Автор: Симонова Юлия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Система воспитание в Детском Оперном Театре
Тема: Методики воспитания в детском коллективе
Раздел: дополнительное образование
Система воспитания в Детском оперном театре.
Театральное искусство всегда привлекало к себе внимание детей.
Оно приобрело широкое распространение в дошкольных
учреждениях, общеобразовательных школах.
Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных
способностей детей, и поэтому обучение в театральных
коллективах должно быть доступно значительно большему кругу
детей и подростков.
И мне очень радостно, что 20 лет назад, силами замечательного
музыканта, педагога, композитора, Николая Романова и
руководством Дворца учащейся молодежи, появился такой
замечательный коллектив, как детский оперный театр Дворца
учащейся молодежи Санкт-Петербурга.
Сейчас в детском оперном театре преподают 5 замечательных,
талантливых, ярких, концертирующих музыкантов, педагогов. И на
вопрос: «Любите ли вы театр - так, как люблю его я?», мы педагоги
театра молниеносно отвечаем : «Да». Поэтому не примите мои
слова за пафос или хвастовство, но мы, педагоги театра,
абсолютные фанаты музыкального театра, оперы, сценического
искусства. И хотим этой преданной любовью заразить, как можно
большее количество людей.
Именно по этому принципу: преданной любви к искусству, любви
и уважению к ученикам и коллегам, построена система воспитания
в нашем коллективе. И используя специфические средства
театрального искусства, педагоги театра имеют возможность
проводить большую воспитательную работу.
Оперный театр - это мир звуков, красоты движения, световых
красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети
стремятся увидеть это на спектаклях, в художественных альбомах,
видеофильмах.
Занятия в детском оперном театре способствуют гармоничному
развитию детей и обогащает их духовно. Это гармоничное развитие
и привлекает и детей, и родителей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства
характера, которые необходимы не только на репетиции, но и в
быту. Эти качества годами воспитываются педагогами театра и
определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей,
занимающихся в детском оперном театре, вперед. Нельзя подвести
рядом стоящего партнера, нельзя опоздать, потому что от тебя
находятся в зависимости другие участники сценического
пространства, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Внимание и забота о других - необходимое качество в характере
детей, и занятия в детском оперном театре решают эти задачи. На
репетициях, на спектакле, за кулисами, артисты театра учатся
помогать друг другу, выручать друг друга в момент сценической
заминки.
Театральное искусство у ребенка является дополнением и
продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим
искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых
он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса
обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без
формирования способности к эстетическому творчеству,
невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и
гармоничного развития личности.
Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством
эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной
деятельности. Педагоги театра ставят перед собой задачу
сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с
искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс
сложный, многогранный.
Он связан с реализацией обширной программы организационно-
педагогических и художественно-исполнительских мер. Специфика
воспитательной работы в детском оперном театре обусловлена
органичным сочетанием художественно-исполнительских,
общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и
обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у
детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной
культуры, на художественное и эстетическое развитие.
Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-
исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой
работы.
Мы учим не только основам классического вокала, актерского
мастерства, сценической речи, музыкальной грамотности, мы учим
думать, как петь, о чем петь, с какой интонацией. В связи с этим
идет огромная работа, проанализировать исполняемое
произведение, познакомится с историей жизни композитора и
автора поэтического текста, слушаем и анализируем записи этого
произведения в разных исполнительских манерах, интерпретациях.
Поэтому первый уровень воспитания ребенка в нашем коллективе -
это образование и обучение его как исполнителя.
Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как
личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических
качеств, общей культуры.
На базе нашего дворца часто проходят мастер - классы и
творческие встречи с яркими, талантливыми, выдающимися
личностями. Педагоги вместе с детьми посещают эти мероприятия.
Проговаривают, обсуждают, анализируют вместе с ребятами
полученную информацию, ощущения, эмоции.
Для педагогов детского оперного театра, приоритетом является
личный пример, своего отношения к театру, к опере, к
классическому вокалу, к эстетике поведения на репетициях, на
концертах. Все педагоги театра концертирующие певцы и
концертмейстеры. Поэтому учащиеся вместе с родителями всегда
имеют возможность увидеть своих педагогов, что называется «в
деле». Вы не представляете, как важен для ребят «играющий
тренер». Который не только дает ЦУ, но и вместе с ребенком встает
в «сценический строй». У нас много проектов, где педагоги поют с
ребятами в одном спектакле. Нынешний проект социального
партнерства с Шереметевским дворцом, где педагоги пели вместе с
учащимися детского оперного театра 18+, в связи с ограничениями,
показал, что выступления на сцене со своим учителем, в одном
концерте, в дуэте и ансамблях, гораздо больше мотивируют детей,
к обучению в театре. Даже маленькие артисты театра, которые пока
вынуждены быть зрителями, с восхищением внимают пению своих
педагогов и мечтают спеть с ними в следующем концерте.
Воспитательная работа должна проводиться систематически,
только тогда она приведет к положительным результатам.
Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в
нашем коллективе обучаются различного возраста, различного
уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой
непросто. При этом педагогам приходится проявлять такт,
чуткость, применять индивидуальный подход к детям.
И этот индивидуальный подход дает поразительные плоды.
Сколько открывается маленьких «Звездочек», которые становятся
лауреатами и дипломантами престижных вокальных и чтецких
конкурсов. Нам приходится заинтересовывать детей, использовать
в работе возможности каждого ребенка, его перспективы.
Ребенок, начиная познавать азы музыкального театра, должен
знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных
причин не возможны в силу специфики искусства. Пропустил - не
узнал, не услышал, не отрепетировал, подвел товарищей, которые
ориентируются на твои мизансцены, на твои реплики. Дело даже не
в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и
развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено
добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать
начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается
несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю
воспитательную работу в коллективе педагоги строят по принципу
интереса и личного примера, это является основным и
определяющим. Все это вызывает положительные эмоции у детей,
влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической
культуры.
Конечно же очень важно, чтобы любой процесс - обучающий,
познавающий, репетиционный, перерастал в сценическое,
концертное воплощение. И благодаря тому, что детский оперный
театр является коллективом Дворца учащейся молодежи, наши
учащиеся имеют возможность выступать в проектах
соц.партнерства. В госпиталях, больницах. Перед ветеранами,
перед старшим поколением нашего города.
Большая роль, педагогами театра отводится нравственно-
патриотическому воспитанию в нашем коллективе. Даже в
условиях карантина мы с ребятами сделали записи концертных
номеров и стихов к государственным и городским праздникам.
Участвовали в различных флешмобах, создавали музыкальные
фильмы - «бессмертный полк» и большой музыкальный проект
«Блокада». И опять возвращаюсь к главному пункту нашего
воспитательного процесса, это личный пример и участие. Мы не
просто давали ребятам задание. Сами педагоги пели, читали,
участвовали в акциях и флешмобах, вместе с нашими артистами.
Конечно в воспитательном процессе задействованы не только
педагог и ребенок. Активным участником этого процесса является
родитель. И нам очень приятно, что родители учатся, развиваются,
приобщаются к прекрасному, познают основы оперного искусства
вместе с нами.
Как бы мы не ругали дистанционное обучение, но именно оно
спровоцировало родителей на полное взаимодействие с детьми и
педагогами. Родители смотрели оперы, слушали концерты,
работали над ответами музыкальных викторин вместе с детьми.
В нашем театре есть замечательная традиция. Отмечать дни
рождения артистов театра, значимые концерты и премьеры
спектаклей вместе. Что происходит в форме театральных
капустников, концертов и конечно же, чаепития. Это не только
ведет к сплочению детского коллектива, родителей. Но и позволяет
нам педагогам, открыть новые грани талантов наших детей. Т.к.
именно в этой неформальной обстановке дети с удовольствием
показывают, что они, например, профессионально показывают
фокусы или замечательно играют на необычных музыкальных
инструментах. И именно на таких, так сказать, «домашних»
концертах, ребята, которые стесняются выступать сольно, петь или
читать, с удовольствием исполняют номера пред своими
товарищами, родителями и педагогами.
И подводя итог нашего небольшого дуэта, хочется сказать.
Безусловно, решающим условием эффективности воспитательного
процесса является комплексность, систематичность,
последовательность, логичность, целенаправленность воспитания.
От педагогического такта и мастерства, осторожности и чуткости
педагога, зависит успех в деле воспитания коллектива и каждого
его участника в отдельности.
Как сказал Дмитрий Шостакович: « Благодаря музыке, вы найдете в
себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в
новых тонах и красках.
Ведь любовь к музыке и к театру, позволяют нам творить
настоящие чудеса