Напоминание

Виды сенсорных игр для детей с расстройствами аутистического спектра


Автор: Копина Юлия Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Реутов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Виды сенсорных игр для детей с расстройствами аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорные игры для детей с РАС

Как играть с аутичными детьми

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что

коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на

первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от

контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую,

а

может

быть,

и

в

индивидуальную

игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы

подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из

реальных

возможностей

и

необходимости.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным

ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только

в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его

интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к

гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр,

которые

могут

прийтись

«по

вкусу»

вашему

ученику.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее

проведения.

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать

ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть

самыми

разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные,

двигательные, обонятельные, вкусовые.

– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание

друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья

опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их

различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений,

ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого

махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и

различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные

бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с

другим человеком);

– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма

движений – ходьба, бег, танцы);

– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные

запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до

запаха деревянного забора и стальной перекладины);

– вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные

продукты питания и блюда).

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма

проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие

закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный

компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет

актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к

предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой

предмет создан. Развивая эту мысль, предположим, что для такого

ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой

абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При

этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства,

которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх

журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом

страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него

пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках

приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение

стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и

материалы по возможностям их использования, действует с ними, не

учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального

порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает

различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и

кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение

предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой

возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не

проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности

аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется

игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели,

одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Приходилось

наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытался

согнуть приборы из кукольной посуды, но не использовал их по

прямому назначению.

Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь

вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто

окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества,

отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир

светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей

силой, побуждающей ребенка на более активное исследование

окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и

союзника.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным

ребенком станет обучение различным формам взаимодействия,

расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких

стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных

ситуаций и вариантов одной и той же ситуации. Для того чтобы

педагог получил представление о ходе дальнейшей работы, при

описании игр кратко упомянуты возможные варианты их развития

(использование разнообразных материалов, внесение элементов

сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни

и т.д.).

Виды сенсорных игр

Игры с красками

Цветная вода

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных

пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может

быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой.

Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный,

желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета

ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и

разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия,

постарайтесь

привлечь

внимание

ребенка,

внесите

элемент

«волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую

краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что

получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно

следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого

слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с

чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и

красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого —

зеленый, из красного и синего — фиолетовый.

Яркие

ощущения

может

подарить

процесс

рисования

акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на

пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для

акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку,

пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и

осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но

без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся

нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с

ребенком!

Игры с водой

Переливание воды

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к

раковине

стул.

Возьмите

пластиковые

бутылки,

пузырьки,

стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их

водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь

— полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Открывай! – Закрывай!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем

подставьте

ладонь

под

вытекающую

из

горлышка

струю.

Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как

ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка

использовать обращения, называть вас по имени), открывай!" Вот,

открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий

раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть

воду.

Озеро

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором

плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много

воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки —

маленькие утята. "Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за

мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

Игры с мыльными пузырями

Мыльные пузыри

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию

пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька

разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно

обговорив с ребенком цель) коктельную трубочку или сверните и

склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого

пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным

дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус —

прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок

не будет прикусывать или перегибать трубочку).

Пенный замок

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для

мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную

трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким

бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся

пузырей.

Предложите

ребенку

подуть

вместе

с

вами,

затем

самостоятельно.

Поставьте

внутрь

пены

пластмассовую

или

резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.

Игры со свечами

Приготовьте набор свечей — обычную длинную, плавающие свечи,

маленькие свечки для именинного торта.

Подуем на огонек

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка

горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться —

тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите

подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас

огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок

попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия

задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

Праздник на воде

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько

плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной с

прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в

воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно

поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Холодно - горячо

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи,

обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой.

Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного

масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя — горячо! Можно

обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед

тает».

Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

Занятие проводится на кухне.

Прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и

пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие

улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои

ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели

пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга —

немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной

емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание

ребенка на извлекаемый при этом звук.

Разложи по тарелочкам

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите

ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным

тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай

разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом,

глиной)

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка

некоторым навыкам работы с ними:

Мнем и отщипываем.

Надавливаем и размазываем.

Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

Режем на кусочки.

Пластилиновые картинки

При

создании

пластилиновых

картинок

используются

методы

надавливания и размазывания. Таким простым способом можно

быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина:

размажьте

по

картону

зеленый

пластилин

это

«травка»,

отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и

прилепите их — получилась «полянка с ягодками». Таким же

способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом

картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками и

т.д.

Приготовление еды

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета —

получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками»

или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики

воткнуть

палочки

(можно

использовать

«ушные

палочки»,

предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы

«чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем

«колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин —

выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-

коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из

кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог,

вставить свечку и организовать «День рождения».

Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь

«сажайте овощи», для этого можно использовать крупы — так, горох

станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная

мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчи-

ки»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться

вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других

овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке

— «цветочки» из мозаики.

Игры со звуками

Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на

них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу

двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к

звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

Постучим, погремим

Извлекайте

разнообразные

звуки

из

предметов:

постучите

деревянными

(или

металлическими)

ложками

друг

о

друга,

проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по

стеклу.

Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки —

погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития

аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и

мелодии

способно

помочь

«растормозить»

его

речь,

развить

подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

хлопки в ладоши;

топанье ножками;

прыжки в определенном ритме;

танцы;

проговаривание текстов стихотворений;

пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с

аутичным ребенком предполагает:

Сопровождение текста движениями;

Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка

будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка

неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте

терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый

проявит инициативу.

Тормошение, возня

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является

инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться,

обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

Догоню – догоню, поймаю - поймаю

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает.

Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует

догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного

ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности

действий.

Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные

движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею:

«Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку

возможность победно наступить на змейку ногой.

Самолетик

Покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем

опустите на диван или на пол—«Приземлились...»



В раздел образования