Автор: Борисюк Светлана Рудольфовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Конкурсная краеведческая деятельность и гражданско-патриотическое воспитание
Раздел: дополнительное образование
Проекты туристско-краеведческой деятельности ДДЮТ Кировского района Санкт-
Петербурга являются частью городской комплексной краеведческой программы «Наследники
великого города». Она направлена на воспитание юных петербуржцев через их практическое
участие в изучении и исследовании родного города, сохранении и восстановлении
памятников истории и культуры, в возрождении культурно-нравственных ценностей и
традиций великого города, в поисковой работе, в заботе о старшем поколении, ветеранах
войны и труда. В то же время она создает условия для социализации и самореализации
учащихся, раскрытия творческого потенциала одаренных детей.
Данная программа предоставляет возможность учителям и педагогам, руководителям
школьных музеев на деле реализовать задачи гражданско-патриотического воспитания юных
петербуржцев.
Наш отдел ежегодно проводит различные мероприятия историко-краеведческой
направленности, некоторые из них являются районным этапом городских (региональных)
конкурсов. Особенно стоит выделить конференцию «Война. Блокада. Ленинград» и
конкурсы «Юный экскурсовод школьных музеев», «Лучший экскурсовод-школьник» и
«Авторская экскурсия». В прошлом учебном году в них приняло участие 27 школьников, из
них 5 учащихся Дворца.
Историко-краеведческая конференция «Война. Блокада. Ленинград» посвящена святой
для каждого жителя Петербурга теме – блокаде Ленинграда. Главной задачей конференции
является не только приобщение школьников к поисковой и исследовательской работе, но и
популяризация знаний о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. В ней
принимают участие ребята, активно работающие в школьных музеях, интересующиеся
событиями блокады, а также школьники, которые хотят сохранить память о своих родных и
близких, участниках Великой Отечественной войны. Изначально адресованная активу
школьных музеев, конференция перешагнула через отведенные ей рамки и в настоящее время
является общегородской.
Районный этап конференции проводится ежегодно в декабре месяце. Её участники, ребята 7-
11 классов, готовятся весь год: выбирают тему, работают в архивах, школьных музеях,
встречаются с очевидцами событий. Такая деятельность способствует воспитанию у ребят
чувства гордости за свою Родину, ответственности перед героями, выстоявших и победивших
в Великой Отечественной Войне.
Результаты своего исследования участники представляют в печатной/реферативной работе,
оформленной в соответствии с принятыми стандартами. Одним из основных критериев
оценки является самостоятельность и личная позиция автора по рассматриваемому вопросу.
Авторы работ, получившие высокий балл компетентного жюри, получают пропуск на устную
защиту своего исследования. Тематика работ самая обширная и посвящена экспонатам
школьных музеев и залов боевой славы, истории семьи в годы Великой Отечественной войны
и блокады Ленинграда, подвигу героев, защищавших город на Неве и Кировский район.
Лучшие работы победителей и призеров проходят во второй – городской - этап
конференции.
Районный конкурс «Юный экскурсовод школьных музеев» проходит для активов
школьных музеев и залов боевой Славы.
При подготовке к данному конкурсу участники в своей работе используют фрагменты
музейной выставки, экспозиции, работают с архивными документами, встречаются с
ветеранами. Огромную помощь ребятам при выборе темы и разработки экскурсионного
маршрута оказывают руководители школьных музеев.
К конкурсу участники заполняют путевку юного экскурсовода, где отмечают, какие
экскурсии и для какой аудитории он проводил.
В своем выступлении ребята должны представить фрагмент своей экскурсии по школьному
музею или залу боевой Славы. Очень важно познакомить членов жюри с его спецификой,
тематикой и показать экскурсионное мастерство. Для сопровождения экскурсии
используются: «портфель экскурсовода», наглядные информационные стенды-раскладушки,
альбомы, копии фотографий, экспонаты музея, разрешенные к использованию в
демонстрационных целях, мультимедийный видеоряд. Важными критериями оценки
выступления юных экскурсоводов являются не но и профессиональное мастерство При
оценке выступления оцениваются знания о своем школьном музее и выбранном фрагменте,
степень владения экскурсионной методикой и способность вести диалог с аудиторией.
Победители и призеры районного этапа становятся участниками городского конкурса
«Юных экскурсоводов школьных музеев Санкт-Петербурга».
К выступлению с фрагментом экскурсии на городском уровне добавляется тестирование,
направленное на диагностику уровня знаний юных экскурсоводов терминологии
музееведения; основных принципов организации работы школьного музея; использования
различных методов и приемов экскурсионной деятельности.
Этот конкурс является подведением итогов работы музеев образовательных организаций,
школой мастерства, где лучшие экскурсоводы школьных музеев и их наставники могут
показать свои результаты и увидеть достижения юных музееведов из других учреждений
города.
Районный конкурс «Лучший экскурсовод-школьник».
Большой популярностью среди учащихся пользуется конкурс на звание лучшего юного
экскурсовода, где участники демонстрируют свои навыки, умение показать свой родной
город и рассказать о нем. Данный конкурс позволяет учащимся окунуться в творческую
работу и прикоснуться к тайнам профессии экскурсовода.
Одна из любимых тем юных экскурсоводов – это маршруты по Кировскому району: «Дачи и
усадьбы Петергофской дороги», «Храмы Кировского района», «Нарвская Застава. Площадь
Стачек», «Конструктивизм в архитектуре Кировского района», «Передний край обороны
Ленинграда», «Автово. Следы войны». Одновременно с конкурсом экскурсоводов проходит
конкурс текстов авторских экскурсий, в которых ребята представляют новое прочтение
знакомых достопримечательностей города и района или их малоизученные объекты. Из
лучших маршрутов формируется популярный в Петербурге цикл экскурсий «Небанальный
Петербург».
Районному конкурсу предшествует подготовительная работа и отбор в коллективах школ и
учреждениях дополнительного образования.
Сначала ребята выбирают интересную для них тему экскурсии, составляют маршрут,
намечают остановки и объекты показа. Далее следует поиск информации в доступных
источниках, ее анализ и формирование «портфеля экскурсовода» (иллюстрации, фотографии,
схемы). По условиям конкурса, участники за 7 минут должны познакомить слушателей и
членов жюри с темой своей экскурсии, определить ее продолжительность и представить
одну остановку. Тот, кто способен заинтересовать своим рассказом, вовлечь в диалог,
предложить игровые формы, удостаивается самой высокой оценки жюри. Юные
экскурсоводы школьных музеев и залов боевой славы, не прошедших
городскую/всероссийскую аттестацию/паспортизацию, могут показать свое мастерство в
этом конкурсе и включить экскурсию по своей экспозиции в маршрут, посвященной военной
тематике.
Все победители и призеры этих районных мероприятий получают рекомендацию для участия
в Региональном этапе конкурсов
Конкурсы не только играют роль в гражданско-патриотическом воспитании, но и влияют на
формирование активной жизненной позиции учащихся Санкт-Петербурга.