Напоминание

Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок.


Автор: Бельская Гульнара Хасановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7
Населённый пункт: г.Снежинск Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла

сказок, стихов, рассматривание картинок»

Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла

сказок, стихов, рассматривание картинок наиболее существенное

значение имеет развитие речи и мышления.

Конкретными задачами в этом возрасте являются:

1. дальнейшее развитие понимания назначений предметов, действий,

качеств, целых предложений и небольших рассказов;

2. развитие наглядно-действенного мышления, развитие обобщения

предметов и действий; развитие ориентировочно-познавательной

деятельности

3. дальнейшее развитие подражания сначала отдельных слов,а затем и

предложений:

4. обогащение активного словаря и формирование в речевом общении;

5. формирования у ребенка внимания слушать речь взрослого, выполнять

словесные поручения, отвечать на вопросы воспитателя;

6. расширение ориентировки в окружающем (формировать у

детей умение различать и называть окружающие предметы и их основные

свойства - цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные

признаки, овощи, различать

понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.)

Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно

устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием.

При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела,

одежды и т. п.

На протяжении второго года с детьми в основном следует говорить о том,

что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6

месяцев можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на

прогулке.Употреблять слова необходимо в разных связях и

сочетаниях: «Кошка спит, и девочка тоже спит», Это

обогащает смысловое содержание слов. Помогает сравнивать и обогащать.

Нужно не столько развивать понимание, но и обязательно учить ребенка

говорить.

Для развития активной речи у ребенка необходимо совершенствовать у

ребенка способность подражать слышимым словам, простым предложениям.

Надо формировать у него умение слушать и воспроизводить слышимое.

Для этого в течение трех месяцев следует стимулировать лепет ребенка,

устанавливая с ним перекличку звуками, вызывать подражание легким

звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («шу-у, полетели,

да-да», формировать умение по просьбе взрослого повторять и отвечать

«дождик кап-кап, «как часики тикают?» если ребенок молчит,то дать

образец ответа: «скажи: тик-так!». Для того чтобы вызвать у ребенка

подражание слов,можно называть ему облегченные слова: «биби» -

машина, «куп-куп» - купаться, «ав-ав» - собачка и тд., но такие слова нужно

произносить всегда в сопровождении правильных (например: «Ляля спит-

бай-бай». Как только ребенок начинает подражать облегченным словам

(примерно с 1 года 3-4 месяцев, в общении с ним надо перейти к обычной

правильной речи.

К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными

словесными поручениями, давая образец для подражания; «пойди, позови

Дашу.Скажи: Сережи, иди гулять!».

Часто речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам

вызывает у него потребность обращаться к взрослому по аналогичным

поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено,

но обязательно выражено словами и использовано для формирования

активной речи. В этом возрасте более эффективной является

индивидуально обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень

развития ребенка.

Занятия по развитию речи

Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми

второго года провожу следующие занятия:

1. показ предметов с названием их;

2. организованное наблюдение за

животными, рассматривание предметов повседневной обстановки;

3. показ действий с игрушками;

4. показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и

действия;

5. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания

типа «гуси-гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!

6. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи,

как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений

(«принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то», занятия по развитию

подражания речи др.

При проведении занятий большую роль играет эмоциональная

выразительность голоса воспитателя. Я стараюсь общаться с детьми

взглядом, улыбкой, разделяя их радость, часто обращаюсь, называя их детей

по имени. Слежу за поведением детей и еще раз повторяю то, что очень

нравится детям или то, что они не поняли.

Показывая игрушки, часто вынимаю из мешочка, и расставляю перед

ними на столе. Для занятий подбираю игрушки, сходные которыми дети

играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки подбираю

такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок,

собачка и т. п.)

Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко

различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче

различать по названию и виду, например собачка («ав-ав») и куколку

(«Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова,

как «баба» (матрешка) и «га-га» (гусь, или отличить петушка от курочки.

Число предметов или картинок, показываемых на одном занятии,

постепенно, по мере различения их детьми, увеличивается до 10.

Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении

слушать и смотреть,перехожу к новым задачам: формирую у детей умение

узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида

(размер, окраска и другие признаки, развиваю обобщение и вызываю

подражание звукам и легким простым словам, называть знакомые предметы

«Скажи, кто (или что) это? Как кричит?», т. е. развиваю активную речь

ребенка.

После нескольких показов тех или других предметов привлекаю

внимание детей к различным действиям с ними. В конце показа разрешаю

детям тут же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных

действий разговариваю с каждым ребенком, спрашивая, что он принес или

вынул из мешочка, как лает собачка, как кудахчет курочка,предлагая

повторить: «скажи: ко-ко».

Формируя у детей умение, слушать, надо приучать их сидеть спокойно.С

этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: «А

теперь, дети, послушайте, что я вам скажу».

Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий

усложняются.

Увеличивается количество показываемых объектов и действий,

устанавливаются элементарные связи между ними. Детям показывают

несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например; собачка

ушибла лапку, надо ее смазать зеленкой, завязать; Катя пошла, гулять, стала

кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе

показа детям предлагаю кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по

ходу действия.

Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов («Катя

пришла в детский сад», коротких стихов («Игрушки» А. Барто,

проведение бесед-рассказов без иллюстрации о том, с чем дети много раз

встречались в своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие

игрушки есть дома). Усложняются занятия с картинками. Например, детям

даю парные картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных

действия (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка

большая и маленькая, предлагаю найти

соответствующие картинки, сказать, что на них изображено.



В раздел образования