Напоминание

"Квест-технология как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Любовь Владимировна Щеглова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ДС №3 "РАДУГА"
Населённый пункт: город Тында Амурская область
Наименование материала: проект
Тема: "Квест-технология как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«Квест-технология как форма организованной

образовательной деятельности

по формированию элементарных математических

представлений

в условиях реализации ФГОС ДО»

Разработал:

старший воспитатель

Щеглова Л.В.

Тында

2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«Квест-технология, как форма организованной

образовательной деятельности

по формированию элементарных математических

представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Разработал:

старший воспитатель

Щеглова Л.В.

Тында

2020

1. Паспорт проекта

Наименование

проекта

«Квест-технология, как форма организованной

образовательной

деятельности

по

формированию

элементарных

математических

представлений

в

условиях реализации ФГОС ДО»

Адресация

проекта

Педагогический коллектив МДОБУ ДС №3

Г.ТЫНДЫ

Участники

проекта

Педагоги,

специалисты,

родители,

воспитанники

старших групп

МДОБУ ДС №3

Г.ТЫНДЫ

Цель проекта

Формирование

готовности

педагогов

к

применению в

образовательной деятельности

по

формированию

элементарных

математических

представлений

Квест-технологии

в

условиях

реализации ФГОС ДО.

Задачи проекта

Сформировать у педагогов ДОУ представления о

Квест- технологии.

Сформировать

информационную

культуру

педагогов, формировать готовность педагогов к

применению

в

образовательном

процессе

квестов

для

активизации

познавательной

деятельности дошкольников.

Содействовать

практическому

освоению

навыков

проектирования

образовательной

деятельности с применением Квест-технологии.

Обучить

педагогический

коллектив

теоретическим и практическим основам квест-

технологии;

развить

творческие

умения

и

навыки,

способствующих

формированию

эффективного образовательного квеста;

Создать

условия

для

профессионального

взаимодействия педагогов в рамках участия в

Квест- игре.

Сроки реализации

Долгосрочный.

Октябрь 2019 года – Апрель 2020 года

Вид проекта

Практико-ориентированный

Автор проекта

Старший

воспитатель

МДОБУ

ДС

№3

Г.ТЫНДЫ Щеглова Л.В.

2. Описание проекта:

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в

игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка

дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум

и

волю

ребенка,

глубоко

затрагивает

его

чувства,

повышает

жизнедеятельность

организма,

способствует

физическому

развитию.

Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в

процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой

информации.

Перед

педагогами

ДОУ

встал

вопрос:

«Как

заинтересовать,

активизировать детей в образовательной деятельности по формированию

элементарных

математических

представлений?

Как

преподнести

познавательный материал так, чтобы дети даже и не догадывались, что их

обучают, воспитывают?». Начался этап поиска эффективных форм

образовательной

деятельности

детей,

который

осуществлялся

в

совместной работе педагогов через создание творческих групп по

интересам:

одни

разрабатывают

документацию,

регламентирующую

процесс творческой деятельности; другие - осуществляли поиск по

литературным источникам и в сети Интернет. Более опытные педагоги

разрабатывают систему мероприятий по заинтересовавшей технологии. И

наш выбор пал на популярные игровые «квесты», в которых задействуется

одновременно и интеллект участников, их физические способности,

воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и

наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка

памяти

и

внимания,

это развитие

аналитических

способностей и

коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с

другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг

за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского

коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-

родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители

становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ,

укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский

сад-семья.

Квест-игры

одно

из

интересных

средств,

направленных

на

самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой,

физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является

основным требованием ФГОС ДО.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих

и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью

погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и

активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее

хорошей игры? Квест не только позволяет каждому участнику проявить

свои

знания,

способности,

но

и

способствует

развитию

коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует

общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах

присутствует

элемент

соревновательности,

а

также

эффект

неожиданности

(неожиданная

встреча,

таинственность,

атмосфера,

декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей,

развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять квесты

по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от

традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки

образовательного пространства.

3. Структура проекта

Одной из ключевых задач дошкольного образования

на

сегодняшний день

является реализация Федерального Государственного

Образовательного Стандарта.

Актуальность выбора темы проекта обусловлена тем, что

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к

обновлению содержания дошкольного образования на современном этапе -

это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс

ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках

интеграции

образовательных

областей,

что

полностью

соответствует

современным требованиям ФГОС ДО.

Нами была обозначена проблема поиска эффективных игровых

технологий, способствующих не только математическому развитию старших

дошкольников, но и взаимодействию всех участников образовательного

процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников

реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это

противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных

методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких

форм является обучение детей с помощью специально созданных условий,

правильно

подобранного

обучающего

материала,

дидактических

игр.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей

дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не

только

непосредственный

практический

результат,

но

и

широкий

развивающий аспект.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал

мыслительных

процессов,

вырабатывается

мотивация

предметно-

операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения.

Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца

свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы

познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития

ребенка в будущем. А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие

интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются

должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть

возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается

трудно или вовсе невозможно.

Новизна данной разработки складывается из анализа литературных

источников, которые показали, что в последние несколько лет широкое

распространение

в

педагогической

практике

получили образовательные квест-игры, которые

способствуют развитию

активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых

поисковых задач.

Результатом выбора данной технологии, как формы организации

образовательной деятельности на занятиях познавательного цикла, а именно

в

образовательной

деятельности

по

формированию

элементарных

математических

представлений,

становится

создание

условий

для

совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию

мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,

физического и художественно - эстетического развития детей в игровой

форме.

Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно

организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО.

Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей

в ДОУ, в ходе которой:

дети действуют в условиях обогащенной

образовательной

среды;

интегрируется

содержание

различных

образовательных

областей.

Используются

возможности

ИКТ;

комбинируются

разные виды детской деятельности и формы работы с

детьми;

решаются образовательные задачи в совместной деятельности

взрослого и детей, а так же самостоятельной деятельности дошкольника.

Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом,

так

как

нацелена

на

развитие

индивидуальности

ребенка,

его

самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде

всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со

взрослым открывает новый практический опыт.

Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и

привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить

основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы

обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса

необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения

квест-игр в образовательный процесс.

Цель:

формирование

готовности

педагогов

к

применению

в

образовательной

деятельности

по

формированию

элементарных

математических представлений Квест-технологии в условиях реализации

ФГОС ДО.

Задачи:

1.

Сформировать

у

педагогов

ДОУ

представления

о

Квест-

технологии.

2.

Сформировать

информационную

культуру

педагогов,

формировать готовность педагогов к применению в образовательном

процессе

квестов

для

активизации

познавательной

деятельности

дошкольников.

3.

Содействовать

практическому

освоению

навыков

проектирования образовательной деятельности с применением Квест-

технологии.

4.

Обучить

педагогический

коллектив

теоретическим

и

практическим основам квест-технологии; развить творческие умения и

навыки, способствующих формированию эффективного образовательного

квеста;

5.

Создать

условия

для

профессионального

взаимодействия

педагогов в рамках участия в Квест - игре.

4. Этапы проекта

№ Этап

Сроки

Мероприятия

1.

Подготовительный

этап

Октябрь

2019 г

1. Выявление проблемы «Поиск эффективных

игровых технологий, способствующих не

только математическому развитию старших

дошкольников, но и взаимодействию всех

участников образовательного процесса в

соответствии с требованиями ФГОС ДО»

2. Определение цели, задачи для реализации

поставленной цели.

3. Фиксация начального уровня

представления о квест-технологии, через

анкетирование педагогического состава

«Мотивационная готовность педагогического

коллектива к инновационной деятельности».

4. Создание творческой группы .

2.

Организационный.

Ноябрь

2019

1.Практикум «Квест – игра: современные

игровые технологии в ДОУ».

2. Мастер-класс «Квест-технология как

инновационная модель обучения»

3. Мастер-класс для педагогов «5 шагов к

освоению Квеста».

4. Консультации и рекомендации:

«Классификация квестов»;

«Принципы построения квестов для

детей дошкольного возраста»

«Структура квеста»

«Алгоритм организации и проведения

квеста»

«Достоинства квестов для детей

дошкольного возраста»

«Квест-игра как форма организованной

образовательной деятельности на

занятиях по ФЭМП»

«Математические квесты»

«Квест-карты по ФЭМП»

3

Формирующий

этап

Декабрь

2019 г

-

Март

2020 г

1.

Разработка и проведение Квест-игр в

организованной образовательной

деятельности по ФЭМП в разных

возрастных группах.

2.

Пополнение предметно-развивающей

среды.

3.

Создание картотеки «Математических

квестов для ДОУ»

4.

Разработка консультаций и

рекомендаций для педагогов и

родителей.

4

Заключительный

или итоговый

Апрель

2020 г

1. Фиксация

итогового

уровня

представления о квест-технологии.

2. Создание

сборника

методических

рекомендаций

по

использование

квест-технологии в образовательной

деятельности по ФЭМП.

3.Создание картотеки математических

квестов для разных возрастных групп.

4. Обобщение

опыта

использования

математических

квестов

в

образовательной

деятельности

на

совете педагогов ДОУ.

5.Презентация реализации проекта на

сайте

ДОУ

и

в

СМИ.

5.Ожидаемый результат

Создание сборника методических рекомендаций (описание технологий

и содержание игр, конспекты мероприятий).

Использование

педагогами

квест-технологии

при

организации

образовательной деятельности.

Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Формирование положительных тенденций в формировании социально

развитой,

коммуникативной

личности

дошкольника

за

счет

органического единства воспитательного и образовательного процесса.

Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений

педагогов

и

родителей

в

области

применения

инновационных

технологий, приемов и методов.

Взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса.

6.Социальная значимость проекта

Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств

личности ребёнка, отвечающих требованию информационного общества,

раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.



В раздел образования