Напоминание

"Педагогическое сопровождение одарённых детей"


Автор: Чигрина Елена Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 3 им. К. А. Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое сопровождение одарённых детей"
Раздел: среднее образование





Назад





Педагогическое сопровождение одарённых детей
В преподавании, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения, акцент делается не на программный материал, а на организацию индивидуальной познавательной деятельности на основе знания её психологической природы. Учитель анализирует сам и помогает понять ученику не только содержание того, что он усвоил, но и как ему это удалось сделать (с помощью каких приёмов, техник). Одним легче воспринимать на слух, у других лучше развита зрительная память. Акцент в заданиях делается на понимании учеником того, что и как он делает. Знание о том, как можно строить свою учебную работу, это знание особого рода и оцениваться оно должно иначе, чем в традиционной парадигме образования. Во-первых, это должна быть совместная деятельность ученика и учителя с преобладанием приоритета ученика. Во-вторых, оценивание должно быть не только количественным (по пресловутой пятибалльной системе), но скорее качественной, от низкого до высокого уровня развития того или иного качества в различных сферах деятельности ученика. Индивидуальный подход, сопровождение одарённых детей и не только… Для этого необходим опыт, педагогическое чутье, а главное – желание. Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ребёнка через реализацию образовательной программы с учётом личностных потребностей ученика. Каждому из нас приходилось (и приходится) опекать слабо успевающих учеников, разрабатывать для них специальные программы коррекции непрочно сформированных знаний, огорчаться, если наши усилия остаются невостребованными и радоваться даже самым маленьким успехам. И если работу с неуспевающими (и, что греха таить, не всегда желающими успевать) детьми я рассматриваю, как необходимую обязанность, то общение с юными интеллектуалами – как приятную необходимость. Оно доставляет мне истинную радость.
Как известно, гении рождаются не часто, поэтому наша задача не упустить детей способных и помочь им развить свои способности. Процесс это не быстрый и требующий постоянного внимания. Сначала нужно заметить нестандартное мышление ребёнка в рамках своего предмета, а затем кропотливо его развивать, отслеживая промежуточные результаты этого развития во время участия в олимпиадах, играх, конкурсах и конференциях разных уровней. Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарёнными школьниками. Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны, требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции. Они же помогают школьникам развивать свои память и мышление. Но, как и любые другие задачи, их нужно учиться решать. Здесь мало просто дать название учебника, потому что дети, способные изо дня в день самостоятельно «грызть гранит науки» ради какой-то призрачной перспективы развить своё мышление или для того, чтобы бесплатно поступить в престижный ВУЗ, встречаются крайне редко.
Поэтому два дня в неделю по 1,5 часа я посвящаю обучению решению олимпиадных задач. Дело это не простое, и вполне могло бы быть скучным и неинтересным, если бы не одно, НО… Наверное, каждому из нас знакомо чувство ЭВРИКИ. Когда внезапно становится понятно то, что несколько секунд назад казалось чем-то сложным, страшным и вообще не имеющим решений. Восторженное восклицание, азартный блеск в глазах, и… желание решать. Появляется гордость за себя, радость открытия и необходимость поделиться этим со всем светом. Дети фотографируют решённые задачи для того, чтобы предъявить их родителям и друзьям. Отказаться от этого практически невозможно. Моя задача, чтобы эти маленькие открытия были на каждом занятии.
А приобретённые навыки мои ученики успешно применяют во время участия во всевозможных олимпиадах и математических конкурсах. Стать победителем или призёром – желанная награда за труд. Как известно, раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Понимая это, в 2013 году мы решили в качестве эксперимента набрать группу первоклассников, проявляющих способности в математике, и начать обучать их решению нестандартных математических задач. 11 января первоклассники написали свою первую олимпиаду по математике. По результатам олимпиады 25 учеников получили сертификаты, подписанные директором школы, и были зачислены в «Школу олимпийского резерва», так мы назвали наш экспериментальный курс. Вся программа курса направлена на обучение решению олимпиадных задач, на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления, памяти и речи.
А сегодня я с уверенностью могу утверждать, что мы вырастили достойную смену нашим олимпийцам. Дети, заканчивающие курс школы олимпийского резерва, уже неоднократно становились победителями и призёрами олимпиад разного уровня по математике: Название олимпиады Ф.И. учащегося Класс Результат Муниципальная олимпиада младших школьников по математике «Уникум» 16.05.2015 Шишкина Полина Гончарова Екатерина Андреев Егор Карпова Анастасия Лопатина Елизавета Пахомов Вячеслав 5 5 3 3 3 3 победитель призёр призёр призёр призёр призёр V Всероссийская предметная олимпиада по математике для младших школьников «Талантливые дети» апрель 2015 Андреев Егор Дегтярёв Анатолий Лунёва Юлия Лученко Илья Морозов Дмитрий Назарова Алина Павлова Майя 3 3 3 3 3 3 3 диплом 3 степени диплом 2 степени диплом 3 степени диплом 2 степени диплом 3 степени диплом 3 степени диплом 3 степени II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием октябрь 2015 Похомов Вячеслав Морозов Дмитрий Бессонова Софья Павлова Майя Шаповалова Елизавета Лученко Илья Невежин Дмитрий Базаркина Маргарита Политов Владислав Назарова Алина Попова Альбина Карпова Анастасия Саргсян Даниэль 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 место 1 место 1 место 2 место 1 место 2 место 3 место 1 место 1 место 3 место 1 место 1 место 1 место 3 Открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Плюс» декабрь 2015 Лопатина Елизавета Лунева Юлия Лученко Илья Невежин Дмитрий 4 4 4 4 Победитель Победитель Победитель Победитель Международный дистанционный блиц- турнир по математике «Математический сундучок» февраль 2016 Шаповалова Елизавета Пахомов Вячеслав Морозов Дмитрий Волокитин Иван Павлова Майя Терских Никита 4 4 4 4 4 4 Диплом 1 степени Диплом 1 степени Диплом 1 степени Диплом 1 степени Диплом 1 степени Диплом 1 степени Закончить мне хочется строками из стихотворения «К истории» поэта, переводчика и литературоведа Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, Жизнь убеждает нас опять: ТАЛАНТАМ НАДО ПОМОГАТЬ, Бездарности пробьются сами».


В раздел образования