Напоминание

"Формирование экологической культуры детей с ОВЗ через вовлечение в экологическую, природоохранную деятельность в рамках дополнительного образования – эффективный способ их адаптации и социализации в обществе и формирования внутренней мотивации к познанию окружающего мира из опыта работы"


Автор: Коннов Артём Вячеславович
Должность: студент 6 курса направления подготовки 44.03.05 педагогическое образование, профили "биология" и "география", егф
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры детей с ОВЗ через вовлечение в экологическую, природоохранную деятельность в рамках дополнительного образования – эффективный способ их адаптации и социализации в обществе и формирования внутренней мотивации к познанию окружающего мира из опыта работы"
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование экологической культуры детей с ОВЗ

через вовлечение в экологическую, природоохранную

деятельность в рамках дополнительного образования –

эффективный способ их адаптации и социализации в

обществе и формирования внутренней мотивации к

познанию окружающего мира (из опыта работы)»

Автор:

Коннов Артём Вячеславович

«Формирование экологической культуры детей с ОВЗ через вовлечение

в экологическую, природоохранную деятельность в рамках

дополнительного образования – эффективный способ их адаптации и

социализации в обществе и формирования внутренней мотивации к

познанию окружающего мира (из опыта работы)»

Инклюзивное образование

(фр. inclusif-включающий в себя,

лат. include-

заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на

понимании, что инвалиды и дети с особыми образовательными потребностями в

современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная

практика ориентирована на формирование условий доступности образования для

всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с

инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование

общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа

педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей)

[1]

.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей

и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в

обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию

и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных

потребностей

в

обучении.

Если

преподавание

и

обучение

станут

более

эффективными

в

результате

изменений,

которые

внедряет

инклюзивное

образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Не смотря на то, что на сегодняшний день организация инклюзивного образования

находится в активной фазе развития, внедрения различных методик, накоплен

определенный опыт по данному направлению образовательной и воспитательной

деятельности, по прежнему имеются некоторые пробелы и проблемы при работе с

данным контингентом детей, прежде всего в формировании внутренней мотивации к

активной познавательной деятельности и участию в различных социальных

проектах и мероприятиях.

На наш взгляд, одним из эффективных способов решения этих проблем видится

организация

системной

работы

по

вовлечению

школьников

с

особыми

образовательными потребностями в экологическую, природоохранную деятельность

в рамках дополнительного образования. С учетом конкретных условий нашего

образовательного

учреждения,

а

это:

сельская

малокомплектная

школа

со

значительным контингентом детей имеющих ОВЗ различного генеза, представляем

опыт нашей работы по данному направлению.

Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, перед нами была поставлена

Цель:

Организовать

систему

работы

по

формированию

экологической

культуры

детей

с

ОВЗ

через

вовлечение

в

экологическую,

природоохранную

деятельность

в

рамках

дополнительного образования, их адаптации и социализации в

обществе и

формированию внутренней мотивации к познанию

окружающего мира

Задачи:

1.

1.Сформировать активную жизненную позицию учащихся с особыми

образовательными потребностями по вопросам охраны природы своего

края, собственного здоровья, здоровья окружающих;

2.

Повысить общую экологическую культуру данного контингента детей

путем вовлечения их в реализацию социально-значимых экологических

проектов;

3.

На основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к

своей малой Родине, к своей Стране, а как следствие – уважения к себе как

к личности, повышение своей самооценки и значимости для социума.

1

4.

Путем вовлечения учащихся в исследовательскую, природоохранную,

туристско-экологическую

деятельность

сформировать

социально-

активную, ответственную, ведущую здоровый образ жизни личность

каждого выпускника школы, независимо от состояния его здоровья, уровня

интеллектуального развития, социального статуса.

Модель системы экологического воспитания учащихся в рамках

биологического и экологического дополнительного образования.

Реализация дополнительных Использование Использование краеведческих

образовательных программ активного материалов

биолого-экологического взаимодействия с

направления на основе общим образованием

индивидуально -

диффиринцированного

подхода

Сформированность личностных качеств обучающихся:

1.Социальная зрелость, гражданская ответственность;

2. Активная жизненная позиция;

3. Высокая экологическая культура;

4. Ценностное отношение к своему здоровью, к окружающей среде;

Реализация социально-значимых Исследовательская,

экологических проектов. природоохранная деятельность.

Данная система работы по формированию экологической культуры детей с ОВЗ

в рамках эколого-биологического образования реализуется уже в течение ряда лет.

Контингент учащихся – основная образовательная ступень общеобразовательной

школы.

Каждый

из

структурных

компонентов

системы

педагогического

взаимодействия внутри школьного коллектива выполняет свою воспитательную

роль, поэтому работа системы будет эффективной, в случае ее применения в данном

комплексе. В условиях сельской малокомплектной школы, при небольшом

количестве обучающихся, в условиях интеграции, дополнительное образование

можно осуществлять на уровне разновозрастной группы обучающихся, что

способствует

большей

социализации

детей

с

особыми

образовательными

потребностями. Необходимо отметить, что наряду с коррекционной работой и

психолого-педагогическим сопровождением, вовлечение в процесс экологического

воспитания осуществляется с раннего возраста в рамках дошкольного образования.

Характеристика структурных элементов системы.

Реализация дополнительной образовательной программы осуществляется в

комплексе с основной программой эколого-биологического образования в условиях

интегрированного образования детей с разными потребностями в образовании. В

2

работе кружка, во всех проводимых мероприятиях, активное участие принимают все

желающие дети

с ОВЗ. Специфика биолого-экологического образования и

воспитания позволяет вовлекать в активную деятельность даже детей с очень

низким интеллектом, с диагнозами различного физиологического генеза. Данная

деятельность им посильна и интересна – ведь это наша общая жизнь, это

окружающий мир полный ярких красок и тайн. Применение своим способностям в

данной деятельности найдут и кинестетики и визуалы, и аудисты, так как спектр

исследований, наблюдений

и практической деятельности очень разнообразен.

Данная интеграция, несомненно, требует большей компетентности и работы

педагога

в

плане

индивидуализации

и

дифференциации

организации

образовательного процесса, но результаты того стоят. Как показывает практика,

подавляющее большинство детей с ОВЗ различного генеза, с удовольствием

участвуют в коллективной работе, в проводимых наблюдениях, в социально-

экологической,

природоохранной

деятельности.

Более

того,

они

буквально

«впитывают» доступную каждому на своем интеллектуальном уровне информацию,

приобретают

жизненный

опыт,

что

позволяет

сформировать

различные

компетенции у данной категории детей.

Мы с вами знаем, что даже у детей с обычными образовательными потребностями,

наблюдается различная активность полушарий головного мозга и от этого зависит

успешность их деятельности в различных областях. В условиях инклюзивного

образования, необходимо определить склонность ребенка к определенным видам

деятельности, создавать условия для самореализации, условия для формирования

осознания

успешности

и

личностной

значимости.

Внутренняя

мотивация

потребности в познавательной и созидательной деятельности в таких условиях резко

возрастает. Более того, у таких замотивированных и успешных в определенной

области детей, повышается самооценка, формируется активизация деятельности в

других областях, в том числе и по общеобразовательным предметам: « если я смог

достичь успеха в данном виде деятельности, то смогу повысить свой уровень и в

других делах» - данная установка возникает на уровне подсознания. Эффективность

такого подхода, подтверждается практическими результатами нашей работы. На

сегодняшний день, среди воспитанников детского объединения, есть дети с особыми

образовательными

потребностями,

занявшие

призовые

места

в

различных

конкурсных мероприятиях общешкольного и районного уровней. Многие дети,

имеющие ЗПР различного генеза, благодаря повышению уровня своей самооценки,

мотивации и целеустремленности, преодолели низкий уровень развития и успешно

осваивают общеобразовательную программу основной школы.

Использование краеведческих материалов

Организация практикоориентирванных занятий с использованием краеведческих

материалов, как в лабораторных условиях, так и в природе, как правило, вызывает

большой интерес у школьников, испытывающих трудности в общем образовании.

Проведение наблюдений, постановка не сложных опытов, особенно с живыми

объектами, повышают познавательный интерес и формируют способность к анализу

происходящих процессов, а это важнейший фактор общего развития.

3

Реализация социально-значимых экологических проектов, исследовательская,

природоохранная деятельность

Реализация социально-экологических проектов позволяет вовлечь детей с

особыми

образовательными

потребностями

в

социально

полезную,

природоохранную, экологическую деятельность. Данное направление работы

интегрирует данный контингент в коллектив, повышает их статус в микросоциуме,

как следствие повышает их самооценку. Как правило, дети с удовольствием

принимают участие в таких мероприятиях.

Ребятами проводятся исследовательские работы

в области экологической

безопасности и охраны природы, изучение природы родного края, наиболее

интересных представителей местной флоры и фауны, природных биогеоценозов.

Таким

образом,

системный

подход

к

организации

биологического

и

экологического образования в целом, формирование экологической культуры детей

с ОВЗ через вовлечение в экологическую, природоохранную деятельность в том

числе, использование современных образовательных методов и приемов, является

наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного

процесса в рамках дополнительного образования.

4



В раздел образования