"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся"
Автор: Чумакина Людмила Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся" Раздел: начальное образование
Ф.И. О. автора: Чумакина Людмила Ивановна.
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
Мониторинг результатов.
В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов второго
поколения указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных
программ,
которые
структурируются
по
ключевым
задачам
общего
образования
и
включают в себя:
1. Предметные результаты.
2. Метапредметные результаты.
3. Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников
начальной
школы,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности.
Работая по
комплекту «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
Мониторинг результатов» даёт большую возможность формированию указанных выше
личностных
результатов,
а
мониторинг
позволяет
оценить
личностные
результаты
освоения
учащимися
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Работа по данному направлению началась в 2013-2014 учебном году в 1-а классе,
обучающемуся по Развивающей системе Л.В. Занкова.
Направления мониторинга:
1. Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся.
2.
Исследование
целостной
развивающей
образовательной
среды
в
образовательном
учреждении.
3.
Исследование
взаимодействия
образовательного
учреждения
с
семьями
воспитанников в рамках реализации воспитательной программы.
Работа
по
духовно-нравственному
воспитанию
проводилась
в
рамках
воспитательной работы с классом и включала в себя следующие этапы и содержание
деятельности.
Этапы исследования:
Этап 1. Контрольный этап исследования проводится в начале учебного года (1-ая
четверть).
Содержание деятельности:
1. Выполнение учащимися упражнений:
Упражнение № 1. Методика Государственные символы»
Упражнение № 2. Методика «Нравственные качества»
Упражнение № 3. Методика «Как поступить?»
Упражнение
№
4.
Методика
«Я
и
школа»
Упражнение № 5. Методика «Я и природа»
Упражнение № 6 Методика «Мне нравится»
2. Оценка учителем образовательной среды.
3. Оценка учителем характера взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Корректировка годового плана воспитательной работы.
Этап 2. Формирующий этап исследования (2-ая, 3-я четверти).
Реализация в классе основных направлений Программы, выполнение и
корректировка Плана воспитательной работы.
Учитывая
результ аты контрольного
этапа
исследования,
обозначились
приоритетные направления деятельности - сформированность нравственных привычек,
сформированность
эстетических интересов, сформированность
внутренней позиции
младшего школьника. Именно на повышение уровня сформированности этих параметров
и была направлена
воспитательная работа в классе через индивидуальные и групповые
беседы, консультации, классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия, работу с
родителями.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования проводится в конце учебного года
(4-ая четверть).
Содержание деятельности:
1. Выполнение учащимися упражнений:
Упражнение № 7. Методика «Знание Государственной символики»
Упражнение № 8. Методика «Наши поступки»
Упражнение
№
9.
Методика
«Нравственные
привычки»
Упражнение
№
10.
Методика
«Я
-
школьник»
Упражнение № 11. Методика «Забота о природе»
Упражнение № 12 Методика «Я хотел бы…»
2. Анализ годового Плана воспитательной работы.
3. Составление индивидуальных характеристик учащихся для родителей.
4. Составление отчётных материалов.
Данные упражнения входят в конкретный блок и определяют параметр исследования.
Упражнения № 1, № 7 – блок 1, параметр 1 «Знание основных символов государства».
Упражнения № 2, № 8 – блок 2, параметр 1 «Знание моральных норм и нравственных
качеств личности».
Упражнения № 3, № 9 – блок 2, параметр 2 «Сформированность нравственных
привычек».
Упражнения № 4, № 10 – блок 3, параметр 1 «Сформированность внутренней позиции
младшего школьника».
Упражнения № 5, № 11 – блок 4, параметр 1 « Знание правил поведения на природе и
бережного отношения к окружающей среде».
Упражнения № 6, № 12 – блок 5, параметр 1 «Сформированность эстетических
интересов».
Итоги
контрольного и
интерпретационного этапов исследования позволили
определить
уровни
сформированности
социального
развития,
нравственной
сферы,
отношения к учению и труду, к природе и окружающей среде, эстетическое развитие
учащихся 1-а класса (см. таблицу «Итоги. Мониторинг результатов»). Средний уровень
класса
определялся
в
соответствии
с
критериями
оценки
сформированности
знаний,
умений, правил, норм, интересов, которые показали учащиеся индивидуально. В каждом
блоке оценка осуществлялась по четырём уровням:
«Высокий уровень»
«Достаточный уровень»
«Недостаточный уровень»
«Не справился».
Количество баллов, соответствующих определённому уровню в блоках, различно.
Итоги. Мониторинг результатов.
интересов»
точный
точный
Мониторинг позволил проследить положительную динамику нравственного
развития учащихся в течение учебного года, сравнивая результаты исследования на
начало и конец 2013-2014 учебного года.
Результативностью следует считать и другие показатели:
Посещение занятий внеурочной деятельности, ДТО, кружков, секций – 100%;
Активное участие и победы воспитанников в олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях различных уровней;
Активное участие родителей в мероприятиях различных уровней;
Сотрудничество класса с организациями культуры, детского творчества города:
Музейный ресурсный центр, «Городской дворец культуры и кино «Русь»,
«Молодёжный центр», «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского»,
«Многофункциональный молодёжный центр «Современник»;
Благоприятный климат в коллективе.
Проанализировав воспитательную работу в 1-а классе за 2013-2014 учебный год,
учитывая
результаты
исследования
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
учащихся, определены приоритетные направления воспитательной работы во 2-а классе,
запланированы
основные
мероприятия
с
воспитанниками
и
родителями
по
данному
направлению.
Направления воспитательной работы 2-а класса в 2014-2015 учебном году:
Формирование гражданско-правового осознания
Формирование духовно-нравственных качеств
Культурно-творческое и эстетическое воспитание
Социокультурное воспитание
Формирование коммуникативной культуры
Воспитание экологической культуры.
Классные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию:
1. Классный час - ролевая игра «Коллектив начинается с тебя"
Методика «Мои обязанности и дела в коллективе»
2. Классный час-диалог «История гимназии – жизнь каждого из нас»
Методика «Дела класса, жизнь в школе»
3. Классный час «Устав школы – это закон нашей жизни»
Методика «Правила поведения»
4. Классный час - доброе дело «Сохраним природу!»
Методика «Окружающий мир»
5. Классный час – диспут «Легко ли быть мамой?»
Методика «Мои домашние обязанности»
6. Классный час -интеллектуальная игра «По планетам знаний»
Методика «Интерес к учению»
7. Классный час-ролевая игра «Я живу в семье»
Методика «Чувства и поступки»
8. Классный час -интеллектуально-познавательная игра «Поле чудес» (День птиц)
Методика «Я и окружающая среда»
9. Классный час – дискуссия «Защита мира - обязанность каждого человека нашей
страны»
Методика «Что я знаю о государственных символах»
10. Классный час «Как стать общительным»
Методика «Мои увлечения»
11. Классный час – защита проектов «Красота спасёт мир» (Всемирный день красоты)
Методика «Береги красоту»
12. Классный час – дискуссия «Вот и стали мы на год взрослее…»
(итоги прошедшего учебного года)
Методика «Моё свободное время»
Родительское собрание:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» (ноябрь, 2014г.)
«Успех семейного воспитания: общение как основной фактор воспитания в семье,
формирование толерантного поведения в семье» (январь, 2015г.)
Мероприятия: дети + родители:
Познавательно-игровая программа «Согласие да лад – в семье клад»
Классный час – диалог: «Настоящий мальчишка - какой он?»
Праздничная программа «Новогодняя сказка»
Празднично-игровая программа, посвященная Международному женскому дню 8
марта «При солнышке тепло, при матери добро»
Спортивно-интеллектуальная программа, посвящённая Дню защитника Отечества
«Часовые Родины»
Классный Конкурс детских проектов
Акции, конкурсы, олимпиады, мастер-классы различного уровня и др.
Считаю, что Мониторинг результатов позволяет увидеть и зафиксировать результаты
воспитательной деятельности. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию
даёт
положительные
результаты,
влияя
на
уровень
воспитанности
каждого
ребёнка
и
коллектива
в
целом,
создавая
благоприятный
психологический
климат
в
детском
коллективе и
условия тесного сотрудничества семьи и школы. В заключение хочется
вспомнить
слова
Теодора
Рузвельта,
которые
не
утратили
своей
актуальности
и
значимости
в
наши
дни:
«Воспитать
человека
интеллектуально,
не
воспитав
его
нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», ведь нравственный
человек
руководствуется духовными качествами, этическими нормами, правилами поведения, что
и является основой личностных результатов.