Напоминание

Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ ЗПР на уроках биологии


Автор: Татаринова Валентина Вячеславовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловский лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Орел,Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ ЗПР на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на уроках биологии»

Ребёнок- существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей

жизни

Януш Корчак

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно

увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по

различным причинам.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с

неблагополучным состоянием здоровья, только 14% учеников общеобразовательных

учреждений практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% -

хронические заболевания.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической, психологической,

медицинской литературе употребляется по отношению к детям со слабо выраженной

недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной.

У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного

аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и

особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций.

Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, а

строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в

развитии обусловлено только причинами социального характера. При умело

организованном учебном процессе, а именно при создании у учащихся стойкой мотивации

для обучения, осознанном овладении ими учебного материала трудности эти успешно

преодолеваются.

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения»,-

писал В.А.Сухомлинский. Познавательная потребность тесно связана с радостью,

удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости

иногда разрушается, причем очень рано.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения

зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы

и возможности.

(Слайд 1)

Характерные особенности детей ЗПР:

Снижение работоспособности;

Повышенная истощаемость;

Неустойчивое внимание;

Недостаточность произвольной памяти;

Отставание в развитии мышления;

Дефекты звукопроизношения;

Своеобразное поведение;

Бедный словарный запас слов;

Низкий навык самоконтроля;

Незрелость эмоционально-волевой сферы;

Ограниченный запас общих сведений и представлений;

Слабая техника чтения;

В современных условиях, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в

специализированных, а в обычных общеобразовательных школах и классах, необходим

качественно новый подход к их обучению.

В нашей школе также есть дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В этом учебном году 6 и 7 классы разделили на две параллели, где 6б и 7б –

коррекционные классы. Кроме того, в 8 и 9 классах есть обучающиеся с ЗПР.

Для таких ребят составляем адаптированные программы, подбираем дом. задания,

посильные им.

(Слайд 2)

Для обучающихся с ОВЗ необходимо создать:

-- ситуацию успеха

-- помогать ребенку учиться “легко”

-- помогать обретать уверенность в своих способностях и силах

-- поощрять и хвалить за успехи.

(Слайд3)

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми

целями общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный ; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

(Слайд 4) Личностные УУД

Виды заданий, формирующие личностные УУД: участие в проектах; подведение итогов

урока; творческие задания; мысленное воспроизведение ситуации, картины; самооценка

события, происшествия; дневники достижений.

На уроках биологии даю задание обучающимся:

в 6 классе при изучении воздушного питания растений создаю проблемную ситуацию на

основе высказывания ученого - Как вы объясните высказывание К. А. Тимирязева о том,

что растениям принадлежит “космическая роль?

7класс- изучая кишечнополостных, спрашиваю о рефлексе. Для чего необходимо это

свойство организмам?

В 8 классе -подготовить вариант наглядного пособия к теме "Строение систем органов

человека", используя для этого различные виды наглядности: фотографии, рисунки,

схемы, и т.п.

В 9 классе, например, можно предложить подготовить проект, презентацию по

теме: “Экологические проблемы современности”.

Наиболее адекватными для данной категории детей, по моему мнению, является

применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они

направлены на повышение:

Уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Уровня развития логического мышления.

Развитие наглядно-образного и логического мышления.

Развитие речи

Развитие приемов учебной деятельности.

Развитие личностно-мотивационной сферы.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1) коррекционно-развивающие упражнения, направленные на коррекцию

внимания(умение сконцентрировать внимание и сосредоточиться)

Задание: Необходимо отгадать слово( термин или название объекта) по данным

написанным в карточке –задании. Задание связанно с работой по алфавиту.

Пример №1. Тема «Фотосинтез» (биология, 6 класс)

Попробуй угадай слово по следующим данным:

Первая буква стоит после буквы Ф вторая -перед М

третья- после Н четвертая- после П

пятая –перед П шестая – перед У

седьмая- после З восьмая – после К

последняя буква – перед М

(ответ -хлорофилл)

2) Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на коррекцию

памяти(механическое, смысловое, осознанное, ассоциативное запоминание, сохранение

информации, воспроизведение информации)

Тема: «Строение Цветка» (биология, 6класс)

Цветоножка. Лепесток. Пыльца. Пестик. Чашелистик. Венчик. Цветок. Тычинка.

Учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После диктовки ученики записывают слова

(вразброс или по порядку). Затем прочитываю снова список слов, а ученики его

проверяют и подсчитывают количество написанных слов.

«Один лишний» (7 класс)

Кто лишний и почему? Молочная планария.. Печеночный сосальщик. Бычий цепень.

Дождевой червь.

(Слайд 5) Регуляторные УУД

Существует много видов заданий, формирующих регуляторные УУД, например:

Можно дать такое задание : дана схема дыхания в организме человека.

Необходимо составить по приведенной схеме связный рассказ о работе системы дыхания.

Для лучшего восприятия информации, я использую наглядность: муляжи, чучела,

влажные препараты, таблицы

Учащимся, которым трудно словесно оформить свой ответ, я предлагаю сделать рисунок

или схему.

(Слайд 6 и 7)

Также использую задания с опорой на образец. Данные задания удобно использовать в

8 классе при изучении систем органов. Например, Тема «Пищеварительная система»

Задание «Собрать пищеварительную систему» (выдается конверт, где находятся

вырезанные из бумаги части пищеварительной системы, необходимо правильно

расположить их)

(Слайд 8) Познавательные УУД

Виды заданий могут быть разнообразны, например:

1)

дан какой-то список слов, терминов, рисунков - необходимо найти лишнее;

2) перечислены характеристики объекта или процесса - необходимо узнать, о чем идет

речь;

3) составить кроссворд со словами из пройденного материала;

4) продолжить ряд или вставить пропущенный фрагмент в текст;

5) даны слова, объекты, рисунки - расположить их в определенной последовательности;

6) представить текстовую информацию в виде таблицы или схемы.

Примеры заданий:

6 класс - Что является лишним в данных перечнях терминов - растения, животные,, грибы,

бактерии, водоросли. -Яблоко, яблоня, осина, береза.

8 класс - Что общего между парами понятий - кровь - кость.

9 класс - Рассмотрите рисунки строение растительной и животной клетки, найдите

сходства и различия

(Слайд 9) Коммуникативные УУД.

К коммуникативным УУД можно отнести задания:

прочитать текст, дать название тексту (можно выбрать из предложенных вариантов),

ответить на вопросы к тексту, найти смысловые ошибки и письменно их

прокомментировать, можно также вставить пропущенные группы слов в предложения по

прочитанному тексту;

составить подписи к кроссвордам;

сформировать определения для новых понятий.

8 класс - Тема “Кровь”. работа с текстом - Придумайте к тексту

вопросы, которые бы начинались со слов «Почему?»,«Зачем?».»Как?»

Все вышеперечисленные приемы и методы УУД в той или иной степени стимулируют

познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивает их творческие способности.

Заинтересованный в успехе усвоения учебного материала детьми, учитель организует

работу так, что работая на уроке с увлечением, ребенок продемонстрирует достаточно

прочные знания на заданном уровне, что крайне важно, поскольку рождает в детях

самоуважение, уверенность в собственных силах.



В раздел образования