Автор: Лысак Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 368 "Лосиный остров"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение компетентности родителей в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Повышение компетентности родителей в условиях
ФГОС ДО
Введение в действие федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует наличия у педагогов
ДОУ
высокого
уровня
профессиональной
компетентности,
мотивации
на
достижение
нового качества и адекватного
понимания ими
сущностных
координат и ориентиров.
Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации
ребенка. Это первый социальный институт, отвечающий за его гармоничное
развитие и всестороннее воспитание.
Основными принципами, определяющими успешность взаимодействия
педагогов и родителей, выступают следующие:
* осознанности системного взаимодействия. Участники такого взаимодействия
(педагоги и родители) должны осознавать необходимость совместных действий
для личностного развития ребенка и раскрытия его творческого потенциала;
идентифицировать себя как представителей системы взаимосвязанных институтов
социализации ребенка; уметь находить конкретный контекст для взаимодействия;
* согласованности усилий. Совместные усилия педагогов и родителей должны
быть согласованы как на уровне содержания транслируемых посланий и
предъявляемых ребенку правил и образцов, так и на уровне экспертизы и оценки
поведения ребенка в заданном нормативном пространстве. Координаторами
взаимодействия могут выступать психолог и методист (или социальный педагог),
чьи действия определяются планом работы с родителями;
* вариативности. Предъявляемые ребенку образцы социального поведения
должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей и содержать
вариативный спектр с возможностью выбора ребенком подходящего для него
способа поведения;
* дополнения. Педагоги и родители должны не дублировать единые функции, а
дополнять усилия друг друга. Специфичность вклада каждой из сторон
определяется особенностями социальных ролей педагога и родителя, разницей в
педагогическом и родительском самосознании. Родители в большей степени
способны повлиять на аффективные компоненты социальной идентичности
ребенка, его субъективное принятие правил (перевод во внутренний план), а
педагоги объективируют социальные нормы и способствуют их переводу на
поведенческий (внешний) уровень;
*
операциональной компетенции. Педагоги должны владеть системой
методических
приемов
взаимодействия
с
родителями
(диагностических,
организационных,
коммуникативных),
уметь
отбирать
и
реализовывать
адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно
реагировать на запросы родителей;
* паритетности. Родители и педагоги выступают партнерами в поддержке
процесса социализации ребенка. Педагоги — организаторы взаимодействия. Для
полноценного участия родителей в нем педагогический коллектив должен не
только своевременно информировать их о качестве этого процесса, но и работать
в режиме онлайн, регулярно получать обратную связь от родителей и оперативно
корректировать свои педагогические воздействия на ребенка.
Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны
проявлять инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать
методы и приемы вовлечение родителей в жизнь ДОУ. По мнению многих
педагогов, родители мало уделяют внимания образовательно-воспитательному
процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей сейчас ничем не удивишь. Но
исследования Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой показали, что
именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ. Зачастую
работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия,
а содержанию работы внимание не уделяется.
Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и
педагогов ДОУ:
* родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются
реже,
другие
чаще,
некоторые
вообще
практические
не
общаются
с
воспитателями;
* родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел,
пил, как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка
занятиях, пути формирования его личности;
* чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого
поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на
подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;
*
обычно воспитатели обращаются с просьбой к родителям, чтобы они
поспособствовали
воспитательному
процессу,
но
не
дают
конкретных
рекомендаций совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как
они не знают, как воздействовать на ребенка;
* воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог
с родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить
родителей, или не всегда могут корректно описать характер проблемы;
*воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с
деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;
*иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями:
обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации
воспитателя.
Современное положение в триаде «ребенок — родитель — педагог» в
большинстве ситуаций описывается такой моделью, где отношения педагогов и
родителей сведены к минимуму, зачастую послания педагогов сводятся к
информационным сообщениям (что предстоит в учреждении) и императивным
распоряжениям («принести.., сдать...»), а ответные реакции родителей — к
бытовым сообщениям и общим вопросам о ребенке.
Безусловно, такая модель отношений не ресурсна с точки зрения успешной
социализации
ребенка
в
новых
условиях,
представляет
собой
вариант
«разорванной системы». Главной стратегической линией работы в такой ситуации
должно стать движение к восстановлению прерванной связи между элементами
системы.
Тактическими
мероприятиями
по
оптимизации
взаимодействия
педагогов и родителей могут быть:
выделение работы с родителями в качестве одного из приоритетных
направлений работы педагогического коллектива;
изучение
запросов
родителей
и
их
степени
готовности
к
сотрудничеству;
постоянная
консультативная
поддержка,
методическая
помощь
педагогам в организации намеченных мероприятий;
психолого-педагогическое просвещение родителей и др.
Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями.
Т.А. Маркова выделила следующие: тематические стенды, тематические беседы и
консультации, родительские собрания, конференции. Л.Ф. Островская дополнила,
предложенные
Т.А.
Марковой
формы,
деловыми
играми.
Л.М. Кларина,
основываясь на тех трудностях, которые могут возникнуть в общении ДОУ и
родителей, определила следующие формы работы: открыть клубы по интересам и
дискуссионные
клубы,
спортивные
секции.
Н.В.
Самоукина
предложила
использовать
не
только
традиционные
формы
взаимодействия,
но
и
нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые
игры, семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут
бурный интерес и живой отклик у родителей.
Необходимо помнить, что в основе большинства родительских позиций лежит
любовь к ребенку. Однако, руководствуясь природной интуицией и жизненным
опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических
знаний,
панорамы
генезиса
возрастного
развития,
отсутствие
арсенала
педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении. Поэтому
традиционное
для
отечественной
системы
образования
педагогическое
просвещение — актуальное направление работы и в современных условиях. Но
при сохранении задач и содержания такой работы сегодня идет активный поиск
новых форм сотрудничества педагогов и родителей, направленных на активное
включение родителей в жизнь ДОУ и новое качество совместной деятельности
педагогов и родителей, глубоко и лично заинтересованных в сохранении
уникальности каждого ребенка в процессе его активного вхождения в мир
культуры
и
социальных
отношений
(проектная
деятельность,
интернет-
конференции, электронная рассылка, тьюторство и др.).
Таким образом:
1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и
навыки педагогической деятельности, но и комплекс коммуникационных,
личностных и деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать
качественных
результатов
в
воспитании
детей,
а
также
осознание
ими
необходимости воспитания и рефлексия самооценки своей педагогической
деятельности;
2)
выстраивание
взаимоотношений
между
педагогами
и
родителями
воспитанников одна из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс
общения педагогов и родителей имеет свою особенность, заключающуюся в том,
что эти взаимоотношения должны носить характер взаимопонимания и доверия.
Только
партнерское
общение
между
педагогами
и
родителями
будет
способствовать установлению «обратной связи», индивидуальному подходу,
непосредственности.
Список литературы.
1.
Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного
педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии. – 2017. – №6. – С. 89-
92.
2.
Арнаутова
Е.П.
Методы
обогащения
воспитательного
опыта
родителей // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – C. 52-58.
3.
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского
сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.
4.
Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как
детерминанты их профессионального общения. Человек, природа,
общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы
международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. /
Л.И. Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.
5.
Доронова,
Т.Н.
Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
6.
Дуброва
В.П.
Теоретико-методические
аспекты
взаимодействия
детского сада и семьи. – М.: Академия, 2017. – 224 с.
7.
Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО
как составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание.
– 2016. – №5. – С.70-75.
8.
Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. –
М.: Академия, 2011. – 116 с.
9.
Ломакина
Г.Р.
Педагогическая
компетентность
и
компетенция:
проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы
междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди,
2012. – С. 276-279.
10.Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании
дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
11.Пиюкова
С.С.
Формирование
педагогической
компетентности
родителей приемных детей: дисс. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. –
200 с.
12.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». – М.: СФЕРА, 2015. – 144 с.
13.Хрусталькова H.A. Формирование педагогических умений у родителей
из профессионально-замещающей семьи: монография. – Тула, 2005. –
160 с.