Напоминание

"Мэйдзиисин", как начало преобразовании в Японии"


Автор: Сергей Владимирович Лапшин
Должность: учитель истории и обществознания студент-магистр 2 курса, нгпу г. новосибирск
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 23"
Населённый пункт: Норильск, Касноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мэйдзиисин", как начало преобразовании в Японии"
Раздел: среднее образование





Назад




Лапшин Сергей Владимирович

учитель истории и обществознания

«СШ№ 23» г. Норильска, Красноярский край

студент 2 курса магистратуры, направление «Педагогическое образование»,

магистерская программа «Историческое образование (всеобщая история)»,

Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО

«Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск

«Мэйдзиисин», как начало преобразовании в Японии.

1.

Содержание модернизации периода «Мэйдзиисин» и ее

историческое значение.

Новая история Японии открывается таким событием как Мэйдзиисин,

которое в отечественной историографии обычно трактуется как реставрация

Мэйдзи, а в дословном переводе скорее означает «обновление Мэйдзи».

Хронологически Мэйдзиисин ограничивают периодом 1868-1889 годов, реже

– 1867-1868 годов. Сегунат как форма правления был заменен на прямое

императорское правление, что представляло собой возврат к традициям

прошлого. В этот период посредством ряда реформ была проведена

модернизация японского государства

1

.

Революционеры выступали за передачу верховной власти императору и

проведения ряда буржуазных реформ, которые должны были внести

изменения в политическую, административную, социальную и иные сферы

2

.

В административной сфере была ликвидирована система княжеств, во главе

которых стояли дайме, обладавшие значительной степенью автономности.

Теперь же Япония была поделена на зависимые от центра префектуры. В

1

Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 181-182.

2

Хрестоматия по новой истории 1789-1870 гг. М., 1941. С. 307-309.

1

политической

сфере

преобразования

заключались

в

создании

централизованной политической структуры (создание правительства)

3

.

В социальной сфере была произведена старая система сословий и их

привилегий. Теперь все японское общество было разделено на три группы:

знатные люди, бывшие самураи и простолюдины. В военной сфере впервые в

истории страны была введена всеобщая воинская повинность – по

достижению возраста двадцати лет каждый японец должен был отслужить в

действительной армии три года. В эпоху Мэйдзи также была осуществлена

аграрно-налоговая

реформа,

в

результате

которой

налоги

были

унифицированы – по 3% от стоимости земли, на которой велось сельское

хозяйство

4

. Наконец, в самом конце была проведена образовательная

реформа, в рамках которой система образования в Японии была организована

в соответствии с европейскими принципами.

Историки по-разному оценивают те или иные преобразования периода

Мэйдзи. Советская историография среди реформ Мэйдзиисин выделяла

аграрную (земельную) реформу и ликвидацию феодальных княжеств.

Советские историки подчеркивают половинчатость реформ эпохи Мэйдзи,

которым так и не удалось полностью вывести Японское государство на

новый уровень

5

.

В результате аграрной реформы была ликвидирована феодальная

система землепользования. Если ранее земля принадлежала князьям и другим

крупным землевладельцам и крестьяне могли пользоваться ей, то теперь

большая часть угодий стала собственностью государства или императорского

дома. Остальная же земля переходила в собственность крестьян. Остальные

крестьяне теперь брали землю в аренду, а многие мелкие землевладельцы

занялись

предпринимательством.

Аграрная

реформа

оказалась

3

Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век. М., 2006. С. 241-246.

4

Там же. С. 246-249.

5

Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 187.

2

незавершенной и перевод к капиталистическим отношениям так и не был

произведен

6

.

По мнению историков из различных стран, период Мэйдзиисин

обладал огромным историческим значением для Японии, так как в этот

период страна вступила на новый этап в своем развитии. Западный историк

Дж. Л. Мак-Клейн указывает, что благодаря модернизации во многом

удалось покончить со старыми проблемами Японии и продвинуться к

процветанию страны. Дж. Л. Мак-Клейн также отмечает культурный расцвет

Японии в эпоху Мэйдзиисин

7

.

Французские историки В. Елисеефф и Д. Елисеефф считают, что

период Мэйдзиисин заложил основы для последующего развития Японии. От

Мэйдзи историки отсчитывают начало исторического подъема Японии, ее

социального и культурного скачка. В. Елисеефф и Д. Елисеефф также

указывают на важность иностранного (западного) влияния в преобразованиях

Мэйдзи.

Модернизация

Мэйдзиисин

охарактеризована

как

«мощный

импульс» для развития Японии

8

.

Как было отмечено нами ранее, советские историки достаточно

аккуратно

оценивали

историческое

значение

преобразований

периода

Мэйдзиисин.

Несмотря

на

некоторую

незавершенность

реформ,

модернизация ускорила темы капиталистического развития Японии и

способствовала подъему сельского хозяйства и промышленности в стране.

При этом, советские историки также отмечали кризисные явления в японской

экономике 1870-1880-х годов

9

.

2.

Мэйдзиисин. Революция или реформа? Постановка

проблемы.

6

Агаев С.Л. «МэйдзиИсин»: Революция или реформа? // Народы Азии и Африки.

1978. № 2. С. 81-82.

7

Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век. М., 2006. С. 266, 271-

272.

8

Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург, 2016. С. 216-217.

9

Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 239, 251.

3

Одним из дискуссионных вопросов в историографии является вопрос о

характере преобразований Мэйдзиисин – были ли они революцией или

реформой. Мэйдзиисин включает в себя вооруженный захват власти, но при

этом и проведение мирных преобразований – целой группы реформ.

Советская

историография

смотрела

на

события

1868

года

как

на

государственный переворот,

совершенный

низкоранговыми самураями,

которые

придерживались

буржуазных

взглядов

10

.

Следовательно,

Мэйдзиисин в первую очередь была революцией.

Советские историки чаще всего называют Мэйдзи революцией, в том

числе из-за того, что смена власти сопровождалась подъемом крестьянского

и городского (рабочего) движений. Революция в Японии сопровождалась

ярдом реформ, целью которых был переход от феодализма к капитализму.

Советские исследователи также указывают на явно буржуазный характер

революции в Японии, однако считают ее незавершенной

11

.

В зарубежной западной историографии в отношении Мэйдзиисин

также используется термин «революция», но при этом подчеркивается ее

необычность в сравнении с другими революциями. Дж. Л. МакКлейн

считает, что замыслы революционеров шли дальше, чем совершение

государственного переворота и возвращение ценностей прошлого. Главным

стремлением реформаторов были стабильность и процветание страны,

добиться которых можно только при комплексных переменах, достижении

«новой эры»

12

.

В. Елисеефф и Д. Елисеефф, концентрирующиеся на культурной и

социальной составляющей истории, в свою очередь смотрят на Мэйдзиисин в

первую очередь как на период реформ в Японии. Французские историки

10

Агаев С.Л. «МэйдзиИсин»: Революция или реформа? // Народы Азии и Африки.

1978. № 2. С. 67-69.

11

Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 181-182, 187.

12

Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век. М., 2006. С. 234-236.

4

указывают на реформирование различных сфер жизни и считают, что

наиболее быстрые и радикальные

13

.

Современный отечественный историк А.Н. Мещеряков концентрирует

внимание на реформаторской составляющей периода Мэйдзи. Он считает,

что

хотя

свержение

сегуна

хотя

и

можно

охарактеризовать

как

революционные события, но в восприятии японцев революцией это назвать

сложно. В самой Японии события 1867-1868 годов революцией («какумэй»)

не называют, а трактуют как обновление («исин»), что говорит о мирном,

реформаторском характере происходящего

14

. Таким образом, историки до

сих пор не пришли к единому мнению по поводу характера периода Мэйдзи.

Список источников и литературы.

Источники:

1.

Хрестоматия по новой истории 1789-1870 гг. / Под ред. А.В.

Ефимова.–

М.:Государственное

учебно-педагогическое

издательство Наркомпроса РСФСР, 1941. – 367 с.

Литература:

1.

Агаев С.Л. «МэйдзиИсин»: Революция или реформа? // Народы

Азии и Африки. – 1978. – № 2. – С. 67–79.

2.

Елисеефф

В.,

Елисеефф

Д.

Японская

цивилизация.–

Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 528 с.

3.

Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век.– М.:

Астрель : АСТ, 2006. – 895 с.

4.

Мещеряков

А.Н.

Реформы

периода

Мэйдзи:

человеческое

измерение // Ежегодник Япония. – 2018. – №47. – С. 350-366.

5.

Очерки новой истории Японии (1640 – 1917) / Под ред. И.Я.

Бедняк. – М.: Изд. вост. лит., 1958. – 593 с.

13

Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург, 2016. С. 104-

106.

14

Мещеряков А.Н. Реформы периода Мэйдзи: человеческое измерение //

Ежегодник Япония. 2018. №47. С. 255.

5



В раздел образования