Напоминание

Методики воспитания в детском коллективе


Автор: Симонова Юлия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Система воспитание в Детском Оперном Театре
Тема: Методики воспитания в детском коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система воспитания в Детском оперном театре.

Театральное искусство всегда привлекало к себе внимание детей.

Оно приобрело широкое распространение в дошкольных

учреждениях, общеобразовательных школах.

Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных

способностей детей, и поэтому обучение в театральных

коллективах должно быть доступно значительно большему кругу

детей и подростков.

И мне очень радостно, что 20 лет назад, силами замечательного

музыканта, педагога, композитора, Николая Романова и

руководством Дворца учащейся молодежи, появился такой

замечательный коллектив, как детский оперный театр Дворца

учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

Сейчас в детском оперном театре преподают 5 замечательных,

талантливых, ярких, концертирующих музыкантов, педагогов. И на

вопрос: «Любите ли вы театр - так, как люблю его я?», мы педагоги

театра молниеносно отвечаем : «Да». Поэтому не примите мои

слова за пафос или хвастовство, но мы, педагоги театра,

абсолютные фанаты музыкального театра, оперы, сценического

искусства. И хотим этой преданной любовью заразить, как можно

большее количество людей.

Именно по этому принципу: преданной любви к искусству, любви

и уважению к ученикам и коллегам, построена система воспитания

в нашем коллективе. И используя специфические средства

театрального искусства, педагоги театра имеют возможность

проводить большую воспитательную работу.

Оперный театр - это мир звуков, красоты движения, световых

красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети

стремятся увидеть это на спектаклях, в художественных альбомах,

видеофильмах.

Занятия в детском оперном театре способствуют гармоничному

развитию детей и обогащает их духовно. Это гармоничное развитие

и привлекает и детей, и родителей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства

характера, которые необходимы не только на репетиции, но и в

быту. Эти качества годами воспитываются педагогами театра и

определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей,

занимающихся в детском оперном театре, вперед. Нельзя подвести

рядом стоящего партнера, нельзя опоздать, потому что от тебя

находятся в зависимости другие участники сценического

пространства, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Внимание и забота о других - необходимое качество в характере

детей, и занятия в детском оперном театре решают эти задачи. На

репетициях, на спектакле, за кулисами, артисты театра учатся

помогать друг другу, выручать друг друга в момент сценической

заминки.

Театральное искусство у ребенка является дополнением и

продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим

искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых

он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса

обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без

формирования способности к эстетическому творчеству,

невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и

гармоничного развития личности.

Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством

эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной

деятельности. Педагоги театра ставят перед собой задачу

сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с

искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс

сложный, многогранный.

Он связан с реализацией обширной программы организационно-

педагогических и художественно-исполнительских мер. Специфика

воспитательной работы в детском оперном театре обусловлена

органичным сочетанием художественно-исполнительских,

общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и

обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у

детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной

культуры, на художественное и эстетическое развитие.

Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-

исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой

работы.

Мы учим не только основам классического вокала, актерского

мастерства, сценической речи, музыкальной грамотности, мы учим

думать, как петь, о чем петь, с какой интонацией. В связи с этим

идет огромная работа, проанализировать исполняемое

произведение, познакомится с историей жизни композитора и

автора поэтического текста, слушаем и анализируем записи этого

произведения в разных исполнительских манерах, интерпретациях.

Поэтому первый уровень воспитания ребенка в нашем коллективе -

это образование и обучение его как исполнителя.

Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как

личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических

качеств, общей культуры.

На базе нашего дворца часто проходят мастер - классы и

творческие встречи с яркими, талантливыми, выдающимися

личностями. Педагоги вместе с детьми посещают эти мероприятия.

Проговаривают, обсуждают, анализируют вместе с ребятами

полученную информацию, ощущения, эмоции.

Для педагогов детского оперного театра, приоритетом является

личный пример, своего отношения к театру, к опере, к

классическому вокалу, к эстетике поведения на репетициях, на

концертах. Все педагоги театра концертирующие певцы и

концертмейстеры. Поэтому учащиеся вместе с родителями всегда

имеют возможность увидеть своих педагогов, что называется «в

деле». Вы не представляете, как важен для ребят «играющий

тренер». Который не только дает ЦУ, но и вместе с ребенком встает

в «сценический строй». У нас много проектов, где педагоги поют с

ребятами в одном спектакле. Нынешний проект социального

партнерства с Шереметевским дворцом, где педагоги пели вместе с

учащимися детского оперного театра 18+, в связи с ограничениями,

показал, что выступления на сцене со своим учителем, в одном

концерте, в дуэте и ансамблях, гораздо больше мотивируют детей,

к обучению в театре. Даже маленькие артисты театра, которые пока

вынуждены быть зрителями, с восхищением внимают пению своих

педагогов и мечтают спеть с ними в следующем концерте.

Воспитательная работа должна проводиться систематически,

только тогда она приведет к положительным результатам.

Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в

нашем коллективе обучаются различного возраста, различного

уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой

непросто. При этом педагогам приходится проявлять такт,

чуткость, применять индивидуальный подход к детям.

И этот индивидуальный подход дает поразительные плоды.

Сколько открывается маленьких «Звездочек», которые становятся

лауреатами и дипломантами престижных вокальных и чтецких

конкурсов. Нам приходится заинтересовывать детей, использовать

в работе возможности каждого ребенка, его перспективы.

Ребенок, начиная познавать азы музыкального театра, должен

знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных

причин не возможны в силу специфики искусства. Пропустил - не

узнал, не услышал, не отрепетировал, подвел товарищей, которые

ориентируются на твои мизансцены, на твои реплики. Дело даже не

в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и

развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено

добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать

начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается

несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю

воспитательную работу в коллективе педагоги строят по принципу

интереса и личного примера, это является основным и

определяющим. Все это вызывает положительные эмоции у детей,

влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической

культуры.

Конечно же очень важно, чтобы любой процесс - обучающий,

познавающий, репетиционный, перерастал в сценическое,

концертное воплощение. И благодаря тому, что детский оперный

театр является коллективом Дворца учащейся молодежи, наши

учащиеся имеют возможность выступать в проектах

соц.партнерства. В госпиталях, больницах. Перед ветеранами,

перед старшим поколением нашего города.

Большая роль, педагогами театра отводится нравственно-

патриотическому воспитанию в нашем коллективе. Даже в

условиях карантина мы с ребятами сделали записи концертных

номеров и стихов к государственным и городским праздникам.

Участвовали в различных флешмобах, создавали музыкальные

фильмы - «бессмертный полк» и большой музыкальный проект

«Блокада». И опять возвращаюсь к главному пункту нашего

воспитательного процесса, это личный пример и участие. Мы не

просто давали ребятам задание. Сами педагоги пели, читали,

участвовали в акциях и флешмобах, вместе с нашими артистами.

Конечно в воспитательном процессе задействованы не только

педагог и ребенок. Активным участником этого процесса является

родитель. И нам очень приятно, что родители учатся, развиваются,

приобщаются к прекрасному, познают основы оперного искусства

вместе с нами.

Как бы мы не ругали дистанционное обучение, но именно оно

спровоцировало родителей на полное взаимодействие с детьми и

педагогами. Родители смотрели оперы, слушали концерты,

работали над ответами музыкальных викторин вместе с детьми.

В нашем театре есть замечательная традиция. Отмечать дни

рождения артистов театра, значимые концерты и премьеры

спектаклей вместе. Что происходит в форме театральных

капустников, концертов и конечно же, чаепития. Это не только

ведет к сплочению детского коллектива, родителей. Но и позволяет

нам педагогам, открыть новые грани талантов наших детей. Т.к.

именно в этой неформальной обстановке дети с удовольствием

показывают, что они, например, профессионально показывают

фокусы или замечательно играют на необычных музыкальных

инструментах. И именно на таких, так сказать, «домашних»

концертах, ребята, которые стесняются выступать сольно, петь или

читать, с удовольствием исполняют номера пред своими

товарищами, родителями и педагогами.

И подводя итог нашего небольшого дуэта, хочется сказать.

Безусловно, решающим условием эффективности воспитательного

процесса является комплексность, систематичность,

последовательность, логичность, целенаправленность воспитания.

От педагогического такта и мастерства, осторожности и чуткости

педагога, зависит успех в деле воспитания коллектива и каждого

его участника в отдельности.

Как сказал Дмитрий Шостакович: « Благодаря музыке, вы найдете в

себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в

новых тонах и красках.

Ведь любовь к музыке и к театру, позволяют нам творить

настоящие чудеса



В раздел образования