Напоминание

"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся"


Автор: Чумакина Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад





Ф.И. О. автора:
Чумакина Людмила Ивановна.
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Мониторинг результатов.
В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: 1. Предметные результаты. 2. Метапредметные результаты. 3. Личностные результаты
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Работая по комплекту «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» даёт большую возможность формированию указанных выше личностных результатов, а мониторинг позволяет оценить личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования. Работа по данному направлению началась в 2013-2014 учебном году в 1-а классе, обучающемуся по Развивающей системе Л.В. Занкова.
Направления мониторинга:
1. Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся. 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в образовательном учреждении. 3. Исследование взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации воспитательной программы. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в рамках воспитательной работы с классом и включала в себя следующие этапы и содержание деятельности.
Этапы исследования:

Этап 1. Контрольный этап исследования проводится в начале учебного года (1-ая

четверть).

Содержание деятельности:
1. Выполнение учащимися упражнений: Упражнение № 1. Методика Государственные символы» Упражнение № 2. Методика «Нравственные качества» Упражнение № 3. Методика «Как поступить?» Упражнение № 4. Методика «Я и школа» Упражнение № 5. Методика «Я и природа» Упражнение № 6 Методика «Мне нравится» 2. Оценка учителем образовательной среды.
3. Оценка учителем характера взаимодействия с семьями воспитанников. 4. Корректировка годового плана воспитательной работы.
Этап 2. Формирующий этап исследования (2-ая, 3-я четверти).
Реализация в классе основных направлений Программы, выполнение и корректировка Плана воспитательной работы. Учитывая результ аты контрольного этапа исследования, обозначились приоритетные направления деятельности -

сформированность нравственных привычек, сформированность эстетических интересов, сформированность внутренней позиции младшего школьника. Именно на повышение уровня сформированности этих параметров и была направлена воспитательная работа в классе через индивидуальные и групповые беседы, консультации, классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия, работу с родителями.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования проводится в конце учебного года

(4-ая четверть).

Содержание деятельности:
1. Выполнение учащимися упражнений: Упражнение № 7. Методика «Знание Государственной символики» Упражнение № 8. Методика «Наши поступки» Упражнение № 9. Методика «Нравственные привычки» Упражнение № 10. Методика «Я - школьник» Упражнение № 11. Методика «Забота о природе» Упражнение № 12 Методика «Я хотел бы…» 2. Анализ годового Плана воспитательной работы. 3. Составление индивидуальных характеристик учащихся для родителей. 4. Составление отчётных материалов. Данные упражнения входят в конкретный блок и определяют параметр исследования. Упражнения № 1, № 7 – блок 1, параметр 1 «Знание основных символов государства». Упражнения № 2, № 8 – блок 2, параметр 1 «Знание моральных норм и нравственных качеств личности». Упражнения № 3, № 9 – блок 2, параметр 2 «Сформированность нравственных привычек». Упражнения № 4, № 10 – блок 3, параметр 1 «Сформированность внутренней позиции младшего школьника». Упражнения № 5, № 11 – блок 4, параметр 1 « Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде». Упражнения № 6, № 12 – блок 5, параметр 1 «Сформированность эстетических
интересов». Итоги контрольного и интерпретационного этапов исследования позволили определить уровни сформированности социального развития, нравственной сферы, отношения к учению и труду, к природе и окружающей среде, эстетическое развитие учащихся 1-а класса (см. таблицу «Итоги. Мониторинг результатов»). Средний уровень класса определялся в соответствии с критериями оценки сформированности знаний, умений, правил, норм, интересов, которые показали учащиеся индивидуально. В каждом блоке оценка осуществлялась по четырём уровням: «Высокий уровень» «Достаточный уровень» «Недостаточный уровень» «Не справился». Количество баллов, соответствующих определённому уровню в блоках, различно.
Итоги. Мониторинг результатов.

Параметры

исследования

Контрольный этап

исследования

Уровень

Интерпретационный

этап исследования

Уровень

Сумма

баллов

Средний

балл в

классе

Сумма

баллов

Средни

й балл в

классе

«Знание основных

символов

государства»
69 3 высокий 69 3 высокий
«Знание

моральных норм и

нравственных

качеств личности»
115 5 доста- точный 135 5,8 доста- точный
«Сформированност

ь нравственных

привычек»
78 3,4 доста- точный 94 4 доста- точный
«Сформированност

ь внутренней

позиции младшего

школьника»
184 8 доста- точный 245 10, 6 высокий
« Знание правил

поведения на

природе и

бережного

отношения к

окружающей среде»
99 4,3 доста- точный 130 5, 6 доста- точный
«Сформированност
69 3 доста- 119 5 доста-

ь эстетических

интересов»
точный точный Мониторинг позволил проследить положительную динамику нравственного развития учащихся в течение учебного года, сравнивая результаты исследования на начало и конец 2013-2014 учебного года.
Результативностью следует считать и другие показатели:
 Посещение занятий внеурочной деятельности, ДТО, кружков, секций – 100%;  Активное участие и победы воспитанников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней;  Активное участие родителей в мероприятиях различных уровней;  Сотрудничество класса с организациями культуры, детского творчества города: Музейный ресурсный центр, «Городской дворец культуры и кино «Русь», «Молодёжный центр», «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского», «Многофункциональный молодёжный центр «Современник»;  Благоприятный климат в коллективе. Проанализировав воспитательную работу в 1-а классе за 2013-2014 учебный год, учитывая результаты исследования духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, определены приоритетные направления воспитательной работы во 2-а классе, запланированы основные мероприятия с воспитанниками и родителями по данному направлению.
Направления воспитательной работы 2-а класса в 2014-2015 учебном году:
 Формирование гражданско-правового осознания  Формирование духовно-нравственных качеств  Культурно-творческое и эстетическое воспитание  Социокультурное воспитание  Формирование коммуникативной культуры  Воспитание экологической культуры.
Классные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию:
1. Классный час - ролевая игра «Коллектив начинается с тебя" Методика «Мои обязанности и дела в коллективе» 2. Классный час-диалог «История гимназии – жизнь каждого из нас» Методика «Дела класса, жизнь в школе» 3. Классный час «Устав школы – это закон нашей жизни» Методика «Правила поведения» 4. Классный час - доброе дело «Сохраним природу!» Методика «Окружающий мир» 5. Классный час – диспут «Легко ли быть мамой?» Методика «Мои домашние обязанности» 6. Классный час -интеллектуальная игра «По планетам знаний» Методика «Интерес к учению»
7. Классный час-ролевая игра «Я живу в семье» Методика «Чувства и поступки» 8. Классный час -интеллектуально-познавательная игра «Поле чудес» (День птиц) Методика «Я и окружающая среда» 9. Классный час – дискуссия «Защита мира - обязанность каждого человека нашей страны» Методика «Что я знаю о государственных символах» 10. Классный час «Как стать общительным» Методика «Мои увлечения» 11. Классный час – защита проектов «Красота спасёт мир» (Всемирный день красоты) Методика «Береги красоту» 12. Классный час – дискуссия «Вот и стали мы на год взрослее…» (итоги прошедшего учебного года) Методика «Моё свободное время»
Родительское собрание:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» (ноябрь, 2014г.) «Успех семейного воспитания: общение как основной фактор воспитания в семье, формирование толерантного поведения в семье» (январь, 2015г.)
Мероприятия: дети + родители:
 Познавательно-игровая программа «Согласие да лад – в семье клад»  Классный час – диалог: «Настоящий мальчишка - какой он?»  Праздничная программа «Новогодняя сказка»  Празднично-игровая программа, посвященная Международному женскому дню 8 марта «При солнышке тепло, при матери добро»  Спортивно-интеллектуальная программа, посвящённая Дню защитника Отечества «Часовые Родины»  Классный Конкурс детских проектов  Акции, конкурсы, олимпиады, мастер-классы различного уровня и др. Считаю, что Мониторинг результатов позволяет увидеть и зафиксировать результаты воспитательной деятельности. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию даёт положительные результаты, влияя на уровень воспитанности каждого ребёнка и коллектива в целом, создавая благоприятный психологический климат в детском коллективе и условия тесного сотрудничества семьи и школы. В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», ведь нравственный человек руководствуется духовными качествами, этическими нормами, правилами поведения, что и является основой личностных результатов.


В раздел образования