Автор: Смирнова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа №319 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: "Организация оценивания обучающихся на уроках русского языка: поиск эффективных приёмов"
Раздел: среднее образование
Организация оценивания обучающихся на уроках русского языка:
поиск эффективных приёмов.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы, Смирновой Т.Ю.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт является
главным документом для современного педагога. В частности учителю
важно помнить не только, что ФГОС ООО включает в себя требования к
результатам, структуре Основной образовательной программы(ООП),
условиям её реализации. Но и то, что Стандарт является основой для
разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся.
В системе школьного обучения на современном этапе очень остро стоит
проблема оценивания деятельности ученика. Учитель русского языка
оценивает устные и письменные (в том числе и творческие работы)
обучающихся по «Критериям и нормам оценивания обучающихся по ФГОС
ООО» , выставляет оценку, т.е. балл за ответ и письменную работу.
Для учителей очевидным становится тот факт, что из пятибалльной по факту
система оценивания в школах превратилась по сути в трёхбалльную. В
арсенале современного учителя осталось только три оценки- балла : «5», «4»,
«3». Балл «1», «единица» , «очень плохо», не выставляется; «2» («плохо») -
выставляется в случае тотально неусвоенного материала, что учителя между
собой называют «не за что зацепиться», и такая оценка является сигналом ,
что ситуация является критической.
Дискуссий на тему отметки – оценки деятельности ученика на уроке в
педагогическом сообществе ведется много. Нужно также понимать, что мы
различаем понятия «отметка», т.е. балл, выставляемый ученику в дневник и
журнал, и «оценка», т.е. суждение о знании или незнании ученика, которое
выражаем как ученику, так и его родителям ; именно оценка успеваемости,
ученика становится средством его воспитания.
Какой же должна быть оценка? Безусловно, объективной, обоснованной,
аргументированной. Интересно мнение коллег, считающих, что оценка
должна быть оспариваемой. То есть ученик может иметь возможность не
согласиться с выставленной учителем отметкой. Такой подход развивает у
ребенка способность к дискуссии, развивает личностные и коммуникативные
универсальных учебных действий.
Безусловно и то, что критерии, по которым оценивают работу ученика,
должны быть открытыми и понятными ему. Тогда оценка становится
«честной» с точки зрения ученика, становится важным средством не только
обучения, но и воспитания.
В статье я поделюсь приёмами, которые позволяют, во-первых,
активизировать включенность в процесс урока; а во-вторых - что, на мой
взгляд, является прямым следствием первого- позволяют максимально
объективно, комплексно оценить работу ученика на уроке.
1.
Прием «Визуальной оценки»
Применяется при проверке домашнего задания, выполнявшегося на
отдельных листах (например, в 7 классе написать заявление по всем
правилам этого жара официально- делового стиля; составить схему- кластер
по теме «Причастие»; нарисовать рисунок). Перед уроком или в начале урока
ребята прикрепляют к доске свои работы. Визуально сразу становится видно,
сколько человек выполнили задание, как расположили части работы, как
оформили, насколько аккуратно это сделано. Каждый получает возможность
продемонстрировать результат своей работы. Сразу видны ребята, которые
не выполнил домашнее задание. Учитель имеет возможность оценить и
прокомментировать типичные ошибки в оформлении и содержании работы,
например, структуре документа- заявления; А ребята могут задать вопросы,
что-то уточнить по теме. Оценка в виде отметки выставляется после
индивидуальной проверки работы. Но первично, причем за очень небольшое
время, ученики уже смогли продемонстрировать результат своей работы,
оценить работы товарищей, сопоставить свой результат с результатами
других; а учитель - увидеть результат и качество выполнения данного на дом
задания.
2.
Прием «Взаимопроверка».
Конечно, такая форма работы, когда ученики, обменявшись тетрадями,
проверяют задание по образцу, данному учителю, применяется широко в
практике учителей. Но отрицать необходимость такого приема не
приходится. Применять взаимопроверку можно при проверке домашнего
задания, при проведении обучающего диктанта на усвоение орфограмм или
теоретических понятий. Когда ученик пишет работу, а проверять его будет,
скажем, сосед по парте. Ребята, читая работу другого, сталкиваются с
проблемой неразборчивого почерка, небрежным выполнением задания,
удивляются и возмущаются, но это прекрасная возможность показать на
практике, как небрежность в работе затрудняет понимание содержания.
Дальше проверяем по образцу- эталону. И проверяющий отмечает
(карандашом или пастой контрастного цвета- мы используем зелёный)
ошибки и ставит отметку на поля и свою подпись. Важно дать четкие
критерии, от скольких ошибок начинается «4», «3», «2». У учителя появится
возможность увидеть и качество усвоения материала учеником, и то, как тот
проверил работу товарища. Конечно, отметка, выставленная учеником,
перепроверится учителем (а может, и самим учеником), в журнал не
выставится, но такой приём важен тем, что у ученика формируются такие
регулятивные УУД как контроль действия и его результата, самооценка,
саморегуляция. Ответственный, правильно проверивший и объективно
выставивший оценку ученик вполне может быть оценен отметкой «в
журнал».
3.
«Я хочу задать пять вопросов о…»
Следующий приём позволяет комплексно решить много важных
педагогических задач. Позволяет формировать различные виды УУД. Как
известно, правильно заданный вопрос- есть уже половина ответа. Поэтому, в
аспекте формирования предметных компетенций приём незаменим. Детям
дается задание: составьте пять конкретных вопросов по изучаемой теме,
сформулировав их так, чтобы ответ был однозначный, понятный,
показывающий, что ученик знает/не знает материал. Для этого берем
обычный тетрадный листок в линейку, складываем пополам вертикально.
Линию сгиба располагаем справа. Вопросы нумеруем, записываем
разборчиво, в столбик. Раскрыв половинку, вписываем ответы- эталоны
внутри (получается, что на обороте половинки, где записаны вопросы).
Заготовленные вопросы- ответы (получившуюся карточку- самоделку)
ученик дает другому ученику для ответов, которые тот должен записать на
половинке справа от вопросов, развернув лист полностью. При этом
эталонные ответы останутся внизу, на обороте.
Ученики обмениваются карточками- самоделками с вопросами/ ответами.
Выполняют задание. В результате проверяются знания по теме
(самопроверка), выявляются пробелы. Есть возможность сверить ответ,
обсудить возникшие вопросы.
Этот вид работы можно применить как домашнее задание по изучаемой теме.
Вопросы подбираются по всей теме, тщательно формулируются,
выстраиваются в логической последовательности, прописываются
правильные (эталонные) ответы, обязательно сверяются по учебнику. Можно
прямо на уроке повторения и обобщения материала. Тогда цель -
сформулировать вопрос по изучаемому материалу, который ты адресуешь
товарищу.
Применение этих приёмов в моей практике преподавания русского языка в 5-
9 классах дают возможность объективно оценивать предметные результаты
освоения обучающимися программного материала , а также использовать
оценивание как важный инструмент формирования личности ребенка, его
познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД.