Автор: Коннов Артём Вячеславович
Должность: студент 6 курса направления подготовки 44.03.05 педагогическое образование, профили "биология" и "география", егф
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры детей с ОВЗ через вовлечение в экологическую, природоохранную деятельность в рамках дополнительного образования – эффективный способ их адаптации и социализации в обществе и формирования внутренней мотивации к познанию окружающего мира из опыта работы"
Раздел: среднее образование
«Формирование экологической культуры детей с ОВЗ
через вовлечение в экологическую, природоохранную
деятельность в рамках дополнительного образования –
эффективный способ их адаптации и социализации в
обществе и формирования внутренней мотивации к
познанию окружающего мира (из опыта работы)»
Автор:
Коннов Артём Вячеславович
«Формирование экологической культуры детей с ОВЗ через вовлечение
в экологическую, природоохранную деятельность в рамках
дополнительного образования – эффективный способ их адаптации и
социализации в обществе и формирования внутренней мотивации к
познанию окружающего мира (из опыта работы)»
Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя,
лат. include-
заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на
понимании, что инвалиды и дети с особыми образовательными потребностями в
современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная
практика ориентирована на формирование условий доступности образования для
всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с
инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование
общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа
педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей)
[1]
.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей
и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в
обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию
и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных
потребностей
в
обучении.
Если
преподавание
и
обучение
станут
более
эффективными
в
результате
изменений,
которые
внедряет
инклюзивное
образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Не смотря на то, что на сегодняшний день организация инклюзивного образования
находится в активной фазе развития, внедрения различных методик, накоплен
определенный опыт по данному направлению образовательной и воспитательной
деятельности, по прежнему имеются некоторые пробелы и проблемы при работе с
данным контингентом детей, прежде всего в формировании внутренней мотивации к
активной познавательной деятельности и участию в различных социальных
проектах и мероприятиях.
На наш взгляд, одним из эффективных способов решения этих проблем видится
организация
системной
работы
по
вовлечению
школьников
с
особыми
образовательными потребностями в экологическую, природоохранную деятельность
в рамках дополнительного образования. С учетом конкретных условий нашего
образовательного
учреждения,
а
это:
сельская
малокомплектная
школа
со
значительным контингентом детей имеющих ОВЗ различного генеза, представляем
опыт нашей работы по данному направлению.
Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, перед нами была поставлена
Цель:
Организовать
систему
работы
по
формированию
экологической
культуры
детей
с
ОВЗ
через
вовлечение
в
экологическую,
природоохранную
деятельность
в
рамках
дополнительного образования, их адаптации и социализации в
обществе и
формированию внутренней мотивации к познанию
окружающего мира
Задачи:
1.
1.Сформировать активную жизненную позицию учащихся с особыми
образовательными потребностями по вопросам охраны природы своего
края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
2.
Повысить общую экологическую культуру данного контингента детей
путем вовлечения их в реализацию социально-значимых экологических
проектов;
3.
На основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к
своей малой Родине, к своей Стране, а как следствие – уважения к себе как
к личности, повышение своей самооценки и значимости для социума.
1
4.
Путем вовлечения учащихся в исследовательскую, природоохранную,
туристско-экологическую
деятельность
сформировать
социально-
активную, ответственную, ведущую здоровый образ жизни личность
каждого выпускника школы, независимо от состояния его здоровья, уровня
интеллектуального развития, социального статуса.
Модель системы экологического воспитания учащихся в рамках
биологического и экологического дополнительного образования.
Реализация дополнительных Использование Использование краеведческих
образовательных программ активного материалов
биолого-экологического взаимодействия с
направления на основе общим образованием
индивидуально -
диффиринцированного
подхода
Сформированность личностных качеств обучающихся:
1.Социальная зрелость, гражданская ответственность;
2. Активная жизненная позиция;
3. Высокая экологическая культура;
4. Ценностное отношение к своему здоровью, к окружающей среде;
Реализация социально-значимых Исследовательская,
экологических проектов. природоохранная деятельность.
Данная система работы по формированию экологической культуры детей с ОВЗ
в рамках эколого-биологического образования реализуется уже в течение ряда лет.
Контингент учащихся – основная образовательная ступень общеобразовательной
школы.
Каждый
из
структурных
компонентов
системы
педагогического
взаимодействия внутри школьного коллектива выполняет свою воспитательную
роль, поэтому работа системы будет эффективной, в случае ее применения в данном
комплексе. В условиях сельской малокомплектной школы, при небольшом
количестве обучающихся, в условиях интеграции, дополнительное образование
можно осуществлять на уровне разновозрастной группы обучающихся, что
способствует
большей
социализации
детей
с
особыми
образовательными
потребностями. Необходимо отметить, что наряду с коррекционной работой и
психолого-педагогическим сопровождением, вовлечение в процесс экологического
воспитания осуществляется с раннего возраста в рамках дошкольного образования.
Характеристика структурных элементов системы.
Реализация дополнительной образовательной программы осуществляется в
комплексе с основной программой эколого-биологического образования в условиях
интегрированного образования детей с разными потребностями в образовании. В
2
работе кружка, во всех проводимых мероприятиях, активное участие принимают все
желающие дети
с ОВЗ. Специфика биолого-экологического образования и
воспитания позволяет вовлекать в активную деятельность даже детей с очень
низким интеллектом, с диагнозами различного физиологического генеза. Данная
деятельность им посильна и интересна – ведь это наша общая жизнь, это
окружающий мир полный ярких красок и тайн. Применение своим способностям в
данной деятельности найдут и кинестетики и визуалы, и аудисты, так как спектр
исследований, наблюдений
и практической деятельности очень разнообразен.
Данная интеграция, несомненно, требует большей компетентности и работы
педагога
в
плане
индивидуализации
и
дифференциации
организации
образовательного процесса, но результаты того стоят. Как показывает практика,
подавляющее большинство детей с ОВЗ различного генеза, с удовольствием
участвуют в коллективной работе, в проводимых наблюдениях, в социально-
экологической,
природоохранной
деятельности.
Более
того,
они
буквально
«впитывают» доступную каждому на своем интеллектуальном уровне информацию,
приобретают
жизненный
опыт,
что
позволяет
сформировать
различные
компетенции у данной категории детей.
Мы с вами знаем, что даже у детей с обычными образовательными потребностями,
наблюдается различная активность полушарий головного мозга и от этого зависит
успешность их деятельности в различных областях. В условиях инклюзивного
образования, необходимо определить склонность ребенка к определенным видам
деятельности, создавать условия для самореализации, условия для формирования
осознания
успешности
и
личностной
значимости.
Внутренняя
мотивация
потребности в познавательной и созидательной деятельности в таких условиях резко
возрастает. Более того, у таких замотивированных и успешных в определенной
области детей, повышается самооценка, формируется активизация деятельности в
других областях, в том числе и по общеобразовательным предметам: « если я смог
достичь успеха в данном виде деятельности, то смогу повысить свой уровень и в
других делах» - данная установка возникает на уровне подсознания. Эффективность
такого подхода, подтверждается практическими результатами нашей работы. На
сегодняшний день, среди воспитанников детского объединения, есть дети с особыми
образовательными
потребностями,
занявшие
призовые
места
в
различных
конкурсных мероприятиях общешкольного и районного уровней. Многие дети,
имеющие ЗПР различного генеза, благодаря повышению уровня своей самооценки,
мотивации и целеустремленности, преодолели низкий уровень развития и успешно
осваивают общеобразовательную программу основной школы.
Использование краеведческих материалов
Организация практикоориентирванных занятий с использованием краеведческих
материалов, как в лабораторных условиях, так и в природе, как правило, вызывает
большой интерес у школьников, испытывающих трудности в общем образовании.
Проведение наблюдений, постановка не сложных опытов, особенно с живыми
объектами, повышают познавательный интерес и формируют способность к анализу
происходящих процессов, а это важнейший фактор общего развития.
3
Реализация социально-значимых экологических проектов, исследовательская,
природоохранная деятельность
Реализация социально-экологических проектов позволяет вовлечь детей с
особыми
образовательными
потребностями
в
социально
полезную,
природоохранную, экологическую деятельность. Данное направление работы
интегрирует данный контингент в коллектив, повышает их статус в микросоциуме,
как следствие повышает их самооценку. Как правило, дети с удовольствием
принимают участие в таких мероприятиях.
Ребятами проводятся исследовательские работы
в области экологической
безопасности и охраны природы, изучение природы родного края, наиболее
интересных представителей местной флоры и фауны, природных биогеоценозов.
Таким
образом,
системный
подход
к
организации
биологического
и
экологического образования в целом, формирование экологической культуры детей
с ОВЗ через вовлечение в экологическую, природоохранную деятельность в том
числе, использование современных образовательных методов и приемов, является
наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного
процесса в рамках дополнительного образования.
4