Автор: Суслина Дина Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Никифоровская СОШ №2"
Населённый пункт: Тамбовская область, р.п. Дмитриевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по географии для 7 класса
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано»: «Утверждено»:
Заместитель директора по УВР Приказ №____
____________ О.М. Балобаева от «__»________20___г.
Директор школы
__________А.М. Григин
Рассмотрено на заседании
методического объединения.
Протокол №___от_________20___г.
___________/_________________/
Рабочая программа
по географии
7 класс
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Суслина Д.В.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для 7 класса на 2020 – 2021 учебный
год
(рабочая программа «География материков и океанов») составлена в
соответствии с нормативными документами:
–
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
–
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекса:
1. Учебник «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс, Дрофа. – М.
2017-2018, Коринская В.А. Душина И.В., Щенев В.А.;
2.Атлас и контурные карты. География 7 класс Дрофа М. 2020г.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Никифоровская СОШ №2», на изучение
предмета отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
Цели и задачи.
• В 7 классе программа предусматривает изучение каждого материка на основе
типовой характеристики, которая включает следующие общие позиции:
- особенности географического положения;
- история открытия и освоения материка;
- численность и размещение населения;
- природно-хозяйственные регионы; - страны материков.
• Создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей,
раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и
народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений,
необходимых человеку нашей эпохи.
География (7 класс) формирует в основном региональные представления учащихся о
целостности и дифференцированности географической оболочке и связях между ее
отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Содержание программы:
Введение – 3 ч. Что изучаю в курсе «Материки, океаны, народы и страны», как
люди открывали мир и методы географических исследований.
Главные особенности природы
Земли– 10ч. Литосфера и рельеф Земли,
атмосфера,
гидросфера,
климатические
пояса
Земли,
Мировой
океан,
географическая оболочка.
Население Земли – 3 ч. Численность населения и размещение населения на Земле.
Материки и океаны – 51 ч.
Африка – 11 ч. Природные зоны, население и страны Африки.
Австралия и Океания – 4 ч. Области и природа Австралии и Океании.
Южная Америка - 7 ч. Природные зоны, население и страны Южной Америки.
Океаны – 5ч. Рельеф океанического дна и особенности географического положения.
Антарктида - 2ч. Полярные области и природа Антарктиды.
Северная Америка - 8 ч. Географическое положение, история открытия, рельеф и
полезные ископаемые. Климат, внутренние воды, природные зоны Северной
Америки.
Евразия - 15 ч. Географическое положение, история открытия, рельеф и
полезные ископаемые. Климат, внутренние воды, природные зоны Евразии.
Страны.
Земля - наш дом - 3 ч. Закономерности развития географической
оболочки.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
1.Называть (показывать):
Географическую номенклатуру.
Географические (климатические) пояса.
Географические зоны.
Крупнейшие народы материков.
Климатообразующие факторы.
Последние три геологические эры.
Важнейшие события в истории Земли.
Методы изучения материков и океанов.
2. Определять (измерять):
Координаты крайних точек материков.
Протяженность материков с севера на юг и с запада на восток.
Плотность населения отдельных стран.
3. Описывать:
Географические зоны отдельных материков.
ГП крупных географических объектов (материков).
Особенности населения (культуры) изучаемых стран.
Природные, социальные и экономические особенности стран (страны).
Особенности открытия и освоения материков.
4. Объяснять:
Влияние ГП материков на формирование их природы.
Причины смены природных зон ( в т.ч. высотной поясности).
Взаимосвязи природных компонентов отдельных территорий.
Некоторые способы адаптации растений и животных к природным условиям.
Значение Мирового океана в жизни человека.
Необходимость охраны окружающей природы и международное
сотрудничество в этих целях.
Влияние природных условий на расселение, занятий и быта населения.
Некоторые черты сходства отдельных материков, регионов и стран.
5. Прогнозировать:
Последствия преобразования отдельных географических зон человеком.
Последствия антропогенного воздействия на местные ландшафты.
Содержание программы учебного предмета
Учебно-тематическое планирование
Разделы программы,
темы
Количество
часов
Практические
работы
Контрольные
и
проверочные
работы
Введение.
Что изучают в курсе
географии «Материки,
океаны, народы и
страны»
3
2
Раздел 1. Главные
особенности природы
Земли.
10
3
2
Тема 1. Литосфера и
рельеф Земли.
3
1
1
Тема 2. Атмосфера и
климат Земли.
2
1
Тема 3. Гидросфера.
2
1
Тема 4. Географическая
оболочка.
3
1
Раздел 2. Население
Земли.
3
1
Раздел 3. Материки и
океаны.
51
13
7
Тема 1. Африка.
11
4
1
Тема 2. Австралия и
Океания.
4
1
1
Тема 3. Южная
Америка.
7
3
Тема 4. Антарктида.
2
1
Тема 5. Океаны.
5
1
1
Тема 6. Северная
Америка.
7
2
1
Тема 7. Евразия.
15
2
1
Раздел 4. Земля-наш
дом.
3
1
1
Календарно-тематическое планирование география 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
№
уро
ка
Тема
Кол-
во
часов
Тип
Элемент содержания
Требования к
уровню
подготовки
УУД
Дата по
плану
Дата по
факту
Введение (3 часа)
1
Что изучают в
курсе географии
материков и
океанов.
1
Изучения
нового
материала
Представление о мире в
древности. Эпоха Великих
географических открытий.
Выдающиеся
географические открытия и
исследования в России и
мире.
называть: предмет
изучения курса,
особенности
построения учебника,
основные группы
карт и их свойства.
показывать:
материки, части
света, океаны,
острова; маршруты
важнейших
путешественников и
ученых;
определять: роль
карт в науке и жизни
людей; описывать:
способы
изображения,
применяемые на
картах;
объяснять:
построение градусной
сетки, результаты
путешествий и
научных открытий
регулятивные:
-умение
организовать свою
деятельность,
определять её цели
и задачи, выбирать
средства
реализации цели и
применять
их
на
практике,
оценивать
достигнутые
результаты;
предметные:
использовании
различных
источников
географической
информации
(картографические,
статистические,
видео- и
фотоизображение,
Интернет) для
поиска и
извлечения
информации,
необходимой для
решения учебных и
2
Как люди
открывали мир.П/р
№1 «Этапы
географических
открытий,
обозначение
маршрутов
экспедиций»
1
Практи-
кум
3
Источники
географической
информации.
Методы
географических
исследований.
П/р №2
«Определение по
картам и глобусам
расстояния между
точками в
километрах и
градусах»
1
Практи-
кум
практико-
ориентированных
задач;
I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ ( 10 часов)
4
Литосфера и
рельеф Земли 3ч
Состав и строение
литосферы.
П/р №3
«Определение
по
карте
направлений
передвижения
литосферных
плит»
1
Изучения
нового
материала
Геологическая история
Земли. Гипотеза
происхождения материков
и впадин океанов.
Соотношение суши и
океана на Земле, их
распределение между
полушариями планеты.
Развитие рельефа на
материках и океанах.
Тектоническая карта.
Размещение крупных форм
рельефа на материках и
океанах
называть:
геологический
возраст Земли,
отличия материковой
коры от
океанической;
показывать:
крупные
литосферные плиты,
платформы,
складчатые области,
сейсмические пояса,
области вулканизма;
объяснять:
существенные
признаки понятий
«платформа»,
«рельеф»,
образование и
размещение крупных
форм рельефа Земли
как результат
взаимодействия
внутренних и
внешних
рельефообразующих
процессов;
Регулятивные:
-
умение
вести
самостоятельный
поиск,
анализ,
отбор информации,
её преобразование,
сохранение,
передачу
и
презентацию
с
помощью
ТСО
и
информационных
технологий;
предметные:
- по результатам
наблюдений
находить и
формулировать
зависимости и
закономерности;
5
Рельеф Земли.
1
Комбини-
рованный
6
Обобщение знаний
по теме.
«Литосфера и
рельеф Земли»
1
Комбини-
рованный
7
Атмосфера и
климат Земли 2ч
1
Изучение
нового
Основные причины
формирования климата.
определять: по
климатическим
личностные:
осознание ценности
Климатообразующ
ие факторы.
материала
Пояса атмосферного
давления. Воздушные
массы. Климатические
пояс Земли. Влияние
природных особенностей
материков и океанов на
климат Земли. Типы
климатов. Климатическая
карта.
картам рас-
пределение на
поверхности Земли
температур и осадков;
описывать: общую
циркуляцию
атмосферы;
объяснять:
понятия
«воздушная
масса»,
«пассаты»,
влияние
климата
на
жизнь,
быт
и хозяйственную
деятельность
человека
географических
знаний как
важнейшего
компонента
научной картины
мира;
предметные:
определять и
сравнивать
качественные и
количественные
показатели,
характеризующие
географические
объекты, процессы
и явления, их
положение в
пространстве по
географическим
картам разного
содержания;
8
Климатические
пояса Земли.
П/р №4
«Описание
климатов разных
регионов мира по
климатической
карте»
1
Практи-
кум
9
Гидросфера 2ч
Мировой океан –
главная часть
гидросферы.
П/р №5
«Нанесение на к/к
поверхностных
течений»
1
Изучение
нового
материала
Части гидросферы:
Мировой океан, ледники,
воды суши. Рельеф дна
мирового океана. Методы
измерения морских глубин.
Температуры и соленость
вод МО. Стихийные
явления в океане. Мировой
круговорот воды.
Минеральные и
называть и
показывать:
океаны, моря,
заливы, проливы,
течения, ресурсы
океана и их
использование, меры
по охране вод океана;
приводить
примеры:
предметные:
создавать
письменные тексты
и устные
сообщения об
особенностях
природы, населения
и хозяйства
изученных стран
наоснове
10
Жизнь в океане.
Взаимодействие
1
Комбини-
рованный
океана с
атмосферой и
сушей.
органические ресурсы
океана.
антропогенных
изменений природы
океана в результате
хозяйственной
деятельности
человека, примеры
взаимодействия с
атмосферой и сушей;
объяснять роль океа-
на в жизни Земли,
свойства вод
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией.
11
Географическая
оболочка 3ч
Свойства и
особенности
строения
географической
оболочки.
1
Изучение
нового
материала
Разнообразие
растительного и животного
мира Земли.
Особенности
распространение живых
организмов на суше и в
МО.
называть: границы
распространения
живого вещества,
источники энергии
процессов,
происходящих на
Земле,
объяснять: влияние
освещенности на
природные ритмы,
природной зоны,
широтной
зональности,
высотной поясности
личностные:
сформировать
устойчивые
установок
социально-
ответственного
поведения в
географической
среде – среде
обитания всего
живого, в том числе
и человека;
регулятивные:
осознанно
оформлять речевое
высказывание в
устной форме.
12
Закономерности
географической
оболочки.
Географическая
зональность.
1
Комбини-
рованный
13
Обобщение по теме
«Главные
особенности
природы Земли»
1
Обобще-
ние знаний
II.Население Земли (3часа)
14
Численность
населения и
размещение людей
на Земле.
П/р №6
«Население
Земли»
1
Изучение
нового
материала
Понятие численности
населения. Основные
числовые показатели.
Карта плотности населения
мира. Принцип размещения
людей на Земле.
называть и
показывать:
предполагаемые пути
расселения человека
по материкам и
основные районы
повышенной
плотности населения
на Земле.
предметные:
различать и
сравнивать
изученные
географические
объекты;
личностные:
самостоятельно
делать свой выбор в
мире мыслей,
чувств и ценностей
и отвечать за этот
выбор;
15
Народы и религии
мира.
1
Комбини-
рованный
Народы мира. Основные
религии мира.
Религиозный состав
населения мира и отдельно
взятых стран.
называть: мировые
религиозные
объединения, народы
мира; показывать:
территории
основного
размещения людей,
уметь: пользоваться
картой плотности
населения мира
регулятивные:
организация своей
жизни в
соответствии с
общественно
значимыми
представлениями о
ценностях бытия и
культуры,
социального
взаимодействия;
личностные:
эмоционально-
положительное
принятие
своей
этнической
принадлежности
и
принятие
других
народов мира;
16
Хозяйственная
деятельность
людей. Городское и
сельское население.
1
Изучение
нового
материала
Основные виды
хозяйственной
деятельности людей.
Влияние людей на
природные комплексы.
Городское и сельского
населения.
определяют:наиболе
е заселенные
территории и на
основе анализа
различных карт и
собственных
представлений
объяснять причины
высокой плотности
населения.объясняю
т:причины
возникновения
экологических
проблем.
предметные:
по результатам
наблюдений
находить и
формулировать
зависимости и
закономерности
;
III. Материки и океаны (51 часов)
17
Африка (11 ч)
Географическое
положение.
История
исследования.
П/р №7
«Определение
координат
крайних точек
материка и его
1
Изучение
нового
материала
Определение
географического
положения материка.
История исследования
Африки.
определяют:
последовательность
действий при
описании
географического
положения материка;
уметь: работать с
различными
источниками
информации.
предметные:
различать и
сравнивать
изученные
географические
объекты;
личностные:осозн
ание ценности
географических
знаний как
протяженности с
севера на юг в
градусах и
километрах»
важнейшего
компонента
научной картины
мира;
18
Рельеф и полезные
ископаемые.
П/р №8
«Обозначение на
к/к крупных форм
рельефа и
месторождений
полезных
ископаемых»
1
Комбини-
рованный
Основные формы рельефа
континента. Полезные
ископаемые. Размещение
полезных ископаемых на
территории Африки.
уметь: работать с
контурной картой и
обозначать основные
формы рельефа;
объяснять:
закономерности
размещения крупных
форм рельефа и
месторождений
полезных
ископаемых;
регулятивные:
самостоятельно
определять цель
урока, ставить
задачи;
предметные: на
основе
сопоставления карт
устанавливать связь
между
особенностями
строения земной
коры и рельефом
Африки;
19
Климат.
Внутренние воды.
1
Изучение
нового
материала
Климат Африки.
Климатические карты.
Карта климатических
поясов мира.
Климатообразующие
факторы. Типы внутренних
вод. Роль внутренних вод в
природе и жизни человека.
Режим рек и тип питания.
называют и
показывают: связь
между
географическим
положением и
климатом материка.
определяют:по
климатической карте
температуру, кол-во
осадков, направление
ветров:
описывают:
существенные
признаки типов
климата. называют
и показывают:
крупные реки и
предметные:
анализировать
основные понятия,
составлять
характеристики
отдельных
климатов, делать
соответствующие
выводы; выявлять
зависимость типа
питания и режима
рек от климата,
характер течения от
рельефа;
познавательные:
работать с
различными
озера;
составляют:
краткую
географическую
характеристику
одной из рек по
картам и тексту
учебника.
выделяют и
объясняют:
наиболее
существенные
признаки водных
объектов,
особенности
питания, режима,
характера течения
рек.
источниками
информации;
20
Природные зоны.
Экваториальные
леса. Саванны.
1
Комбини-
рованный
Природные зоны Африки.
Растительность. Животный
мир. Почвы. Карта
природных зон.
называют и
показывают:природ
ные зоны Африки и
представителей
животного и
растительного мира.
составляют:
краткую
географическую
характеристикуприро
дной зоны по картам
и другим источникам
информации.
регулятивные:
осуществлять
рефлексию своей
деятельности,
самостоятельно
оценивать
результаты своей
работы;
предметные:
устанавливать связь
между
компонентами
природы в
природных зонах;
21
Тропические
пустыни. Влияние
человека на
1
Изучение
нового
материала
Природа тропических
пустынь Африки. Влияние
человека на природу
называют и
показывают:природ
ные зоны Африки и
предметные:
устанавливать
связи между
природу.
П/р №9
«Характеристика
ПК по картам»
Африки. Стихийные
бедствия материка.
представителей
животного и
растительного мира.
составляют:
краткую
географическую
характеристику
природной зоны по
картам и другим
источникам
информации.
компонентами
природы в
природных зонах;
коммуникатив-
ные: участвовать в
коллективном
обсуждении
проблемы.
22
Население и
политическая
карта.
1
Изучение
нового
материала
Народы Африки.
Размещение населения по
территории материка.
Особенности современной
политической карты
Африки.
называют: основные
народы Африки и
расы, к которым они
принадлежат.
определяют: по
карте районы
повышенной
плотности населения,
крупнейшие народы
материка, районы их
расселения, наиболее
крупные по площади
страны.
устанавливают:
связь между
географическим
положением,
природными
условиями,
ресурсами и
хозяйственной
деятельностью и
бытом населения
отдельных регионов
предметные:
устанавливать по
карте этнические
группы,
населяющие
Африку,
определять их
размещение.
познавательные:
работать с разными
источниками
информации.
и стран Африки.
23
Страны Северной
Африки. Алжир.
1
Комбини-
рованный
Страны Северной Африки.
Общие черты природы.
Население стран Северной
Африки. Особенности
стран региона.
называют: регионы
древних
цивилизаций,
показывают их на
карте.
составляют:
на основе карт и
других источников
географическую
характеристику
одной из стран.
Коммуникатив-
ные: использовать
информационные
ресурсы для
подготовки
сообщений;
24
Страны Судана и
Центральной
Африки.
1
Комбини-
рованный
Страны региона.
Этнический состав
населения. Особенности
хозяйства в странах Судана
и Центральной Африки и
связанные с ними
экологические проблемы.
приводят примеры:
адаптации человека к
условиям
окружающей среды,
ее влияние на
формирование
культуры народов
Африки.
предметные:
составлять по
географическимкар
тамиинымисточник
ам информации
описание одной из
стран региона;
25
Страны Восточной
Африки.
1
Комбини-
рованный
Своеобразие стран
Восточной Африки.
Сложность этнического
состава населения региона.
Зависимость хозяйства
стран от природных
богатств.
составляют
:
на
основе карт и других
источников
географическую
характеристику
одной из стран.
предметные:
выявлять различия
в природных
условиях, составе
населения и
хозяйственной
деятельности;
регулятивные:
владеть навыками
самоконтроля;
26
Страны Южной
Африки.
П/р №10 «Полное
описание одной из
1
Комбини-
рованный
Состав стран Южной
Африки. Особенности
населения. Хозяйственная
деятельность.
объясняют:
особенности
природы, населения
и хозяйства стран
предметные:
умение
анализировать,
обобщать и
стран Африки»
региона;
сравнивают: страны
всего материка по
географическому
положению,
природным
богатствам и
развитию хозяйства;
интерпретировать
географическую
информацию;
27
Обобщение по теме
«Африка».
1
Повторе-
ниеи
обобще-
ние знаний
Описание стран по плану.
28
Австралия и
Океания (4 ч)
Географическое
положение
Австралии.
История открытия.
Рельеф и полезные
ископаемые.
П/р №11
«Описание
географического
положения
материка,
особенностей
рельефа и
расположения
полезных
ископаемых»
1
Изучения
нового
материала
Географическое положение
материка. История
освоения. Особенности
рельефа. Полезные
ископаемые.
узнают: историю
освоения и заселения
Австралии и
особенности её
рельефа и
минеральных
богатств;
объясняют:
зависимость
размещения крупных
форм рельефа
месторождений
полезных
ископаемых;
познавательные:
устанавливать
причинно-
следственные связи
и делают выводы;
регулятивные:
планировать пути
достижения целей;
29
Климат.
Внутренние воды.
Природные зоны.
Своеобразие
органического
мира.
1
Комбини-
рованный
Климатические
особенности материка.
Основные черты природы.
Особенность
органического мира.
Называют и
показывают связь
между
географическим
положением и
климатом материка,
крупные реки и
озера, природные
зоны Австралии и
представителей
животного и
растительного мира.
объясняют:
особенности
питания, режима,
характера течения
рек.
выделяют,
описывают и
объясняют
существенные
признаки природы
Австралии
(эндемичность).
предметные:
объяснять влияние
климатообразую-
щих факторовна
формирование
климата Австралии;
познавательные:
устанавливать
причинно-
следственные связи
и делают выводы;
30
Население
Австралии.
Австралийский
Союз. Океания.
1
Комбини-
рованный
Состав и размещение
населения Австралии.
Основные виды
хозяйственной
деятельности. Что
называют Океанией? Её
состав. Связь природы
островов с их
происхождением.
Своеобразие природы и
населения. Особенности
показывают: по
карте районы
повышенной
плотности населения,
крупнейшие народы
материка, районы их
расселения.
устанавливают:
связь между
географическим
положением,
предметные:
объяснять
особенности
заселения
Австралии;
характеризуют
основные виды
деятельности
населения
предметные:
характеризовать
политической карты.
Экологические проблемы.
природными
условиями,
ресурсами и
хозяйственной
деятельностью и
бытом населения.
приводят примеры:
адаптации человека к
условиям
окружающей среды,
ее влияние на
формирование
культуры народов
Австралии.
называют и
показывают:
наиболее крупные
острова и
архипелаги.
описывают: природу
одного из островов
(по выбору),
объясняют: связь
особенностей
природы островов с
их происхождением,
влияние океана на
природу, жизнь и
быт населения.
географическое
положение Океании
и ее состав;
коммуникатив-
ные: участвовать в
коллективном
обсуждении
поставленной
проблемы;
31
Обобщение по теме
«Австралия и
Океания».
1
Повторе-
ние и
обобще-
ние знаний
Проверка номенклатуры.
называют:
географические
объекты;
показывают их на
карте
32
Южная Америка 7
ч. Географическое
положение.
История открытия
и исследования.
П/р №12
«Определение
черт сходства и
различия ГП
Африки и Южной
Америки»
1
Изучение
нового
материала
История открытия и
исследования Южной
Америки. Географическое
положение материка.
называют:
исследователей
Южной Америки и
результаты их
работы,
показывают:
элементы береговой
линии, формы
рельефа.
составляют:
характеристику ФГП
материка,
координаты крайних
точек,
протяженность с
севера на юг и с
запада на восток в
градусной мере и в
километрах.
предметные:
строить
прогнозированиепр
иродных
особенностей
материканаосновео
ценки его
географического
положения;
регулятивные:сам
остоятельно
оценивать
правильность
выполнения
заданий;
33
Рельеф и полезные
ископаемые.
1
Комбини-
рованный
Взаимное расположение
крупных форм рельефа и
связь их со строением
земной коры. Богатство
полезных ископаемых и
закономерности их
размещения.
называют и
показывают:крупны
е географические
объекты,
месторождения
цветных металлов,
области вулканизма
предметные:
объяснять
закономерности
размещения
крупных форм
рельефа и
месторождений
и землетрясений.
находят: в
тематических картах
информацию для
объяснения
происхождение
материка и
образование
крупнейших форм
рельефа, полезных
ископаемых,
сейсмических
явлений.
полезных
ископаемых;сравни
вать рельеф
Африки, Австралии
и Южной Америки
и объяснять
причины сходства и
различия;
34
Климат и
внутренние воды.
П/р №13
«Описание
крупных речных
систем Южной
Америки»
1
Комбини-
рованный
Влияние
климатообразующих
факторов на климат
материка. Распределение
температур и осадков на
его территории. Основные
черты высокогорного
климата. Особенности
внутренних вод материка.
называют и
показывают:
крупные реки и
озера, особенности
питания, режима,
характера течения
рек
выделяют,
описывают и
объясняют
существенные
признаки
климатических
поясов и типов
климата, влияние
климатообразующих
факторов на климат
материка.
определяют:
показатели климата
по
климатодиаграммам.
предметные:
объяснять причины
разнообразия
климата и богатства
Южной Америки;
познавательные:
находить
информацию в
различных
источниках;
35
Природные зоны.
Изменение
природы
человеком.
1
Комбини-
рованный
Широтная зональность на
материке. Особенности
природных зон.
Особенности высотной
поясности. Изменение
природы в результате
хозяйственной
деятельности и
экологические проблемы.
называют и
показывают:
природные зоны
Южной Америки и
представителей
животного и
растительного мира.
составляют:
краткую
географическую
характеристику
природной зоны по
картам и другим
источникам
информации.
предметные:
давать определения
основным
понятиям;
объяснять
размещение
природных зон в
зависимости от
климата;
36
Население и
политическая
карта.
1
Изучение
нового
материала
Процесс заселения
материка. Причины
сложного национального
состава. Особенности
политической карты.
называют и
показывают:
крупнейшие народы,
языки и религии,
густонаселенные
районы, страны и
столицы,
крупнейшие города,
виды деятельности
населения.
предметные:
давать определения
основным понятиям
«метис», «мулат»,
«самбо»;
устанавливать
особенности
национального
состава населения
Южной Америки;
37
Страны востока
материка.
Бразилия.
Аргентина.
1
Изучение
нового
материала.
Особенности
географического
положения. Природа.
Население и его
хозяйственная
деятельность в Бразилии и
Аргентине.
описывают: ГП
страны.
объясняют:
этнический состав и
происхождение
населения,
особенности
размещения
предметные:
выявлять различия
в природных
условиях, составе
населения и
хозяйственной
деятельности стран
Южной Америки;
основных видов
хозяйственной
деятельности,
своеобразие
культуры населения
стран.
регулятивные:вла
деть навыками
самоконтроля;
38
Андские страны.
Перу. Чили.
П/р №14
«Характеристика
природы страны и
населения».
Обобщение по теме
«Южная Америка»
1
Комбини-
рованный
Особенности
географического
положения стран. Природа.
Население и его
хозяйственная
деятельность. Проблемы
природных богатств, пути
решения экологических
проблем. Проверка
номенклатуры.
описывают: ГП
страны.
объясняют:
этнический состав и
происхождение
населения,
особенности
размещения
основных видов
хозяйственной
деятельности,
своеобразие
культуры населения
стран.
предметные:
давать определения
понятий «Коста»,
«Сьерра»,
«сельва»;коммуни
катив-
ные:участвовать в
коллективном
обсуждении
поставленной
проблемы;
39
Антарктида 2ч.
Географическое
положение.
История открытия
и исследования
Антарктиды.
1
Изучение
нового
материала
Особенности
географического
положения материка.
Правовое положение
материка.
называют: имена
путешественников и
ученых, внесших
вклад открытие и
изучение
Антарктики.
объясняют: гипотезу
образование
Антарктиды. Теорию
дрейфа материка.
познавательные:
выделять наиболее
существенные
признаки объектов
и явлений;
40
Природа
Антарктиды.
1
Комбини-
рованный
Особенности природы
материка. Влияние
Антарктиды на всю
географическую оболочку
Земли.
называют и
показывают:сущест
венные признаки
природных объектов
(береговой части,
предметные:
давать определения
понятий
«антарктическая
пустыня»,
антарктического
оазиса и др.),
влияние ФГП
материка на его
природу
(образование
ледового покрова,
стоковых ветров).
определяют: по
климатическим
картам и
климатограммам
климатические
показатели.
составляют:
географическую
характеристику
природы по картам и
другим источникам
информации.
«антарктический
оазис», выявлять
своеобразие
географического
положения
Антарктиды;
41
Океаны 5 ч.
Северный
Ледовитый океан.
1
Изучение
нового
материала
Особенности
географического
положения океана. История
его исследования.
Основные черты природы
океана.
определяют: по
карте географическое
положение
Северного
Ледовитого океана;
устанавливают:
проблему
загрязнения вод
океана и ее причину:
предметные:
определять по карте
географическое
положение океан;
регулятивные:
соотносить
результат своей
деятельности с
целью урока;
42
Тихий океан.
1
Комбини-
рованный
Географическое
положение. История
исследования. Особенности
компонентов природы.
Климат и воды.
Органический мир.
называют ресурсы
океанов, районы
добычи полезных
ископаемых,
природные пояса,
виды хозяйственной
предметные:
определять по
картам
географическое
положение Тихого
океана;
деятельности
человека, примеры
антропогенных
изменений, меры по
охране вод.
регулятивные:
выполнять задания
по предложенному
плану;
43
Индийский океан.
1
Комбини-
рованный
Географическое
положение. История
исследования. Рельеф дна
океана. Климат и воды.
объясняют: связь
между
географическим
положением,
природными
условиями,
освоением океана,
образование течений
и их влияние на
природу
прилегающей суши,
различие в природе
отдельных частей
каждого из океанов.
предметные:
определять по карте
географическое
положение
Индийского океана;
определять влияние
океана на природу
материков;
познавательные:р
аботать с текстом и
картами;
44
Атлантический
океан.
П/р № 15
«Изображение на
к/к шельфа
океана и видов
хозяйственной
деятельности на
нем»
1
Изучение
нового
материала
Роль океана в жизни
человечества. Особенности
компонентов природы
океана.
составляют:
краткую
географическую
характеристику
океанов на основе
разных источников
информации:
картографической,
статистической,
текстовой,
визуальной.
предметные:
определять по карте
географическое
положение
Атлантического
океана;
коммуникатив-
ные:
организовывать
сотрудничество в
процессе
совместной
деятельности;
45
Обобщение по теме
«Океаны»
1
Повторе-
ние и
Тестирование
обобще-
ние знаний
46
Северная
Америка 7ч.
Географическое
положение.
История открытия
и исследования
Северной Америки.
1
Изучение
нового
материала
Особенности
географического
положения материка.
История открытия и
исследования.
называют:
исследователей
Северной Америки и
результаты их
работы,
показывают:
элементы береговой
линии, формы
рельефа.
составляют:
характеристику ФГП
материка,
координаты крайних
точек,
протяженность с
севера на юг и с
запада на восток в
градусной мере и в
километрах.сравнив
ают: ФГП Северной
и Южной Америки.
предметные:
установить
географическое
положение
материка;
определит по карте
маршруты
исследователей;
познавательные:
устанавливать
соответствие между
объектами и их
функциями;
47
Рельеф и полезные
ископаемые.
1
Комбини-
рованный
Современный рельеф
материка. Закономерности
размещения крупных форм
рельефа и месторождений
полезных ископаемых.
называют и
показывают: связь
между
географическим
положением и
климатом материка.
определяют: по
климатической карте
температуру, кол-во
осадков, направление
ветров;описывают:с
ущественные
предметные:
давать определение
понятия «каньон»,
объяснять причины
различия в
строении рельефа и
характеризовать
закономерности в
размещении равнин
и гор;
признаки типов
климата.
48
Климат.
Внутренние воды.
П/р №16
«Характеристика
климата Северной
Америки»
1
Изучение
нового
материала
Влияние
климатообразующих
факторов на климат
материка. Положение
материка в климатических
поясах. Распределение
температур и осадков на
материке. Основные
речные и озерные системы.
определяют: по
климатической карте
температуру, кол-во
осадков, направление
ветров.
описывают:существ
енные признаки
типов климата.
характеризуют:
перемещение поясов
атмосферного
давления в течение
года, причины
влияния других
климатообразующих
факторов для
формирования типов
климата на
континенте.
предметные:
определять типы
климата по
климатограммам,
объяснять причины
разнообразия
климата в Северной
Америке;
познавательные:п
роводить сравнение
объектов по
заданным
критериям;
49
Природные зоны.
Изменение
природы
человеком.
1
Комбини-
рованный
Особенности размещения
природных зон на
материке. Своеобразие
компонентов природы.
Изменение природных зон
под влиянием
хозяйственной
деятельности человека.
называют и
показывают:
природные зоны
Северной Америки и
представителей
животного и
растительного мира.
составляют:
краткую
географическую
характеристику
природной зоны по
картам и другим
предметные:
давать определение
понятия «прерия»;
составлять по
географическим
картам и другим
источникам
информации
описание
природных зон;
познавательные:
работать с
различными
источникам
информации.
источниками
информации;
50
Население и страны
Северной Америки.
Канада.
1
Изучение
нового
материала
История заселения
Северной Америки.
Размещение населения на
материке. Особенность
политической карты
материка. Основные черты
природы, населения и
хозяйства Канады.
называют: основные
народы Северной
Америки и расы, к
которым они
принадлежат.
Исторические
причины их
формирования.
предметные:
характеризовать
население
иустанавливать
особенности
национального
состава населения
Северной Америки;
51
Соединенные
Штаты Америки.
Средняя Америка.
П/р №17
«Характеристика
одной из стран
Северной
Америки».
1
Комбини-
рованный
Особенности
географического
положения США и
Средней Америки.
Разнообразие природных
условий и природных
богатств региона.
Заселение и сложный
этнический состав.
Особенности материальной
и духовной культуры
населения США.
устанавливают:
связь между
географическим
положением,
природными
условиями,
ресурсами и
хозяйственной
деятельностью и
бытом населения
отдельных регионов
и стран Северной
Америки.
предметные:
выявлять
специфику
национального
состава населения
США; описывать
особенности
размещения
отраслей хозяйства;
52
Итоговый урок по
теме «Северная
Америка»
1
Повторе-
ние и
обобще-
ние знаний
Тестирование
53
Евразия 15ч.
Евразия:
географическое
положение и
история
исследования
материка
1
Изучение
нового
материала
Особенности
географического
положения Евразии.
История исследования
территории материка.
Вклад российских ученых в
изучение Центральной
называют:
исследователей
Евразии и результаты
их работы,
показывают:элемен
ты береговой линии,
формы рельефа.
предметные:
споставлять
географическое
положение Евразии
и Северной
Америки;
оценивать вклад
П/р №18 «ГП и
история открытия
и исследования
материка»
Азии.
составляют:
характеристику ФГП
материка,
координаты крайних
точек,
протяженность с
севера на юг и с
запада на восток в
градусной мере и в
километрах.сравнив
ают: ФГП Северной
Америки и Евразии.
русских ученых и
путешественников
в исследовании
Центральной Азии;
54
Рельеф и полезные
ископаемые.
1
Комбини-
рованный
Сложное строение рельефа
материка. Размещение
крупных форм рельефа и
месторождения полезных
ископаемых.
называют и
показывают: по
карте крупные
географические
объекты.
находить в картах
информацию для
объяснения:
происхождение
материка и
образование
крупнейших форм
рельефа, полезных
ископаемых.
предметные:
выявлять
взаимосвязи между
строением земной
коры и рельефом;
закономерности
размещения
равнин и горных
систем;коммуника
тив-ные:работать в
группах;
55
Климат Евразии.
П/р №19
«Сравнительная
характеристика
климата
отдельных
территорий
материка»
1
Комбини-
рованный
Распределение температур
и осадков на материке. В
каких климатических
поясах расположен
континент. Влияние
климата Евразии на жизнь
и хозяйство людей.
называют и
показывают: связь
между
географическим
положением и
климатом материка.
определяют:по
климатической карте
предметные:
объяснять причины
разнообразия
климата Евразии;
определять тип
климата по
климатограммам;
температуру, кол-во
осадков, направление
ветров.
56
Внутренние воды
Евразии.
1
Комбини-
рованный
Размещение крупных
речных систем. Питание и
режим крупных рек и озер.
Современное оледенение и
многолетняя мерзлота.
называют и
показывают:
крупные реки и
озера.
составляют:
краткую
географическую
характеристику
одной из рек по
картам и тексту
учебника.
выделяют и
объясняют:
наиболее
существенные
признаки водных
объектов,
особенности
питания, режима,
характера течения
рек.
предметные:
выявлять
зависимость
характера течения ,
типа питания и
режима рек от
рельефа и климата;
составлять
сравнительные
характеристики
рек, описания озер;
57
Природные зоны
Евразии.
1
Комбини-
рованный
Особенности размещения
природных зон и их
основные черты. Причины
различия высотной
поясности в горах.
называют и
показывают:
природные зоны
Евразии и
представителей
животного и
растительного мира.
составляют:
краткую
географическую
характеристику
предметные:показ
ывать на карте и
характеризовать
природные зоны
Евразии;
коммуникатив-
ные: участвовать в
коллективном
обсуждении;
природной зоны по
картам и другим
источникам
информации.выделя
ют, описывают и
объясняют:существе
нные признаки
природных зон
Евразии.
58
Население и
политическая
карта.
1
Изучение
нового
материала
Численность населения и
этносы. Различия в
плотности населения.
Языковые семьи народов
материка.
называют: основные
народы Евразии и
расы, к которым они
принадлежат.
Исторические
причины их
формирования.
определяют: по
карте районы
повышенной
плотности населения,
крупнейшие народы
материка, районы их
расселения, наиболее
крупные по площади
страны.
предметные:
работать с картой
народов; объяснять
разнообразие
этнического
состава населения
Евразии;
59
Страны Северной
Европы.
1
Комбини-
рованный
Общие черты
географического
положения и природы
Северной Европы. Страны,
входящие в регион.
Природа, население и
хозяйство
устанавливают:
связь между
географическим
положением,
природными
условиями,
ресурсами и
хозяйственной
деятельностью и
предметные:
давать определения
понятияй «фьорд»,
«морена»,
«моренный
рельеф»,
«Фенноскандия»;
определять по карте
положение стран
бытом населения
отдельных регионов
и стран Евразии
Северной Европы;
60
Страны Западной
Европы.
1
Комбини-
рованный
Географическое положение
и состав стран региона.
Особенности природы,
населения и хозяйства
Великобритании, Франции
и Германии.
определяют:
географическое
положение стран
Восточной Европы;
сравнивают природу
стран и черты
сходства и различия
в этническом составе
населения.
предметные:
определять
географическое
положение стран
Западной Европы;
сравнивать природу
региона;
61
Страны Восточной
Европы. Украина.
1
Комбини-
рованный
Географическое
положение. Состав стран
региона. Этнический
состав населения. Виды
хозяйственной
деятельности.
определяют:
географическое
положение стран
Восточной Европы,
находят: черты
сходства и различия
в этническом составе
населения.
предметные:
определять
географическое
положение стран
Восточной Европы;
находить сходства
и различия в
этническом
составе;
62
Страны Южной
Европы. Италия.
1
Комбини-
рованный
Географическое положение
и состав стран региона.
Основные черты природы.
Сходство и различия в
населении и хозяйстве
стран.
определяют:
географическое
положение стран
Южной Европы и ее
крупных городов.
устанавливают:
общие черты
развития в природе и
хозяйстве.
предметные:
определять
географическое
положение стран
Южной Европы и
ее крупных
городов; составлять
комплексную
характеристику
стран;
63
Страны Юго-
Западной и
1
Комбини-
рованный
Географическое положение
и состав стран региона.
дают определения
основным
предметные:
выявлять различия
Центральной Азии.
Основные черты природы
региона. Состав населения
и его размещение по
территории.
понятиям: «самум»,
«вади».
характеризуют:
историко-культурные
особенности стран
Юго-Западной Азии.
в природных
условиях, составе
населения и
хозяйственной
деятельности;
64
Страны Восточной
Азии. Китай.
Япония.
1
Комбини-
рованный
Географическое положение
стран Восточной Азии.
Своеобразие природы и
богатств. Различия между
Восточным и Западным
Китаем. Специфика
японского этноса. Развитие
промышленности,
сельского хозяйства и
транспорта Японии.
устанавливают:
связь
географического
положения, природы,
особенностей
национального
характера в странах
Восточной Азии.
предметные:
определять
географическое
положение стран
региона;
характеризовать
природные ресурсы
и выявлять
особенности
размещения
населения;
65
Страны Южной
Азии. Индия.
1
Комбини-
рованный
Состав стран Южной Азии.
Этнический состав
населения и своеобразие
его материальной и
духовной культуры.
Особенности природы и
хозяйства Индии.
объясняют: по карте
размещение
сельскохозяйственны
х культур на
территории Индии в
зависимости от
особенностей
климата.
предметные:
составлять
комплексное
описание Индии;
работать с атласом
и контурными
картами;
66
Страны Юго-
Восточной Азии.
Индонезия.
1
Комбини-
рованный
Состав стран региона.
Влияние природных
условий на хозяйственную
деятельность населения.
Этнический состав
региона. Особенности
островной страны-
составляют: по
картам и другим
источникам
информации
комплексное
описание страны;
сравнивают: страны
предметные:
группировать
страны по степени
развития хозяйства;
описывать
особенности
природы, населения
Индонезии.
и оценивают степень
развития хозяйства
стран, выявляют
опасные природные
явления на
территории стран.
и хозяйства
региона;познавате
льные:искать и
отбирать
необходимую
информацию в
учебных и
справочных
пособиях;
67
Итоговый урок по
теме «Евразия»
1
Повтре-
ние и
обобще-
ние знаний
Тестирование
VI. Земля-наш дом(3ч)
68
Взаимодействие
человеческого
общества и
природы.
П/р №20 «Защита
проекта
заповедника или
национального
парка в пределах
любого материка»
1
Изучение
нового
материала
Экология, геоэкология,
экологический кризис,
исчерпаемые и
неисчерпаемые ресурсы.
Масштабы экологических
проблем.
приводят примеры:
исчерпаемых и
неисчарпаемых
природных ресурсов;
объясняют:
причины глобальных
и региональных
экологических
проблем.
предметные: дать
определение
понятий
«ритмичность»,
«географическая
зональность» и
«целостность»
географической
оболочки;
69
Изменение
природы
1
Комбини-
рованный
Природопользование и его
виды. Главные
классифицируют:
природные ресурсы и
предметные:
давать определение
хозяйственной
деятельностью
человека
загрязнители окружающей
среды. Ноосфера.
виды
природопользования;
составляют:
определения понятий
экологического ряда.
понятий
«природные
богатства»,
«географический
прогноз»; выделять
параметры
рационального и
нерационального
природопользова-
ния;
70
Итоговый контроль
«География
материков и
океанов»
1
Повторе-
ние и
обобще-
ние знаний
Тестирование