Напоминание

"Вечер русского романса"


Автор: Крайневаи Людмила Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГУ ДО "Детская школа искусств №1" г. Балашова
Населённый пункт: г. Балащов
Наименование материала: Сценарий тематического концерта
Тема: "Вечер русского романса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий тематического концерта «Вечер русского романса»

Крайнева Людмила Владимировна

Преподаватель ГУ ДО «Детская

школа искусств №1» г. Балашова

Звучит «Романс о романсе» муз. А.Петрова

Русский романс.… В чем заключается притягательная сила и чарующая

прелесть его? Песня - вздох, песня - откровение, выражающая все, что

наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает.

Часто ли в наши дни можно увидеть афишу «Вечер серенад»? Но зато в

большом городе почти каждый день вы увидите афишу «В программе

концерта- русские романсы» или «Вечер старинного романса». В романсе,

как ни в каком другом лирическом вокальном жанре достигли полного

слияния русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.

Если заглянуть в книги о великих наших певцах, вы обязательно найдете там

признание в любви к романсу. В сборнике, посвященном Надежде Андреевне

Обуховой, можно прочесть ее слова: «Обожаю старинные романсы. Они мне

близки и милы большой простотой, искренностью и мелодичностью». В

книге

«Елена

Образцова»

приводятся

слова

выдающейся

певицы:

«Обращение к романсовой литературе необычайно обогащает, расширяет

палитру переживаний, тончайших оттенков состояний и страстей. В опере

много наглядно, предметно, реально. А в романсе я могу спеть мечту,

воспоминание, недосказанность». Черпая из русской лирики и русской

музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и

заметно повлиял на развитие поэзии, музыкального искусства, на театр,

эстрадные жанры, на кинематограф.

Звучит Романс «Оплавляются свечи» муз. А.Петрова, сл. А. Боратынского

Родина романса - Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по

дорогам певцы - трубадуры, которые исполняли песни на родном романском

языке. Отсюда и пошло название «романс». В 18 веке жанр романса

определился ив русском музыкальном искусстве. Например, многие из вас

слышали замечательные романсы М.И. глинки, А.С. Даргомыжского, П.И.

Чайковского. Это подлинные жемчужины камерного вокального искусства. С

момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях-

классическом

и

бытовом.

Классическому

направлению

дала

основу

художественная литература, а бытовому - русская народная и городская

песня. Бытовой - значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью.

Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и

вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Звучит романс А. Булахова «Не пробуждай воспоминаний».

У романса есть только одна тема - любовь. Все остальное- жизнь и смерть,

судьба и ее улары, одиночество и разочарование, вера и неверие- только в

той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. У

каждого романса была своя муза. Про стихотворение И.С. Тургенева «В

дороге» можно сказать, что это стих - пророчество.

Дата стихотворения ноябрь 1843 года. Спустя много лет композитор

Ю.Абаза написал романс на эти стихи. Этот романс воспринимали как

отражение любви Тургенева к Полине Виардо. Но вот что интересно.

Тургенев и Виардо тоже встретились только в ноябре 1843 года. Встретились

в доме Демидова, в Петербурге. П. Виардо вспоминала: «Мне представили

его со словами: это молодой русский помещик, славный охотник и плохой

поэт». А сам Иван Сергеевич через семь лет после этой первой встречи писал

Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые имел счастье

говорить

с

вами.

Дом

этот

находиться

на

Невском,

напротив

Александрийского театра. Ваша квартира была на самом углу, помните ли

вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих».

Дорогих воспоминаний будет еще много. П.Виардо была одной из самых

замечательных женщин 19 века. Великая певица, умная и разносторонне

одаренная, она для многих стала символом женского совершенства, хотя

сама была и очень некрасива. «Великолепно безобразна!»- воскликнул,

увидев ее

один

из

современников.

Она была дружна

со

многими

властителями дум того времени. Шопен преклонялся перед ней не только как

пианисткой, но и композитором. Исполнение Полиной Виардо «Соловья»

Алябьева стало легендой. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная

драгоценными подарками. Но дороже всех наград была любовь к ней

Тургенева. Письма Тургенева к Полине Виардо - потрясающий роман любви,

длившийся сорок лет. В повести «Ася» мы находим такие строки: « У счастья

нет завтрашнего дня, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у

него не день, а мгновение». Друзья писателя вспоминали, что на отношения

Тургенева и Виардо лег какой-то печальный туман. Но разве печальный

туман не пронизывает все стихотворение !В дороге» Разве нет в нем той

тоски и горечи, которая наполняла душу писателя в его странствиях за

певицей по Европе?

Звучит романс Ю.Абаза «Утро туманное».

Если спросить, какой романс один из самых популярных, единодушный

ответ будет: «Я помню чудное мгновенье» М. И.. Глинки на стихи Пушкина.

История этого романса началась еще в 1819 году, когда на одном из вечеров

в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки,

Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. За

ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал ее

красоте. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня

глазами» - вспоминала Анна Керн.

А она? Забыла ли она Пушкина? Нет, она стала восторженной поклонницей

его стихов. В 1825 голу А.П. Керн приехала к тетке, Пушкин жил рядом, в

Михайловском, куда тетка предложила совершить поездку. А.П. Керн

вспоминает: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй

главы «Онегина», в неразрезанных листках которого я нашла вчетверо

сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновение». Когда я

собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на

меня, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать: насилу выпросила я

их опять».

Но когда и как Глинка нашел пушкинский стих? Племянник Пушкина,

Павлищев, вспоминает, что Глинка впервые исполнил этот романс в начале

1830г., в доме Павлищевых, в присутствии Пушкина и Анны Керн.

Выслушав романс, Павлищев бросился обнимать обоих исполнителей. Анна

Петровна сконфузилась и прослезилась от радости. Но самое замечательное

то, что Глинка написал этот романс не для А.П. Керн, для ее дочери

Екатерины, на которой Глинка хотел жениться.

В музыке романса - нежность и страсть расцвета влюбленности, восторг

юной надежды. В одном романсе, в нескольких строчках - вся история

любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет

выразить ее так, как это сделали Пушкин и Глинка.

Звучит романс М.И. глинки «Я помню чудное мгновенье».

Едва фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» вышел на экраны, как критики в

один голос стали утверждать, что режиссер поступил опрометчиво,

соблазнившись таким названием. В словаре Даля слову «жестокий» дано

такое объяснение: роковой, фатально-гибельный. Т.е., если любовь, то

невероятная, небывалая немыслимая. Если ревность, то адски мучительная,

если тоска- то могильная. Но в словаре Даля есть и другое объяснение этого

слова - «превосходящий обычные резервы». Когда чувства, благородные и

возвышенные, стали выражаться в надрыв. Все чаще эти слова Жестокий и

романс - оказывались в соседстве.

Романсы и музыку к кинофильму «Жестокий романс» написал Андрей

Петров. Э.Рязанов отмечал: « в музыке слышна и страстность, и нежность, и

горечь, и тревога, и страдание. Написанная в традициях русской классики,

музыка в сути своей современна. Ее не спутаешь с романсами прошлого века.

Это не стилизация, а фантастическое умение объединить старинность и

современность в единое гармоничное звучание».

Главная героиня фильма - Лариса Огудалова- поет в фильме очень много

романсов- и старинные русские романсы, и романсы на музыку А.Петрова:

«Под лаской плюшевого пледа», «Любовь волшебная страна», «А напоследок

я скажу». Мелодии этих романсов поразительно романсовые в том смысле,

как это понималось в 19 веке - «золотом» веке русского романса. Такая в них

чистота и скупость средств музыкальной выразительности. И вместе с тем

эти романсы могли быть написаны только в большом городе конца 20 века.

Такая в них тоска по великой, испепеляющей любви!

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа».

Бывают романсы без слов. Их исполняет инструмент - скрипка, рояль,

флейта, виолончель - как бы подражая человеческому голосу. Такие

инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова и

других композиторов

Двадцать первый век не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он

то усложняется, становясь развернутым монологом или исповедью, то

возвращается к своей старой форме. Но всегда - и в наши дни, как и в

прежние - романс не может

Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле

любовь к матери, другу или подруге, к детям, близким людям. Будут

рождаться новые романсы вместе с новыми влюбленными. Но никогда не

отзвучат и старые лирические романсы= бесценный дар на все времена!

Звучит романс А.Зубова « И нет в мире очей!..



В раздел образования