Напоминание

Конкурсная краеведческая деятельность и гражданско-патриотическое воспитание


Автор: Борисюк Светлана Рудольфовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Конкурсная краеведческая деятельность и гражданско-патриотическое воспитание
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проекты туристско-краеведческой деятельности ДДЮТ Кировского района Санкт-

Петербурга являются частью городской комплексной краеведческой программы «Наследники

великого города». Она направлена на воспитание юных петербуржцев через их практическое

участие в изучении и исследовании родного города, сохранении и восстановлении

памятников истории и культуры, в возрождении культурно-нравственных ценностей и

традиций великого города, в поисковой работе, в заботе о старшем поколении, ветеранах

войны и труда. В то же время она создает условия для социализации и самореализации

учащихся, раскрытия творческого потенциала одаренных детей.

Данная программа предоставляет возможность учителям и педагогам, руководителям

школьных музеев на деле реализовать задачи гражданско-патриотического воспитания юных

петербуржцев.

Наш отдел ежегодно проводит различные мероприятия историко-краеведческой

направленности, некоторые из них являются районным этапом городских (региональных)

конкурсов. Особенно стоит выделить конференцию «Война. Блокада. Ленинград» и

конкурсы «Юный экскурсовод школьных музеев», «Лучший экскурсовод-школьник» и

«Авторская экскурсия». В прошлом учебном году в них приняло участие 27 школьников, из

них 5 учащихся Дворца.

Историко-краеведческая конференция «Война. Блокада. Ленинград» посвящена святой

для каждого жителя Петербурга теме – блокаде Ленинграда. Главной задачей конференции

является не только приобщение школьников к поисковой и исследовательской работе, но и

популяризация знаний о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. В ней

принимают участие ребята, активно работающие в школьных музеях, интересующиеся

событиями блокады, а также школьники, которые хотят сохранить память о своих родных и

близких, участниках Великой Отечественной войны. Изначально адресованная активу

школьных музеев, конференция перешагнула через отведенные ей рамки и в настоящее время

является общегородской.

Районный этап конференции проводится ежегодно в декабре месяце. Её участники, ребята 7-

11 классов, готовятся весь год: выбирают тему, работают в архивах, школьных музеях,

встречаются с очевидцами событий. Такая деятельность способствует воспитанию у ребят

чувства гордости за свою Родину, ответственности перед героями, выстоявших и победивших

в Великой Отечественной Войне.

Результаты своего исследования участники представляют в печатной/реферативной работе,

оформленной в соответствии с принятыми стандартами. Одним из основных критериев

оценки является самостоятельность и личная позиция автора по рассматриваемому вопросу.

Авторы работ, получившие высокий балл компетентного жюри, получают пропуск на устную

защиту своего исследования. Тематика работ самая обширная и посвящена экспонатам

школьных музеев и залов боевой славы, истории семьи в годы Великой Отечественной войны

и блокады Ленинграда, подвигу героев, защищавших город на Неве и Кировский район.

Лучшие работы победителей и призеров проходят во второй – городской - этап

конференции.

Районный конкурс «Юный экскурсовод школьных музеев» проходит для активов

школьных музеев и залов боевой Славы.

При подготовке к данному конкурсу участники в своей работе используют фрагменты

музейной выставки, экспозиции, работают с архивными документами, встречаются с

ветеранами. Огромную помощь ребятам при выборе темы и разработки экскурсионного

маршрута оказывают руководители школьных музеев.

К конкурсу участники заполняют путевку юного экскурсовода, где отмечают, какие

экскурсии и для какой аудитории он проводил.

В своем выступлении ребята должны представить фрагмент своей экскурсии по школьному

музею или залу боевой Славы. Очень важно познакомить членов жюри с его спецификой,

тематикой и показать экскурсионное мастерство. Для сопровождения экскурсии

используются: «портфель экскурсовода», наглядные информационные стенды-раскладушки,

альбомы, копии фотографий, экспонаты музея, разрешенные к использованию в

демонстрационных целях, мультимедийный видеоряд. Важными критериями оценки

выступления юных экскурсоводов являются не но и профессиональное мастерство При

оценке выступления оцениваются знания о своем школьном музее и выбранном фрагменте,

степень владения экскурсионной методикой и способность вести диалог с аудиторией.

Победители и призеры районного этапа становятся участниками городского конкурса

«Юных экскурсоводов школьных музеев Санкт-Петербурга».

К выступлению с фрагментом экскурсии на городском уровне добавляется тестирование,

направленное на диагностику уровня знаний юных экскурсоводов терминологии

музееведения; основных принципов организации работы школьного музея; использования

различных методов и приемов экскурсионной деятельности.

Этот конкурс является подведением итогов работы музеев образовательных организаций,

школой мастерства, где лучшие экскурсоводы школьных музеев и их наставники могут

показать свои результаты и увидеть достижения юных музееведов из других учреждений

города.

Районный конкурс «Лучший экскурсовод-школьник».

Большой популярностью среди учащихся пользуется конкурс на звание лучшего юного

экскурсовода, где участники демонстрируют свои навыки, умение показать свой родной

город и рассказать о нем. Данный конкурс позволяет учащимся окунуться в творческую

работу и прикоснуться к тайнам профессии экскурсовода.

Одна из любимых тем юных экскурсоводов – это маршруты по Кировскому району: «Дачи и

усадьбы Петергофской дороги», «Храмы Кировского района», «Нарвская Застава. Площадь

Стачек», «Конструктивизм в архитектуре Кировского района», «Передний край обороны

Ленинграда», «Автово. Следы войны». Одновременно с конкурсом экскурсоводов проходит

конкурс текстов авторских экскурсий, в которых ребята представляют новое прочтение

знакомых достопримечательностей города и района или их малоизученные объекты. Из

лучших маршрутов формируется популярный в Петербурге цикл экскурсий «Небанальный

Петербург».

Районному конкурсу предшествует подготовительная работа и отбор в коллективах школ и

учреждениях дополнительного образования.

Сначала ребята выбирают интересную для них тему экскурсии, составляют маршрут,

намечают остановки и объекты показа. Далее следует поиск информации в доступных

источниках, ее анализ и формирование «портфеля экскурсовода» (иллюстрации, фотографии,

схемы). По условиям конкурса, участники за 7 минут должны познакомить слушателей и

членов жюри с темой своей экскурсии, определить ее продолжительность и представить

одну остановку. Тот, кто способен заинтересовать своим рассказом, вовлечь в диалог,

предложить игровые формы, удостаивается самой высокой оценки жюри. Юные

экскурсоводы школьных музеев и залов боевой славы, не прошедших

городскую/всероссийскую аттестацию/паспортизацию, могут показать свое мастерство в

этом конкурсе и включить экскурсию по своей экспозиции в маршрут, посвященной военной

тематике.

Все победители и призеры этих районных мероприятий получают рекомендацию для участия

в Региональном этапе конкурсов

Конкурсы не только играют роль в гражданско-патриотическом воспитании, но и влияют на

формирование активной жизненной позиции учащихся Санкт-Петербурга.



В раздел образования