Автор: Сергей Владимирович Лапшин
Должность: учитель истории и обществознания студент-магистр 2 курса, нгпу г. новосибирск
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 23"
Населённый пункт: Норильск, Касноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мэйдзиисин", как начало преобразовании в Японии"
Раздел: среднее образование
Лапшин Сергей Владимирович
учитель истории и обществознания
«СШ№ 23» г. Норильска, Красноярский край
студент 2 курса магистратуры, направление «Педагогическое образование»,
магистерская программа «Историческое образование (всеобщая история)»,
Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО
«Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск
«Мэйдзиисин», как начало преобразовании в Японии.
1.
Содержание модернизации периода «Мэйдзиисин» и ее
историческое значение.
Новая история Японии открывается таким событием как Мэйдзиисин,
которое в отечественной историографии обычно трактуется как реставрация
Мэйдзи, а в дословном переводе скорее означает «обновление Мэйдзи».
Хронологически Мэйдзиисин ограничивают периодом 1868-1889 годов, реже
– 1867-1868 годов. Сегунат как форма правления был заменен на прямое
императорское правление, что представляло собой возврат к традициям
прошлого. В этот период посредством ряда реформ была проведена
модернизация японского государства
1
.
Революционеры выступали за передачу верховной власти императору и
проведения ряда буржуазных реформ, которые должны были внести
изменения в политическую, административную, социальную и иные сферы
2
.
В административной сфере была ликвидирована система княжеств, во главе
которых стояли дайме, обладавшие значительной степенью автономности.
Теперь же Япония была поделена на зависимые от центра префектуры. В
1
Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 181-182.
2
Хрестоматия по новой истории 1789-1870 гг. М., 1941. С. 307-309.
1
политической
сфере
преобразования
заключались
в
создании
централизованной политической структуры (создание правительства)
3
.
В социальной сфере была произведена старая система сословий и их
привилегий. Теперь все японское общество было разделено на три группы:
знатные люди, бывшие самураи и простолюдины. В военной сфере впервые в
истории страны была введена всеобщая воинская повинность – по
достижению возраста двадцати лет каждый японец должен был отслужить в
действительной армии три года. В эпоху Мэйдзи также была осуществлена
аграрно-налоговая
реформа,
в
результате
которой
налоги
были
унифицированы – по 3% от стоимости земли, на которой велось сельское
хозяйство
4
. Наконец, в самом конце была проведена образовательная
реформа, в рамках которой система образования в Японии была организована
в соответствии с европейскими принципами.
Историки по-разному оценивают те или иные преобразования периода
Мэйдзи. Советская историография среди реформ Мэйдзиисин выделяла
аграрную (земельную) реформу и ликвидацию феодальных княжеств.
Советские историки подчеркивают половинчатость реформ эпохи Мэйдзи,
которым так и не удалось полностью вывести Японское государство на
новый уровень
5
.
В результате аграрной реформы была ликвидирована феодальная
система землепользования. Если ранее земля принадлежала князьям и другим
крупным землевладельцам и крестьяне могли пользоваться ей, то теперь
большая часть угодий стала собственностью государства или императорского
дома. Остальная же земля переходила в собственность крестьян. Остальные
крестьяне теперь брали землю в аренду, а многие мелкие землевладельцы
занялись
предпринимательством.
Аграрная
реформа
оказалась
3
Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век. М., 2006. С. 241-246.
4
Там же. С. 246-249.
5
Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 187.
2
незавершенной и перевод к капиталистическим отношениям так и не был
произведен
6
.
По мнению историков из различных стран, период Мэйдзиисин
обладал огромным историческим значением для Японии, так как в этот
период страна вступила на новый этап в своем развитии. Западный историк
Дж. Л. Мак-Клейн указывает, что благодаря модернизации во многом
удалось покончить со старыми проблемами Японии и продвинуться к
процветанию страны. Дж. Л. Мак-Клейн также отмечает культурный расцвет
Японии в эпоху Мэйдзиисин
7
.
Французские историки В. Елисеефф и Д. Елисеефф считают, что
период Мэйдзиисин заложил основы для последующего развития Японии. От
Мэйдзи историки отсчитывают начало исторического подъема Японии, ее
социального и культурного скачка. В. Елисеефф и Д. Елисеефф также
указывают на важность иностранного (западного) влияния в преобразованиях
Мэйдзи.
Модернизация
Мэйдзиисин
охарактеризована
как
«мощный
импульс» для развития Японии
8
.
Как было отмечено нами ранее, советские историки достаточно
аккуратно
оценивали
историческое
значение
преобразований
периода
Мэйдзиисин.
Несмотря
на
некоторую
незавершенность
реформ,
модернизация ускорила темы капиталистического развития Японии и
способствовала подъему сельского хозяйства и промышленности в стране.
При этом, советские историки также отмечали кризисные явления в японской
экономике 1870-1880-х годов
9
.
2.
Мэйдзиисин. Революция или реформа? Постановка
проблемы.
6
Агаев С.Л. «МэйдзиИсин»: Революция или реформа? // Народы Азии и Африки.
1978. № 2. С. 81-82.
7
Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век. М., 2006. С. 266, 271-
272.
8
Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург, 2016. С. 216-217.
9
Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 239, 251.
3
Одним из дискуссионных вопросов в историографии является вопрос о
характере преобразований Мэйдзиисин – были ли они революцией или
реформой. Мэйдзиисин включает в себя вооруженный захват власти, но при
этом и проведение мирных преобразований – целой группы реформ.
Советская
историография
смотрела
на
события
1868
года
как
на
государственный переворот,
совершенный
низкоранговыми самураями,
которые
придерживались
буржуазных
взглядов
10
.
Следовательно,
Мэйдзиисин в первую очередь была революцией.
Советские историки чаще всего называют Мэйдзи революцией, в том
числе из-за того, что смена власти сопровождалась подъемом крестьянского
и городского (рабочего) движений. Революция в Японии сопровождалась
ярдом реформ, целью которых был переход от феодализма к капитализму.
Советские исследователи также указывают на явно буржуазный характер
революции в Японии, однако считают ее незавершенной
11
.
В зарубежной западной историографии в отношении Мэйдзиисин
также используется термин «революция», но при этом подчеркивается ее
необычность в сравнении с другими революциями. Дж. Л. МакКлейн
считает, что замыслы революционеров шли дальше, чем совершение
государственного переворота и возвращение ценностей прошлого. Главным
стремлением реформаторов были стабильность и процветание страны,
добиться которых можно только при комплексных переменах, достижении
«новой эры»
12
.
В. Елисеефф и Д. Елисеефф, концентрирующиеся на культурной и
социальной составляющей истории, в свою очередь смотрят на Мэйдзиисин в
первую очередь как на период реформ в Японии. Французские историки
10
Агаев С.Л. «МэйдзиИсин»: Революция или реформа? // Народы Азии и Африки.
1978. № 2. С. 67-69.
11
Очерки новой истории Японии (1640 – 1917). М., 1958. С. 181-182, 187.
12
Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век. М., 2006. С. 234-236.
4
указывают на реформирование различных сфер жизни и считают, что
наиболее быстрые и радикальные
13
.
Современный отечественный историк А.Н. Мещеряков концентрирует
внимание на реформаторской составляющей периода Мэйдзи. Он считает,
что
хотя
свержение
сегуна
хотя
и
можно
охарактеризовать
как
революционные события, но в восприятии японцев революцией это назвать
сложно. В самой Японии события 1867-1868 годов революцией («какумэй»)
не называют, а трактуют как обновление («исин»), что говорит о мирном,
реформаторском характере происходящего
14
. Таким образом, историки до
сих пор не пришли к единому мнению по поводу характера периода Мэйдзи.
Список источников и литературы.
Источники:
1.
Хрестоматия по новой истории 1789-1870 гг. / Под ред. А.В.
Ефимова.–
М.:Государственное
учебно-педагогическое
издательство Наркомпроса РСФСР, 1941. – 367 с.
Литература:
1.
Агаев С.Л. «МэйдзиИсин»: Революция или реформа? // Народы
Азии и Африки. – 1978. – № 2. – С. 67–79.
2.
Елисеефф
В.,
Елисеефф
Д.
Японская
цивилизация.–
Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 528 с.
3.
Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегунатаТокугава в XXI век.– М.:
Астрель : АСТ, 2006. – 895 с.
4.
Мещеряков
А.Н.
Реформы
периода
Мэйдзи:
человеческое
измерение // Ежегодник Япония. – 2018. – №47. – С. 350-366.
5.
Очерки новой истории Японии (1640 – 1917) / Под ред. И.Я.
Бедняк. – М.: Изд. вост. лит., 1958. – 593 с.
13
Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург, 2016. С. 104-
106.
14
Мещеряков А.Н. Реформы периода Мэйдзи: человеческое измерение //
Ежегодник Япония. 2018. №47. С. 255.
5