Автор: Чигрина Елена Витальевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 3 им. К. А. Москаленко" Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: статья Тема: "Педагогическое сопровождение одарённых детей" Раздел: среднее образование
Педагогическое сопровождение одарённых детей
В преподавании, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения,
акцент
делается
не
на
программный
материал,
а
на
организацию
индивидуальной
познавательной деятельности на основе знания её психологической природы. Учитель
анализирует сам и помогает понять ученику не только содержание того, что он усвоил, но
и
как
ему
это
удалось
сделать
(с
помощью
каких
приёмов,
техник).
Одним
легче
воспринимать на слух, у других лучше развита зрительная память. Акцент в заданиях
делается на понимании учеником того, что и как он делает.
Знание о том, как можно строить свою учебную работу, это знание особого рода и
оцениваться оно должно иначе, чем в традиционной парадигме образования.
Во-первых,
это
должна
быть
совместная
деятельность
ученика
и
учителя
с
преобладанием приоритета ученика.
Во-вторых, оценивание должно быть не только количественным (по пресловутой
пятибалльной системе), но скорее качественной, от низкого до высокого уровня развития
того или иного качества в различных сферах деятельности ученика.
Индивидуальный подход, сопровождение одарённых детей и не только… Для этого
необходим опыт, педагогическое чутье, а главное – желание.
Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся
предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ребёнка через
реализацию образовательной программы с учётом личностных потребностей ученика.
Каждому из нас приходилось (и приходится) опекать слабо успевающих учеников,
разрабатывать для них специальные программы коррекции непрочно сформированных
знаний, огорчаться, если наши усилия остаются невостребованными и радоваться даже
самым маленьким успехам.
И
если
работу
с
неуспевающими
(и,
что
греха
таить,
не
всегда
желающими
успевать) детьми я рассматриваю, как необходимую обязанность, то общение с юными
интеллектуалами – как приятную необходимость. Оно доставляет мне истинную радость.
Как известно, гении рождаются не часто, поэтому наша задача не упустить детей
способных и помочь им развить свои способности. Процесс это не быстрый и требующий
постоянного внимания. Сначала нужно заметить нестандартное мышление ребёнка в
рамках своего предмета, а затем кропотливо его развивать, отслеживая промежуточные
результаты
этого
развития
во
время
участия
в
олимпиадах,
играх,
конкурсах
и
конференциях разных уровней.
Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарёнными школьниками.
Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия
задач оригинальны, требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции. Они
же помогают школьникам развивать свои память и мышление. Но, как и любые другие
задачи, их нужно учиться решать. Здесь мало просто дать название учебника, потому что
дети, способные изо дня в день самостоятельно «грызть гранит науки» ради какой-то
призрачной
перспективы
развить
своё
мышление
или
для
того,
чтобы
бесплатно
поступить в престижный ВУЗ, встречаются крайне редко.
Поэтому
два
дня
в
неделю
по
1,5
часа
я
посвящаю
обучению
решению
олимпиадных
задач.
Дело
это
не
простое,
и
вполне
могло
бы
быть
скучным
и
неинтересным, если бы не одно, НО…
Наверное, каждому из нас знакомо чувство ЭВРИКИ. Когда внезапно становится
понятно то, что несколько секунд назад казалось чем-то сложным, страшным и вообще не
имеющим решений.
Восторженное
восклицание,
азартный
блеск
в
глазах,
и…
желание
решать.
Появляется гордость за себя, радость открытия и необходимость поделиться этим со всем
светом. Дети фотографируют решённые задачи для того, чтобы предъявить их родителям и
друзьям. Отказаться от этого практически невозможно.
Моя задача, чтобы эти маленькие открытия были на каждом занятии.
А приобретённые навыки мои ученики успешно применяют во время участия во
всевозможных олимпиадах и математических конкурсах. Стать победителем или призёром
– желанная награда за труд.
Как известно, раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых
детей
составляет
одну
их
главных
задач
совершенствования
системы
образования.
Понимая
это,
в
2013
году
мы
решили
в
качестве
эксперимента
набрать
группу
первоклассников, проявляющих способности в математике, и начать обучать их решению
нестандартных математических задач.
11 января первоклассники написали свою первую олимпиаду по математике. По
результатам олимпиады 25 учеников получили сертификаты, подписанные директором
школы,
и
были
зачислены
в
«Школу
олимпийского
резерва»,
так
мы
назвали
наш
экспериментальный курс.
Вся программа курса направлена на обучение решению олимпиадных задач, на
развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления, памяти и речи.
А сегодня я с уверенностью могу утверждать, что мы вырастили достойную смену
нашим олимпийцам.
Дети,
заканчивающие
курс
школы
олимпийского
резерва,
уже
неоднократно
становились победителями и призёрами олимпиад разного уровня по математике:
Название олимпиады
Ф.И. учащегося
Класс
Результат
Муниципальная
олимпиада младших
школьников по
математике
«Уникум» 16.05.2015
Шишкина Полина
Гончарова Екатерина
Андреев Егор
Карпова Анастасия
Лопатина Елизавета
Пахомов Вячеслав
5
5
3
3
3
3
победитель
призёр
призёр
призёр
призёр
призёр
V Всероссийская
предметная олимпиада по
математике для младших
школьников «Талантливые
дети» апрель 2015
Андреев Егор
Дегтярёв Анатолий
Лунёва Юлия
Лученко Илья
Морозов Дмитрий
Назарова Алина
Павлова Майя
3
3
3
3
3
3
3
диплом 3 степени
диплом 2 степени
диплом 3 степени
диплом 2 степени
диплом 3 степени
диплом 3 степени
диплом 3 степени
II Всероссийская
дистанционная олимпиада
с международным
участием
октябрь 2015
Похомов Вячеслав
Морозов Дмитрий
Бессонова Софья
Павлова Майя
Шаповалова Елизавета
Лученко Илья
Невежин Дмитрий
Базаркина Маргарита
Политов Владислав
Назарова Алина
Попова Альбина
Карпова Анастасия
Саргсян Даниэль
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2 место
1 место
1 место
2 место
1 место
2 место
3 место
1 место
1 место
3 место
1 место
1 место
1 место
3 Открытая Московская
онлайн-олимпиада по
математике «Плюс»
декабрь 2015
Лопатина Елизавета
Лунева Юлия
Лученко Илья
Невежин Дмитрий
4
4
4
4
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Международный
дистанционный блиц-
турнир по математике
«Математический
сундучок»
февраль 2016
Шаповалова Елизавета
Пахомов Вячеслав
Морозов Дмитрий
Волокитин Иван
Павлова Майя
Терских Никита
4
4
4
4
4
4
Диплом 1 степени
Диплом 1 степени
Диплом 1 степени
Диплом 1 степени
Диплом 1 степени
Диплом 1 степени
Закончить мне хочется строками из стихотворения «К истории» поэта, переводчика и
литературоведа Льва Озерова:
«Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
ТАЛАНТАМ НАДО ПОМОГАТЬ,
Бездарности пробьются сами».