания,
памяти, мышления, на
материале
описательных загадок.
Воспитывать интерес
к книге.
Беседа,
обсуждение,
наводящие
вопросы.
Дидактические
игры: «Что с
начала, что
потом?», «Найди
по описанию »,
«Закончи
предложение»,
«Так бывает или
нет?», «Подбери
слово»
19.10-
22.10.21г.
Развивать логическое
мышление, умение
замечать
непоследовательность
В суждениях.
Развивать навыки
словообразования и
подбора родственных
слов. Учить
употреблять
сложноподчиненные
предложения.
Игровая
деятельность.
Консультация для
родителей «Чем
занять ребенка?»
(поделки из
соленого теста)
22.10.21г.
Развитие творческих
способностей, мелкой
моторики.
Беседа,
обсуждение
Заключительный этап
Мероприятие
дата
Цель и задачи
Формы и
методы работы
НОД «Хлеб -
всему голова »
21.10.21г.
Обогащение
представлений о
Хлебе.
Игровая
деятельность
Коллективная
работа «Каравай»
22.10.21г.
Побуждать к
творчеству.
Обсуждение,
подведение
итогов проекта.
Выставка книг
«Хлеб наше
богатство»
22.10. 21г.
Воспитывать
интерес к книге.
Чувство
прекрасного
Обсуждение,
подведение
итогов проекта.
Выставка
совместных
работ на тему:
«Хлеб!»
22.10. 21г.
Вовлечение
родителей в
совместную
деятельность.
Обсуждение,
подведение
итогов.
Игровая папка
«Хлеб»
19.10-22.10.21г
Развитие
познавательного
интереса,
стремление
узнавать ,что то
новое и обобщать
полученные
знания.
Обсуждение,
беседа.
Краткое содержание и оценка результатов.
Основной целью подготовительного этапа работы над проектом «Хлеб –
всему голова!» было сбор материала по теме, которая заинтересовала
воспитанников группы. Необходимо было координировать работу всех, кто
был заинтересован в подготовке и реализации проекта (педагоги, дети и
подключены родители воспитанников). Поэтому состоялось обсуждение и
распределение кто, чем будет заниматься.
Таким образом, цели и задачи подготовительного этапа были выполнены и
помогли перейти к реализации основного этапа проекта.
Основной этап
Основной этап проекта был основан на работе с материалом по теме
проекта и направлен на расширение представлений детей о интересующей их
теме.
На данном этапе проекта все его участники были погружены в постоянные
поиски интересных фактов, их обобщение через проведение разных
интересных форм общения: занятий, бесед, игр, просмотров мультфильмов и
фильмов, прослушивание музыкальных произведений с обсуждением, по
теме проекта. Была отмечена большая заинтересованность всех участников
проекта их активность.
Заключительный этап.
На заключительном этапе все участники проекта обобщили все знания и
информацию, которую они получили во время реализации проекта в ходе
логопедического занятия «Хлеб –всему голова»
?
», была организована
выставка детских работ, где также было отражено все, что участники проекта
узнали нового и интересного о волнующей их теме. В группе была
организована выставка книг по теме «Хлеб», эти книги предназначены для
домашнего чтения и попали в рубрику «Книга – домашнего чтения», любой
желающий может взять эти книги домой для чтения и принести так же книги
из дома для обмена, собрана игровая папка «Хлеб» с иллюстрации, сказками
о хлебе, для закрепления материала.
Итог: цель, которую мы ставили во время работы над проектом «Хлеб –
всему голова!» обобщение знаний детей о хлебе, привитие уважения к
хлебу и людям, вырастившим его нами, была достигнута. У детей был
сформирован интерес к желанию еще больше узнать о хлебе, о том, как его
выращивают. Ребята обсуждали то что узнали, отражали свои знания в
продуктивной деятельности. И самый главный показатель — это то, что и
после реализации проекта интерес к теме проекта у детей не погас, и было
принято решение продолжить собирать и изучат материал по этой теме.
Приложение №
1
СЕВ
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Крестьяне
бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не
проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду –
если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также
не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться
с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и
народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка
будто выговаривает: пора сеять.
Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет –
поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в
земледельческом году.
Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в
белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами.
Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна
нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к
холодам и перемене погоды.
Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше.
Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы»
забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления
сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и
появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали
блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне
специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение
более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это
шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег
«цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *
• Хлеб – батюшка, водица – матушка.
• Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
• Появились комары – пришла пора сеять рожь.
• Лягушка квачет – овес скачет.
ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло.
В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще
необходимо «попить и поесть».
Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые
питательные элементы для роста зерновых.
Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли.
Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который
скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в
меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили
другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают
вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом
дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост.
Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели:
«Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла
вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем
вооружены, как они могут погубить хлеб?
Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и
не сажал и начинают отбирать у зернового питательного вещества – сорняки. Без помощи
крестьян зерновым не обойтись.
Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками –
«осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться
приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей
появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней
пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна,
подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой
могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали
сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)
ЖАТВА
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее
начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду.
И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями,
животными и насекомыми.
Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если
зернышки хрустят, значит, поспели.
День начала жатвы назывался Зажинки. Первые снятые колосья называются зажинками.
Их хранят до будущего года».
«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в
поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.
Работа была очень трудная. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем,
хоровод заведем».
Самое главное было вовремя собрать урожай.. Если рожь вырастала высокой и густой,
предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные
растения увязывали в снопы.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
А между тем досужий селянин
Плод годовых трудов сбирает;
Сметав в стога скошенный злак долин,
С серпом он в поле поспешает.
Гуляет серп. На сжатых бороздах
Снопы стоят в копнах блестящих…
Е. Баратынский
* * *
• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
• Не море, а волнуется. (Поле)
• Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)
• Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)
• Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)
• Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)
• Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)
• Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)
* * *
• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.
• Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.
• Зимой снег рыхлый – урожай обильный.
• Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.
• Пахать да боронить – часочка не обронить.
• Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят, «Ранний пар
родит пшеничку, а поздний – метличку».
ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться,
пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных
регионах, где они просто не успевали созревать.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой
сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без
трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для
сушки снопового хлеба и льна. . Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь
помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам,
чтобы зерно «высвободить».
Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и
осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью
лопаты.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
• Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)
* * *
• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву –
овес поздно сеять.
• Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
• Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в
ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
• Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.
• Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.
* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.
НА МЕЛЬНИЦЕ
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить –
перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем
зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно
совершенствовался.
Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы.
Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний
жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в
верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или
животных.
Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.Молоть зерно стало легче, но эта
работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как
была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек
мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора
реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу
на лопатки колеса.
С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные
мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где
поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение
животные – лошади, быки, ослы.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос кверху бородой.
С. Погореловский
* * *
• Не земля хлеб родит, а небо.
• Пересев хуже недосева.
• Без печки холодно, без хлеба голодно.
• Не уродится рожь – по миру пойдешь.
• Калач приестся, а хлеб никогда.
• Каждое семя знает свое время.
• До поры до времени не сеют семени.
• Сей в пору – соберешь хлеба с гору.
• Сей хоть в песок, да в свой часок.
• Посеешь в погоду – больше приплоду.
* * *
• Гречиха любит сухую теплую землю.
• За бороною пыль – будет и блин.
• Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.
* * *
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).
ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали
замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если
муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на
зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось
и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна
была «надышаться».
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его
приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем
пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне –
деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки
теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего
раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали
помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и
лечились.Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя
было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при
определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки
дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась
поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука
становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под
смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора
сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты.
ЗАГАДКИ
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)
ХЛЕБ НА СТОЛЕ
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб.
В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на
Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников,
ситников.
В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался
символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом
полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить
молодожены.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием
славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и
поговорок не счесть.
Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить
хлеб – признать человека другом.
СТИХИ И ЗАГАДКИ
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Г. Виеру
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
* * *
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин
Приложение №2
ИЗ КНИГИ «О РАСТЕНИЯХ» (АВТОР Л. КОН)
Этот рассказ поможет легко и доступно объяснить детям технологию
производства хлеба. Дети часто интересуются: как, отчего, почему и
откуда что берется. В тексте простыми словами объяснен процесс
изготовления русского хлеба.
Пшеница
Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, на них — колосья, и в
каждом колосе — зерна.
Осенью пшеницу срезают машинами — жнут.
Другой машиной выбивают — вымолачивают из колосьев зерна.
Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается
белая мука.
Из муки делают тесто, а из теста — белый хлеб, булки, печенье, баранки. И
еще делают из пшеницы манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень
мелко, а крупинками и вот готова манная крупа — можно варить кашу.
А черный хлеб из чего делают? Черный хлеб делают из ржи, потому он
и называется ржаной.
Рожь
Рожь очень похожа на пшеницу, а все-таки не совсем такая же.
Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а
ржи — подлинней.
Рожь, так же как и пшеница, растет в поле, и осенью ее жнут, вымолачивают
из колосьев зерна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не
такая белая, как из пшеницы.
Из ржаной муки тоже делают тесто, но из этого теста пекут не белые
булочки, а черный хлеб.
Много, очень много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить.
И весь этот хлеб, и черный и белый, из зерен ржи и пшеницы сделан. А рожь
и пшеница в поле выросли. Не сами выросли — их люди посеяли.
А как?
Вот как. Не все зерна пшеницы и ржи на мельницу свезли и смололи.
Часть зерен — самые лучшие, самые крупные — оставили, чтобы посеять.
Вспахали колхозники землю плугами. Большие плуги, тяжелые.
У каждого плуга пять лопат — лемехов — землю вспахивают, а трактор не
один такой плуг тащит, а несколько.
Потом разрыхлили землю бороной.
И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и
землей прикрывает.
Полил землю дождик. Зернышки в земле набухли и проросли: каждое зерно
пустило в землю корешок, а наверх — зеленый росточек. Из ростков выросла
зеленая травка, а потом стебельки и на них — колосья. Много-много
колосьев.
Стоит колос к колосу так густо, что и земли между ними не видно, а в
каждом колосе — зерна.
Пройдет лето — созреют зерна. Колосья станут сухие, золотистые, а зерна —
твердые.
Тогда колхозники пустят на поле машину — комбайн. Он и колосья срезает,
и зерна из них вымолачивает, и в грузовики насыпает.
Колхозники едва поспевают возить зерно на склады. А со складов его
повезут на мельницы.
На мельнице зерна смелют. Получиться мука.
Из муки будут делать тесто. Из теста — хлеб. Много хлеба!
А часть зерен оставят, чтобы посеять. Из них опять будут расти рожь и
пшеница для нового хлеба.
Приложение №3
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Хлеб всему голова.
Чья земля, того и хлеб.
Там и рай, где хлеба край.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Свой хлеб сытнее.
Хлеб - батюшко, вода - матушка.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Худ обед, когда хлеба нет.
Доплясались, что без хлеба остались.
Горек обед без хлеба.
Хлеб греет, не шуба.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Голодной куме всё хлеб на уме.
Хлеб - кормилец.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Волк рыщет - хлеба ищет.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Хлеб в человеке воин.
Хлеба ни куска - везде тоска.
Был бы хлеб, а каша будет.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеба ни куска, и стол - доска.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Хлеб за солью не ходит.
Без хлеба и у воды жить худо.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Пот по спине - так и хлеб на столе.
И беду можно с хлебом съесть.
Хлеба край, так и под елью рай.
Хлебом люди не шутят. хлебосольство
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Хлеб в пути не тягость.
Живот без хлеба не проживет.
Сытый считает звезды на небе, голодный думает о хлебе.
Без хлеба куска везде тоска.
От хлеба хлеба не ищут.
Будет день, будет и хлеб.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
От хлеба-соли не отказываются.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб на стол, и стол - престол.
Как хлеб да квас, так и все у нас.
Хлеб за брюхом не ходит.
Целого хлеба в рот не вложишь.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Не от хлеба ходят, а ко хлебу. хлеб
И пес перед хлебом смиряется.
Рыба не хлеб - сыт не будешь.
Без хлеба все приестся.
Без соли и хлеб не естся.
Надо хлеба и на после обеда.
Был бы хлеб, а пирог даром.
Хлеб с водою да пирог с лихвою.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Нет хлеба - клади зубы на полку.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хотя палата бела, да без хлеба скучна.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
Не единым хлебом жив человек.
Не давай голодному хлеб резать.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Без краюшки не прожить и седой старушке.
Хлеба больше посеешь - победу приблизить сумеешь.
Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а
полон рот нажуешь.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги! За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, от режу
гладко, так что глядеть сладко.
Хлебом мы сыты, хлебом мы и довольны.
Достают хлеб горбом, достают и i
Было бы чем жевать, а хлеб будет.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Без закзаски хлеб не месят.
Дешев хлеб, коли деньги есть.
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Пусть деньги за богачом, лишь бы хлеб за нами.
У хлеба не без крох.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Во всяком хлебе мякина есть.
Около хлеба и мыши водятся.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
Хлеба нет - друзей и не бывало.
Без соли стол кривой.
На соль пьется, на хлеб спится.
Каков ни есть урод, а хлеб несет в рот.
Хлебцем вместе, табачком врозь.
Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору.
Коротенькие у хлеба ножки, а как уйдет - е догоним».
Добра соль, а переложишь - рот воротит.