Напоминание

,.Развитие мелкой моторики у детей 1 младшей группы,,


Автор: Яунбаева Светлана Миндияровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 121
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: ,.Развитие мелкой моторики у детей 1 младшей группы,,
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего

возраста обусловлена возрастными психологическими и

физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте

интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга

ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего

мира.

Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается

тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной

точности, что несовершенство тонкой двигательной координации

кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом,

рисованием и другими важными в учебном процессе навыками.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием

руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов

продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна

и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок

в процессе своего развития становится более самостоятельным,

автономным и независимым от взрослого, что способствует

становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Цель и задачи.

Доказано, что одним из показателей нормального

психологического и нервно–психологического развития ребёнка

является развитие его руки, ручных умений, или как принято

говорить, мелкой моторики. Поэтому я определила цель своей

педагогической деятельности - создание условий для развития

моторики рук, развивающие психические процессы: внимание,

логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память,

речь детей.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

Совершенствовать предметно – развивающую среду группы

для развития мелкой моторики.

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Формировать координацию движений.

Создать условия для накопления ребёнком практического

двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

Стимулировать зрительные и слуховые восприятия.

В работу по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

включила во все виды учебно-игровой деятельности и в режимные

моменты:

- утренняя гимнастика;

- самостоятельная деятельность;

- организованная образовательная деятельность

-непосредственная образовательная деятельность;

прогулка;

- самообслуживание; - работа с родителями;

- индивидуальная работа; - продуктивная деятельность.

Средства решения задач:

научно-методическая литература;

изучение передового опыта;

диагностика детей;

игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики;

подгрупповые и индивидуальные занятия;

работа с родителями.

Предполагаемый результат:

1.

Усовершенствована предметно – развивающая среда;

2.

Положительная динамика развития мелкой моторики у

каждого ребенка.

Технология опыта включает разработку перспективного плана,

конспектов занятий, работа с педагогами и родителями

воспитанников.

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда.

Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики

(пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты,

матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с

различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и

пособия). Некоторые из них были сделаны самостоятельно с

помощью родителей.

Сенсорный дидактический стол является частью центра

развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания

шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей

дорожкой. Работу за дидактическим столом провожу с небольшой

группой детей и индивидуально. Побуждая детей к

самостоятельным действиям с дидактическим материалом,

наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю

помощь.

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика,

пирамидки, коврики на липучках, молниях, мешочки на молниях,

различные мозаики, мягкие и пластмассовые конструктора.

В зоне художественного творчества - разнообразный

изобразительный материал - (трех-гранные карандаши, кисти,

пальчиковая краска, масса для моделирования, мелки, пласти-лин),

которые развивают мелкую моторику, обогащают словарь,

развивают диалогическую речь, формируют культуру общения

детей.

Составив перспективный план по использованию игр и

упражнений, постоянно пополняю предметно-развивающую среду,

используя все игровые зоны, в которые сконцентрирован разно-

образный материал по развитию мелкой моторике рук.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей.

Развитие речи обусловлено определенной закономерностью.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать

этому развитию и, наоборот тормозить. В ходе пальчиковых игр

дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

В работу по развитию речи у детей раннего возраста включила во

все виды учебно-игровой деятельности и в режимные моменты:

- утренняя гимнастика;

- самостоятельная деятельность;

- организованная образовательная деятельность; -

непосредственная образовательная деятельность;

- прогулка;

- самообслуживание; - работа с родителями;

- индивидуальная работа; - продуктивная деятельность.

Средства решения задач:

научно-методическая литература;

изучение передового опыта;

диагностика детей;

игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики;

подгрупповые и индивидуальные занятия;

работа с родителями.

Технология опыта включает разработку перспективного плана,

конспектов занятий, работу с педагогами и родителями

воспитанников в адаптационный период.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук

классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений.

В группе с детьми каждый день провожу пальчиковые игры в

свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

Обратила внимание, что малышам очень нравится рассказывать

стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого

удовольствие. Видела, как эти игры способствовали развитию речи,

развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от

общения.

Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми стала включать

ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит

пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить

любую сказку.

Методы и приёмы по развитию мелкой моторики рук.

Основа моей работы - это совместная деятельность с детьми в

течение дня.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют

развитию мелкой моторики у детей.

Использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при

рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и

другие формы речи служат для развития понимания речи

взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития

сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с

ними и речевую информацию, то объяснение должно быть

предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от

зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-

чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают,

грызут или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную

особенность, я стараюсь широко использовать приемы

наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его,

рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в

практической деятельности. После общего показа и объяснения, я

предлагаю выполнить под непосредственным руководством

фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая

по мере необходимости дифференцированную помощь, даю

единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении

детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры,

которые поднимают у них интерес к содержанию обучения,

обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной

для малышей игровой.

Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают

заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной

ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного

появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек,

сказочных героев.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы

классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

игры с пальчиками;

массаж пальцев и кистей рук;

игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной,

крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с

пластилином, с красками;

игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с

разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и

резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с

конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с

образными игрушками;

игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с

пластиковыми крышками.

Подведя итоги, выяснила, что многие родители не знают,

какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых

уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по

закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие

игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки

способствуют игровой деятельности, воображению,

познавательному развитию, но не стимулируют мелкую

ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти

игрушки можно использовать для развития мелкой моторики

рук.

По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к

развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными

ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих

игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и

поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих

семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у

детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не

знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой

моторики рук.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию

мелкой моторики: описание пальчиковых игр,

консультации игр в быту, различные памятки по теме.

Например: «Игры с прищепками», игры «Развитие мелкой

моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

«Игры с песком и водой».

Родители приобрели наборы для игр, участвовали в

оформлении предметно – развивающей среды группы, а

именно в изготовлении дидактического материала и пособий.

Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила

информацию по теме и поместила в родительский уголок под

рубрикой «Чем можно занять детей дома». Например:

«Мастерим игрушки вместе», «Игры между делом на кухне» ,

провожу обучающие семинары и консультации для родителей,

например, семинар: «Развитие мелкой моторики и

координации движений пальцев рук у детей раннего возраста

с использованием нестандартного оборудования».

Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они

изучали представленный материал, получали консультации,

принимали активное участие в совместных поделках вместе с

детьми, приносили различный материал для игр, пособия по

развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома.

Результаты работы показывают, что организация совместной

деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой

моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений,

заданий, через создание специфической предметно-

развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с

родителями воспитанников, привило к значительному росту

ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился

интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими

предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали

использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая

их с речевой активностью, родители утвердились в

значимости развития ручной умелости.

Диагностические исследования и результаты.

Свою работу по развитию мелкой моторики веду с детьми

раннего возраста. У детей не сформированы навыки

самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В

начале своей работы провела диагностическое обследование

состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить

уровень развития мелкой моторики рук.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики

показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития

мелкой моторики, а 30% - средний.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование

любых представлений о свойствах предметов, происходит в

результате действий восприятия, направленных на обследование

формы, цвета, величины и других свойств и отношений. Развитая

сенсорика - основа для совершенствования практической

деятельности современного человека. Ведь, как справедливо

отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и

техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего

человека". Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его

восприятия и формирование представлений о внешних свойствах

предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а

так же запахе, вкусе и т.п. Ранний возраст наиболее благоприятен

для совершенствования деятельности органов чувств, накопления

представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное

воспитание - это одна из основных сторон дошкольного

воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент

общего умственного развития ребенка, оно необходимо для

успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений

окружающего мира начинается познание. Все другие формы

познания строятся на основе образов восприятия, являются

результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями

требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов

(форме, цвету, величине).От сенсорного развития ребенка зависит и

его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть

трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального

обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью

восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в

построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках

ручного труда.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и

другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов

домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства -

музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со

всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами,

шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного

воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение

происходит стихийно, без разумного педагогического руководства

взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,

неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются

развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного

детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание -

последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной

культурой человечества. Сенсорное воспитание -

целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие

формирование чувственного опыта и совершенствование

ощущений и восприятия.

Условия формирования опыта.

Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно

использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я

успешно использовала дидактические игры и как форму обучения,

и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство

воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав

литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы,

я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в

условиях дошкольного учреждения может использование

дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности

ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают

новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные

эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают

материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают,

различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не

обучающий характер, а возможность проявить активность,

выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной

содержательной, интересной для них деятельности- отличительная

особенность дидактических игр.

Теоретическая база опыта.

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме,

изучила исследования ученых, педагогическую литературу по

сенсорному воспитанию дошкольников. В педагогической

энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как

целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных

процессов (ощущений, восприятий, представлений). Проблема

сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания

русских и зарубежных педагогов и психологов. Выдающиеся

зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное

воспитание, направленное на обеспечение полноценного

сенсорного развития, является одной из основных сторон

дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н.

Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить

видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие,

развивать целенаправленное восприятие, развивать умение

направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в

предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и

свойства. Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех

лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних

положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит

скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для

детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными

являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с

песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на

вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах

физиологических и чувственных возможностях, а так же о

свойствах вещей, которые их окружают. Младший дошкольный

возраст очень важный период в развитии ребенка, период

ознакомления с окружающей действительностью. В это время

необходимо дать ребенку возможность получить как можно более

разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в

этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,

осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному

обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Исследования, проведенные психологами, показали, что

значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе

начального обучения (особенно в первом классе), связана с

недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате

возникают искажения в написании букв, в построении рисунка,

неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда.

Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы

движений на занятиях физической культурой. Но дело не только в

том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко

снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее

важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для

человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности

творческой. Важнейшее место в ряду способностей,

обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора,

писателя, конструктора, занимают сенсорные способности,

позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать

и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других

внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих

сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного

развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей

позволяет воспитателю : - создавать условия для развития

самостоятельной познавательной активности ; - разрабатывать и

использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного

воспитания, внедрять инновации; - расширять кругозор каждого

ребенка на базе ближайшего окружения; - успешное освоение

сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Новизна опыта.

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование

сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а

систематически и поэтапно. 6. Адресность опыта. Адресность

моего опыта может быть полезна для молодых, начинающих

педагогов. Но следует отметить, что для проведения этой работы

необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо владел методикой

проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра

превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли

руководителя, а не партнера- в результате чего ограничивается и

активность и самостоятельность детей. А самое главное условие-

эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с

детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств

педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к этим

играм, они начнут играть в них и самостоятельно. Область

применения данного опыта- группы раннего возраста. Также

использование опыта, возможно, на отдельных занятиях и в

группах коррекции раннего возраста.

Трудоемкость опыта.

Считаю, что этот опыт не трудоемкий и не требует больших

материальных вложений, так как наряду с покупными играми

можно сделать дидактические игры своими руками из подручных

средств, что значительно сокращает финансовые затраты.

Технология опыта.

Содержание работы строится в соответствии с перспективным

планом по сенсорному воспитанию во второй младшей группе.

Большинство используемых в работе дидактических игр, были

взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии:

«Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и

величиной предметов». Например: Дидактическая игра «

Воздушные шары»

Дидактическая задача: способствовать формированию у детей

цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета

разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное

ознакомление детей с семью цветами спектра ( задача запомнить

названия перед детьми не ставится). Дидактический материал:

Полоска картона, на которой нарисованы нитки семи цветов

спектра. Семь разноцветных картонных кружков- «воздушные

шары», их цвет соответствует окраске ниток.

Дидактическая игра « Геометрическое лото». Дидактическая

задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного

предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по

геометрическому образцу.( задача запомнить названия

геометрических фигур перед детьми не ставится). Дидактический

материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг,

квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с

изображением предметов разной формы: круглый ( мяч, яблоко,

шарик…), квадратный (коврик, платок, кубик, флаг…), овальный

( дыня, слива, огурец, жук…), прямоугольный ( портфель, конверт,

книга, домино…) Дидактическая игра « Что там?». Дидактическая

задача: способствовать закреплению умения устанавливать

соотношение трех предметов по величине, использовать это умение

при выполнения действий с предметами (составление матрешки).

Дидактический материал: Деревянная трехместная матрешка (по

количеству детей) Рассмотрим для примера организацию одной из

дидактических игр: Дидактическая игра « Соберем овощи».

Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы

предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть

знакомые овощи в цветном и контурном изображении. Игровая

задача и игровые действия: Играть с картинками, собирать в

корзину овощи, отгадывать загадки. Правила игры: Действовать

организованно, собирать овощи по предложению ведущего

(воспитателя), собирать только овощи, контурное изображение

которых имеется на карте- корзине; Правильность действий

проверять наложением картинки на контурное изображение

овощей. Материал: карты корзины (по количеству играющих) с

контурным изображением разных овощей (морковь, лук, свекла,

огурец, капуста) и наборы карточек- картинок (по 5 на каждого

играющего), представляющих собой цветные изображения тех же

овощей, такого же размера и формы. Карточки- картинки заранее

раскладываются на столах рядами- грядками. Большие карты

раздаются всем играющим.

Ход игры: Дети садятся за столы, на которых все приготовлено для

игры. Воспитатель- ведущий приглашает детей в огород,

рассматривает «грядки»- уточняет, что на грядках растет морковь,

огурцы, лук, свекла капуста, предлагает помочь убрать урожай-

собрать овощи с грядок в корзины. Предлагает детям рассмотреть

свои корзинки, дети находят на них и называют нарисованные, но

не раскрашенные овощи. Воспитатель объясняет, что сорванные с

грядок овощи надо положить в корзину на свое место- наложить на

изображение тех же овощей. Все дети должны наполнить корзину и

убрать все овощи из огорода.

Далее воспитатель говорит, что собирать овощи в корзины, они

будут вместе по его предложению. « Давайте все вместе найдем

свеклу. Нашли? Положите её в корзину. Правильно, свеклу на

свеклу, ровно выкладывайте (проверяет, помогает отдельным

детям; спрашивает, что он сорвал и кладет). А теперь сорвите овощ,

про который можно сказать загадку: « Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает, тот слезы проливает» Правильно это лук.

Срываем по одной луковке, кладем в корзинку… и.т.д. По

окончании игры, ведущий отмечает, что овощей на грядках не

осталось, а корзины полные. Дети вместе с воспитателем

рассматривают овощи в корзинах, проверяют, правильно ли они

помещены в корзину. Дидактическая игра «Картинки – половинки»

Дидактическая задача: совершенствовать логическое мышления,

развивать внимание, упражнять детей узнавать предметы,

составлять целую картинку из двух половинок. Дидактический

материал: картинки, разрезанные на две половины.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей

прослеживается положительная динамика: - дети проявляют

интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; - с

удовольствием включаются в деятельность экспериментирования,

проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; -

способны целенаправленно наблюдать за объектами

организованного восприятия; - умеют выполнять простейший

сенсорный анализ; - стремятся передавать отношение цветов,

размеров и форм в изобразительной и конструктивной

деятельности. Они любопытны, активны, эмоциональны,

общительны.



В раздел образования