Напоминание

Влияние мотивации к изучению физики на результаты единого государственного экзамена


Автор: Ахметзянова Эльвира Ришатовна
Должность: магистр
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Влияние мотивации к изучению физики на результаты единого государственного экзамена
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Влияние мотивации к изучению физики на результаты

единого государственного экзамена»

Человек обучается на протяжении всей своей жизни. Он должен

постоянно обучаться и повышать свою квалификацию и совершенствоваться,

потому что технологический процесс движется быстрыми темпами.

Построить эффективный учебный процесс – одна из важнейших задач,

возникающая перед системой образования. Для решения этой задачи,

необходимо определить, как же влияет мотивация к изучению физики на

результаты единого государственного экзамена.

В нашей работе исследовались два фактора: мотивация и школьная

обученность, измеренная с помощью ЕГЭ.

Актуальность: формирование у учащихся учебной мотивации - одна из

основных проблем современной школы. Обновляются содержания обучения. Все

больше нужно самостоятельно приобретать знания.

Проблема: отсутствие мотивов к получению образования, которая

является следствием снижения основных показателей образованности и

воспитанности выпускников школ.

Цель исследования: выявить влияние мотивации к изучению физики

на результаты единого государственного экзамена.

Объект: учащиеся 7-11 классов.

Предмет: мотивация к изучению физики, как фактор, влияющий на

результаты единого государственного экзамена.

Гипотеза: мотивация к изучению физики являются результатом

успешной сдачи единого государственного экзамена по физике.

Задачи исследования:

1.

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме

исследования.

2.

Выявить особенности мотивации учащихся на разных уровнях

обучения.

3.

Проанализировать, как мотивация влияет на успеваемость

учащихся.

4.

Выполнить количественный анализ полученных результатов и их

интерпретацию.

Методы исследования:

1.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме

исследования.

2.

Анкетирование, тестирование, анализ ведомостей успеваемости и

ЕГЭ.

3.

Методы обработки данных (таблицы, диаграммы, графики).

Экспериментальная база.

Исследование проводилось на базе двух средних школ. Выборку

составили 124 учащихся 7-11 классов.

Практическая значимость.

Полученные в работе данные могут быть использованы учителями физики

для развития мотивации к изучению предмета, с целью улучшения успеваемости

и результатов ЕГЭ.

Выявленные

закономерности

позволяют

целенаправленно

формировать

внутреннюю

мотивацию

к

учению. Учет этих данных может

усовершенствовать работу учителя

по выбору методики изучения тех или иных

тем по физике, по взаимодействию учителя и обучающихся. Определение тех

мотивов, которые доминируют для конкретного ученика, позволяет использовать

сильные стороны школьника в его образовании и развитии личности, становится

важным фактором эффективности педагогической деятельности не только

учителя-предметника, но и системы образования в целом.

Только ли школьнику нужна и важна мотивация к учению? Конечно,

нет. Учителю, как личности, сопровождающей процесс познания ребенком

законов материального мира и законов общества, мотивация также

необходима.

В современной психолого-педагогической литературе проблема

мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций. Нужно

отметить то, что структура и динамика мотивации, обусловленные целями

обучения,

проанализированы

Р.Р.

Бибрих,

В.И.Васильевым,

Ф.М.Рахматулиным.

А

вот

обусловленность

эффективности

учебной

деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной,

Ю.К.Черновой. По их мнению, в единстве со сторонами мотивационной

сферы, т.е. потребностями и целями мотивы учебной деятельности

формируются и развиваются достаточно эффективно. Проанализировав

литературу, узнали, что понятие «мотивация» имеет обширное значение.

Оно включает в себя многочисленные явления и процессы, связанные с

выбором той или иной деятельности. Все определения можно отнести

к

двум

направлениям.

Первое

рассматривает

мотивацию

со

структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе

рассматривает

«мотивацию»

как

процесс,

механизм.

В

целом,

под

мотивацией понимают всю совокупность различных побуждений:

мотивов,

потребностей,

интересов,

стремлений,

целей,

влечений,

мотивационных установок или планов, идеалов и т. п., что в наиболее

широком смысле подразумевает определения поведения вообще. Для

исследования,

касающегося

мотивации, целесообразно использовать

более узкое определение - перейти к частному виду мотивации.

Рассмотрели учебную мотивацию школьников как показатель

результативности образовательного процесса. Виды мотивации в средних

классах рассматривали: внутренняя и внешняя, а в старших классах

добавляется еще социальная мотивация. С целью полного анализа видов

мотивации учащихся с начала изучения предмета физики мы провели

анкетирования с 7 по 11 классы. Сопоставили, как меняются результаты с

переходом в другой класс.

Анализируя анкеты учащихся, 7-11 классов выяснили, какие виды

мотивации более развиты в определенном возрасте школьников. Узнали, что в 7

классе в личностном смысле обучения преобладает средний уровень мотивации, а

в 8 классе личностный смысл обучения растет, и превосходит высокий уровень

мотивации. О степени развитости у учащихся способности к целеполаганию в7

классе практически одинаково доминируют сниженный, средний и высокий

уровни. Эти данные помогут учителям сформулировать соответствующие

коррекционно-развивающие задачи.

Проведенное исследование показало о преобладании игрового вида

мотивов в 7 классе, а в 8 классе позиционного (стремление к лидерству), так же в

7 классе главенствует внешняя мотивация, превыше всего избегание неудач,

довольно редко проявляющаяся активность.

При исследовании влияния мотивации на результаты сдачи единого

государственного экзамена применили опросник на определение мотивации

обучения физике учащихся в средней школе. А результаты опросника

сопоставили с результатами тренировочных работ по физике, проведенные в

формате ЕГЭ и по контрольно- измерительным материалам единого

государственного экзамена по физике. В опроснике приняли участие 24

учащихся. Это учащихся 10 класса в 2020-2021 учебном году и они же в 2021-

2022 учебном году будущие выпускники 11 класса. Анализируя тему дипломной

работы нам было интересно рассмотреть связь между успешной сдачей ЕГЭ и

мотивацией старшеклассников.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1)

в 10 классе у учащихся внешняя и внутренняя мотивация одинаково, а

социальная мотивация в 10 классе выше, чем в 11 классе.

2)

С переходом в 11 класс у учащихся повысилась внутренняя

мотивация, а внешняя и социальные мотивации уменьшись.

Сравнили результаты промежуточных пробных работ ЕГЭ по физике.

Увидели, что у учащихся с внутренней мотивацией результаты выше, чем у

учащихся с социальной и внешней мотивацией. И результаты работ выше у

учащихся с внешней мотивацией, чем у учащихся с социальной мотивацией.

И в 2020-2021 учебном году провели анкетирование среди 16 учащихся

одиннадцатого класса, которые сдали ЕГЭ по физике. Результаты анкет

сопоставили с результатами единого государственного экзамена. Анализируя

данные можно сделать следующие выводы: мотивация к изучению предмета

физики влияет на результаты единого государственного экзамена. А именно,

учащиеся, имеющие внутреннею мотивацию к изучению предмета физики,

получили на ЕГЭ от 74 до 99 баллов, в то время как учащиеся мотивированные

внешне результативность ЕГЭ по физике от 42 баллов до 66 баллов. Данные

учащихся с социальной мотивацией от 38 до 46 баллов.

Нам было интересно проанализировать связь между успешной сдачей

ЕГЭ и мотивацией старшеклассников. Ведь, Л. Ю. Ереминой [10] в ее

исследовании было выявлено, что на успешность сдачи ЕГЭ по предметам

оказывают действие такие факторы, как мотивация достижения, внутренняя

мотивация, получение высокой оценки (внешняя мотивация), высокая

самооценка, высокий уровень притязаний и низкая тревожность. А вот М. Ю.

Чибисова [32] также выявила, что познавательные мотивы помогают

успешной сдаче ЕГЭ, и замечает существенное влияние следующих

мотивационно- личностных характеристик: высокая работоспособность,

адекватная самооценка, навыки самоконтроля, оптимальный уровень тревоги.

И ещё, О. Чуча [34], в своей работе указала, что такие мотивационно-

личностные характеристики, как умение сосредоточится на задаче,

запланировать свершения поставленной цели, показать организованность и

собранность влияют на высокий результат ЕГЭ.

Основываясь на результатах описанных выше исследований, очень

хорошо сдавших ЕГЭ, отличают более высокие показатели настойчивости и

упорства, работоспособность и умение собраться. Причем, успешная сдача

ЕГЭ опирается на внешнюю мотивацию. (средние баллы ЕГЭ, до 70баллов)

Отличники ЕГЭ (выше 70 баллов) обладают сильной мотивацией к

познанию, поскольку высокая внутренняя мотивация сама по себе является

предиктором успешности учебного процесса. Для проверки данного

утверждения требуется сложное исследование. Оно должно начаться с

исследования мотивации у учащихся с 7 класса. а продолжиться анализом

успеваемости и мотивации у тех же учеников в протяжении обучения в школе

до сдачи ЕГЭ.

Ахметзянова Э.Р., 2021 г.



В раздел образования