Автор: Бельская Гульнара Хасановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7
Населённый пункт: г.Снежинск Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок.
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла
сказок, стихов, рассматривание картинок»
Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла
сказок, стихов, рассматривание картинок наиболее существенное
значение имеет развитие речи и мышления.
Конкретными задачами в этом возрасте являются:
1. дальнейшее развитие понимания назначений предметов, действий,
качеств, целых предложений и небольших рассказов;
2. развитие наглядно-действенного мышления, развитие обобщения
предметов и действий; развитие ориентировочно-познавательной
деятельности
3. дальнейшее развитие подражания сначала отдельных слов,а затем и
предложений:
4. обогащение активного словаря и формирование в речевом общении;
5. формирования у ребенка внимания слушать речь взрослого, выполнять
словесные поручения, отвечать на вопросы воспитателя;
6. расширение ориентировки в окружающем (формировать у
детей умение различать и называть окружающие предметы и их основные
свойства - цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные
признаки, овощи, различать
понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.)
Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно
устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием.
При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела,
одежды и т. п.
На протяжении второго года с детьми в основном следует говорить о том,
что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6
месяцев можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на
прогулке.Употреблять слова необходимо в разных связях и
сочетаниях: «Кошка спит, и девочка тоже спит», Это
обогащает смысловое содержание слов. Помогает сравнивать и обогащать.
Нужно не столько развивать понимание, но и обязательно учить ребенка
говорить.
Для развития активной речи у ребенка необходимо совершенствовать у
ребенка способность подражать слышимым словам, простым предложениям.
Надо формировать у него умение слушать и воспроизводить слышимое.
Для этого в течение трех месяцев следует стимулировать лепет ребенка,
устанавливая с ним перекличку звуками, вызывать подражание легким
звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («шу-у, полетели,
да-да», формировать умение по просьбе взрослого повторять и отвечать
«дождик кап-кап, «как часики тикают?» если ребенок молчит,то дать
образец ответа: «скажи: тик-так!». Для того чтобы вызвать у ребенка
подражание слов,можно называть ему облегченные слова: «биби» -
машина, «куп-куп» - купаться, «ав-ав» - собачка и тд., но такие слова нужно
произносить всегда в сопровождении правильных (например: «Ляля спит-
бай-бай». Как только ребенок начинает подражать облегченным словам
(примерно с 1 года 3-4 месяцев, в общении с ним надо перейти к обычной
правильной речи.
К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными
словесными поручениями, давая образец для подражания; «пойди, позови
Дашу.Скажи: Сережи, иди гулять!».
Часто речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам
вызывает у него потребность обращаться к взрослому по аналогичным
поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено,
но обязательно выражено словами и использовано для формирования
активной речи. В этом возрасте более эффективной является
индивидуально обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень
развития ребенка.
Занятия по развитию речи
Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми
второго года провожу следующие занятия:
1. показ предметов с названием их;
2. организованное наблюдение за
животными, рассматривание предметов повседневной обстановки;
3. показ действий с игрушками;
4. показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и
действия;
5. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания
типа «гуси-гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!
6. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи,
как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений
(«принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то», занятия по развитию
подражания речи др.
При проведении занятий большую роль играет эмоциональная
выразительность голоса воспитателя. Я стараюсь общаться с детьми
взглядом, улыбкой, разделяя их радость, часто обращаюсь, называя их детей
по имени. Слежу за поведением детей и еще раз повторяю то, что очень
нравится детям или то, что они не поняли.
Показывая игрушки, часто вынимаю из мешочка, и расставляю перед
ними на столе. Для занятий подбираю игрушки, сходные которыми дети
играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки подбираю
такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок,
собачка и т. п.)
Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко
различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче
различать по названию и виду, например собачка («ав-ав») и куколку
(«Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова,
как «баба» (матрешка) и «га-га» (гусь, или отличить петушка от курочки.
Число предметов или картинок, показываемых на одном занятии,
постепенно, по мере различения их детьми, увеличивается до 10.
Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении
слушать и смотреть,перехожу к новым задачам: формирую у детей умение
узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида
(размер, окраска и другие признаки, развиваю обобщение и вызываю
подражание звукам и легким простым словам, называть знакомые предметы
«Скажи, кто (или что) это? Как кричит?», т. е. развиваю активную речь
ребенка.
После нескольких показов тех или других предметов привлекаю
внимание детей к различным действиям с ними. В конце показа разрешаю
детям тут же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных
действий разговариваю с каждым ребенком, спрашивая, что он принес или
вынул из мешочка, как лает собачка, как кудахчет курочка,предлагая
повторить: «скажи: ко-ко».
Формируя у детей умение, слушать, надо приучать их сидеть спокойно.С
этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: «А
теперь, дети, послушайте, что я вам скажу».
Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий
усложняются.
Увеличивается количество показываемых объектов и действий,
устанавливаются элементарные связи между ними. Детям показывают
несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например; собачка
ушибла лапку, надо ее смазать зеленкой, завязать; Катя пошла, гулять, стала
кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе
показа детям предлагаю кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по
ходу действия.
Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов («Катя
пришла в детский сад», коротких стихов («Игрушки» А. Барто,
проведение бесед-рассказов без иллюстрации о том, с чем дети много раз
встречались в своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие
игрушки есть дома). Усложняются занятия с картинками. Например, детям
даю парные картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных
действия (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка
большая и маленькая, предлагаю найти
соответствующие картинки, сказать, что на них изображено.