Напоминание

"Повышение компетентности родителей в условиях ФГОС ДО"


Автор: Лысак Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 368 "Лосиный остров"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение компетентности родителей в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Повышение компетентности родителей в условиях

ФГОС ДО

Введение в действие федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует наличия у педагогов

ДОУ

высокого

уровня

профессиональной

компетентности,

мотивации

на

достижение

нового качества и адекватного

понимания ими

сущностных

координат и ориентиров.

Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации

ребенка. Это первый социальный институт, отвечающий за его гармоничное

развитие и всестороннее воспитание.

Основными принципами, определяющими успешность взаимодействия

педагогов и родителей, выступают следующие:

* осознанности системного взаимодействия. Участники такого взаимодействия

(педагоги и родители) должны осознавать необходимость совместных действий

для личностного развития ребенка и раскрытия его творческого потенциала;

идентифицировать себя как представителей системы взаимосвязанных институтов

социализации ребенка; уметь находить конкретный контекст для взаимодействия;

* согласованности усилий. Совместные усилия педагогов и родителей должны

быть согласованы как на уровне содержания транслируемых посланий и

предъявляемых ребенку правил и образцов, так и на уровне экспертизы и оценки

поведения ребенка в заданном нормативном пространстве. Координаторами

взаимодействия могут выступать психолог и методист (или социальный педагог),

чьи действия определяются планом работы с родителями;

* вариативности. Предъявляемые ребенку образцы социального поведения

должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей и содержать

вариативный спектр с возможностью выбора ребенком подходящего для него

способа поведения;

* дополнения. Педагоги и родители должны не дублировать единые функции, а

дополнять усилия друг друга. Специфичность вклада каждой из сторон

определяется особенностями социальных ролей педагога и родителя, разницей в

педагогическом и родительском самосознании. Родители в большей степени

способны повлиять на аффективные компоненты социальной идентичности

ребенка, его субъективное принятие правил (перевод во внутренний план), а

педагоги объективируют социальные нормы и способствуют их переводу на

поведенческий (внешний) уровень;

*

операциональной компетенции. Педагоги должны владеть системой

методических

приемов

взаимодействия

с

родителями

(диагностических,

организационных,

коммуникативных),

уметь

отбирать

и

реализовывать

адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно

реагировать на запросы родителей;

* паритетности. Родители и педагоги выступают партнерами в поддержке

процесса социализации ребенка. Педагоги — организаторы взаимодействия. Для

полноценного участия родителей в нем педагогический коллектив должен не

только своевременно информировать их о качестве этого процесса, но и работать

в режиме онлайн, регулярно получать обратную связь от родителей и оперативно

корректировать свои педагогические воздействия на ребенка.

Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны

проявлять инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать

методы и приемы вовлечение родителей в жизнь ДОУ. По мнению многих

педагогов, родители мало уделяют внимания образовательно-воспитательному

процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей сейчас ничем не удивишь. Но

исследования Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой показали, что

именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ. Зачастую

работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия,

а содержанию работы внимание не уделяется.

Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и

педагогов ДОУ:

* родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются

реже,

другие

чаще,

некоторые

вообще

практические

не

общаются

с

воспитателями;

* родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел,

пил, как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка

занятиях, пути формирования его личности;

* чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого

поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на

подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;

*

обычно воспитатели обращаются с просьбой к родителям, чтобы они

поспособствовали

воспитательному

процессу,

но

не

дают

конкретных

рекомендаций совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как

они не знают, как воздействовать на ребенка;

* воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог

с родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить

родителей, или не всегда могут корректно описать характер проблемы;

*воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с

деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;

*иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями:

обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации

воспитателя.

Современное положение в триаде «ребенок — родитель — педагог» в

большинстве ситуаций описывается такой моделью, где отношения педагогов и

родителей сведены к минимуму, зачастую послания педагогов сводятся к

информационным сообщениям (что предстоит в учреждении) и императивным

распоряжениям («принести.., сдать...»), а ответные реакции родителей — к

бытовым сообщениям и общим вопросам о ребенке.

Безусловно, такая модель отношений не ресурсна с точки зрения успешной

социализации

ребенка

в

новых

условиях,

представляет

собой

вариант

«разорванной системы». Главной стратегической линией работы в такой ситуации

должно стать движение к восстановлению прерванной связи между элементами

системы.

Тактическими

мероприятиями

по

оптимизации

взаимодействия

педагогов и родителей могут быть:

выделение работы с родителями в качестве одного из приоритетных

направлений работы педагогического коллектива;

изучение

запросов

родителей

и

их

степени

готовности

к

сотрудничеству;

постоянная

консультативная

поддержка,

методическая

помощь

педагогам в организации намеченных мероприятий;

психолого-педагогическое просвещение родителей и др.

Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями.

Т.А. Маркова выделила следующие: тематические стенды, тематические беседы и

консультации, родительские собрания, конференции. Л.Ф. Островская дополнила,

предложенные

Т.А.

Марковой

формы,

деловыми

играми.

Л.М. Кларина,

основываясь на тех трудностях, которые могут возникнуть в общении ДОУ и

родителей, определила следующие формы работы: открыть клубы по интересам и

дискуссионные

клубы,

спортивные

секции.

Н.В.

Самоукина

предложила

использовать

не

только

традиционные

формы

взаимодействия,

но

и

нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые

игры, семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут

бурный интерес и живой отклик у родителей.

Необходимо помнить, что в основе большинства родительских позиций лежит

любовь к ребенку. Однако, руководствуясь природной интуицией и жизненным

опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических

знаний,

панорамы

генезиса

возрастного

развития,

отсутствие

арсенала

педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении. Поэтому

традиционное

для

отечественной

системы

образования

педагогическое

просвещение — актуальное направление работы и в современных условиях. Но

при сохранении задач и содержания такой работы сегодня идет активный поиск

новых форм сотрудничества педагогов и родителей, направленных на активное

включение родителей в жизнь ДОУ и новое качество совместной деятельности

педагогов и родителей, глубоко и лично заинтересованных в сохранении

уникальности каждого ребенка в процессе его активного вхождения в мир

культуры

и

социальных

отношений

(проектная

деятельность,

интернет-

конференции, электронная рассылка, тьюторство и др.).

Таким образом:

1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и

навыки педагогической деятельности, но и комплекс коммуникационных,

личностных и деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать

качественных

результатов

в

воспитании

детей,

а

также

осознание

ими

необходимости воспитания и рефлексия самооценки своей педагогической

деятельности;

2)

выстраивание

взаимоотношений

между

педагогами

и

родителями

воспитанников одна из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс

общения педагогов и родителей имеет свою особенность, заключающуюся в том,

что эти взаимоотношения должны носить характер взаимопонимания и доверия.

Только

партнерское

общение

между

педагогами

и

родителями

будет

способствовать установлению «обратной связи», индивидуальному подходу,

непосредственности.

Список литературы.

1.

Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного

педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии. – 2017. – №6. – С. 89-

92.

2.

Арнаутова

Е.П.

Методы

обогащения

воспитательного

опыта

родителей // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – C. 52-58.

3.

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского

сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.

4.

Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как

детерминанты их профессионального общения. Человек, природа,

общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы

международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. /

Л.И. Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.

5.

Доронова,

Т.Н.

Взаимодействие

дошкольного

учреждения

с

родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных

учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.

6.

Дуброва

В.П.

Теоретико-методические

аспекты

взаимодействия

детского сада и семьи. – М.: Академия, 2017. – 224 с.

7.

Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО

как составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание.

– 2016. – №5. – С.70-75.

8.

Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. –

М.: Академия, 2011. – 116 с.

9.

Ломакина

Г.Р.

Педагогическая

компетентность

и

компетенция:

проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы

междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди,

2012. – С. 276-279.

10.Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании

дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.

11.Пиюкова

С.С.

Формирование

педагогической

компетентности

родителей приемных детей: дисс. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. –

200 с.

12.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации». – М.: СФЕРА, 2015. – 144 с.

13.Хрусталькова H.A. Формирование педагогических умений у родителей

из профессионально-замещающей семьи: монография. – Тула, 2005. –

160 с.



В раздел образования