Автор: Борисюк Светлана Рудольфовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внутренний конкурс "Память о Блокадном Ленинграде"
Раздел: дополнительное образование
Положение
о внутреннем конкурсе «Память о блокадном Ленинграде»
Автор: Борисюк Светлана Рудольфовна, педагог дополнительного образования
Общие положения
Конкурс посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и
мужеству жителей блокадного Ленинграда.
Цель конкурса
Сформировать у обучающихся знания о Ленинградской блокаде, как самом трагическом
периоде Великой Отечественной войны.
Задачи конкурса:
-познакомить обучающихся с памятными местами города, рассказывающими о жизни
ленинградцев в годы блокады;
-развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение ориентироваться на местности и
использовать городские объекты в качестве источника информации;
-воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, приобщить
обучающихся к пониманию ценности человеческой жизни.
Участники конкурса
К участию в конкурсе приглашаются команды школьников 6 — 8 классов. Состав команды 5
человек.
Условия и порядок проведения конкурса
Конкурс проводится в городском пространстве в виде игры-путешествия и состоит из двух
частей. Сначала команды обучающихся отправляются в путешествие и выполняют задания
маршрутного листа (Приложение 1), потом работают с картой города и отмечают памятные
места блокадного Ленинграда (Приложение 2). Продолжительность игры-путешествия — 1
час 30 мин.
Подведение итогов
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Возможно начисление дополнительного
балла за полноту ответа и творческий подход. Побеждает команда, набравшая максимальное
количество баллов. Команды-победительницы награждаются дипломами (1, 2, 3 степени) и
призами. Команды участники — сертификатами.
Приложение 1
Игра –путешествие «Память о блокадном Ленинграде»
Ваше путешествие начинается на Невском проспекте у дома № 54.
1.Найдите доказательство того, что здесь всю блокаду работала парикмахерская.
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .
Как вы понимаете выражение : «В эти годы труд доказал, что красота спасет мир.»
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .
Пройдите к Малой Садовой улице.
2.Найдите памятный знак, показывающий как жители блокадного города узнавали о
событиях на фронте. Как называется это устройство?_____________________________ .
Запишите адрес дома с памятным знаком________________________________________ .
Если не было программ вещания, то включался метроном с ритмом 50-55 тактов в минуту.
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.Рядом с этим местом попробуйте найти две бронзовые фигурки друг напротив друга –
памятник ярославским кошкам. Где они установлены?______________________________
____________________________________________________________________________ .
В 1943 году из Ярославской области в осажденный Ленинград завезли котов и кошек. Как
они помогали городу во время блокады?___________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Как вы думаете, почему их надежно охраняли?_____________________________________
_____________________________________________________________________________.
Следующая остановка – на Итальянской улице у дома № 27.
4.Что находится в этом здании?__________________________________________________.
Чьи голоса поддерживали у горожан волю к жизни и к победе?_______________________
_____________________________________________________________________________.
Как отмечено мужество тех, кто здесь работал?_____________________________________
__________________________________________________________________________.
Как вы думаете, почему поэтессу Ольгу Берггольц называли «голосом блокадного
Ленинграда»?__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Где в городе можно увидеть ее слова «Никто не забыт – ничто не забыто»?
_____________________________________________________________________________.
По Итальянской улице пройдите к реке Фонтанке.
5.Найдите памятный знак, показывающий место, где в годы блокады жители Ленинграда
брали воду. Как он называется? Опишите его._____________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________.
Пройдите к Невскому проспекту до Аничкова моста. На четырех углах моста находятся
скульптурные группы «Укротители коней» (ск. П.К.Клодт)
6.Попробуйте предположить как выглядел мост и скульптуры в 1941-1944 годах?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Что напоминает нам о военном времени?
____________________________________________________________________________.
Запишите еще 2 места в городе, где можно увидеть такие же напоминания
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .
II Отметьте на карте места, хранящие память о блокадном Ленинграде.
1. Предупреждающая надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»
2. Единственный театр, который не прекращал работу в тяжелые дни блокады.
3. Блокадная подстанция с мемориальной доской «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942
эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая.»
4. Музей обороны и блокады Ленинграда.
5. Обелиск «Городу-герою Ленинграду».
6. Большой зал филармонии, где состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д Шостаковича
7. Всесоюзный институт растениеводства. Сотрудники института умерли от голода, но не тронули редчайшие сорта зерновых
культур, которые там хранились.
8. Здание, под сводами которого в годы блокады сохранялись ценные экспонаты музеев Ленинграда и пригородов, которые не были
эвакуированы