Напоминание

Рабочая программа по географии для 7 класса


Автор: Суслина Дина Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Никифоровская СОШ №2"
Населённый пункт: Тамбовская область, р.п. Дмитриевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по географии для 7 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано»: «Утверждено»:

Заместитель директора по УВР Приказ №____

____________ О.М. Балобаева от «__»________20___г.

Директор школы

__________А.М. Григин

Рассмотрено на заседании

методического объединения.

Протокол №___от_________20___г.

___________/_________________/

Рабочая программа

по географии

7 класс

на 2020-2021 учебный год

Учитель: Суслина Д.В.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа для 7 класса на 2020 – 2021 учебный

год

(рабочая программа «География материков и океанов») составлена в

соответствии с нормативными документами:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического

комплекса:

1. Учебник «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс, Дрофа. – М.

2017-2018, Коринская В.А. Душина И.В., Щенев В.А.;

2.Атлас и контурные карты. География 7 класс Дрофа М. 2020г.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Никифоровская СОШ №2», на изучение

предмета отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).

Цели и задачи.

• В 7 классе программа предусматривает изучение каждого материка на основе

типовой характеристики, которая включает следующие общие позиции:

- особенности географического положения;

- история открытия и освоения материка;

- численность и размещение населения;

- природно-хозяйственные регионы; - страны материков.

• Создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей,

раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и

народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений,

необходимых человеку нашей эпохи.

География (7 класс) формирует в основном региональные представления учащихся о

целостности и дифференцированности географической оболочке и связях между ее

отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Содержание программы:

Введение – 3 ч. Что изучаю в курсе «Материки, океаны, народы и страны», как

люди открывали мир и методы географических исследований.

Главные особенности природы

Земли10ч. Литосфера и рельеф Земли,

атмосфера,

гидросфера,

климатические

пояса

Земли,

Мировой

океан,

географическая оболочка.

Население Земли – 3 ч. Численность населения и размещение населения на Земле.

Материки и океаны – 51 ч.

Африка – 11 ч. Природные зоны, население и страны Африки.

Австралия и Океания – 4 ч. Области и природа Австралии и Океании.

Южная Америка - 7 ч. Природные зоны, население и страны Южной Америки.

Океаны – 5ч. Рельеф океанического дна и особенности географического положения.

Антарктида - 2ч. Полярные области и природа Антарктиды.

Северная Америка - 8 ч. Географическое положение, история открытия, рельеф и

полезные ископаемые. Климат, внутренние воды, природные зоны Северной

Америки.

Евразия - 15 ч. Географическое положение, история открытия, рельеф и

полезные ископаемые. Климат, внутренние воды, природные зоны Евразии.

Страны.

Земля - наш дом - 3 ч. Закономерности развития географической

оболочки.

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

1.Называть (показывать):

Географическую номенклатуру.

Географические (климатические) пояса.

Географические зоны.

Крупнейшие народы материков.

Климатообразующие факторы.

Последние три геологические эры.

Важнейшие события в истории Земли.

Методы изучения материков и океанов.

2. Определять (измерять):

Координаты крайних точек материков.

Протяженность материков с севера на юг и с запада на восток.

Плотность населения отдельных стран.

3. Описывать:

Географические зоны отдельных материков.

ГП крупных географических объектов (материков).

Особенности населения (культуры) изучаемых стран.

Природные, социальные и экономические особенности стран (страны).

Особенности открытия и освоения материков.

4. Объяснять:

Влияние ГП материков на формирование их природы.

Причины смены природных зон ( в т.ч. высотной поясности).

Взаимосвязи природных компонентов отдельных территорий.

Некоторые способы адаптации растений и животных к природным условиям.

Значение Мирового океана в жизни человека.

Необходимость охраны окружающей природы и международное

сотрудничество в этих целях.

Влияние природных условий на расселение, занятий и быта населения.

Некоторые черты сходства отдельных материков, регионов и стран.

5. Прогнозировать:

Последствия преобразования отдельных географических зон человеком.

Последствия антропогенного воздействия на местные ландшафты.

Содержание программы учебного предмета

Учебно-тематическое планирование

Разделы программы,

темы

Количество

часов

Практические

работы

Контрольные

и

проверочные

работы

Введение.

Что изучают в курсе

географии «Материки,

океаны, народы и

страны»

3

2

Раздел 1. Главные

особенности природы

Земли.

10

3

2

Тема 1. Литосфера и

рельеф Земли.

3

1

1

Тема 2. Атмосфера и

климат Земли.

2

1

Тема 3. Гидросфера.

2

1

Тема 4. Географическая

оболочка.

3

1

Раздел 2. Население

Земли.

3

1

Раздел 3. Материки и

океаны.

51

13

7

Тема 1. Африка.

11

4

1

Тема 2. Австралия и

Океания.

4

1

1

Тема 3. Южная

Америка.

7

3

Тема 4. Антарктида.

2

1

Тема 5. Океаны.

5

1

1

Тема 6. Северная

Америка.

7

2

1

Тема 7. Евразия.

15

2

1

Раздел 4. Земля-наш

дом.

3

1

1

Календарно-тематическое планирование география 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

уро

ка

Тема

Кол-

во

часов

Тип

Элемент содержания

Требования к

уровню

подготовки

УУД

Дата по

плану

Дата по

факту

Введение (3 часа)

1

Что изучают в

курсе географии

материков и

океанов.

1

Изучения

нового

материала

Представление о мире в

древности. Эпоха Великих

географических открытий.

Выдающиеся

географические открытия и

исследования в России и

мире.

называть: предмет

изучения курса,

особенности

построения учебника,

основные группы

карт и их свойства.

показывать:

материки, части

света, океаны,

острова; маршруты

важнейших

путешественников и

ученых;

определять: роль

карт в науке и жизни

людей; описывать:

способы

изображения,

применяемые на

картах;

объяснять:

построение градусной

сетки, результаты

путешествий и

научных открытий

регулятивные:

-умение

организовать свою

деятельность,

определять её цели

и задачи, выбирать

средства

реализации цели и

применять

их

на

практике,

оценивать

достигнутые

результаты;

предметные:

использовании

различных

источников

географической

информации

(картографические,

статистические,

видео- и

фотоизображение,

Интернет) для

поиска и

извлечения

информации,

необходимой для

решения учебных и

2

Как люди

открывали мир.П/р

№1 «Этапы

географических

открытий,

обозначение

маршрутов

экспедиций»

1

Практи-

кум

3

Источники

географической

информации.

Методы

географических

исследований.

П/р №2

«Определение по

картам и глобусам

расстояния между

точками в

километрах и

градусах»

1

Практи-

кум

практико-

ориентированных

задач;

I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ ( 10 часов)

4

Литосфера и

рельеф Земли 3ч

Состав и строение

литосферы.

П/р №3

«Определение

по

карте

направлений

передвижения

литосферных

плит»

1

Изучения

нового

материала

Геологическая история

Земли. Гипотеза

происхождения материков

и впадин океанов.

Соотношение суши и

океана на Земле, их

распределение между

полушариями планеты.

Развитие рельефа на

материках и океанах.

Тектоническая карта.

Размещение крупных форм

рельефа на материках и

океанах

называть:

геологический

возраст Земли,

отличия материковой

коры от

океанической;

показывать:

крупные

литосферные плиты,

платформы,

складчатые области,

сейсмические пояса,

области вулканизма;

объяснять:

существенные

признаки понятий

«платформа»,

«рельеф»,

образование и

размещение крупных

форм рельефа Земли

как результат

взаимодействия

внутренних и

внешних

рельефообразующих

процессов;

Регулятивные:

-

умение

вести

самостоятельный

поиск,

анализ,

отбор информации,

её преобразование,

сохранение,

передачу

и

презентацию

с

помощью

ТСО

и

информационных

технологий;

предметные:

- по результатам

наблюдений

находить и

формулировать

зависимости и

закономерности;

5

Рельеф Земли.

1

Комбини-

рованный

6

Обобщение знаний

по теме.

«Литосфера и

рельеф Земли»

1

Комбини-

рованный

7

Атмосфера и

климат Земли 2ч

1

Изучение

нового

Основные причины

формирования климата.

определять: по

климатическим

личностные:

осознание ценности

Климатообразующ

ие факторы.

материала

Пояса атмосферного

давления. Воздушные

массы. Климатические

пояс Земли. Влияние

природных особенностей

материков и океанов на

климат Земли. Типы

климатов. Климатическая

карта.

картам рас-

пределение на

поверхности Земли

температур и осадков;

описывать: общую

циркуляцию

атмосферы;

объяснять:

понятия

«воздушная

масса»,

«пассаты»,

влияние

климата

на

жизнь,

быт

и хозяйственную

деятельность

человека

географических

знаний как

важнейшего

компонента

научной картины

мира;

предметные:

определять и

сравнивать

качественные и

количественные

показатели,

характеризующие

географические

объекты, процессы

и явления, их

положение в

пространстве по

географическим

картам разного

содержания;

8

Климатические

пояса Земли.

П/р №4

«Описание

климатов разных

регионов мира по

климатической

карте»

1

Практи-

кум

9

Гидросфера 2ч

Мировой океан –

главная часть

гидросферы.

П/р №5

«Нанесение на к/к

поверхностных

течений»

1

Изучение

нового

материала

Части гидросферы:

Мировой океан, ледники,

воды суши. Рельеф дна

мирового океана. Методы

измерения морских глубин.

Температуры и соленость

вод МО. Стихийные

явления в океане. Мировой

круговорот воды.

Минеральные и

называть и

показывать:

океаны, моря,

заливы, проливы,

течения, ресурсы

океана и их

использование, меры

по охране вод океана;

приводить

примеры:

предметные:

создавать

письменные тексты

и устные

сообщения об

особенностях

природы, населения

и хозяйства

изученных стран

наоснове

10

Жизнь в океане.

Взаимодействие

1

Комбини-

рованный

океана с

атмосферой и

сушей.

органические ресурсы

океана.

антропогенных

изменений природы

океана в результате

хозяйственной

деятельности

человека, примеры

взаимодействия с

атмосферой и сушей;

объяснять роль океа-

на в жизни Земли,

свойства вод

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией.

11

Географическая

оболочка 3ч

Свойства и

особенности

строения

географической

оболочки.

1

Изучение

нового

материала

Разнообразие

растительного и животного

мира Земли.

Особенности

распространение живых

организмов на суше и в

МО.

называть: границы

распространения

живого вещества,

источники энергии

процессов,

происходящих на

Земле,

объяснять: влияние

освещенности на

природные ритмы,

природной зоны,

широтной

зональности,

высотной поясности

личностные:

сформировать

устойчивые

установок

социально-

ответственного

поведения в

географической

среде – среде

обитания всего

живого, в том числе

и человека;

регулятивные:

осознанно

оформлять речевое

высказывание в

устной форме.

12

Закономерности

географической

оболочки.

Географическая

зональность.

1

Комбини-

рованный

13

Обобщение по теме

«Главные

особенности

природы Земли»

1

Обобще-

ние знаний

II.Население Земли (3часа)

14

Численность

населения и

размещение людей

на Земле.

П/р №6

«Население

Земли»

1

Изучение

нового

материала

Понятие численности

населения. Основные

числовые показатели.

Карта плотности населения

мира. Принцип размещения

людей на Земле.

называть и

показывать:

предполагаемые пути

расселения человека

по материкам и

основные районы

повышенной

плотности населения

на Земле.

предметные:

различать и

сравнивать

изученные

географические

объекты;

личностные:

самостоятельно

делать свой выбор в

мире мыслей,

чувств и ценностей

и отвечать за этот

выбор;

15

Народы и религии

мира.

1

Комбини-

рованный

Народы мира. Основные

религии мира.

Религиозный состав

населения мира и отдельно

взятых стран.

называть: мировые

религиозные

объединения, народы

мира; показывать:

территории

основного

размещения людей,

уметь: пользоваться

картой плотности

населения мира

регулятивные:

организация своей

жизни в

соответствии с

общественно

значимыми

представлениями о

ценностях бытия и

культуры,

социального

взаимодействия;

личностные:

эмоционально-

положительное

принятие

своей

этнической

принадлежности

и

принятие

других

народов мира;

16

Хозяйственная

деятельность

людей. Городское и

сельское население.

1

Изучение

нового

материала

Основные виды

хозяйственной

деятельности людей.

Влияние людей на

природные комплексы.

Городское и сельского

населения.

определяют:наиболе

е заселенные

территории и на

основе анализа

различных карт и

собственных

представлений

объяснять причины

высокой плотности

населения.объясняю

т:причины

возникновения

экологических

проблем.

предметные:

по результатам

наблюдений

находить и

формулировать

зависимости и

закономерности

;

III. Материки и океаны (51 часов)

17

Африка (11 ч)

Географическое

положение.

История

исследования.

П/р №7

«Определение

координат

крайних точек

материка и его

1

Изучение

нового

материала

Определение

географического

положения материка.

История исследования

Африки.

определяют:

последовательность

действий при

описании

географического

положения материка;

уметь: работать с

различными

источниками

информации.

предметные:

различать и

сравнивать

изученные

географические

объекты;

личностные:осозн

ание ценности

географических

знаний как

протяженности с

севера на юг в

градусах и

километрах»

важнейшего

компонента

научной картины

мира;

18

Рельеф и полезные

ископаемые.

П/р №8

«Обозначение на

к/к крупных форм

рельефа и

месторождений

полезных

ископаемых»

1

Комбини-

рованный

Основные формы рельефа

континента. Полезные

ископаемые. Размещение

полезных ископаемых на

территории Африки.

уметь: работать с

контурной картой и

обозначать основные

формы рельефа;

объяснять:

закономерности

размещения крупных

форм рельефа и

месторождений

полезных

ископаемых;

регулятивные:

самостоятельно

определять цель

урока, ставить

задачи;

предметные: на

основе

сопоставления карт

устанавливать связь

между

особенностями

строения земной

коры и рельефом

Африки;

19

Климат.

Внутренние воды.

1

Изучение

нового

материала

Климат Африки.

Климатические карты.

Карта климатических

поясов мира.

Климатообразующие

факторы. Типы внутренних

вод. Роль внутренних вод в

природе и жизни человека.

Режим рек и тип питания.

называют и

показывают: связь

между

географическим

положением и

климатом материка.

определяют:по

климатической карте

температуру, кол-во

осадков, направление

ветров:

описывают:

существенные

признаки типов

климата. называют

и показывают:

крупные реки и

предметные:

анализировать

основные понятия,

составлять

характеристики

отдельных

климатов, делать

соответствующие

выводы; выявлять

зависимость типа

питания и режима

рек от климата,

характер течения от

рельефа;

познавательные:

работать с

различными

озера;

составляют:

краткую

географическую

характеристику

одной из рек по

картам и тексту

учебника.

выделяют и

объясняют:

наиболее

существенные

признаки водных

объектов,

особенности

питания, режима,

характера течения

рек.

источниками

информации;

20

Природные зоны.

Экваториальные

леса. Саванны.

1

Комбини-

рованный

Природные зоны Африки.

Растительность. Животный

мир. Почвы. Карта

природных зон.

называют и

показывают:природ

ные зоны Африки и

представителей

животного и

растительного мира.

составляют:

краткую

географическую

характеристикуприро

дной зоны по картам

и другим источникам

информации.

регулятивные:

осуществлять

рефлексию своей

деятельности,

самостоятельно

оценивать

результаты своей

работы;

предметные:

устанавливать связь

между

компонентами

природы в

природных зонах;

21

Тропические

пустыни. Влияние

человека на

1

Изучение

нового

материала

Природа тропических

пустынь Африки. Влияние

человека на природу

называют и

показывают:природ

ные зоны Африки и

предметные:

устанавливать

связи между

природу.

П/р №9

«Характеристика

ПК по картам»

Африки. Стихийные

бедствия материка.

представителей

животного и

растительного мира.

составляют:

краткую

географическую

характеристику

природной зоны по

картам и другим

источникам

информации.

компонентами

природы в

природных зонах;

коммуникатив-

ные: участвовать в

коллективном

обсуждении

проблемы.

22

Население и

политическая

карта.

1

Изучение

нового

материала

Народы Африки.

Размещение населения по

территории материка.

Особенности современной

политической карты

Африки.

называют: основные

народы Африки и

расы, к которым они

принадлежат.

определяют: по

карте районы

повышенной

плотности населения,

крупнейшие народы

материка, районы их

расселения, наиболее

крупные по площади

страны.

устанавливают:

связь между

географическим

положением,

природными

условиями,

ресурсами и

хозяйственной

деятельностью и

бытом населения

отдельных регионов

предметные:

устанавливать по

карте этнические

группы,

населяющие

Африку,

определять их

размещение.

познавательные:

работать с разными

источниками

информации.

и стран Африки.

23

Страны Северной

Африки. Алжир.

1

Комбини-

рованный

Страны Северной Африки.

Общие черты природы.

Население стран Северной

Африки. Особенности

стран региона.

называют: регионы

древних

цивилизаций,

показывают их на

карте.

составляют:

на основе карт и

других источников

географическую

характеристику

одной из стран.

Коммуникатив-

ные: использовать

информационные

ресурсы для

подготовки

сообщений;

24

Страны Судана и

Центральной

Африки.

1

Комбини-

рованный

Страны региона.

Этнический состав

населения. Особенности

хозяйства в странах Судана

и Центральной Африки и

связанные с ними

экологические проблемы.

приводят примеры:

адаптации человека к

условиям

окружающей среды,

ее влияние на

формирование

культуры народов

Африки.

предметные:

составлять по

географическимкар

тамиинымисточник

ам информации

описание одной из

стран региона;

25

Страны Восточной

Африки.

1

Комбини-

рованный

Своеобразие стран

Восточной Африки.

Сложность этнического

состава населения региона.

Зависимость хозяйства

стран от природных

богатств.

составляют

:

на

основе карт и других

источников

географическую

характеристику

одной из стран.

предметные:

выявлять различия

в природных

условиях, составе

населения и

хозяйственной

деятельности;

регулятивные:

владеть навыками

самоконтроля;

26

Страны Южной

Африки.

П/р №10 «Полное

описание одной из

1

Комбини-

рованный

Состав стран Южной

Африки. Особенности

населения. Хозяйственная

деятельность.

объясняют:

особенности

природы, населения

и хозяйства стран

предметные:

умение

анализировать,

обобщать и

стран Африки»

региона;

сравнивают: страны

всего материка по

географическому

положению,

природным

богатствам и

развитию хозяйства;

интерпретировать

географическую

информацию;

27

Обобщение по теме

«Африка».

1

Повторе-

ниеи

обобще-

ние знаний

Описание стран по плану.

28

Австралия и

Океания (4 ч)

Географическое

положение

Австралии.

История открытия.

Рельеф и полезные

ископаемые.

П/р №11

«Описание

географического

положения

материка,

особенностей

рельефа и

расположения

полезных

ископаемых»

1

Изучения

нового

материала

Географическое положение

материка. История

освоения. Особенности

рельефа. Полезные

ископаемые.

узнают: историю

освоения и заселения

Австралии и

особенности её

рельефа и

минеральных

богатств;

объясняют:

зависимость

размещения крупных

форм рельефа

месторождений

полезных

ископаемых;

познавательные:

устанавливать

причинно-

следственные связи

и делают выводы;

регулятивные:

планировать пути

достижения целей;

29

Климат.

Внутренние воды.

Природные зоны.

Своеобразие

органического

мира.

1

Комбини-

рованный

Климатические

особенности материка.

Основные черты природы.

Особенность

органического мира.

Называют и

показывают связь

между

географическим

положением и

климатом материка,

крупные реки и

озера, природные

зоны Австралии и

представителей

животного и

растительного мира.

объясняют:

особенности

питания, режима,

характера течения

рек.

выделяют,

описывают и

объясняют

существенные

признаки природы

Австралии

(эндемичность).

предметные:

объяснять влияние

климатообразую-

щих факторовна

формирование

климата Австралии;

познавательные:

устанавливать

причинно-

следственные связи

и делают выводы;

30

Население

Австралии.

Австралийский

Союз. Океания.

1

Комбини-

рованный

Состав и размещение

населения Австралии.

Основные виды

хозяйственной

деятельности. Что

называют Океанией? Её

состав. Связь природы

островов с их

происхождением.

Своеобразие природы и

населения. Особенности

показывают: по

карте районы

повышенной

плотности населения,

крупнейшие народы

материка, районы их

расселения.

устанавливают:

связь между

географическим

положением,

предметные:

объяснять

особенности

заселения

Австралии;

характеризуют

основные виды

деятельности

населения

предметные:

характеризовать

политической карты.

Экологические проблемы.

природными

условиями,

ресурсами и

хозяйственной

деятельностью и

бытом населения.

приводят примеры:

адаптации человека к

условиям

окружающей среды,

ее влияние на

формирование

культуры народов

Австралии.

называют и

показывают:

наиболее крупные

острова и

архипелаги.

описывают: природу

одного из островов

(по выбору),

объясняют: связь

особенностей

природы островов с

их происхождением,

влияние океана на

природу, жизнь и

быт населения.

географическое

положение Океании

и ее состав;

коммуникатив-

ные: участвовать в

коллективном

обсуждении

поставленной

проблемы;

31

Обобщение по теме

«Австралия и

Океания».

1

Повторе-

ние и

обобще-

ние знаний

Проверка номенклатуры.

называют:

географические

объекты;

показывают их на

карте

32

Южная Америка 7

ч. Географическое

положение.

История открытия

и исследования.

П/р №12

«Определение

черт сходства и

различия ГП

Африки и Южной

Америки»

1

Изучение

нового

материала

История открытия и

исследования Южной

Америки. Географическое

положение материка.

называют:

исследователей

Южной Америки и

результаты их

работы,

показывают:

элементы береговой

линии, формы

рельефа.

составляют:

характеристику ФГП

материка,

координаты крайних

точек,

протяженность с

севера на юг и с

запада на восток в

градусной мере и в

километрах.

предметные:

строить

прогнозированиепр

иродных

особенностей

материканаосновео

ценки его

географического

положения;

регулятивные:сам

остоятельно

оценивать

правильность

выполнения

заданий;

33

Рельеф и полезные

ископаемые.

1

Комбини-

рованный

Взаимное расположение

крупных форм рельефа и

связь их со строением

земной коры. Богатство

полезных ископаемых и

закономерности их

размещения.

называют и

показывают:крупны

е географические

объекты,

месторождения

цветных металлов,

области вулканизма

предметные:

объяснять

закономерности

размещения

крупных форм

рельефа и

месторождений

и землетрясений.

находят: в

тематических картах

информацию для

объяснения

происхождение

материка и

образование

крупнейших форм

рельефа, полезных

ископаемых,

сейсмических

явлений.

полезных

ископаемых;сравни

вать рельеф

Африки, Австралии

и Южной Америки

и объяснять

причины сходства и

различия;

34

Климат и

внутренние воды.

П/р №13

«Описание

крупных речных

систем Южной

Америки»

1

Комбини-

рованный

Влияние

климатообразующих

факторов на климат

материка. Распределение

температур и осадков на

его территории. Основные

черты высокогорного

климата. Особенности

внутренних вод материка.

называют и

показывают:

крупные реки и

озера, особенности

питания, режима,

характера течения

рек

выделяют,

описывают и

объясняют

существенные

признаки

климатических

поясов и типов

климата, влияние

климатообразующих

факторов на климат

материка.

определяют:

показатели климата

по

климатодиаграммам.

предметные:

объяснять причины

разнообразия

климата и богатства

Южной Америки;

познавательные:

находить

информацию в

различных

источниках;

35

Природные зоны.

Изменение

природы

человеком.

1

Комбини-

рованный

Широтная зональность на

материке. Особенности

природных зон.

Особенности высотной

поясности. Изменение

природы в результате

хозяйственной

деятельности и

экологические проблемы.

называют и

показывают:

природные зоны

Южной Америки и

представителей

животного и

растительного мира.

составляют:

краткую

географическую

характеристику

природной зоны по

картам и другим

источникам

информации.

предметные:

давать определения

основным

понятиям;

объяснять

размещение

природных зон в

зависимости от

климата;

36

Население и

политическая

карта.

1

Изучение

нового

материала

Процесс заселения

материка. Причины

сложного национального

состава. Особенности

политической карты.

называют и

показывают:

крупнейшие народы,

языки и религии,

густонаселенные

районы, страны и

столицы,

крупнейшие города,

виды деятельности

населения.

предметные:

давать определения

основным понятиям

«метис», «мулат»,

«самбо»;

устанавливать

особенности

национального

состава населения

Южной Америки;

37

Страны востока

материка.

Бразилия.

Аргентина.

1

Изучение

нового

материала.

Особенности

географического

положения. Природа.

Население и его

хозяйственная

деятельность в Бразилии и

Аргентине.

описывают: ГП

страны.

объясняют:

этнический состав и

происхождение

населения,

особенности

размещения

предметные:

выявлять различия

в природных

условиях, составе

населения и

хозяйственной

деятельности стран

Южной Америки;

основных видов

хозяйственной

деятельности,

своеобразие

культуры населения

стран.

регулятивные:вла

деть навыками

самоконтроля;

38

Андские страны.

Перу. Чили.

П/р №14

«Характеристика

природы страны и

населения».

Обобщение по теме

«Южная Америка»

1

Комбини-

рованный

Особенности

географического

положения стран. Природа.

Население и его

хозяйственная

деятельность. Проблемы

природных богатств, пути

решения экологических

проблем. Проверка

номенклатуры.

описывают: ГП

страны.

объясняют:

этнический состав и

происхождение

населения,

особенности

размещения

основных видов

хозяйственной

деятельности,

своеобразие

культуры населения

стран.

предметные:

давать определения

понятий «Коста»,

«Сьерра»,

«сельва»;коммуни

катив-

ные:участвовать в

коллективном

обсуждении

поставленной

проблемы;

39

Антарктида 2ч.

Географическое

положение.

История открытия

и исследования

Антарктиды.

1

Изучение

нового

материала

Особенности

географического

положения материка.

Правовое положение

материка.

называют: имена

путешественников и

ученых, внесших

вклад открытие и

изучение

Антарктики.

объясняют: гипотезу

образование

Антарктиды. Теорию

дрейфа материка.

познавательные:

выделять наиболее

существенные

признаки объектов

и явлений;

40

Природа

Антарктиды.

1

Комбини-

рованный

Особенности природы

материка. Влияние

Антарктиды на всю

географическую оболочку

Земли.

называют и

показывают:сущест

венные признаки

природных объектов

(береговой части,

предметные:

давать определения

понятий

«антарктическая

пустыня»,

антарктического

оазиса и др.),

влияние ФГП

материка на его

природу

(образование

ледового покрова,

стоковых ветров).

определяют: по

климатическим

картам и

климатограммам

климатические

показатели.

составляют:

географическую

характеристику

природы по картам и

другим источникам

информации.

«антарктический

оазис», выявлять

своеобразие

географического

положения

Антарктиды;

41

Океаны 5 ч.

Северный

Ледовитый океан.

1

Изучение

нового

материала

Особенности

географического

положения океана. История

его исследования.

Основные черты природы

океана.

определяют: по

карте географическое

положение

Северного

Ледовитого океана;

устанавливают:

проблему

загрязнения вод

океана и ее причину:

предметные:

определять по карте

географическое

положение океан;

регулятивные:

соотносить

результат своей

деятельности с

целью урока;

42

Тихий океан.

1

Комбини-

рованный

Географическое

положение. История

исследования. Особенности

компонентов природы.

Климат и воды.

Органический мир.

называют ресурсы

океанов, районы

добычи полезных

ископаемых,

природные пояса,

виды хозяйственной

предметные:

определять по

картам

географическое

положение Тихого

океана;

деятельности

человека, примеры

антропогенных

изменений, меры по

охране вод.

регулятивные:

выполнять задания

по предложенному

плану;

43

Индийский океан.

1

Комбини-

рованный

Географическое

положение. История

исследования. Рельеф дна

океана. Климат и воды.

объясняют: связь

между

географическим

положением,

природными

условиями,

освоением океана,

образование течений

и их влияние на

природу

прилегающей суши,

различие в природе

отдельных частей

каждого из океанов.

предметные:

определять по карте

географическое

положение

Индийского океана;

определять влияние

океана на природу

материков;

познавательные:р

аботать с текстом и

картами;

44

Атлантический

океан.

П/р № 15

«Изображение на

к/к шельфа

океана и видов

хозяйственной

деятельности на

нем»

1

Изучение

нового

материала

Роль океана в жизни

человечества. Особенности

компонентов природы

океана.

составляют:

краткую

географическую

характеристику

океанов на основе

разных источников

информации:

картографической,

статистической,

текстовой,

визуальной.

предметные:

определять по карте

географическое

положение

Атлантического

океана;

коммуникатив-

ные:

организовывать

сотрудничество в

процессе

совместной

деятельности;

45

Обобщение по теме

«Океаны»

1

Повторе-

ние и

Тестирование

обобще-

ние знаний

46

Северная

Америка 7ч.

Географическое

положение.

История открытия

и исследования

Северной Америки.

1

Изучение

нового

материала

Особенности

географического

положения материка.

История открытия и

исследования.

называют:

исследователей

Северной Америки и

результаты их

работы,

показывают:

элементы береговой

линии, формы

рельефа.

составляют:

характеристику ФГП

материка,

координаты крайних

точек,

протяженность с

севера на юг и с

запада на восток в

градусной мере и в

километрах.сравнив

ают: ФГП Северной

и Южной Америки.

предметные:

установить

географическое

положение

материка;

определит по карте

маршруты

исследователей;

познавательные:

устанавливать

соответствие между

объектами и их

функциями;

47

Рельеф и полезные

ископаемые.

1

Комбини-

рованный

Современный рельеф

материка. Закономерности

размещения крупных форм

рельефа и месторождений

полезных ископаемых.

называют и

показывают: связь

между

географическим

положением и

климатом материка.

определяют: по

климатической карте

температуру, кол-во

осадков, направление

ветров;описывают:с

ущественные

предметные:

давать определение

понятия «каньон»,

объяснять причины

различия в

строении рельефа и

характеризовать

закономерности в

размещении равнин

и гор;

признаки типов

климата.

48

Климат.

Внутренние воды.

П/р №16

«Характеристика

климата Северной

Америки»

1

Изучение

нового

материала

Влияние

климатообразующих

факторов на климат

материка. Положение

материка в климатических

поясах. Распределение

температур и осадков на

материке. Основные

речные и озерные системы.

определяют: по

климатической карте

температуру, кол-во

осадков, направление

ветров.

описывают:существ

енные признаки

типов климата.

характеризуют:

перемещение поясов

атмосферного

давления в течение

года, причины

влияния других

климатообразующих

факторов для

формирования типов

климата на

континенте.

предметные:

определять типы

климата по

климатограммам,

объяснять причины

разнообразия

климата в Северной

Америке;

познавательные:п

роводить сравнение

объектов по

заданным

критериям;

49

Природные зоны.

Изменение

природы

человеком.

1

Комбини-

рованный

Особенности размещения

природных зон на

материке. Своеобразие

компонентов природы.

Изменение природных зон

под влиянием

хозяйственной

деятельности человека.

называют и

показывают:

природные зоны

Северной Америки и

представителей

животного и

растительного мира.

составляют:

краткую

географическую

характеристику

природной зоны по

картам и другим

предметные:

давать определение

понятия «прерия»;

составлять по

географическим

картам и другим

источникам

информации

описание

природных зон;

познавательные:

работать с

различными

источникам

информации.

источниками

информации;

50

Население и страны

Северной Америки.

Канада.

1

Изучение

нового

материала

История заселения

Северной Америки.

Размещение населения на

материке. Особенность

политической карты

материка. Основные черты

природы, населения и

хозяйства Канады.

называют: основные

народы Северной

Америки и расы, к

которым они

принадлежат.

Исторические

причины их

формирования.

предметные:

характеризовать

население

иустанавливать

особенности

национального

состава населения

Северной Америки;

51

Соединенные

Штаты Америки.

Средняя Америка.

П/р №17

«Характеристика

одной из стран

Северной

Америки».

1

Комбини-

рованный

Особенности

географического

положения США и

Средней Америки.

Разнообразие природных

условий и природных

богатств региона.

Заселение и сложный

этнический состав.

Особенности материальной

и духовной культуры

населения США.

устанавливают:

связь между

географическим

положением,

природными

условиями,

ресурсами и

хозяйственной

деятельностью и

бытом населения

отдельных регионов

и стран Северной

Америки.

предметные:

выявлять

специфику

национального

состава населения

США; описывать

особенности

размещения

отраслей хозяйства;

52

Итоговый урок по

теме «Северная

Америка»

1

Повторе-

ние и

обобще-

ние знаний

Тестирование

53

Евразия 15ч.

Евразия:

географическое

положение и

история

исследования

материка

1

Изучение

нового

материала

Особенности

географического

положения Евразии.

История исследования

территории материка.

Вклад российских ученых в

изучение Центральной

называют:

исследователей

Евразии и результаты

их работы,

показывают:элемен

ты береговой линии,

формы рельефа.

предметные:

споставлять

географическое

положение Евразии

и Северной

Америки;

оценивать вклад

П/р №18 «ГП и

история открытия

и исследования

материка»

Азии.

составляют:

характеристику ФГП

материка,

координаты крайних

точек,

протяженность с

севера на юг и с

запада на восток в

градусной мере и в

километрах.сравнив

ают: ФГП Северной

Америки и Евразии.

русских ученых и

путешественников

в исследовании

Центральной Азии;

54

Рельеф и полезные

ископаемые.

1

Комбини-

рованный

Сложное строение рельефа

материка. Размещение

крупных форм рельефа и

месторождения полезных

ископаемых.

называют и

показывают: по

карте крупные

географические

объекты.

находить в картах

информацию для

объяснения:

происхождение

материка и

образование

крупнейших форм

рельефа, полезных

ископаемых.

предметные:

выявлять

взаимосвязи между

строением земной

коры и рельефом;

закономерности

размещения

равнин и горных

систем;коммуника

тив-ные:работать в

группах;

55

Климат Евразии.

П/р №19

«Сравнительная

характеристика

климата

отдельных

территорий

материка»

1

Комбини-

рованный

Распределение температур

и осадков на материке. В

каких климатических

поясах расположен

континент. Влияние

климата Евразии на жизнь

и хозяйство людей.

называют и

показывают: связь

между

географическим

положением и

климатом материка.

определяют:по

климатической карте

предметные:

объяснять причины

разнообразия

климата Евразии;

определять тип

климата по

климатограммам;

температуру, кол-во

осадков, направление

ветров.

56

Внутренние воды

Евразии.

1

Комбини-

рованный

Размещение крупных

речных систем. Питание и

режим крупных рек и озер.

Современное оледенение и

многолетняя мерзлота.

называют и

показывают:

крупные реки и

озера.

составляют:

краткую

географическую

характеристику

одной из рек по

картам и тексту

учебника.

выделяют и

объясняют:

наиболее

существенные

признаки водных

объектов,

особенности

питания, режима,

характера течения

рек.

предметные:

выявлять

зависимость

характера течения ,

типа питания и

режима рек от

рельефа и климата;

составлять

сравнительные

характеристики

рек, описания озер;

57

Природные зоны

Евразии.

1

Комбини-

рованный

Особенности размещения

природных зон и их

основные черты. Причины

различия высотной

поясности в горах.

называют и

показывают:

природные зоны

Евразии и

представителей

животного и

растительного мира.

составляют:

краткую

географическую

характеристику

предметные:показ

ывать на карте и

характеризовать

природные зоны

Евразии;

коммуникатив-

ные: участвовать в

коллективном

обсуждении;

природной зоны по

картам и другим

источникам

информации.выделя

ют, описывают и

объясняют:существе

нные признаки

природных зон

Евразии.

58

Население и

политическая

карта.

1

Изучение

нового

материала

Численность населения и

этносы. Различия в

плотности населения.

Языковые семьи народов

материка.

называют: основные

народы Евразии и

расы, к которым они

принадлежат.

Исторические

причины их

формирования.

определяют: по

карте районы

повышенной

плотности населения,

крупнейшие народы

материка, районы их

расселения, наиболее

крупные по площади

страны.

предметные:

работать с картой

народов; объяснять

разнообразие

этнического

состава населения

Евразии;

59

Страны Северной

Европы.

1

Комбини-

рованный

Общие черты

географического

положения и природы

Северной Европы. Страны,

входящие в регион.

Природа, население и

хозяйство

устанавливают:

связь между

географическим

положением,

природными

условиями,

ресурсами и

хозяйственной

деятельностью и

предметные:

давать определения

понятияй «фьорд»,

«морена»,

«моренный

рельеф»,

«Фенноскандия»;

определять по карте

положение стран

бытом населения

отдельных регионов

и стран Евразии

Северной Европы;

60

Страны Западной

Европы.

1

Комбини-

рованный

Географическое положение

и состав стран региона.

Особенности природы,

населения и хозяйства

Великобритании, Франции

и Германии.

определяют:

географическое

положение стран

Восточной Европы;

сравнивают природу

стран и черты

сходства и различия

в этническом составе

населения.

предметные:

определять

географическое

положение стран

Западной Европы;

сравнивать природу

региона;

61

Страны Восточной

Европы. Украина.

1

Комбини-

рованный

Географическое

положение. Состав стран

региона. Этнический

состав населения. Виды

хозяйственной

деятельности.

определяют:

географическое

положение стран

Восточной Европы,

находят: черты

сходства и различия

в этническом составе

населения.

предметные:

определять

географическое

положение стран

Восточной Европы;

находить сходства

и различия в

этническом

составе;

62

Страны Южной

Европы. Италия.

1

Комбини-

рованный

Географическое положение

и состав стран региона.

Основные черты природы.

Сходство и различия в

населении и хозяйстве

стран.

определяют:

географическое

положение стран

Южной Европы и ее

крупных городов.

устанавливают:

общие черты

развития в природе и

хозяйстве.

предметные:

определять

географическое

положение стран

Южной Европы и

ее крупных

городов; составлять

комплексную

характеристику

стран;

63

Страны Юго-

Западной и

1

Комбини-

рованный

Географическое положение

и состав стран региона.

дают определения

основным

предметные:

выявлять различия

Центральной Азии.

Основные черты природы

региона. Состав населения

и его размещение по

территории.

понятиям: «самум»,

«вади».

характеризуют:

историко-культурные

особенности стран

Юго-Западной Азии.

в природных

условиях, составе

населения и

хозяйственной

деятельности;

64

Страны Восточной

Азии. Китай.

Япония.

1

Комбини-

рованный

Географическое положение

стран Восточной Азии.

Своеобразие природы и

богатств. Различия между

Восточным и Западным

Китаем. Специфика

японского этноса. Развитие

промышленности,

сельского хозяйства и

транспорта Японии.

устанавливают:

связь

географического

положения, природы,

особенностей

национального

характера в странах

Восточной Азии.

предметные:

определять

географическое

положение стран

региона;

характеризовать

природные ресурсы

и выявлять

особенности

размещения

населения;

65

Страны Южной

Азии. Индия.

1

Комбини-

рованный

Состав стран Южной Азии.

Этнический состав

населения и своеобразие

его материальной и

духовной культуры.

Особенности природы и

хозяйства Индии.

объясняют: по карте

размещение

сельскохозяйственны

х культур на

территории Индии в

зависимости от

особенностей

климата.

предметные:

составлять

комплексное

описание Индии;

работать с атласом

и контурными

картами;

66

Страны Юго-

Восточной Азии.

Индонезия.

1

Комбини-

рованный

Состав стран региона.

Влияние природных

условий на хозяйственную

деятельность населения.

Этнический состав

региона. Особенности

островной страны-

составляют: по

картам и другим

источникам

информации

комплексное

описание страны;

сравнивают: страны

предметные:

группировать

страны по степени

развития хозяйства;

описывать

особенности

природы, населения

Индонезии.

и оценивают степень

развития хозяйства

стран, выявляют

опасные природные

явления на

территории стран.

и хозяйства

региона;познавате

льные:искать и

отбирать

необходимую

информацию в

учебных и

справочных

пособиях;

67

Итоговый урок по

теме «Евразия»

1

Повтре-

ние и

обобще-

ние знаний

Тестирование

VI. Земля-наш дом(3ч)

68

Взаимодействие

человеческого

общества и

природы.

П/р №20 «Защита

проекта

заповедника или

национального

парка в пределах

любого материка»

1

Изучение

нового

материала

Экология, геоэкология,

экологический кризис,

исчерпаемые и

неисчерпаемые ресурсы.

Масштабы экологических

проблем.

приводят примеры:

исчерпаемых и

неисчарпаемых

природных ресурсов;

объясняют:

причины глобальных

и региональных

экологических

проблем.

предметные: дать

определение

понятий

«ритмичность»,

«географическая

зональность» и

«целостность»

географической

оболочки;

69

Изменение

природы

1

Комбини-

рованный

Природопользование и его

виды. Главные

классифицируют:

природные ресурсы и

предметные:

давать определение

хозяйственной

деятельностью

человека

загрязнители окружающей

среды. Ноосфера.

виды

природопользования;

составляют:

определения понятий

экологического ряда.

понятий

«природные

богатства»,

«географический

прогноз»; выделять

параметры

рационального и

нерационального

природопользова-

ния;

70

Итоговый контроль

«География

материков и

океанов»

1

Повторе-

ние и

обобще-

ние знаний

Тестирование



В раздел образования