Автор: Ахметзянова Эльвира Ришатовна
Должность: магистр
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Влияние мотивации к изучению физики на результаты единого государственного экзамена
Раздел: полное образование
Тема: «Влияние мотивации к изучению физики на результаты
единого государственного экзамена»
Человек обучается на протяжении всей своей жизни. Он должен
постоянно обучаться и повышать свою квалификацию и совершенствоваться,
потому что технологический процесс движется быстрыми темпами.
Построить эффективный учебный процесс – одна из важнейших задач,
возникающая перед системой образования. Для решения этой задачи,
необходимо определить, как же влияет мотивация к изучению физики на
результаты единого государственного экзамена.
В нашей работе исследовались два фактора: мотивация и школьная
обученность, измеренная с помощью ЕГЭ.
Актуальность: формирование у учащихся учебной мотивации - одна из
основных проблем современной школы. Обновляются содержания обучения. Все
больше нужно самостоятельно приобретать знания.
Проблема: отсутствие мотивов к получению образования, которая
является следствием снижения основных показателей образованности и
воспитанности выпускников школ.
Цель исследования: выявить влияние мотивации к изучению физики
на результаты единого государственного экзамена.
Объект: учащиеся 7-11 классов.
Предмет: мотивация к изучению физики, как фактор, влияющий на
результаты единого государственного экзамена.
Гипотеза: мотивация к изучению физики являются результатом
успешной сдачи единого государственного экзамена по физике.
Задачи исследования:
1.
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
исследования.
2.
Выявить особенности мотивации учащихся на разных уровнях
обучения.
3.
Проанализировать, как мотивация влияет на успеваемость
учащихся.
4.
Выполнить количественный анализ полученных результатов и их
интерпретацию.
Методы исследования:
1.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме
исследования.
2.
Анкетирование, тестирование, анализ ведомостей успеваемости и
ЕГЭ.
3.
Методы обработки данных (таблицы, диаграммы, графики).
Экспериментальная база.
Исследование проводилось на базе двух средних школ. Выборку
составили 124 учащихся 7-11 классов.
Практическая значимость.
Полученные в работе данные могут быть использованы учителями физики
для развития мотивации к изучению предмета, с целью улучшения успеваемости
и результатов ЕГЭ.
Выявленные
закономерности
позволяют
целенаправленно
формировать
внутреннюю
мотивацию
к
учению. Учет этих данных может
усовершенствовать работу учителя
по выбору методики изучения тех или иных
тем по физике, по взаимодействию учителя и обучающихся. Определение тех
мотивов, которые доминируют для конкретного ученика, позволяет использовать
сильные стороны школьника в его образовании и развитии личности, становится
важным фактором эффективности педагогической деятельности не только
учителя-предметника, но и системы образования в целом.
Только ли школьнику нужна и важна мотивация к учению? Конечно,
нет. Учителю, как личности, сопровождающей процесс познания ребенком
законов материального мира и законов общества, мотивация также
необходима.
В современной психолого-педагогической литературе проблема
мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций. Нужно
отметить то, что структура и динамика мотивации, обусловленные целями
обучения,
проанализированы
Р.Р.
Бибрих,
В.И.Васильевым,
Ф.М.Рахматулиным.
А
вот
обусловленность
эффективности
учебной
деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной,
Ю.К.Черновой. По их мнению, в единстве со сторонами мотивационной
сферы, т.е. потребностями и целями мотивы учебной деятельности
формируются и развиваются достаточно эффективно. Проанализировав
литературу, узнали, что понятие «мотивация» имеет обширное значение.
Оно включает в себя многочисленные явления и процессы, связанные с
выбором той или иной деятельности. Все определения можно отнести
к
двум
направлениям.
Первое
рассматривает
мотивацию
со
структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе
рассматривает
«мотивацию»
как
процесс,
механизм.
В
целом,
под
мотивацией понимают всю совокупность различных побуждений:
мотивов,
потребностей,
интересов,
стремлений,
целей,
влечений,
мотивационных установок или планов, идеалов и т. п., что в наиболее
широком смысле подразумевает определения поведения вообще. Для
исследования,
касающегося
мотивации, целесообразно использовать
более узкое определение - перейти к частному виду мотивации.
Рассмотрели учебную мотивацию школьников как показатель
результативности образовательного процесса. Виды мотивации в средних
классах рассматривали: внутренняя и внешняя, а в старших классах
добавляется еще социальная мотивация. С целью полного анализа видов
мотивации учащихся с начала изучения предмета физики мы провели
анкетирования с 7 по 11 классы. Сопоставили, как меняются результаты с
переходом в другой класс.
Анализируя анкеты учащихся, 7-11 классов выяснили, какие виды
мотивации более развиты в определенном возрасте школьников. Узнали, что в 7
классе в личностном смысле обучения преобладает средний уровень мотивации, а
в 8 классе личностный смысл обучения растет, и превосходит высокий уровень
мотивации. О степени развитости у учащихся способности к целеполаганию в7
классе практически одинаково доминируют сниженный, средний и высокий
уровни. Эти данные помогут учителям сформулировать соответствующие
коррекционно-развивающие задачи.
Проведенное исследование показало о преобладании игрового вида
мотивов в 7 классе, а в 8 классе позиционного (стремление к лидерству), так же в
7 классе главенствует внешняя мотивация, превыше всего избегание неудач,
довольно редко проявляющаяся активность.
При исследовании влияния мотивации на результаты сдачи единого
государственного экзамена применили опросник на определение мотивации
обучения физике учащихся в средней школе. А результаты опросника
сопоставили с результатами тренировочных работ по физике, проведенные в
формате ЕГЭ и по контрольно- измерительным материалам единого
государственного экзамена по физике. В опроснике приняли участие 24
учащихся. Это учащихся 10 класса в 2020-2021 учебном году и они же в 2021-
2022 учебном году будущие выпускники 11 класса. Анализируя тему дипломной
работы нам было интересно рассмотреть связь между успешной сдачей ЕГЭ и
мотивацией старшеклассников.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1)
в 10 классе у учащихся внешняя и внутренняя мотивация одинаково, а
социальная мотивация в 10 классе выше, чем в 11 классе.
2)
С переходом в 11 класс у учащихся повысилась внутренняя
мотивация, а внешняя и социальные мотивации уменьшись.
Сравнили результаты промежуточных пробных работ ЕГЭ по физике.
Увидели, что у учащихся с внутренней мотивацией результаты выше, чем у
учащихся с социальной и внешней мотивацией. И результаты работ выше у
учащихся с внешней мотивацией, чем у учащихся с социальной мотивацией.
И в 2020-2021 учебном году провели анкетирование среди 16 учащихся
одиннадцатого класса, которые сдали ЕГЭ по физике. Результаты анкет
сопоставили с результатами единого государственного экзамена. Анализируя
данные можно сделать следующие выводы: мотивация к изучению предмета
физики влияет на результаты единого государственного экзамена. А именно,
учащиеся, имеющие внутреннею мотивацию к изучению предмета физики,
получили на ЕГЭ от 74 до 99 баллов, в то время как учащиеся мотивированные
внешне результативность ЕГЭ по физике от 42 баллов до 66 баллов. Данные
учащихся с социальной мотивацией от 38 до 46 баллов.
Нам было интересно проанализировать связь между успешной сдачей
ЕГЭ и мотивацией старшеклассников. Ведь, Л. Ю. Ереминой [10] в ее
исследовании было выявлено, что на успешность сдачи ЕГЭ по предметам
оказывают действие такие факторы, как мотивация достижения, внутренняя
мотивация, получение высокой оценки (внешняя мотивация), высокая
самооценка, высокий уровень притязаний и низкая тревожность. А вот М. Ю.
Чибисова [32] также выявила, что познавательные мотивы помогают
успешной сдаче ЕГЭ, и замечает существенное влияние следующих
мотивационно- личностных характеристик: высокая работоспособность,
адекватная самооценка, навыки самоконтроля, оптимальный уровень тревоги.
И ещё, О. Чуча [34], в своей работе указала, что такие мотивационно-
личностные характеристики, как умение сосредоточится на задаче,
запланировать свершения поставленной цели, показать организованность и
собранность влияют на высокий результат ЕГЭ.
Основываясь на результатах описанных выше исследований, очень
хорошо сдавших ЕГЭ, отличают более высокие показатели настойчивости и
упорства, работоспособность и умение собраться. Причем, успешная сдача
ЕГЭ опирается на внешнюю мотивацию. (средние баллы ЕГЭ, до 70баллов)
Отличники ЕГЭ (выше 70 баллов) обладают сильной мотивацией к
познанию, поскольку высокая внутренняя мотивация сама по себе является
предиктором успешности учебного процесса. Для проверки данного
утверждения требуется сложное исследование. Оно должно начаться с
исследования мотивации у учащихся с 7 класса. а продолжиться анализом
успеваемости и мотивации у тех же учеников в протяжении обучения в школе
до сдачи ЕГЭ.
Ахметзянова Э.Р., 2021 г.