Напоминание

Внеурочное занятие игра по станциям "Планирование семейного бюджета"


Автор: Суетина Елена Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Боровская основная школа"
Населённый пункт: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ШЕНКУРСКИЙ РАЙОН, ШЕНКУРСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие игра по станциям "Планирование семейного бюджета"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой

грамотности

Тема

урока/занятия:

Внеурочное занятие игра по станциям «Планирование семейного

бюджета»

Целевая группа:

4 класс

Цель занятия:

Воспитание грамотного финансового мышления и культуры обращения

с деньгами при составлении семейного бюджета.

Планируемые

результаты:

Сформированность понятий:

Доходы, расходы, семейный бюджет, сбалансированный бюджет,

избыточный бюджет, дефицит бюджета, обязательные расходы,

желательные расходы, непредвиденные расходы.

Сформированность предметных умений:

Понимание и правильное использование экономических терминов

Сформированность установок:

Умение понимать и принимать учебную задачу, умение проявлять

инициативу, самостоятельность, умение работать в группах, умение

показать свои знания по финансовой грамотности при выполнении

заданий.

Понимание, освоение, овладение компетенцией:

понимание цели своих

действий, умение осуществлять информационный поиск, умение добывать

новые знания, умение осуществлять логические операции: сравнение,

анализ, обобщение.

Базовая

технология

Игра по станциям.

Средства

обучения

А) Технические: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point

__________________________________________________________

Б) Дидактический материал: 1. Финансовая грамотность. Учебная

программа, Ю.Корлюгова, Е.Гоппе, 4 класс, Москва, Вако, 2018 г.

2. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, Г.Гловели,

Е.Гоппе, 4 класс, Москва, Вако, 2018 г.

3. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя,

Ю.Корлюгова, Е.Гоппе, 4 класс, Москва, Вако, 2018 г.

Раздаточный материал: 1. Карточки с понятиями ( деньги, зарплата,

доход, бюджет, расходы) – 5 шт,

2. Карточка с темой занятия (Планирование семейного бюджета) – 1 шт.

3. Карточка с заданиями желтого цвета – 3 шт,

4. Карточка с заданиями белого цвета – 3 шт,

5. Карточка с заданиями розового цвета – 3 шт,

6. Карточка с заданиями голубого цвета – 3 шт,

7. Разрезные карточки с пословицами – 3 шт,

8. Бумажный кошелёк – 3 шт,

9. Пустые карточки размером 1см на 6 см – 36 шт,

10. Красные сердечки-15 шт, желтые сердечки – 15 шт, розовые

сердечки – 15 шт,

11. Карточки с названиями станций: «Познавательная», «Статьи

бюджета», «Собери пословицу», «Семейный доход», «Планирование

семейного бюджета»

__________________________________________________________

Расстановка парт

и стульев

Расстановка парт по типу «Елочка» 6 парт по 2 вместе, по 5 стульев за

каждой парой парт.

План урока, занятия, мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность ученик

Образовательный

эффект*

этап 1. Организационно-мотивационный этап. 1 мин.

1

Проверка готовности к занятию.

Рассаживание по командам.

Рассаживаются по

командам.

Умение

организовывать свое

рабочее место, четко

следовать командам.

этап 2. Этап актуализации знаний. 3 мин.

2

Чтобы узнать, чему посвящено

наше мероприятие отгадайте

загадки:

1.Бывают

купюры,

бывают

монеты

Любого размера и разного цвета.

Мы ими расплачиваемся на кассе,

Не купишь без них ни печенья, ни

кваса.

Мы с ними идем всегда в магазин,

Папа за них покупает бензин.

Мне – игрушки, маме – серьги,

Может он купить за … (деньги)

(карточка на доску)

2. На работе всем за труд

Её честно выдают.

От врача до дипломата

Получают

все…(зарплату)

(карточка на доску)

3. Кто активно трудится весь год,

Тот скорее увеличит свой …

(доход) (карточка на доску)

4. Куда потратить деньги, куда

нет.

Так распределяется ….(бюджет)

(карточка на доску)

5. Хрюша требуется мне, та, что с

дыркой на спине.

Чтоб хранить свои доходы, на

карманные

….(расходы)

(карточка на доску)

Что объединяет все эти слова?

Отгадывают загадки

Ответы детей

Понимание

экономических

терминов

(Слова вывешиваются на доске)

этап 3. Постановка учебной задачи. 3 мин.

3

А теперь я предлагаю послушать

вам небольшой рассказ.

Собралась однажды вся семья по

магазинам. Поход удался на

славу. Маме купили новую шубу,

папе – новое ружье, бабушке –

лекарство, а дедушке новые очки,

так как старые сломались. Брат

записался в секцию по боксу, ему

купили боксерские перчатки.

Младшей сестренке – куклу.

Истратили все деньги, которые

были в семье. Пришли домой

довольные, а в почтовом ящике

квитанции на оплату за

электроэнергию, воду, телефон и

газ. Сели они всей семьёй и

думают что делать?

Ребята, как вы думаете что

надо учитывать при таких

покупках?

Чему будет посвящено наше

мероприятие?

Чему мы должны научиться?

Тема нашего сегодняшнего

мероприятия «Планирование

семейного бюджета» (Тема

вывешивается на доске) А

проведем мы его в игровой

форме. Мы с вами будем учиться

планировать семейный бюджет,

чтобы в дальнейшем вы смогли

применять свои навыки в ведении

домашнего хозяйства при

планировании доходов и

расходов. Вы разделились на 3

команды, каждая команда это

отдельная семья. А у каждой

семьи должна быть своя фамилия.

Придумайте интересные фамилии

для своих команд.

Слушают учителя.

Анализируют услышанное,

дают ответы.

Ответы детей

Каждая команда

придумывает свою фамилию

Умение рассуждать,

анализировать,

высказывать свое

мнение и решать

проблемный вопрос.

этап 4. Этап открытия новых знаний. 33 мин.

4

Итак, 1-я наша станция

«Познавательная»

Ребята, а что такое семейный

бюджет?

Верно ребята это план

регулирования семейных доходов

и расходов. (Слайд 2)

Дают ответы

Слушают учителя

Показывают знания

по теме «Семейный

бюджет»

А вы знаете, что слово «Бюджет»

пришло к нам из французского

языка и в переводе означает

«сумка, кошелёк» (Слайд 3)

Существуют различные виды

семейного бюджета:

1.Сбалансированный – когда

доходы равны расходам

2.Избыточный – доходы больше

расходов

3.Дефицит бюджета – доходы

меньше расходов (слайд 4-5)

И чтобы в семье не было

дефицита бюджета нужно уметь

планировать семейный бюджет.

А сейчас на ваших партах

возьмите желтые или белые

листочки. На желтых листочках

вы должны установить

соответствие, что относится к

доходам, а что к расходам. А на

белых листочках вы так же

должны выделить, что относиться

к доходам подчеркните одной

чертой, что к расходам

подчеркиваете двумя чертами.

Каждая команда сама выбираете

какое задание будет выполнять.

(Приложение №1-2)

(Команда, которая справилась

первая и верно получает жетон

Работают в командах

задание на выбор.

Получение

дополнительной

информации

Умение оперировать

понятиями «доходы»

и «расходы». Уметь

делать выбор.

5

2-я станция «Статьи бюджета»

Вы знаете, что семейный бюджет

делиться на три статьи.

На какие?

(слайд 6-7)

На ваших партах возьмите

розовые листочки. На этих

листочках вы должны заполнить

статьи бюджета.

(приложение № 3)

(Команда, которая справилась

первая и верно получает жетон)

Ответы детей

Работают в командах

Показывают знания

по теме «Статьи

семейного бюджета»

Умение оперировать

понятиями

«Обязательные

расходы»,

«Желательные

расходы»,

«Непредвиденные

расходы»

6

3-я станция «Собери пословицу»

Ребята у меня на доске

разлетелись слова в пословицах.

Каждая команда должна на

определенной части доски

собрать свою пословицу.

(приложение № 4)

(Команда, которая справилась

Работают в командах у

доски

Умение работать

слажено в командах,

вспоминают

пословицы о деньгах.

первая и верно получает жетон)

7

Физкультминутка:

Кто живёт у нас в квартире

(шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в

ладоши)

Кто живёт у нас в квартире

(шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре (показываем

пальцем и считаем)

Всех могу пересчитать (шагаем на

месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем

в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка

(наклоны вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я

( повороты туловища вправо,

влево)

Вот и вся моя семья (хлопаем в

ладоши)

Выполняют

физкультминутку

8

4-я станция «Семейный доход»

Ребята, а откуда берутся деньги в

семье? (слайд 8)

На ваших партах лежат

кошелечки из бумаги и маленькие

бумажки. Вы должны на

маленьких бумажках записать

источники доходов, чем больше

бумажек окажется в вашем

кошелёчке, тем больше

источников дохода будет в вашей

семье.

(Приложение № 5)

(Команда, которая справилась

первая и верно получает жетон)

Ответы детей

Работают в командах

Показывают знания

по теме: «Семейный

доход»

Умение оперировать

понятиями

«Источники

семейного дохода»

9

5-я станция «Планирование

семейного бюджета»

Сейчас каждая семья спланирует

свои семейный бюджет. Только

не забывайте, чтобы правильно

планировать свой бюджет, всегда

нужно помнить про то, что

расходы могут быть

обязательные, желательные и

непредвиденные.

У вас на партах голубые

листочки. На них в таблице

записаны все доходы вашей

семьи, а ниже под таблицей

записаны расходы. Вы должны

составить свои семейный бюджет

используя данные расходы, но

помните, ваши расходы не

должны превышать ваших

доходов.

(приложение № 6)

(Команда, которая справилась

первая и верно получает жетон)

Посмотрите, что образовалось в

вашем семейном бюджете,

дефицит или экономия?

Работа в командах.

Ответы детей

Умение планировать

свои семейный

бюджет

этап 5. Этап подведения итогов. 3 мин.

10

Ребята давайте подведем итог

нашего мероприятия. Посчитайте

жетоны в своих командах. Вы

сегодня очень хорошо

потрудились и каждая «семья»

заработала деньги. У кого-то их

чуть больше, у кого-то чуть

меньше. Те, кто хорошо трудился

получил высокую зарплату, те,

кто был менее активен, получил

меньше. Но я желаю всем вам,

чтобы ваша жизненная

активность была всегда на

высоте. Чему

мы с вами сегодня научились?

Что нужно делать, чтобы в семье

было больше доходов?

А на чём можно экономить?

(слайд 9 -10)

Каждому из вас я подготовила

памятки «Советы по экономии

семейного бюджета»

(приложение № 7)

Ответы детей

Усвоение

полученных знаний

этап 6. Оценочно - рефлексивный. 2 мин.

11

У вас на партах лежат сердечки:

Кому было интересно –

поднимите красное сердечко

Кто считает, что эти знания

пригодятся в жизни – поднимите

– розовое сердечко.

Кто хорошо работал и помогал

своей команде «своей семье» -

поднимите желтое сердечко.

А закончить наше мероприятие я

хочу небольшим стихотворением.

(слайд 11) Больше

работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям

даешь,

Оценивают свою

деятельность

Умение оценивать

свою деятельность

Старым и малым, и тем, кто в

нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не

зевай,

Прибыль свою и страны

умножай.

Прибыль – трудам и уменью

награда.

Как получить ее? Думать тут

надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж

прости,

В жизни у нас нет другого пути!

Приложение № 1

Установи соответствие

Статьи бюджета

Примеры

Доходы

Приобретение бытовой техники

Стипендия старшего брата студента колледжа

Оплата электроэнергии

Зарплата мамы

Расходы

Налог за машину

Премия папы

Покупка зимних сапогов младшей сестре

Приложение № 2

Доходы и расходы

Что относится к доходам - подчеркни одной чертой, что относится к расходам- подчеркни двумя чертами

Премия мамы, покупка велосипеда, продажа картофеля с личного огорода, оплата

электроэнергии, зарплата папы, продукты питания, покупка лекарства, оплата детского лагеря

Приложение № 3

Заполни статьи бюджета

Обязательные расходы

Желательные расходы

Непредвиденные расходы

Приложение № 4

Собрать пословицу

1.Пословица «Нелегко деньги

нажить, а легко прожить».

нелегко

деньги

нажить

а

легко

прожить

2.Пословица « Деньги хороший

слуга, но плохой хозяин»

деньги

хороший

слуга

но

плохой

хозяин

3.Пословица «Лишняя денежка

карману не в тягость»

лишняя

денежка

карману

не

в

тягость

Приложение № 5

«Семейный доход»

Приложение № 6

Составить планирование семейного бюджета для семьи: Папа, мама, бабушка и два

сына.

Доходы

Сумма руб.

Расходы

Сумма руб.

Зарплата папы

35000

Зарплата мамы

27000

Пенсия бабушки

17000

Стипендия старшего

брата

3000

Сдача квартиры в

аренду

6000

Всего:

88000

Всего:

Лекарства для бабушки – 700 руб.

Оплата электроэнергии – 1500 руб.

Продукты на месяц – 25000 руб.

Бытовая химия (стиральный порошок, мыло, шампунь) – 1500 руб.

Музыкальная школа – 3000 руб.

Оплата за квартиру -1200 руб.

Бензин для автомобиля – 4000 руб.

Книги – 1000 руб.

Велосипед – 25000 руб.

Кроссовки брату – 3000 руб.

Платье маме- 2000 руб.

Удочка для рыбалки папе – 2500 руб.

Мороженное и конфеты – 1500 руб.

Оплата кредита – 2000 руб.

Поход в кино – 1000 руб.

Покупка осенней куртки младшему сыну – 2500 руб.

Приложение № 7

Памятка «Советы по экономии семейного бюджета

1. Сразу откладывайте деньги на обязательные платежи.

2. Перед тем, как пойти в магазин за покупками, составьте список и придерживайтесь его.

3. Покупайте товар (вещи, продукты, бытовую химию) по оптовым ценам.

4. Не покупайте вещь, если она вам не нужна и вы можете без нее легко обойтись.

5. Экономьте воду, электроэнергию, газ – не оставляйте их включенными без надобности.

6. Бережно относитесь к своим вещам, чтобы они дольше служили вам.

7. Старайтесь откладывать из ваших доходов каждый месяц 10% для накопления

(непредвиденные расходы, покупка крупной вещи, поездка на отдых и т.д.).

8. Если у вас имеется крупная сумма денег, положите ее в банк на депозит

Удачи вам во взрослой жизни!



В раздел образования